СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"»


Государственное профессиональное автономное образовательное учреждение ЯО

Ростовский колледж отраслевых технологий



Утверждено:

Директор ГПАОУ ЯО РКОТ

_____________ Кудрявцева Т.Н.

«____» __________2020



РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Безопасность жизнедеятельности


по специальности СПО

«Коммерция» (по отраслям)
























2020 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО) –

ППКРС по профессии «Коммерция» (по отраслям) 38.02.04. утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 15.05.14 №539

Рабочая программа разработана преподавателем Юхтиной Н.В.




Рабочая программа рассмотрена и согласована на заседании МК ОД


Дата_____________ Председатель МК ОД____________

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

14

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО) –программа подготовки специалистов среднего звена

ППССЗ по специальности СПО утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 15.05.15 №539


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:


  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:


  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часов.

























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия

2

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:


подготовка докладов и рефератов


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности


6


Тема 1.1. Введение

1.Основные цели и задачи учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основные термины и определения: среда обитания, природные и техногенные факторы окружающей среды, производственная среда, опасные зоны и рабочее место, безопасность, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, экологическая безопасность профессии. Роль дисциплины в процессе освоения основной профессиональной деятельности.


1

1

Тема 1.2. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека

5

2.Современное состояние и негативные факторы среды обитания. Принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Системы восприятия человеком состояния среды обитания. Классификация основных форм деятельности человека.

3. Работоспособность и пути ее повышения. Особенности труда женщин и подростков. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Микроклимат и рациональная организация рабочего места. Рациональные условия жизнедеятельности. Охрана окружающей природной среды. Ответственность за загрязнение окружающей природной среды.

1




1








2

4.Понятие о производственной санитарии. Классификация условий труда. Опасные и вредные производственные факторы. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Эргономика и техническая эстетика. 5.Защита при эксплуатации ПЭВМ. Воздействие вредных производственных факторов на здоровье человека. Методы и средства защиты от вредных и опасных производственных факторов.

1

1

Лабораторная работа:

1






3







6.Определение загрязнений воздушной среды и эффективности средств контроля, выбор и расчет средств очистки выбросов в атмосферу, выбор методов и средств защиты от тепловых излучений.

Самостоятельные занятия:

-Изучение дополнительной литературы

-Работа с конспектами уроков

- Подготовиться к лабораторной работе.

Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях


12


Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации мирного времени

12

7.Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Характерные признаки ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения, по возможности предотвращения ЧС.

8. Чрезвычайные ситуации природного происхождения: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические, космические. Мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту


1


1














2




9.Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Общая характеристика и классификация. Аварии на транспорте, предприятиях. Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах.

10.Действия населения при техногенных ЧС. Индивидуальная защитная одежда.

1


1

11.Чрезвычайные ситуации социального происхождения: терроризм, шантаж, мошенничество, разбой, бандитизм, инфекционные заболевания.

1



12.Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации.

13.Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации. Принцип защиты. Основные способы защиты. Основные мероприятия защиты в условиях ЧС.

1

1




14.Организационная структура обеспечения электробезопасности на предприятиях. Средства коллективной и индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Основные требования безопасности при проведении ремонтных работ и обслуживании электротехнических устройств.

15. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах. Организация работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях. Требования и правила пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и пожарная сигнализация. Применение первичных средств пожаротушения

1

1

Практические занятия

3

1


1


1








6


16.Организационная структура обеспечения электробезопасности на предприятиях.

Пожарное оборудование и системы контроля и пожарной сигнализации на предприятиях.

17.Тактика тушения пожара. Спасание и эвакуация пострадавших.

18.Выбор средств обеспечения электробезопасности.

Определение эффективности методов и средств защиты от ионизирующих излучений.

Самостоятельные занятия:

-Изучение дополнительной литературой

-Оформление результатов практических работ

-Составить таблицу «Классификация ЧС»

- Подготовиться к практической работе.

-Работа с конспектами уроков

Раздел 3. Чрезвычайные ситуации военного времени


10

2



Тема 3.1. Организация защиты от оружия массового поражения

10

19.Характеристика оружия массового поражения: ядерное, химическое, бактериологическое и его поражающие факторы. Способы защиты населения от оружия массового поражения.

20. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита предприятия после применения противником оружия массового поражения (ОМП).

21. Специальная обработка после выхода из зоны заражения. Защита при радиоактивном загрязнении. Защита при химическом загрязнении.

22. Обеспечение населения и формирований средствами индивидуальной защиты. Укрытие населения в защитных сооружениях.

Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи.

23.Задачи и основные мероприятия гражданской обороны. Основные задачи ГО. Формирование ГО. Режимы функционирования ГО. Руководство ГО.

1



1


1


1




1


Практические занятия

5




5


24.Поражающие факторы ОМП.

25.Специальная обработка после выхода из зоны заражения ОМП.

26.Индивидуальные средства защиты от ОМП

27.Приборы радиационного, химического наблюдения и разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения.

28. Контрольная работа по теме 3.

Самостоятельные занятия:

-Работа с учебником, дополнительной и справочной литературой, ответы на вопросы параграфов

-Подготовиться к практической работе.

-Работа с конспектами уроков

Раздел 4. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций


12



2

Тема 4.1. Устойчивость функционирования объектов экономики и технических систем.

12

29.Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.

30. Понятие устойчивости работы объектов экономики. Факторы определяющие устойчивость работы объектов. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов



1


1




1



1

1



1



1





31. Зависимость безопасности на предприятиях от природных факторов в нормальных условиях эксплуатации. Зависимость безопасности на предприятиях от стихийных явлений.

32. Защита предприятий и населения в ЧС. Психологические аспекты безопасности в ЧС. Ликвидация ЧС и их последствий. Причины неустойчивой работы предприятий.

33.Общие требования безопасности. Индивидуальные средства защиты (ИСЗ). 34.Безопасность работ по профессии. Основы безопасности при ремонте электрооборудования. Правила безопасности при работе ручным инструментом. 35.Организация рабочего места. Безопасность при эксплуатации установок и вспомогательных механизмов. Инструктаж по охране труда для работников предприятия.

36.Отрицательное воздействие предприятий на окружающую природную среду. Отходы - источник негативных факторов техносферы. Проблема утилизации твердых и жидких отходов. Национальное законодательство и международные конвенции по охране окружающей среды.

2

Практические занятия










6


37.Зависимость безопасности на предприятиях от природных факторов в нормальных условиях эксплуатации.

38.Определение методов и средств защиты от вибрации и шума в производственных условиях.

39.Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля.

Определение методов и средств поддержания оптимальных санитарно-гигиенических условий труда на предприятиях

40. Контрольная работа по теме 4.

Самостоятельные занятия:

- Работа с учебником и дополнительной литературой

-Подготовка сообщения на тему: «Отрицательное воздействие человека на окружающую среду»

-Составить таблицу «Классификация приборов химического контроля»

Раздел 5. Основы военной службы.


17

2

Тема 5.1. Вооруженные силы Российской фф13Федерации- защитники нашегоФедерации – защитники нашего Отечества

41.Национальная безопасность РФ. Основы военной службы и обороны государства. История и предназначение Вооруженных Сил. Вооружение и боевая техника Российской армии и флота. Боевые традиции и символы воинской службы.

1

42.Организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке.

43. Порядок прохождения военной службы. Назначение на воинские должности.

44.Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной служб.

45.Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО.

46.Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы

1

47.Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение.

48. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

49.Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе.

50.Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

51.Единоналичие - принцип строительства Вооруженных Сил РФ. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, - постепенно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

52.Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

53.Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ.

1


Практические занятия

1


















54.Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Ориентирование в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельное определение среди них родственных полученной профессии.

55. Применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией. Владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы

56.Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива. Структура Вооруженных Сил и порядок прохождения военной службы. Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

57. Контрольная работа по теме 5.

Самостоятельные занятия:

-Изучение дополнительной литературы.

-Работа с конспектами уроков


Раздел 6. Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций.




10

2

Тема 6.1. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в судовых условиях в чрезвычайных ситуациях

58.Оценка состояния пострадавшего и первичные реанимационные меры. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

1

59.Помощь при ушибах, вывихах, переломах конечностей и кровотечениях из ран.

1

60.Помощь при травмах головы, синдромах сдавливания, переломах позвоночника, внутренних кровотечениях.

1

61.Помощь при ожогах, обморожениях, замерзании, тепловых и солнечных ударах и при отравлениях.

1

62.Приемы спасения утопающих и первая медицинская помощь при утоплении, при потере сознания и поражении электрическим током.

1

Практические занятия








5


63.Меры по оказанию первой помощи при различных отравлениях.

64.Способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

65.Способы наложения стерильной повязки при различных травмах.

66.Способы оказания первой медицинской помощи при утоплении.

67.Способы иммобилизации при переломах.

Самостоятельные занятия:

-Изучение дополнительной литературы.

-Работа с конспектами уроков

- Подготовиться к зачету.

68. Итоговая аттестация в форме диф. Зачета.

Всего:

102 (68ауд, 34с.р.)



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»


Оборудование учебного кабинета:

- мультимедийное оборудование (ПК+ проектор)

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Защита населения от ЧС»;

- образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и медицинские средства;

- комплект учебно-наглядных пособий, плакатов и планшетов «Боевые традиции и символы воинской чести».



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф.учеб. заведений. -8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  2. Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Сологуб Т.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах: Справочник. – М.: Транспорт, 2000.

  3. Крымов И.С. Основы борьбы за живучесть судна: Справочное пособие. – М.: ТРАНСЛИТ, 2006.

  4. Семехин Ю.Г. Управление безопасностью жизнедеятельностью: учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.

Дополнительные источники:

  1. Дмитриев В.И., Латухов С.В. Основы морской практики: Учебное пособие. – СПб.: Издательство « РАПП», 2008.

  2. Дмитриев В.И. Обеспечение живучести судов и предотвращение загрязнения окружающей среды. – М.: МОРКНИГА, 2010.

  3. Международный Кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) – СПб.: ЗАО « ЦНИИМФ». 2009.

  4. Наставление по борьбе за живучесть судов минречфлота РФ.- М.: РКонсульт, 2006.

  5. МКУБ Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судна и предотвращению загрязнения. Резолюция А741(18) – ISM Code. – М.: Моркнига, 2008.

  6. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74). – СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2008.

  7. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несение вахты 1978 г.(ПДМНВ-78). – СПБ.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2002.



Интернет-ресурсы:

  1. http\\www.morehod.ru

  2. http\\www.mariners.narod.ru

  3. http\\www.marinesft. narod.ru

  4. http\\www.netharbour.ru

  5. http\\www.moryak. biz.ru

  6. http\\www.marinesft. narod.ru

  7. http\\www. randewy.ru


АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:

  1. Видеофильм «Оказание доврачебной помощи»

  2. Видеофильм «Защита населения от ЧС природного характера»

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

практические занятия, лабораторные работы


предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

лабораторные работы

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

практические занятия, домашние работы

применять первичные средства пожаротушения;

практические занятия,

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

практические занятия, домашние работы

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

практические занятия, домашние работы

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

практические занятия

оказывать первую помощь пострадавшим;

практические занятия, контрольная работа, домашняя работа

Знания:


принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

контрольная работа, домашняя работа

основы военной службы и обороны государства;

практические занятия

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;


практические занятия

способы защиты населения от оружия массового поражения;


практические занятия

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;


практические занятия, домашние работы

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;


практические занятия

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;


практические занятия. домашние работы

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;


практические занятия

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


практические занятия, контрольная работа, домашняя работа

Итоговая аттестация по предмету

Дифференцированный зачет




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!