Министерство образования Новосибирской области
Искитимский филиал ГБПОУ НСО
«Новосибирский строительно-монтажный колледж»
Рассмотрено: | | «Утверждаю» |
На заседании ПЦК | | Зав. учебной частью: |
Технологических дисциплин | | Пицына Т.М.. __________ |
Протокол № ___ от «__»_____2018 | | «___»____________2018 |
ППЦК _________Горбачева М.М. | | |
Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины
ОП.06 Экономика организации
основной профессиональной образовательной программы
Специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах и примерной основной образовательной программы
Организация-разработчик: Искитимский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский строительно-монтажный колледж»
Разработчик: Рычагова Наталья Яковлевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, первой квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ
I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 | |
II.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 | |
III.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 11 | |
IV.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 12 ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОП.06 Экономика организации принадлежит к профессиональному учебному циклу, взаимосвязь с дисциплиной Бухгалтерский учет
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен освоить профессиональные компетенции:
Код | Профессиональные компетенции |
ПК.2.3. | Решать вопросы администрирования базы данных |
ПК.2.4. | Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных |
Освоение дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
Код | Общие компетенции |
ОК.01 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.02 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.03 | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК.04 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.05 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК.06 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК.07 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК.08 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК.09 | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие положения экономической теории;
- организацию производственного и технологического процессов;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- методику разработки бизнес-плана.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 44 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (если предусмотрено) | 0 |
практические занятия (если предусмотрено) | 8 |
контрольные работы (если предусмотрено) | 0 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 0 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 22 |
в том числе: для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) конспектирование текста использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет или др. создание фильмов, мультимедийных презентаций. для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции повторная работа над учебным материалом составление плана и тезисов ответа составление таблиц для систематизации учебного материала изучение нормативных материалов ответы на контрольные вопросы аналитическая обработка текста подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции подготовка рефератов, докладов тестирование для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу решение вариантных задач и упражнений выполнение схем выполнение расчетно-графических работ решение ситуационных производственных (профессиональных) задач подготовка к деловым играм проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности упражнение на тренажере рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио и видеотехники и др. | |
самостоятельная работа над курсовым проектом (работой) (если предусмотрено) | 0 |
……………… Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии | 0 |
Итоговая аттестация в форме (указать) Дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Введение. Понятие экономика, ее цели и проблемы | 2 | |
Раздел 1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект | | 10 | |
Тема 1.1. Организационно-правовые формы организаций (предприятий) | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Предпринимательство, его виды. Формы собственности в РФ | 1 |
2 | Организационно-правовые формы предприятий |
Практические занятия | - | |
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов лекций | 2 |
Тема 1.2. Производственная структура предприятий | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Роль предприятия в условиях рынка. Отраслевые особенности предприятий | 1,2 |
2 | Структура кадров предприятия. Производственная структура предприятия | |
Практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающихся: реферат пол теме «Организационно-правовые формы предприятий» | 1 |
Тема 1.3. Производственные процессы | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Производственный процесс, его элементы, типы производства |
2 | Производственный процесс, цикл. Технологические процессы |
3 | Энергосберегающие технологии |
Практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающихся: реферат по теме «Энерго и –материалосберегающие технологии» | 1 |
Раздел 2. Материально-техническая база организации (предприятия) | | 16 |
Тема 2.1.Основной капитал | Содержание учебного материала | 7 |
1 | ОПФ, их классификация, виды оценки | 1,2,3 |
2 | Расчет показателей эффективного использования ОПФ | |
3 | Производственная мощность предприятий |
Практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающихся: расчет среднегодовой стоимости ОПФ и амортизационных отчислений, показателей состояния, движения и эффективного использования ОПФ | 1 |
Тема 2.2. Оборотный капитал | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Оборотные средства, их классификация, методы экономии |
2 | Материальные ресурсы, их использование |
Практические занятия | 2 |
Практическое занятие № 1. Расчёт показателей использования ОПФ и ОС. |
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение на тему «Способы экономии ресурсов» | 1 |
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Инвестиции, их классификация, источники формирования |
2 | Инвестиционные процессы, источники их финансирования. Расчет эффекта от вложения средств |
Практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающихся: реферат на тему «инвестиции» | 2 |
Раздел 3. Организация труда и заработной платы на предприятии | | 10 |
Тема 3.1. Формы и системы оплаты труда | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Труд, его виды, мотивация труда. Формы и системы оплаты труда |
2 | Расчет заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды |
Практические занятия | 2 |
Практическое занятие №. Расчет заработной платы |
Самостоятельная работа обучающихся: расчет заработной платы и внебюджетных отчислений | 2 |
Раздел 4. Основные показатели деятельности организации(предприятия) | | 18 |
Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по статьям и элементам |
2 | Точка безубыточности производства |
Практические занятия | 2 |
Практическое занятие № 3. Калькуляция себестоимости по статьям и элементам затрат |
Самостоятельная работа обучающихся: расчет себестоимости и точки безубыточности | 2 |
Тема 4.2. Ценообразование на предприятии | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Виды и системы цен |
2 | Ценовая политика предприятий |
3 | Расчет цены товара |
Практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающихся: расчет цены товара | 2 |
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Прибыль, её виды, источники, направления распределения |
2 | Налоги предприятия. Рентабельность |
Практические занятия | 2 |
Практическое занятие № 4. Расчет налогов, прибыли и рентабельности |
Самостоятельная работа обучающихся: расчет налогов, чистой прибыли и рентабельности | 2 |
Раздел 5. Планирование деятельности предприятия (организации) | | 11 |
Тема 5.1. Планирование деятельности организации (предприятия). | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Планирование деятельности предприятия как функции управления |
2 | Принципы и методы планирования |
3 | Внутрифирменное планирование, его этапы и элементы |
4 | Бизнес-планирование, методика разработки |
Итоговая контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: реферат «Бизнес-план предприятия» | 2 |
Тема 5.2. Основные технико-экономические показатели деятельности организации | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Доход предприятия, его сущность, значение |
2 | Основные технико-экономические показатели работы предприятия |
Практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающихся: расчёт основных технико-экономических показателей работы предприятия, подготовка к зачету | 3 |
| Самостоятельная работа | 22 |
| Теоретические занятия Практические работы | 36 8 |
Всего: | 66 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета Экономики
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Рабочее место преподавателя и обучающихся, специализированная мебель и системы хранения, информационно-тематический стенд, персональные компьютеры, раздаточный материал, справочная, нормативная литература, учебники, учебные и методические пособия
_____________________________________________________________________________
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гомола А.И. Экономика для профессии и специальностей социально-экономического профиля. / А.И. Гомола, П.А.Жанин, В.Е. Кириллов. Практикум. – М.: ОИЦ «Академия», 2015.
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. / А.И. Гомола, П.А.Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: ОИЦ «Академия», 2014.
Дополнительные источники:
Жидаева В.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. /Жидаева В.В. - М.: Академия, 2016.
Путилова Н.Н. Экономика организации (предприятия): Практикум: Учебное пособие. / Н.Н. Путилова. – Новосибирск: НГАВТ, 2015.
Риски в предпринимательской деятельности, журнал.
Русанов Д.К. Организация предпринимательской деятельности. / Д.К. Русанов. - Новосибирск: НГАВТ, 2015.
Экономика организаций. /Под ред. И.В.Сергеева, И.И.Веретенникова. – М.: ТК ВЕЛБИ, 2016.
3.3. Организация образовательного процесса
Изучению учебной дисциплины ОП.06 Экономика организации должно предшествовать освоение дисциплины Математика
____________________________________________________________________________
Учебная дисциплина ОП.06 Экономика организации является основой для изучения учебной дисциплины Бухгалтерский учет, региональная экономика
____________________________________________________________________________,
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками Искитимского филиала ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж», а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения - рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; - находить и использовать необходимую экономическую информацию. Знания - общие положения экономической теории; - организацию производственного и технологического процессов; - механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; - материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; - методику разработки бизнес-плана. | - расчет основных технико-экономических показателей деятельности организации по индивидуальным и групповым заданиям, делает выводы; - поиск и использование необходимой экономический информации, нормативных актов, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность с помощью ПК и специальной литературы; - знает общие положения экономической теории, ее цели и проблемы; - знает как происходят производственный и технологический процессы на предприятии, какие ресурсы для этого используются; - знает порядок установления цен на предприятии, структуру налогов, формы и системы оплаты труда в РФ, порядок их начисления; - знает состав материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - знает основы внутрифирменного планирования, методику разработки бизнес-плана. |
7