Специальность: 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика организации разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (базовая подготовка), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 января 18 г. № 25.
Разработчики: А.С. Завгородняя, преподаватель,
О.И. Калужина, преподаватель
стр.
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 18
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 19
Учебная дисциплина Экономика организации является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов базовой подготовки.
Учебная дисциплина Экономика организации обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов базовой подготовки. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии профессиональных и общих компетенций:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Место строительной отрасли в экономике страны | Содержание учебного материала | 2 | ОК1., ОК 2. |
1. Роль и значение отрасли в системе экономики страны. Задачи развития дорожного хозяйства России. Развитие Единой транспортной системы. |
2. Деятельность подрядных организаций и заказчиков в дорожном хозяйстве. Развитие предпринимательства и саморегулирование в строительстве. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Задачи развития дорожного хозяйства России. Проблемы и перспективы развития Единой транспортной системы. Развитие предпринимательства в строительстве. | 1 |
Тема 2. Организационно-правовые формы организации | Содержание учебного материала | 2 | ОК1., ОК 2., ОК 10 |
1. Цель создания и функционирования организации. Внешняя и внутренняя среда организации. Классификация организаций. Отраслевые особенности структуры организации. Принципы классификации организационно-правовых форм организаций. Хозяйственные товарищества и общества. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Взаимодействие предприятия с внешней средой. Организационно-правовые формы предприятий, хозяйственные объединения, функционирующие в дорожной отрасли. | 1 |
Тема 3. Предпринимательская деятельность организации | Содержание учебного материала | 2 | ОК1- ОК 7, ОК 09- ОК11 |
1. Понятие предпринимательства. Субъекты предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности. |
2. Развитие предпринимательства и саморегулирование в строительстве. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Экономические социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательства. Виды и формы предпринимательства. | 1 |
Тема 4. Основные фонды организации | Содержание учебного материала | 10 | ОК1., ОК 2., ОК 05 |
1. Основные производственные фонды предприятия: понятие, состав, структура. Виды оценок и износа основных фондов. |
2. Сущность основных фондов. Структура основных фондов. Источники формирования основных фондов. |
3. Амортизация основных фондов. |
4. Показатели использования основных фондов. Алгоритм расчета показателей использования основных фондов. Основные направления улучшения использования основных фондов. |
5. Нематериальные активы, их виды, способы амортизации. Нематериальные активы, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Объекты интеллектуальной собственности. |
6. Лизинг, понятие, назначение, классификация, виды, формы. Субъекты лизинговой сделки. Договор лизинга. Порядок расчета лизинговых платежей. Использование лизинга предприятиями дорожного хозяйства. |
Практическое занятие № 1. Определение стоимости основных фондов и расчет амортизационных отчислений. | 2 |
Практическое занятие № 2. Расчет показателей использования основных фондов. | 2 |
Практическое занятие № 3. Расчёт лизинговых платежей. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Классификация основных фондов. Методы амортизации. Значение лизинга для строительной сферы. | 1 |
Тема 5. Оборотные средства организации | Содержание учебного материала | 6 | ОК1., ОК 2., ОК 05 |
1. Сущность, состав, структура оборотных средств организации. Состав и классификация оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. Методика определения потребности предприятия в оборотных средствах. |
2. Коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота в днях, коэффициент загрузки. Абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. |
Практическое занятие № 4. Расчет величины оборотных средств организации. Расчет показателей использования оборотных средств. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Классификация оборотных средств. Анализ оборотных средств. | 2 |
Тема 6. Кадры и производительность труда в дорожном хозяйстве | Содержание учебного материала | 12 | ОК1., ОК 2., ОК 03., ОК4., ОК 05., ОК 10., ОК 11. |
1. Персонал организации: понятие и классификация. Движение кадров. Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов. |
2. Производительность труда, показатели и методика их определения. Факторы и пути повышения производительности труда. |
Практическое занятие № 5. Расчет состава комплексной бригады: составление калькуляции на устройство покрытия с использованием сборника ЕНиР 17 | 4 |
Практическое занятие № 6. Определение состава комплексной бригады по профессиям и разрядам на основании, составленной калькуляции (см. практическое занятие № 5) | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Система управления персоналом: принципы и методы управления. Определение потребности в персонале и планирование его численности. | 1 |
Тема 7. Нормирование труда | Содержание учебного материала | 2 | ОК1., ОК 2., ОК 03., ОК4., ОК 05., ОК 9., ОК 10., ОК 11. ПК 4.3. |
1.Техническое нормирование: сущность, задачи. Система нормативных и методических документов дорожного хозяйства. |
2.Методы наблюдения и изучения производственного процесса. Методы нормирования труда. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Методы нормирования труда: их характеристика, достоинства, недостатки и области применения. Нормативное обеспечение. | 1 |
Тема 8. Организация заработной платы | Содержание учебного материала | 6 | ОК1., ОК 2., ОК 03., ОК4., ОК 05., ОК 9., ОК 10., ОК 11 |
1. Номинальная и реальная заработная плата. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда: тарифная ставка, тарифная сетка, ЕТКС, районные коэффициенты. |
2. Формы и системы оплаты труда. Компенсационные и стимулирующие выплаты. Области применения форм оплаты труда. |
Практическое занятие № 7. Расчет заработной платы бригады с применением программы Microsoft Excel | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. ЕТКС и его значение. | 1 |
Тема 9. Сметная стоимость строительства и виды себестоимости строительных работ | Содержание учебного материала | 10 | ОК1- ОК 7, ОК 09- ОК11. ПК 3.3., ПК 4.5. |
1. Особенности ценообразования в строительстве. Этапы формирования цены продукции. Состав и структура сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ. |
2. Себестоимость как экономическая категория. Виды себестоимости. Сметная себестоимость строительно-монтажных работ. Группировка издержек по статьям и элементам затрат. |
3. Плановая себестоимость: понятие, назначение, порядок определения. Пути снижения затрат на производство. Фактическая себестоимость: понятие, назначение, порядок определения. |
4. Основные направления снижения себестоимости дорожно-строительных работ. Снижение себестоимости по строительству и ремонту автомобильных дорог путем установление оптимальных сроков строительства, экономии материальных ресурсов, снижение трудоемкости дорожного строительства, улучшения организации производства, труда и управления. Разработка и реализация организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности работы дорожной организации. |
5. Прибыль и рентабельность – экономические показатели деятельности организации. Виды прибыли и рентабельности. |
Практическое занятие № 8. Определение стоимости строительно-монтажных работ и рентабельности | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Категория стоимости и себестоимости. Классификация затрат по экономическим элементам и статьям. Максимизация прибыли в условиях конкуренции. Рентабельность – показатель эффективной работы предприятия. | 1 |
Тема 10. Финансовые ресурсы предприятия. Налогообложение | Содержание учебного материала | 2 | ОК1- ОК 7, ОК 09- ОК11 ПК 3.3., ПК 4.3ПК 4.5 |
1. Финансы и финансовая система. Схема финансовой системы государства. Основные задачи общегосударственных финансов. Основные функции финансовой системы предприятия. |
2. Налоговая система: федеральные, региональные и местные налоги. Структура источников налоговых поступлений в территориальные дорожные фонды. Виды налогов: прямые и косвенные. Порядок начисления налогов. |
3. Основные налоги, для строительных организаций, занимающиеся предпринимательской деятельностью Упрощенная система налогообложения для малых предприятий в строительном бизнесе. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Задачи финансов предприятия. Значение налоговой системы. Классификация налогов. | 1 |
Тема 11. Маркетинг и его роль в деятельности организации | Содержание учебного материала | 2 | ОК1- ОК 7, ОК 09- ОК11 |
1. Строительная продукция в системе маркетинга. Маркетинговые исследования рынка строительной продукции. Сегментация рынка строительной продукции. |
2. Особенности сбыта строительной продукции: функции сбытового маркетинга; реализация строительных контрактов через торги. Виды торгов. Этапы реализации контрактов. Содержание тендерной документации. Схема проведения и подготовки подрядных торгов. Состав тендерного комитета, его решения, прием предложений, формирование банка данных, завершение процедуры торгов. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Значение маркетинга для дорожной отрасли. Особенности проведения подрядных торгов. | 1 |
Тема 12. Производственное планирование в организации | Содержание учебного материала | 2 | ОК1- ОК 7, ОК 09- ОК11 ПК 3.3., ПК 4.3ПК 4.5. |
1. Основы планирования в организации: функции и задачи планирования. Виды и методы планирования. Система показателей плана. Оперативно-календарное планирование. |
2. Бизнес-план: назначение и состав. Этапы разработки. Оценка рынка сбыта. |
3. Анализ цен и конкурентов; мониторинг цен на дорожно-строительные материалы; план производства, план себестоимости работ, план материально-технического обеспечения потребностей дорожной организации в ресурсах. |
4. Стратегия финансирования. Текущее и оперативное календарное планирование. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Значение оперативно-календарного планирования для строительного предприятия. Структура бизнес-плана. | 1 |
Тема 13. Инвестиции и капитальные вложения в строительство | Содержание учебного материала | 6 | ОК1- ОК 7, ОК 09- ОК11 ПК 3.3., ПК 4.5 |
1. Инвестиции: вложения в основной капитал. Виды инвестиций. Структура капитальных вложений. |
2. Показатели экономической эффективности капитальных вложений: общая (абсолютная) и сравнительная. |
Практическое занятие № 9. Определение экономической эффективности проектных решений при выборе вариантов | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Инвестиционный рынок. Оценка инвестиционного проекта. | 2 |
Тема 14. Учет и отчетность в дорожных организациях | Содержание учебного материала | 1 | О ОК1- ОК 7, ОК 09- ОК11 ПК 4.3. |
1. Назначения и виды учета. Первичные учетные документы. |
2. Отчетность дорожных организациях: бухгалтерская отчетность, статистическая, ведомственная. |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 15. Анализ производственно- хозяйственной деятельности предприятия | Содержание учебного материала | 5 | ОК1- ОК 7, ОК 09- ОК11 ПК 3.3., ПК 4.5 |
1.Суть экономического анализа деятельности дорожных организаций. Методы, цели, задачи экономического анализа. |
2.Организация анализа в дорожной организации. |
3.Анализ выполнения плана себестоимости строительно-монтажных работ. |
Практическое занятие № 10. Анализ состояния и использования основных средств строительной организации. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Направления анализа хозяйственной деятельности. Факторы, влияющие на изменение себестоимости СМР. | 2 |
Курсовая работа Тематика курсовой работы Определение технико-экономических показателей на устройство покрытия дорожной одежды. | 30 | |
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовой работе: Расчет сметной стоимости строительно-монтажных работ ресурсным методом Расчет сметной стоимости строительно-монтажных работ ресурсным методом Разработка мероприятий по снижению себестоимости строительно-монтажных работ Расчет плановой себестоимости строительно-монтажных работ Расчет сметной и плановой прибыли Расчет плановой и фактической рентабельности Определение рационального состава комплексной бригады Расчет заработной платы комплексной бригады Составление сводной таблицы технико-экономических показателей Расчет технико-экономических показателей Подготовка презентации по курсовой работе. Показательная защита | |
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовой работой: Подготовка ведомости объемов строительно-монтажных работ в соответствии с заданием Работа над данными календарного плана на выполнение заданного вида строительно-монтажных работ Изучение нормативной документации по вопросам курсовой работы: ЕНиР сборник 17, ГЭСН-2001 (редакция 2017г.) и другие. | 2 | |
Промежуточная аттестация | |
Всего: | 120 | |
Кабинет «Экономика», оснащенный оборудованием: рабочие места преподавателя и обучающихся (столы, стулья) и техническими средствами обучения: мобильное автоматизированное рабочее место преподавателя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустическая система.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
1. Акимов В.В. Экономика отрасли (строительство): учебник / В.В. Акимов, А.Г. Герасимова, Т.Н. Макарова, В.Ф. Мерзляков, К.А. Огай. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 300 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - (Среднее профессиональное образование).
2. Экономика дорожного хозяйства: учебник / под ред. Е.Н. Гарманова – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний осваиваемых в рамках дисциплины | Уровень умений и знаний определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка «Отлично»: Обучающийся глубоко и прочно усвоил программный материал учебной дисциплины, исчерпывающе, грамотно и логически верно отвечает на поставленные вопросы, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «Хорошо»: Обучающийся твердо знает программный материал учебной дисциплины, грамотно и по существу отвечает на поставленные вопросы, не допускает существенных неточностей в ответах, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми знаниями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «Удовлетворительно»: обучающийся усвоил только основную часть программного материала учебной дисциплины, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, дает недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «Неудовлетворительно»: Обучающийся не знает значительной части программного материала учебной дисциплины, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания. | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, защита курсовой работы, промежуточная аттестация |
состав трудовых и финансовых ресурсов организации; |
основные фонды и оборотные средства строительной организации, показатели их использования; | письменный ответ, тестирование, решение типовых учебно-профессиональных задач, аудиторная самостоятельная работа, защита курсовой работы, промежуточная аттестация |
основные технико-экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации; | письменный ответ, тестирование, решение типовых учебно-профессиональных задач, аудиторная самостоятельная работа, защита курсовой работы, промежуточная аттестация |
механизмы ценообразования на строительную продукцию, формы оплаты труда; | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, защита курсовой работы, промежуточная аттестация |
стратегию и тактику маркетинга; | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, защита курсовой работы, промежуточная аттестация |
производить технико-экономические сравнения; | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, защита курсовой работы, промежуточная аттестация |
определение экономической эффективности проектных решений; | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, защита курсовой работы, промежуточная аттестация |
методика разработки бизнес-плана; | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, защита курсовой работы, промежуточная аттестация |
предпринимательская деятельность организации; | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, промежуточная аттестация |
налогообложение в строительстве. | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, защита курсовой работы, промежуточная аттестация |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, практическая работа, курсовая работа, промежуточная аттестация |
проводить по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; |
рассчитывать технико-экономические показателей строительства и ремонта автомобильных дорог и аэродромов; | письменный ответ, тестирование, практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, практическая работа, курсовая работа, промежуточная аттестация |
определение экономической эффективности проектных решений; производить технико-экономические сравнения; | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, практическая работа, курсовая работа, промежуточная аттестация |
составлять бизнес- план организации; | письменный ответ, тестирование, решение типовых учебно-профессиональных задач, аудиторная самостоятельная работа, практическая работа, курсовая работа, промежуточная аттестация |
определять сметную стоимость строительства. | письменный ответ, тестирование, аудиторная самостоятельная работа, практическая работа, курсовая работа, промежуточная аттестация |