ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
ГБПОУ «Строгановский колледж»
________________Т.Л. Кузьмина
«____» _______________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 МАТЕМАТИКА
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
15.02.08 Технология машиностроения
2020
ОДОБРЕНО | |
методической комиссией | |
математических и общих естественнонаучных дисциплин | |
Председатель | |
_______________ О.В. Зверева | |
____ _______________ | |
Разработчик: Мачалина Н.И., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Строгановский колледж»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «18» апреля 2014 г. № 350.
СОДЕРЖАНИЕ
| | |
1. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины | 7 |
3. | Условия реализации учебной дисциплины | 14 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 16 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «Строгановский колледж» по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- анализировать сложные функции и строить их графики;
- выполнять действия над комплексными числами;
- вычислять значения геометрических величин;
- производить операции над матрицами и определителями;
- решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики;
- решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений;
- решать системы линейных уравнений различными методами.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные математические методы решения прикладных задач;
- основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теорию комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
- основы интегрального и дифференциального исчисления;
- роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности.
Вариативная часть – не предусмотрена.
Содержание дисциплины должно быть ориентированно на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 15.02.08 Технология машиностроения и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.;
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться компетенции (ОК):
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 108 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 72 часов;
самостоятельной работы студента 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 42 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 36 |
в том числе: | |
реферат | 1 |
индивидуальная расчетная работа | 11 |
работа с различными источниками информации | 12 |
Итоговая аттестация в форме | Экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | .Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Предмет и задачи курса. Роль математики в профессиональной деятельности |
Самостоятельная работа обучающихся № 1 | 1 | 2 |
1 | Реферат на тему «Роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин в сфере профессиональной деятельности» |
Раздел 1. Основы теории комплексных чисел | | 10 | |
Тема 1.1. Понятие комплексного числа | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Определение комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме. Геометрическая интерпретация комплексного числа. |
Практическое занятие № 1 | 2 | 2 |
1 | Действия над комплексными числами в алгебраической форме |
Самостоятельная работа обучающихся № 2 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Понятие комплексного числа» |
Тема 1.2. Тригонометрическая форма комплексного числа | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Тригонометрическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами, заданными в тригонометрической форме |
Практическое занятие № 2 | 2 | 2 |
1 | Действия над комплексными числами, заданными в тригонометрической форме |
Самостоятельная работа обучающихся № 3 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Тригонометрическая форма комплексного числа» |
Раздел 2. Линейная алгебра | | 18 | |
Тема 2.1. Матрицы. Определители матриц | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Матрицы. Виды матриц. Равенство матриц. Линейные операции над матрицами. Умножение матриц. Определитель матрицы. Свойства определителей и их вычисление. Вычисление определителей второго и третьего порядков. |
Практическое занятие № 3 | 2 | 2 |
1 | Матрицы. Действия над матрицами. Вычисление определителей второго и третьего порядков |
Самостоятельная работа обучающихся № 4 | 2 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Матрицы. Определители матриц» |
Тема 2.2. Системы линейных уравнений | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Линейные уравнения. Системы линейных уравнений с несколькими переменными. Решение систем линейных уравнений по формулам Крамера. Матричный метод решения систем линейных уравнений. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса |
Практическое занятие № 4 | 2 | 2 |
1 | Решение систем линейных уравнений по формулам Крамера |
Практическое занятие № 5 | 2 | 2 |
1 | Решение систем линейных уравнений матричным способом |
Практическое занятие № 6 | 2 | 2 |
1 | Решение систем линейных уравнений методом Гаусса |
Самостоятельная работа обучающихся № 5 | 4 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Решение систем линейных уравнений» |
Раздел 3. Основы математического анализа, интегрального и дифференциального исчисления | | 68 | |
Тема 3.1. Функции, их свойства и графики | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Функция, основные определения; область определения функции; основные свойства функций; способы задания функции; основные элементарные функции. |
Практическое занятие № 7 | 1 | 2 |
1 | Преобразования графиков функций |
Самостоятельная работа обучающихся № 6 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Построение графиков функций» |
Тема 3.2. Предел функции | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Предел переменной величины; основные свойства пределов; предел функции в точке; приращение аргумента и приращение функции; предел функции на бесконечности. Непрерывность функции; точки разрыва функции; асимптоты. Первый и второй замечательные пределы. |
Практическое занятие № 8 | 2 | 2 |
1 | Вычисление пределов функции |
Самостоятельная работа обучающихся № 7 | 2 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: « Предел функции» |
Тема 3.3. Производная. Правила и формулы дифференцирования | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Задачи приводящие к понятию производной; определение производной; общее правило нахождения производной; связь между непрерывностью и дифференцируемостью функции. Таблица правил и формул дифференцирования; правила дифференцирования элементарных функций; производная сложной функции. Геометрический смысл производной; механический смысл производной; производная второго порядка и её механический смысл; приложения производной к решению физических задач. |
Практическое занятие № 9 | 2 | 2 |
1 | Вычисление производных функций. Геометрический и механический смысл производной |
Самостоятельная работа обучающихся № 8 | 2 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Геометрический и механический смысл производной» |
Тема 3.4. Приложения производной к исследованию функций | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Возрастание и убывание функции; экстремумы функции; наименьшее и наибольшее значения функции; направление выпуклости графика функции; точки перегиба. Общая схема исследования функции; построение графиков функций. Практическое применение производной. |
Практическое занятие № 10 | 2 | 2 |
1 | Возрастание и убывание функции; экстремумы функции; наименьшее и наибольшее значения функции; направление выпуклости графика функции; точки перегиба |
Практическое занятие № 11 | 2 | 2 |
1 | Полное исследование функций и построение графиков |
Самостоятельная работа обучающихся № 9 | 2 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Исследование функций и построение графиков» |
Тема 3.5. Дифференциал функции | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Вычисления дифференциала функции. Основные теоремы дифференциального исчисления. Функции нескольких независимых переменных. Частные производные первого порядка. Полный дифференциал. Частные производные и дифференциалы высших порядков. Экстремумы функций двух переменных. Наибольшее и наименьшее значения функций |
Практическое занятие № 12 | 1 | 2 |
1 | Решение заданий на нахождение экстремумов функций двух переменных. Решение заданий на нахождение наибольшего и наименьшего значений функций |
Практическое занятие № 13 | 2 | 2 |
1 | Решение заданий на нахождение частных производных |
Самостоятельная работа обучающихся № 10 | 2 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Наибольшее и наименьшее значения функций» |
Тема 3.6. Первообразная. Неопределенный интеграл | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Первообразная; основные свойства первообразной; определение неопределенного интеграла; основные свойства неопределенного интеграла; основные формулы интегрирования. Методы интегрирования: непосредственное интегрирование; метод подстановки; метод интегрирования по частям. |
Практическое занятие № 14 | 2 | 2 |
1 | Решение заданий на непосредственное интегрирование и метод подстановки |
Практическое занятие № 15 | 2 | 2 |
1 | Решение заданий на метод интегрирования по частям |
Самостоятельная работа обучающихся № 11 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Основные методы интегрирования» |
Тема 3.7. Определенный интеграл | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла; определенный интеграл и его непосредственное вычисление; формула Ньютона-Лейбница. Вычисление определенного интеграла методом замены переменной; интегрирование по частям в определенном интеграле; приближенное вычисление определенных интегралов. |
Практическое занятие № 16 | 1 | 2 |
1 | Вычисления определенного интеграла |
Самостоятельная работа обучающихся № 12 | 2 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Вычисления определенного интеграла» |
Тема 3.8. Приложения определенного интеграла | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Применение определенного интеграла к вычислению различных величин; площадь плоской фигуры; вычисление пути, пройденного точкой; вычисление работы силы; вычисление работы производимой при поднятии груза, вычисление силы давления жидкости; вычисление дуги плоской кривой |
Практическое занятие № 17 | 2 | 2 |
1 | Решение прикладных задач с использованием интегрального исчисления |
Самостоятельная работа обучающихся № 13 | 2 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Практическое применение определенного интеграла» |
Тема 3.9. Дифференциальные уравнения | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными; линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Неполные дифференциальные уравнения второго порядка; линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами |
Практическое занятие № 18 | 2 | 2 |
1 | Решение дифференциальных уравнений первого порядка с разделяющимися переменными; линейных дифференциальные уравнения первого порядка |
Практическое занятие № 19 | 2 | 2 |
1 | Решение дифференциальных уравнений второго порядка |
Самостоятельная работа обучающихся № 14 | 2 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Решение дифференциальных уравнений» |
Тема 3.10. Двойные интегралы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Функции нескольких переменных; частные производные и полный дифференциал; двойной интеграл и его вычисление; двойной интеграл в полярных координатах. Вычисление площади плоской фигуры; вычисление объема тела; вычисление площади поверхности. Вычисление массы плоской фигуры; вычисление статистических моментов плоской фигуры; координаты центра тяжести плоской фигуры; вычисление моментов инерции плоской фигуры |
Практическое занятие № 20 | 2 | 2 |
1 | Решение задач на вычисление площади плоской фигуры; вычисление объема тела; вычисление площади поверхности |
Практическое занятие № 21 | 2 | 2 |
1 | Решение задач на вычисление массы плоской фигуры; вычисление статистических моментов плоской фигуры; координаты центра тяжести плоской фигуры; вычисление моментов инерции плоской фигуры |
Самостоятельная работа обучающихся № 15 | 2 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Применение двойных интегралов к решению прикладных задач» |
Раздел 4. Основы теории вероятностей и математической статистики | | 9 | |
Тема 4.1. Вероятность. Теоремы сложения и умножения вероятностей | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Понятие события и вероятности события; достоверные и невозможные события; классическое определение вероятностей; теорема сложения вероятностей; теорема умножения вероятностей |
Практическое занятие № 22 | 1 | 2 |
1 | Решение задач с использованием основных теорем вероятностей |
Самостоятельная работа обучающихся № 14 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Решение задач на вычисление вероятностей» |
Тема 4.2. Случайная величина, её функция распределения | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Случайная величина; дискретная и непрерывная случайные величины; закон распределения случайной величины. |
Практическое занятие № 23 | 1 | 2 |
1 | Решение задач на применение закона распределения случайной величины |
Самостоятельная работа обучающихся № 15 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Закон распределения случайной величины» |
Тема 4.3. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Математическое ожидание дискретной случайной величины; дисперсия случайной величины. |
2 | Среднее квадратичное отклонение случайной величины |
Практическое занятие №24 | 1 | 2 |
1 | Решение задач на вычисление математического ожидания и дисперсии случайных величин |
Самостоятельная работа обучающихся № 16 | 1 | 2 |
1 | Проработка конспектов, учебной литературы и других источников информации |
2 | Индивидуальная расчетная работа по теме: «Вычисление числовых характеристик дискретных случайных величин» |
| Всего: | 108 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета – математика.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по математике;
- комплект учебно-методической документации;
- набор чертежных принадлежностей;
- программное обеспечение общего назначения.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
1. Григорьев В.П., Дубинский Ю.А. Элементы высшей математики (учебник для студ. учреждений СПО) – М.,2016.
2. Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика (учебник для студ. учреждений СПО) – М.,2016.
3. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа – М., 2016 г.
Дополнительные источники
1. Богомолов Н.В. Математика: Учебник для ссузов. - М.: Дрофа,2016. - 400с.
2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: учебное пособие для ссузов. - М.: Дрофа, 2016. - 495с.
3. Дадаян А.А. Математика: Учебник. – 2-е издание. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2015. – 552 с. – (Профессиональное образование).
4. Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Матерство, 2015. – 304 с.
5. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П.Григорьев, Ю.А.Дубинский. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320с.
Интернет – ресурсы:
http://www.edu.ru
http://www.mat.ru
Газета «Математика» «издательского дома» «Первое сентября» http://www.1september.ru
Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru
Общероссийский математический портал Math-Net.Ru http://www.mathnet.ru
Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет – школа www.bymath.ru
1.http://de.ifmo.ru –Электронный учебник.
2.http://siblec.ru - Справочник по Высшей математике и электроники.
3.http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
4.http://diffurov.net- Диффуров. НЕТ–Электронный калькулятор дифференциальных уравнений.
5.http://matclub.ru - Высшая математика, лекции, курсовые, примеры решения задач, интегралы и производные, дифференцирование, производная и первообразная, ТФКП, электронные учебники.
6.www.gouspo.ru – Gouspo – Студенческий портал по математике.
7.http://www.mat.september.ru - Газета «Математика» «Издательского дома» «Первое сентября».
8.http://www.mathematics.ru - Математика в Открытом колледже.
9.http://school.msu.ru - Консультационный центр по математике преподавателей и выпускников МГУ.
10.http://www.exponenta.ru - Образовательный математический сайт.
11.http://www.mathnet.ru - Общероссийский математический портал Math-Net.Ru
12.http ://www.alhmath.ru - Справочный портал по математике.
13.http://www.bvmath.net - Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет – школа.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Анализировать сложные функции и строить их графики | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Выполнять действия над комплексными числами | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Вычислять значения геометрических величин | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Производить операции над матрицами и определителями | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Решать системы линейных уравнений различными методами | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Знания: | |
Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теорию комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Основы интегрального и дифференциального исчисления | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |
Роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности | Практические работы. Индивидуальные расчетные работы. Контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме |