СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ (171 час)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ (171 час)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Луганский колледж информационных технологий и предпринимательства»





УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

__________ О. В. Чистякова

(подпись)

«___» ___________ 2019 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ







Рассмотрено и согласовано

на заседании методической комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол №___ от «__» _________ 2019 г.

Председатель м/к __________ Забияка Е. А.









2018 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе: Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначенной для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО ЛНР / Абрамова Е.Н., Берестова М.Л., Корнеева Е.И. Программа предназначена для изучения химии в образовательных организациях (учреждениях) реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Программа разработана в соответствии с пунктом 15 статьи 2, пунктом 1 статьи 10 Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями), на основании Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Луганской Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2018 №495-ОД, зарегистрированного в Министерстве юстиций Луганской Народной Республики 13.06.2018 за №203/1847.



Разработчик:

Сумской Г. А., преподаватель химии и биологии ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж информационных технологий и предпринимательства».



СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………..……………………………………………22



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью учебного плана по профессиям технического профиля СПО: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации; 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)); 23.01.03 Автомеханик.



1.2. Место учебной дисциплины в структуре учебного плана:

Учебная дисциплина «Химия» является общеобразовательным учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание примерной программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;

• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;

• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).


Личностные результаты:


  • реализация позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

  • готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.


Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:



  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:



  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты:


В результате изучения учебной дисциплины «Химия» на уровне среднего общего образования обучающийся научится:



  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;

  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.



1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;

самостоятельной работы обучающегося 57 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе:


лабораторные работы

16

практические занятия

3

контрольные работы

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

57

Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных
изданий)

Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса
неорганических соединении, примеры, названия.


подготовка рефератов:


  1. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

  2. Растворы вокруг нас.

  3. Вода как реагент и как среда для химического процесса.

  4. Типы растворов.

  5. Серная кислота – «хлеб химической промышленности».

  6. Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

  7. Оксиды и соли как строительные материалы.

  8. Электролиз растворов электролитов.

  9. Электролиз расплавов электролитов.

  10. История получения и производства алюминия.

  11. Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

  12. История отечественной черной металлургии.

  13. История отечественной цветной металлургии.

  14. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

  15. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии

  16. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

  17. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.

  18. Углеводородное топливо, его виды и назначение.

  19. Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.

  20. Углеводы и их роль в живой природе.

  21. Метанол: хемофилия и хемофобия.

  22. Этанол: величайшее благо и страшное зло.

  23. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.

  24. История уксуса.

  25. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве

  26. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем.

  27. Мыла: прошлое, настоящее, будущее.

  28. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.



подготовка презентаций:


  1. Плазма – четвертое состояние вещества.

  2. Аморфные вещества в природе, технике, быту.

  3. Современные методы обеззараживания воды.

  4. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.

  5. Устранение жесткости воды на предприятиях ж.д. транспорта

  6. История гипса.

  7. Поваренная соль как химическое сырье.

  8. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

  9. Виртуальное моделирование химических процессов.


подготовка докладов:


  1. Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии.

  2. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

  3. Витализм и его крах.

  4. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.

  5. Полимерная промышленность и ее влияние на окружающую среду

  6. Экологические аспекты использования синтетических материалов

2



2





4

1

1

1

1

1


1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1





2

3

1

1


1

1

1

1

2



1

1

1

1


2

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

2



  1. Научные методы познания веществ и химических явлений.

1

1

  1. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

1

1

Раздел 1. Общая и неорганическая химия

Тема 1.1
Основные химические
понятия и законы химии

Содержание учебного материала

10


Основные понятия химии:

  1. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества.

1

2

  1. Количественный и качественный состав веществ. Химические знаки и формулы.

1

2

  1. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

1

2

Основные законы химии:

  1. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры.

1

2

  1. Закон Авогадро и следствия из него.

1

2

  1. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

4


Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных
изданий)

Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса
неорганических соединении, примеры, названия.

4


Тема 1.2
Периодический закон и
периодическая система
Д.И. Менделеева в свете
современных
представлений о строении
атома

Содержание учебного материала

12


Периодический закон Д.И. Менделеева:

  1. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

1

2

  1. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона.

1

2

  1. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочные).

1

2

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева:

  1. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и
    нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы.

1

2

  1. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов.

1

2

  1. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов)

1

2

  1. Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

1

2

  1. Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


Подготовка реферата:
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

4


Тема 1.3

Строение вещества











Содержание учебного материала

16


Ионная химическая связь

  1. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления.

1

2

  1. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки.

1

2

  1. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

1

2

Ковалентная химическая связь.

  1. Механизм образования ковалентной связи. (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи.

1

2

  1. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

1

2

Металлическая связь

  1. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

1

2

Агрегатные состояния веществ и водородная связь.

  1. Твердое, жидкое и газообразное состояния
    веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

1

2

Чистые вещества и смеси.

  1. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

1

2

Дисперсные системы.

  1. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем.

Лабораторный опыт №1

Приготовление эмульсии моторного масла.

1

3

  1. Понятие о коллоидных системах.

Лабораторный опыт №2

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

5


Подготовка презентаций
Плазма – четвертое состояние вещества.
Аморфные вещества в природе, технике, быту.

5


  1. Контрольная работа №1

1

3

Тема 1.4
Вода. Растворы.
Электролитическая
диссоциация.

Содержание учебного материала

16


Вода. Растворы. Растворение.

  1. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

1

2

  1. Массовая доля растворенного вещества.

1

2

  1. Практическое занятие № 1

Приготовление раствора заданной концентрации.

1

3

31.– 32. Решение задач на массовую долю растворенного вещества.

2

3

Электролитическая диссоциация.

  1. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

1

2

  1. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи.
    Гидратированные и негидратированные ионы.

1

2

  1. Степень электролитической диссоциации. Сильные и
    слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

2

  1. Кислоты, основания и соли как электролиты.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

6


Подготовка рефератов и презентаций на темы:
Растворы вокруг нас.
Вода как реагент и как среда для химического процесса.
Типы растворов.
Современные методы обеззараживания воды.
Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
Устранение жесткости воды на предприятиях ж.д. транспорта

6


  1. Контрольная работа № 2

1

3

Тема 1.5
Классификация
неорганических
соединений и их свойства


















Содержание учебного материала

18


Оксиды и их свойства.

  1. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды.

1

2

  1. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла.

1

2

  1. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

1

2

Кислоты и их свойства.

  1. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам.

Лабораторный опыт №3

Испытание растворов кислот индикаторами.

1

3

  1. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации

Лабораторный опыт №4

Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.

1

3

  1. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами.

1

2

  1. Основные способы получения кислоты

1

2

Основания и их свойства.

  1. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам.

Лабораторный опыт № 5

Испытание растворов щелочей индикаторами.

1

3

  1. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение
    нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Лабораторный опыт № 6

Взаимодействие щелочей с солями, разложение нерастворимых оснований

1

3

  1. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые, оснóвные и комплексные. Химически
    свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.

Лабораторный опыт № 7

Взаимодействие солей с металлами, солей друг с другом. Гидролиз солей

1

3

  1. Способы получения солей.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

6


Подготовка рефератов и презентаций на темы:

Серная кислота – «хлеб химической промышленности».

Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

Оксиды и соли как строительные материалы.

История гипса.

Поваренная соль как химическое сырье.

Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

6


  1. Контрольная работа № 3

1


Тема 1.6 Химические
реакции

Содержание учебного материала

20


Классификация химических реакций.

  1. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Лабораторный опыт № 8

Реакции замещения меди железом в растворе медного купороса.

1

3

  1. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции.

1

2

  1. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций.

1

2

  1. Термохимические уравнения.

1

2

Окислительно-восстановительные реакции.

  1. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление.

1

2

55-56 Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

2

3

Скорость химических реакций.

  1. Понятие о скорости химических реакций.

1

2

  1. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

1

2

Обратимость химических реакций.

  1. Обратимые и необратимые реакции.

Лабораторный опыт №9

Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

1

3

  1. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

6


Подготовка рефератов и презентаций на темы:

Виртуальное моделирование химических процессов.

Электролиз растворов электролитов.

Электролиз расплавов электролитов.

6


  1. Урок обобщения и систематизации знаний

1

2


  1. Контрольная работа №4

1

3


  1. Урок обобщения и систематизации знаний

1

2

Тема 1.7 Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала

15


  1. Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам.

1

2

  1. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

2

  1. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии.

Лабораторный опыт № 10

«Распознавание руд железа. Ознакомление со структурой серого и белого чугуна»

1

3

  1. Коррозия металлов и методы борьбы с ней. Сплавы черные и цветные.

1

2

  1. Производство чугуна и стали

1

2

  1. Практическое занятие № 2

Решение экспериментальных задач

1

3

  1. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества.

1

2

  1. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе.

1

2

  1. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

6


Подготовка рефератов:
История получения и производства алюминия.
Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
История отечественной черной металлургии.
История отечественной цветной металлургии.
Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии

6


Раздел 2. Органическая химия

Тема 2.1
Основные понятия
органической химии и теория строения
органических соединений

Содержание учебного материала

12


  1. Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества Сравнение органических веществ с неорганическими.

1

2

  1. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

1

2

  1. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры

1

2

  1. Гомологи и гомологический ряд.

Лабораторный опыт № 11

Изготовление моделей молекул органических веществ.

1

3

  1. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Начала номенклатуры IUPAC.

1

2

  1. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации).

1

2

  1. Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


Подготовка докладов:
Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии.
Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.
Витализм и его крах.
Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.

4


  1. Контрольная работа № 5

1

3

Тема 2.2
Углеводороды и их
природные источники

Содержание учебного материала

17


  1. Алканы. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.

1

2

  1. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

1

2

  1. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов.

1

2

  1. Химические свойства этилена: горение,
    качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация,
    полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

1

2

  1. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.

1

2

  1. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Лабораторный опыт № 12

Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины

1

3

  1. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды,
    присоединение хлороводорода и гидратация.

1

2

  1. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

1

2

  1. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование).

1

2

  1. Применение бензола на основе свойств. Гомологи бензола.

1

2

  1. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

1

2

  1. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты

Лабораторный опыт № 13

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

5


Подготовка рефератов:
Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
Углеводородное топливо, его виды и назначение.
Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.

Углеводы и их роль в живой природе.

5


Тема 2.3
Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

23


  1. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах.

1

2

  1. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

1

2

  1. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина

Лабораторный опыт № 14.

Физические и химические свойства глицерина

1

3

  1. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

1

2

  1. Альдегиды и кетоны. Понятие об альдегидах и кетонах. Строение карбонильной группы. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт

1

2

  1. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Ацетон и его свойства, применение ацетона в промышленности

1

2

  1. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.

1

2

  1. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Лабораторный опыт № 15

«Свойства уксусной кислоты общие со свойствами минеральных кислот».

1

3

  1. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой кислоты.

1

2

  1. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

1

2

  1. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

1

2

  1. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

1


2

  1. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

1

2

  1. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

8


Подготовка рефератов:
Метанол: хемофилия и хемофобия.

Этанол: величайшее благо и страшное зло.

Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.

История уксуса.

Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем.

Мыла: прошлое, настоящее, будущее.

Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.

8


  1. Контрольная работа № 6

1

3

Тема 2.4

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Содержание учебного материала

10


  1. Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура.

1

2

  1. Химические свойства анилина. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты.

1

2

  1. Белки. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.

Лабораторный опыт № 16

Физические и химические свойства белков

1

3

  1. Пластмассы и волокна. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

3


Подготовка докладов:

Полимерная промышленность и ее влияние на окружающую среду

Экологические аспекты использования синтетических материалов

3


  1. Практическое занятие №3

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

1

3

  1. Контрольная работа №7

1

3

  1. Дифференцированный зачет

1

3

Всего:


171

114+57 см.


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»:

Оборудование учебного кабинета:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;

  • печатные и экранно-звуковые средства обучения;

  • средства новых информационных технологий;

  • реактивы;

  • перечни основной и дополнительной учебной литературы;

  • вспомогательное оборудование и инструкции;

  • библиотечный фонд.

Технические средства обучения:

Мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать аудиовизуальную информацию по предмету, создавать презентации, видеоматериалы и т.д.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» участники образовательного процесса должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющим в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.)

3.2 Информационное обеспечение обучения



Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов


  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей техническогопрофиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб.пособиедля студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ:учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  • Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб.пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  • Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического иестественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. —М., 2014.

  • Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб.пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

  • Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб.пособие для студ. Учрежденийсред. проф. образования. — М., 2014.

  • Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.

  • Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для профессийи специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.


Для преподавателя


  • Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общегообразования”».

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров иДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего

  • профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требованийфедеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования».

  • Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —М., 2012.

  • Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).


Интернет-ресурсы


www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).

www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;


Создание проектов

Устный опрос.

Самостоятельная работа.

Лабораторное занятие

Практическое занятие

Формирование у обучающихся целостного представления о мире и

роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей

действительности:природной, социальной, культурной, технической среды,— используя для этого

знания;

Контрольная работа

Дифференцированный зачет

Тестирование

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Создание проектов

Аукцион знаний

Экзамен

Создание отчетов о проведенном исследовании

развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию

Решение задач и упражнений

Составление схем, таблиц

Составление конспектов

Создание проектов

Самостоятельная работа

Практическое занятие

Лабораторное занятие

приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания

и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности

(навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного

обращения с веществами в повседневной жизни).

Практическое занятие

Лабораторное занятие

Контрольная работа

Создание проектов

Создание презентаций

Самостоятельная работа

Проведение олимпиад

Участие в конференциях