ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Луганский колледж информационных технологий и предпринимательства»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
__________ О. В. Чистякова
(подпись)
«___» ___________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
Рассмотрено и согласовано
на заседании методической комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол №___ от «__» _________ 2019 г.
Председатель м/к __________ Забияка Е. А.
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе: Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначенной для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО ЛНР / Абрамова Е.Н., Берестова М.Л., Корнеева Е.И. Программа предназначена для изучения химии в образовательных организациях (учреждениях) реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии с пунктом 15 статьи 2, пунктом 1 статьи 10 Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями), на основании Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Луганской Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2018 №495-ОД, зарегистрированного в Министерстве юстиций Луганской Народной Республики 13.06.2018 за №203/1847.
Разработчик:
Сумской Г. А., преподаватель химии и биологии ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж информационных технологий и предпринимательства».
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………..……………………………………………22
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью учебного плана по профессиям технического профиля СПО: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации; 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)); 23.01.03 Автомеханик.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре учебного плана:
Учебная дисциплина «Химия» является общеобразовательным учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание примерной программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Личностные результаты:
реализация позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» на уровне среднего общего образования обучающийся научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Обучающийся получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;
самостоятельной работы обучающегося 57 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 16 |
практические занятия | 3 |
контрольные работы | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 57 |
Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий) Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. подготовка рефератов: Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Типы растворов. Серная кислота – «хлеб химической промышленности». Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. Оксиды и соли как строительные материалы. Электролиз растворов электролитов. Электролиз расплавов электролитов. История получения и производства алюминия. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии Экологические аспекты использования углеводородного сырья. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. Углеводородное топливо, его виды и назначение. Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов. Углеводы и их роль в живой природе. Метанол: хемофилия и хемофобия. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве. История уксуса. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Мыла: прошлое, настоящее, будущее. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки. подготовка презентаций: Плазма – четвертое состояние вещества. Аморфные вещества в природе, технике, быту. Современные методы обеззараживания воды. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. Устранение жесткости воды на предприятиях ж.д. транспорта История гипса. Поваренная соль как химическое сырье. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. Виртуальное моделирование химических процессов. подготовка докладов: Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. Витализм и его крах. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. Полимерная промышленность и ее влияние на окружающую среду Экологические аспекты использования синтетических материалов | 2 2 4 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 2 | |
| Научные методы познания веществ и химических явлений. | 1 | 1 |
Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | 1 | 1 |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия |
Тема 1.1 Основные химические понятия и законы химии | Содержание учебного материала | 10 | |
Основные понятия химии: Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. | 1 | 2 |
Количественный и качественный состав веществ. Химические знаки и формулы. | 1 | 2 |
Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | 1 | 2 |
Основные законы химии: Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. | 1 | 2 |
Закон Авогадро и следствия из него. | 1 | 2 |
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий) Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. | 4 | |
Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете современных представлений о строении атома | Содержание учебного материала | 12 | |
Периодический закон Д.И. Менделеева: Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. | 1 | 2 |
Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. | 1 | 2 |
Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочные). | 1 | 2 |
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева: Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. | 1 | 2 |
Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. | 1 | 2 |
Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов) | 1 | 2 |
Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | 1 | 2 |
Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Подготовка реферата: Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. | 4 | |
Тема 1.3 Строение вещества | Содержание учебного материала | 16 | |
Ионная химическая связь Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. | 1 | 2 |
Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. | 1 | 2 |
Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. | 1 | 2 |
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи. (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. | 1 | 2 |
Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. | 1 | 2 |
Металлическая связь Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | 1 | 2 |
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. | 1 | 2 |
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. | 1 | 2 |
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Лабораторный опыт №1 Приготовление эмульсии моторного масла. | 1 | 3 |
Понятие о коллоидных системах. Лабораторный опыт №2 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Подготовка презентаций Плазма – четвертое состояние вещества. Аморфные вещества в природе, технике, быту. | 5 | |
Контрольная работа №1 | 1 | 3 |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. | Содержание учебного материала | 16 | |
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. | 1 | 2 |
Массовая доля растворенного вещества. | 1 | 2 |
Практическое занятие № 1 Приготовление раствора заданной концентрации. | 1 | 3 |
31.– 32. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. | 2 | 3 |
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. | 1 | 2 |
Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. | 1 | 2 |
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 | 2 |
Кислоты, основания и соли как электролиты. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Подготовка рефератов и презентаций на темы: Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Типы растворов. Современные методы обеззараживания воды. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. Устранение жесткости воды на предприятиях ж.д. транспорта | 6 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | 3 |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала | 18 | |
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. | 1 | 2 |
Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. | 1 | 2 |
Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | 1 | 2 |
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Лабораторный опыт №3 Испытание растворов кислот индикаторами. | 1 | 3 |
Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации Лабораторный опыт №4 Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | 1 | 3 |
Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. | 1 | 2 |
Основные способы получения кислоты | 1 | 2 |
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Лабораторный опыт № 5 Испытание растворов щелочей индикаторами. | 1 | 3 |
Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Лабораторный опыт № 6 Взаимодействие щелочей с солями, разложение нерастворимых оснований | 1 | 3 |
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые, оснóвные и комплексные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Лабораторный опыт № 7 Взаимодействие солей с металлами, солей друг с другом. Гидролиз солей | 1 | 3 |
Способы получения солей. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Подготовка рефератов и презентаций на темы: Серная кислота – «хлеб химической промышленности». Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. Оксиды и соли как строительные материалы. История гипса. Поваренная соль как химическое сырье. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. | 6 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | |
Тема 1.6 Химические реакции | Содержание учебного материала | 20 | |
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Лабораторный опыт № 8 Реакции замещения меди железом в растворе медного купороса. | 1 | 3 |
Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. | 1 | 2 |
Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. | 1 | 2 |
Термохимические уравнения. | 1 | 2 |
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. | 1 | 2 |
55-56 Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 2 | 3 |
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. | 1 | 2 |
Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. | 1 | 2 |
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Лабораторный опыт №9 Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. | 1 | 3 |
Химическое равновесие и способы его смещения. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Подготовка рефератов и презентаций на темы: Виртуальное моделирование химических процессов. Электролиз растворов электролитов. Электролиз расплавов электролитов. | 6 | |
Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | 2 |
| Контрольная работа №4 | 1 | 3 |
| Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | 2 |
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | 15 | |
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. | 1 | 2 |
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | 1 | 2 |
Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Лабораторный опыт № 10 «Распознавание руд железа. Ознакомление со структурой серого и белого чугуна» | 1 | 3 |
Коррозия металлов и методы борьбы с ней. Сплавы черные и цветные. | 1 | 2 |
Производство чугуна и стали | 1 | 2 |
Практическое занятие № 2 Решение экспериментальных задач | 1 | 3 |
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. | 1 | 2 |
Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. | 1 | 2 |
Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Подготовка рефератов: История получения и производства алюминия. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии | 6 | |
Раздел 2. Органическая химия |
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | 12 | |
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества Сравнение органических веществ с неорганическими. | 1 | 2 |
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. | 1 | 2 |
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры | 1 | 2 |
Гомологи и гомологический ряд. Лабораторный опыт № 11 Изготовление моделей молекул органических веществ. | 1 | 3 |
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Начала номенклатуры IUPAC. | 1 | 2 |
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). | 1 | 2 |
Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Подготовка докладов: Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. Витализм и его крах. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. | 4 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | 3 |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала | 17 | |
Алканы. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. | 1 | 2 |
Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | 1 | 2 |
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. | 1 | 2 |
Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. | 1 | 2 |
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. | 1 | 2 |
Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Лабораторный опыт № 12 Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины | 1 | 3 |
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. | 1 | 2 |
Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. | 1 | 2 |
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). | 1 | 2 |
Применение бензола на основе свойств. Гомологи бензола. | 1 | 2 |
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. | 1 | 2 |
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты Лабораторный опыт № 13 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Подготовка рефератов: Экологические аспекты использования углеводородного сырья. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. Углеводородное топливо, его виды и назначение. Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов. Углеводы и их роль в живой природе. | 5 | |
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | 23 | |
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. | 1 | 2 |
Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | 1 | 2 |
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина Лабораторный опыт № 14. Физические и химические свойства глицерина | 1 | 3 |
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. | 1 | 2 |
Альдегиды и кетоны. Понятие об альдегидах и кетонах. Строение карбонильной группы. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт | 1 | 2 |
Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Ацетон и его свойства, применение ацетона в промышленности | 1 | 2 |
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. | 1 | 2 |
Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Лабораторный опыт № 15 «Свойства уксусной кислоты общие со свойствами минеральных кислот». | 1 | 3 |
Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой кислоты. | 1 | 2 |
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. | 1 | 2 |
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. | 1 | 2 |
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). | 1 | 2 |
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. | 1 | 2 |
Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
Подготовка рефератов: Метанол: хемофилия и хемофобия. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве. История уксуса. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Мыла: прошлое, настоящее, будущее. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки. | 8 | |
Контрольная работа № 6 | 1 | 3 |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала | 10 | |
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. | 1 | 2 |
Химические свойства анилина. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. | 1 | 2 |
Белки. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Лабораторный опыт № 16 Физические и химические свойства белков | 1 | 3 |
Пластмассы и волокна. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Подготовка докладов: Полимерная промышленность и ее влияние на окружающую среду Экологические аспекты использования синтетических материалов | 3 | |
Практическое занятие №3 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | 1 | 3 |
Контрольная работа №7 | 1 | 3 |
Дифференцированный зачет | 1 | 3 |
Всего: | | 171 114+57 см. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»:
Оборудование учебного кабинета:
многофункциональный комплекс преподавателя;
натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;
печатные и экранно-звуковые средства обучения;
средства новых информационных технологий;
реактивы;
перечни основной и дополнительной учебной литературы;
вспомогательное оборудование и инструкции;
библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
Мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать аудиовизуальную информацию по предмету, создавать презентации, видеоматериалы и т.д.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» участники образовательного процесса должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющим в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.)
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей техническогопрофиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб.пособиедля студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ:учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб.пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического иестественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. —М., 2014.
Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб.пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб.пособие для студ. Учрежденийсред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для профессийи специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателя
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общегообразования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров иДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требованийфедеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования».
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —М., 2012.
Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Интернет-ресурсы
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека; | Создание проектов Устный опрос. Самостоятельная работа. Лабораторное занятие Практическое занятие |
Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности:природной, социальной, культурной, технической среды,— используя для этого знания; | Контрольная работа Дифференцированный зачет Тестирование Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Создание проектов Аукцион знаний Экзамен Создание отчетов о проведенном исследовании |
развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию | Решение задач и упражнений Составление схем, таблиц Составление конспектов Создание проектов Самостоятельная работа Практическое занятие Лабораторное занятие |
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни). | Практическое занятие Лабораторное занятие Контрольная работа Создание проектов Создание презентаций Самостоятельная работа Проведение олимпиад Участие в конференциях |