СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 Психология общения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с примерной программой  общеобразовательной учебной дисциплины  ОГСЭ.02 Психология общения для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный  институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 387 от 21 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов  и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования  по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 Психология общения»


Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»




УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора ГПОУ ЯНАО

«Надымский профессиональный колледж»

Приказ от 20.05.2021г. № 75 - од








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02 Психология общения


по специальности 44.02.01 Дошкольное образование












Надым, 2021


Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 387 от 21 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование


Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составитель:

Т.С., Кучерова, преподаватель ГПОУ ЯНАО «НПК»


РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

гуманитарного цикла

Протокол № 6

от « 18 » мая 2021 г.

Председатель УМО:

_____________ ( Л.Р. Говорова)



ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол №6

от « 19» мая 2021 г.

Председатель МС:

_____________( И.Н. Елагина)


СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

1.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

5

2.

Структура и содержание учебной дисциплины

7

3.

Тематический план и содержание учебной дисциплины

8

4.

5.

Условия реализации учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

12

15




















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ.02. Психология общения



1.1. Область применения программы. Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.02. Психология общения предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина «Психология общения» входит в состав общепрофессиональных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий/специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У.1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

У.2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

знать:

3.1. взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;
3.2. роли и ролевые ожидания в общении;
3.3. виды социальных взаимодействий;
3.4. механизмы взаимопонимания в общении;
3.5. техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
3.6. этические принципы общения;
3.7. источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.


Формируемые профессиональные компетенции:

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы

учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 62 часов, включая:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 48 часов;

самостоятельная работа обучающегося – 12 часов






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Объем часов

1

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

2

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

48


В том числе:



Практические занятия

10


Контрольные работы


3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (1 семестр)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в учебную дисциплину



2-2

2



Содержание учебного материала


Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека.




Раздел 2.

Социальное общение



2

Тема 2.1.

Общение – основа человеческого бытия




Содержание учебного материала

2-4

1.Общение в системе межличностных и общественных отношений.

Социальная роль.






2. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения

3. Единство общения и деятельности


Практическая работа №1 на тему: Методы исследования общения

1-1


Самостоятельная работа №1 на тему: «Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. Единство общения и деятельности.»


1-1

Тема 2.2.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)





















Содержание учебного материала


1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажение в процессе восприятия.

2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.

2-6




2

Самодиагностика по теме «Общение»

Диагностический инструментарий:

«Коммуникативные и организаторские способности».

«Ваш стиль делового общения».

«Ваши эмпатические способности».

Самоанализ результатов тестирования

Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.

2-8

3

Тренинг «Формирования адекватной самооценки». Развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки.

2-10

2



3







Основные механизмы перцепции.Идентификация, стереотипизация и эмпатия. Аттракция, рефлексия и каузальная атрибуция.

Тест «Диагностика способности к сопереживанию, (эмпатии)».


2-12




Практическая работа №2 на тему: Определение видов общения (социальная перцепция)


1-2


Самостоятельная работа №2 на тему: Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. Классификация общения. Три стороны общения. Функции, структура и средства общения.


1-2


Тема 2.2

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)







Содержание учебного материала


1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.






2. Взаимодействие как организация совместной деятельности

Тренинг «Сплочение». Объединение участников группы для совместного решения поставленных задач.

2-14

2

Практическая работа №3 на тему: Формы организации общения в деятельности педагога



1-3



Самостоятельная работа №3 на тему: Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия.


2-4

Тема 2.3.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)









Содержание учебного материала


1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.

2. Невербальная коммуникация.

3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.









3




3




3

3

Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» Анализ самодиагностики.

Самодиагностика «Коммуникативная толерантность» Анализ диагностики.

2-16

Психологический тренинг «Коммуникативная толерантность»

2-18

Психологический тренинг «Уверенность в себе»

2-20

Самопрезентация. Как правильно себя преподнести.

2-22


Практическая работа №4 на тему: Механизмы взаимопонимания в общении


1-4


Самостоятельная работа №4 Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.


2-6

Тема 2.3

Формы делового общения и их характеристики









Содержание учебного материала


1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.





2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.

Сообщение на тему: «Формула успеха. Кто такие успешные люди». Выступления студентов по заданной теме. Рефлексия.

2-24

2

Ролевая игра «Собеседование с работодателем».

2-26

3

Работа над проектом «Колледж будущего» (по подгруппам).

2-28

2

3



Презентация проекта «Колледж будущего»

2-30

  1. Выполнить презентацию на тему: «Деловое общение с психологической точки зрения»



Практическая работа №5 на тему: Стили взаимодействия

1-5


  1. Самостоятельная работа №5 Общение как обмен информацией

2-8

Раздел 3.

Конфликты и способы их предупреждения и разрешения




Тема 3.1

Конфликт: его сущность и основные характеристики


Содержание учебного материала


1. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов




Лекция на тему: «Стили общения».

2-32


2

Практическая работа №6 на тему: Виды конфликтов

1-6



Самостоятельная работа №6 Конфликт: его сущность и основные характеристики

2-1


Тема 3.2.

Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляции





Содержание учебного материала



1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.

2. Правила поведения в конфликтах.



Лекция на тему: Конфликты на рабочем месте. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.

2-34

2


3




2


Тренинг конструктивного разрешения конфликтов.
Выполнение психогимнастических упражнений, способствующих предупреждению конфликта, профилактике негативных состояний и использование приемов урегулирования.

2-36

Лекция на тему: Правила поведения в споре. Как избавиться от агрессивности во время споров.

2-38


Практическая работа №7 Понятие конфликта. Причины конфликтов в общении

2-8


  1. Самостоятельная работа №7 на тему: Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция

2-12

Раздел 4. Этические формы общения



Тема 4.1 Общие сведения об этической культуре




Содержание учебного материала


  1. Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения





2. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.

Лекция на тему: Кодекс профессии 

2-40

2




2

Лекция на тему: "этика", "мораль", "нравственность"? Сравните высказывания различных философов древности и нашего времени.

2-42


Лекция на тему: Категории этики: ценность и благо, долг и совесть, стыд и вина. Ценностно-нормативная система личности.

2-44

2


Лекция на тему: Правила поведения в различных формах деловой коммуникации.

2-46



Лекция на тему: Правила ведения беседы.

2-48

3


  1. Практическая работа №8 на тему:

2-10



  1. Самостоятельная работа №8 Формы делового общения и их характеристики

2-14


Дифференцированный зачет:


Всего




3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия

учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

1. Документационное обеспечение:

паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.

2. Учебно-методическое обеспечение:

  • планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Психология общения»;

  • раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;

  • банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;

  • методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»;

  • слайд – лекции к дисциплине «Психология общения».


Технические средства обучения:

  • учебные рабочие места оснащенные ПВМ;

  • интернет ресурс;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • программные средства обучения.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ильин Е.П.: Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010

  2. Ильин Е.П.: Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010

  3. Коноваленко М.Ю.: Теория коммуникации. - М.: Юрайт, 2012

  4. Панфилова А.П. Психология общения.М.: Издательский центр «Академия», 2016 г.

  5. Рамендик Д.М.: Управленческая психология. - М.: ФОРУМ, 2010

  6. Руденко А.М.: Управленческая психология. - Ростов на/Д: Феникс, 2010

  7. Леонтьев А. Психология общения. – Litres, 2014.

  8. Ильин Е. П. и др. Психология общения и межличностных отношений. – Издательский дом" Питер", 2013.


Дополнительные источники:

А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2010.

Чернова Г. Р., Чернова Г. Р. Психология общения. – Издательский дом" Питер", 2012.

Немов Р. Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 2. – Litres, 2013.

Выготский Л. Мышление и речь (сборник). – Litres, 2014.


Интернет - источники:

www.medpsy.ru

www.psylib.org.ua

www.flogiston.ru








4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:


  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; ПК 9

Практическая работа: анализ производственных ситуаций.

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. ОК 3

Практическая работа: анализ производственных ситуаций (деловая игра).

Усвоенные знания:


  • взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;

ОК 5

Тестовый контроль

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • механизмы взаимопонимания в общении; ОК 6

Тестовый контроль

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

ОК 3

Индивидуальные задания.

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. ОК 6

Анализ проблемных ситуаций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.


Формируемые профессиональные компетенции:

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

2. Организация различных видов деятельности и общения детей.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

5. Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.



  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

промежуточной аттестации

(указать назначение, например: для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации) по Психологии общения

(указать элемент основной профессиональной образовательной программы по профессии (специальности) СПО)

Форма проведения оценочной процедуры дифференцированный зачет

(указать форму, например, экзамен, дифференцированный зачет, зачет)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!