Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (базовая подготовка), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 18 г. № 69.
Разработчик: О.И. Калужина, преподаватель
стр.
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 7
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 20
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 22
Учебная дисциплина Основы экономики является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).
Учебная дисциплина Основы экономики обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).
.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Материальные потребности и ограниченность ресурсов. Предмет экономической науки. Экономическая схема Адама Смита. Экономическая теория. Ее задачи. Экономика в современных условиях. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | 20 | |
Тема 1.1. Назначение и структура экономики | Содержание учебного материала Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей. Потребности и ресурсы. Факторы производства. Возрастающая роль технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности. Структура хозяйственной деятельности на рубеже XX - XXI столетий. Укрепление взаимосвязи материального и нематериального производства, повышение роли сферы услуг. Хозяйственная деятельность общества как целостное единство технических, технологических, социальных, правовых и экономических связей между людьми. Экономические отношения и их место в экономической системе. Социально-экономические и организационно-экономические отношения между людьми. Значение изучения экономики для специалистов со средним образованием. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Можно ли надеяться, что прогресс науки и техники когда-нибудь сможет преодолеть относительную ограниченность ресурсов? Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны? | 1 |
Тема 1.2. Собственность и ее виды | Содержание учебного материала Отношения между членами общества по присвоению, хозяйственному использованию имущества и получению дохода от собственности. Права собственников и их закрепление в законодательстве страны. Охрана государством прав собственников Основные типы собственности: частная, общая долевая и общая совместная. Сравнительные достоинства и недостатки разных видов собственности. Исторические этапы развития и смены типов и видов собственности при капитализме. Государственный сектор национальной экономики и его социально-экономическая роль. Множественность типов и форм присвоения в странах Запада в XX веке. Полное огосударствление собственности в социалистических странах. Коренные преобразования государственной собственности в 1990-х годах в России. Структура отношений собственности в России в начале XXI века. | 4 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Как происходила эволюция собственности? Перечислите основные исторические этапы. | 1 |
Тема 1.3. Организация хозяйственной деятельности | Содержание учебного материала Кооперация и разделение труда как исходные и важнейшие виды организационно- экономических отношений между людьми. Кооперация труда и ее эффективность. Простая и сложная кооперация труда. Разделение труда и его связь с научно-техническим прогрессом. Эффективность разделения труда. Формы современного общественного разделения труда. Типы организации хозяйства: натуральное и товарное производство. Их роль в решении хозяйственных задач: какие блага, как и для кого производить. Сравнительный анализ натурального и товарного хозяйства. Преимущества товарного производства. Управление экономикой. Место управления в организации хозяйственной деятельности. Развитие форм управления. | 6 | ОК 02-03; ОК 9-11
|
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Основные направления кооперирования в международном разделении труда. Исторические предпосылки появления натурального производства. Основные преимущества товарного производства перед натуральным. | 1 |
Раздел II. МИКРОЭКОНОМИКА | 24 | |
Тема 2.1. Структура микроэкономики | Основные формы хозяйственной деятельности: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика. Составные части микроэкономики. Домашнее хозяйство. Предприятие. Особенности отношения собственности, кооперации и разделения труда, организации хозяйства и управления предприятий в микроэкономике. Взаимодействие домашних хозяйств и предприятий в циклических потоках микроэкономики. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Как отражается эффективность взаимодействия домашних хозяйств и предприятий на показателях уровня жизни населения? На каких принципах происходит распределение доходов между домашними хозяйствами и предприятиями? | 1 |
Тема 2.2. Рынок | Содержание учебного материала Рынок как форма экономических связей между специализированными и обособленными товаровладельцами. Современный рынок как единая совокупность особых отраслей торговой деятельности. Свободное развитие рынка и его регулирование. Зарождение рыночного обмена товаров и возникновение денег. История развития денег (товарные деньги, золотой стандарт, современные денежные средства, электронные деньги). Механизм рыночного ценообразования. Рыночная цена и ее воздействие на индивидуальный спрос покупателя и индивидуальное предложение продавца. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Российские фирмы пытаются пробиться на мировые товарные рынки за счет продажи товаров по более низким ценам. Как графически представить последствия такой политики для кривых предложения на этих рынках? | 1 |
Тема 2.3. Конкуренция и монополия | Содержание учебного материала Конкуренция: ее сущность и формы. Индивидуальная конкуренция, ее условия и результаты рыночной игры. Сущность и последствия национальной конкуренции. Зависимость рыночной цены от массового спроса и массового предложения. Причины образования и виды монополий. Абсолютная монополия и коренное изменение механизма образования рыночных цен. Антимонополистическое регулирование. Новое во взаимосвязи конкуренции и монополии во второй половине XX века. Монополистическая конкуренция и олигополия. Неценовая конкуренция. Россия, путь к современному развитому рынку. | 4 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: В чём смысл виолентной стратегии конкурентной борьбы? Почему может стать успешной патиентная стратегия? | 1 | |
Тема 2.4. Экономические основы бизнеса | Содержание учебного материала Коммерческое предпринимательство. Коммерческий расчет. Процесс создания новой (добавленной) стоимости, экономические и правовые условия производственного бизнеса. Простое и расширенное воспроизводство капитала фирмы. Основной и оборотный капитал. Амортизация и обновление основного капитала. Накопление капитала: источники и структура. Повышение эффективности накопления в условиях научно-технической революции. Применение информационных технологий в хозяйственной деятельности фирм. | 6 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Дайте развернутую характеристику механизма амортизации как способа сохранения капитала. Раскройте содержательный смысл инвестиционного механизма как процесса превращения доходов в капитал. | 1 |
Раздел III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ В ОБЩЕСТВЕ | 18 | |
Тема 3.1. Распределение доходов в микроэкономике | Содержание учебного материала Заработная плата работников. Факторы увеличения оплаты труда. Роль форм вознаграждения за труд в стимулировании деятельности рабочих и специалистов. Номинальная и реальная заработная плата. Образование и распределение прибыли фирмы. Норма прибыли и ее экономическая роль. Прибыльность торгового бизнеса. Кредит и процент. Виды кредита. Прибыльность банковского капитала. Доходы от ценных бумаг. Рынок ценных бумаг и курс акций. Земельная рента и цена земли. | 4 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Тема 3.2. Государственное перераспределение доходов | Содержание учебного материала Первичное распределение доходов в свободной рыночной экономике, положительные черты и недостатки. Вторичное распределение государством доходов физических и юридических лиц. Государственное регулирование социально-экономических отношений. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11; ПК 1.1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Обязательные отчисления в Пенсионный фонд сокращают заработок работников. Стоит ли отказаться от таких отчислений и предоставить каждому самому копить деньги на старость? | 1 |
Тема 3.3. Налоговая система | Содержание учебного материала Виды налогообложения физических и юридических лиц. Ставки налога Кривая Лаффера. Влияние ставки налога на предложение труда, капитала и сбережения. Налоговые реформы. | 6 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Кто из граждан страны может быть заинтересован в повышении ставок налога на доходы физических лиц? | 1 | |
Раздел 4. МАКРОЭКОНОМИКА | 28 | |
Тема 4.1. Структура экономики страны. | Содержание учебного материала Особенности типа собственности, кооперации и разделения труда, форм организации хозяйства и управления в государственном секторе страны. Основные направления экономической политики государства. Угрозы экономической безопасности страны и меры по их преодолению. Новые показатели макроэкономики и национальные счета. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Тема 4.2. Экономический рост национального хозяйства | Содержание учебного материала Воспроизводство народонаселения. Факторы, воздействующие на численность населения страны. Современные тенденции изменения численности населения в разных странах. Особенности цели и факторов роста национального хозяйства. Экстенсивный и интенсивный тип расширенного воспроизводства. Смешанный тип экономического роста. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Тема 4.3. Неустойчивость и равновесие макроэкономики | Содержание учебного материала Циклическое развитие национального хозяйства. Безработица и занятость. Причины и виды безработицы. Политика занятости. Инфляция и устойчивость денежного обращения. Уравнение И. Фишера. Факторы, порождающие инфляцию. Антиинфляционная политика. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Определите, к какой фазе экономического цикла относятся следующие явления: сокращение прибылей; рост инвестиций; рост налоговых поступлений; увеличение спроса на труд; падение курса акции; рост инфляции; снижение уровня процентных ставок. | 1 |
Тема 4.4. Регуляторы национального хозяйства | Содержание учебного материала Рыночное саморегулирование. Невозможность стихийно-рыночного регулирования макроэкономики в XX веке. Государственное управление национальным хозяйством и пределы его развития. Смешанная система управления национальной экономикой и ее особенности в разных странах. Преобразование системы управления в России на рубеже XX-XXI столетий. | 4 | ОК 02-03; ОК 9-11; |
Тема 4.5. Финансы и денежно-кредитная система | Содержание учебного материала Финансы и их роль в регулировании экономики. Государственный бюджет: его доходы и расходы. Бюджетный дефицит и профицит. Российский бюджет. Денежно-кредитная система. Роль банков в этой системе. Регулирование количества денег в обращении. | 6 | ОК 02-03; ОК 9-11; |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Почему экономическая и политическая стабильность в стране ведет к росту предложения денег на кредитном рынке и тем самым к расширению возможностей инвестирования в развитие ее экономики? | 1 |
Раздел 5 СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА | 10 | |
Тема 5.1. Мировое хозяйство на рубеже XX-XXI столетий | Содержание учебного материала Этапы возникновения и развития мировой экономики. Новое в международном разделении труда и интернационализации производства во второй половине XX века. Международное перемещение капитала и рабочей силы. Формы международной экономической интеграции. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Почему российское правительство проводит политику поддержки национальных производителей с помощью протекционистских мер (введения пошлин на импорт), а не путем выдачи субсидий тем отраслям и фирмам, производство в которых выгодно поддерживать с позиций долгосрочных интересов страны? | 1 |
Тема 5.2. Мировой рынок товаров, услуг и валют | Содержание учебного материала Причины и формы развития международной торговли. Новое в международной торговле в конце XX - начале XXI века. Возрастание значения внешней торговли для развития национальной экономики. Воздействие государства на внешнюю торговлю. Мировая валютная система. Валютный курс. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Тема 5.3. Глобализация мировой экономики | Содержание учебного материала Сущность и современные тенденции глобализации мировой экономики. Роль научно-технической революции в глобализации мирового хозяйства. Противоречия в глобализации. Глобальные проблемы, представляющие угрозу всей мировой цивилизации. Демографическая проблема. Проблема экономической отсталости и бедности многих развивающихся стран. Мировая экологическая проблема. Пути достижения международной экономической безопасности. | 2 | ОК 02-03; ОК 9-11 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Дайте развернутую характеристику содержания и путей решения основных глобальных экономических проблем. Поясните, в чем заключаются основные особенности интеграции России в мировую экономику на современном этапе ее развития. | 2 |
Промежуточная аттестация | |
Всего: | 82 | |
- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к Интернет-ресурсам;
- мультимедийный проектор, экран.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умения | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Оценка деятельности обучающихся при выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, других видов текущего контроля, промежуточная аттестация. |
Умение оперировать основными категориями и понятиями экономики; Умение использовать источники экономической информации; Умение распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; Умение выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на макро- и микроуровнях. |
Знания | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля, промежуточная аттестация. |
Знание предмета и функции экономики Знание основных формы хозяйственной деятельности и составных черт современного рынка; Знание основных микро- и макроэкономических категорий и показателей; Знание характеристик финансового рынка, денежно-кредитной системы; Знание основ формирования государственного бюджета; Знание рыночного механизма формирования доходов и проблем социальной политики государства; Знание понятия мирового рынка и международной торговли; Знание основных направлений экономической реформы в России. |