СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Основы экономики по специальности СПО 31.02.01  «Лечебное дело» углубленной подготовки является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Смоленское областное Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОфессиональное образовательное учреждение


«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ.06 ОСНОВЫ эконоМики


Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»


(углубленной подготовки)















2017 г






«Утверждаю»

Директор СОГБПОУ

«Вяземский медицинский колледж

имени Е.О. Мухина»

Рыжкова А.М. _______

«31» августа 2017г









Автор: Наташенков Н.А. – преподаватель социально-экономических и гуманитарных дисциплин СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»


Внутренний рецензент: Никитина М.И. – зав. методическим отделом СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»









СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины







1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Основы экономики по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки

рассмотрена на заседании ЦМК социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г;

одобрена на заседании методического совета

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Основы экономики по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки

является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Основы экономики

разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО

31.02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки и примерной программой.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины ОГСЭ.06 Основы экономики обучающийся должен:

знать/понимать:

  • функции денег,

  • банковскую систему,

  • причины различий в уровне оплаты труда,

  • основные виды налогов,

  • организационно-правовые формы предпринимательства,

  • виды ценных бумаг,

  • факторы экономического роста;

 уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, работника, члена семьи и гражданина.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

лекционные занятия 28 часов

практические занятия 8 часов

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

В результате освоения учебной дисциплины «Основы экономики» обучающийся должен овладеть:

Общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы


Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лекционные занятия

28

практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)


в том числе:


самостоятельная внеаудиторная работа

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов

Максимально

Количество часов

Сам. работа

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Экономика и экономическая наука.

6

4

4

-

2

1.1.

Тема 1.1. Введение. Понятие экономики. Основы хозяйственной жизни человечества.

3

2

2

-

1

1.2.

Тема 1.2. Типы экономических систем.

3

2

2

-

1

2.

Раздел 2. Рыночная экономика.

27

18

12

6

9

2.1.

Тема 2.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие.

6

4

4

-

2

2.2.

Тема 2.2. Экономика фирмы. Организационно-правовые формы предприятий.

6

4

4

-

2

2.3.

Тема 2.3. Производство. Производительность труда.

3

2

2

-

1

2.4.

Тема 2.4. Расчет прибыльности и рентабельности продукции

6

4

-

4

2

2.5.

Тема 2.5. Фирма и конкуренция.

3

2

2

-

1

2.6.

Тема 2.5. Анализ спроса и предложения

3

2

-

2

1

3.

Раздел 3. Труд и заработная плата.

3

2

2

-

1

3.1.

Тема 3.1. Рынок труда. Заработная плата. Безработица. Профсоюзы.

3

2

2

-

1

4.

Раздел 4. Деньги и банки.

9

6

4

2

3

4.1.

Тема 4.1. Товар Деньги. Их роль в экономике

6

4

2

2

2

4.2.

Тема 4.2. Банковская система. Финансовые институты.

3

2

2

-

1

5.

Раздел 5. Государство и экономика.

6

4

4

-

2

5.1.

Тема 5.1. Роль государства в экономике. Общественные блага.

3

2

2

-

1

5.2.

Тема 5.2. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы.

3

2

2

-

1

6.

Раздел 6. Международная экономика.

3

2

2

-

1

6.1.

Тема 6.1. Международная торговля. Особенности современной экономики России.

3

2

2

-

1


ИТОГО:

54

36

28

8

18

2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.06 Основы экономики


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практических занятий, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Экономика и экономическая наука.



4


Тема 1.1.

Введение. Понятие экономики. Основы хозяйственной жизни человечества.














Лекция № 1. Тема: Введение. Понятие экономики. Основы хозяйственной жизни человечества.

Содержание учебного материала.

Введение. Понятие экономики. Основы хозяйственной жизни человечества. Задачи предмета экономика. Эволюция развития экономической теории. Показатели уровня экономического развития. Ограниченность экономических ресурсов. Экономический рост, его источники и измерение. Главные вопросы экономики. Товарные отношения. Товар: свойства, формы. Главные вопросы экономики. Факторы производства.

Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента.




2



1





Самостоятельная работа.

1.Работа с конспектом.

2.Работа с дополнительной литературой.

3.Подготовить реферат на одну из тем:

  • «Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли».

  • «Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие».

4. Выполнение компьютерной презентации по теме «Значение экономики для развития общества».


1


Тема 1.2.

Типы экономических систем.









Лекция № 2. Тема: Типы экономических систем.

Содержание учебного материала.

Типы экономических систем. Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики.



2



2

Самостоятельная работа.

1.Подготовить реферат на одну из тем:

  • «Экономические кризисы в истории России».

  • «Россия на рынке технологий».

2.Оформить экономический терминологический словарь.


1


Раздел 2. Рыночная экономика.


18


Тема 2.1.

Рыночный механизм. Рыночное равновесие.






Лекция № 3, 4. Тема: Рыночный механизм. Рыночное равновесие.

Содержание учебного материала.

Спрос. Предложение. Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночные структуры.



4



2

Самостоятельная работа.

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

  • «Электронные рынки как феномен мировой экономики».

  • «Оффшорный бизнес и его роль в экономике России».


2


Тема 2.2.

Экономика фирмы. Организационно-правовые формы предприятий


Лекция № 5,6. Тема: Организационно-правовые формы предприятий.

Содержание учебного материала.

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Организационно-правовые формы предприятий. Классификация предприятий.



4



2

Самостоятельная работа.

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

  • «Сущность деятельности акционерного общества».

  • «Формы связей предприятий».

2.Изучение связи предприятий в предпринимательской деятельности.



2




Тема 2.3.

Производство. Производительность труда.

Лекция № 7. Тема: Производство, производительность труда.

Содержание учебного материала.

Производство, производительность труда. Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Нормирование труда. Характеристика производительности труда, методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.




2

2

Самостоятельная работа.

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

  • «Сущность деятельности акционерного общества».

  • «Формы связей предприятий».

2.Изучение связи предприятий в предпринимательской деятельности.



1




Тема 2.4.

Расчет прибыли и рентабельности продукции.

Практическое занятие №1. Тема: Расчет прибыли и рентабельности продукции.

Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента.

Расчет прибыли и рентабельности продукции.

4

1

Самостоятельная работа.


2


Тема 2.5.

Фирма и конкуренция.








Лекция № 8. Тема: Фирма и конкуренция.

Содержание учебного материала.

Собственность. Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена».


2







2






Самостоятельная работа.

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

  • «Мое отношение к монополии».

  • «Конкуренция – важный аспект развития экономики».

2. Проработка конспектов по разделу 2 «Рыночная экономика».




1


Тема 2.6. Анализ спроса и предложения.


Практическое занятие № 2. Тема: Анализ спроса и предложения.

Спрос. Предложение. Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия.

2

2

Самостоятельная работа.


1


Раздел 3.

Труд и заработная плата.



2


Тема 3.1.

Рынок труда. Заработная плата. Безработица. Профсоюзы.









Лекция № 9. Тема: Рынок труда. Заработная плата. Безработица. Профсоюзы.

Содержание учебного материала.

Труд. Рынок труда. Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Заработная плата. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Форма оплаты труда. Организация оплаты труда. Материальная заинтересованность работников. Безработица. Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Профсоюзы. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.



2



2

Самостоятельная работа.

1.Работа с дополнительной литературой.

2.Составление презентации по теме.

3.Подготовить реферат на одну из тем:

  • «Формы и системы оплаты труда».

  • «Материальная заинтересованность работников».

  • «Роль профсоюзов в защите работников».

  • «Значение и сущность работы службы занятости в России».

4.Дополнить термины в словарь.

5. Проработка конспектов занятий по разделу 3 «Труд и заработная плата».



1



Раздел 4.

Деньги и банки.


6


Тема 4.1.

Товар. Деньги. Их роль в экономике.









Лекция № 10. Тема: Товар. Деньги. Их роль в экономике.

Содержание учебного материала

Товар. Свойства товара. Стоимость. Закон стоимости. Формы стоимости. Деньги. Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Денежное обращение. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.



2





2

Практическое занятие № 3. Тема: Товар. Стоимость. Деньги.

Товар. Свойства товара. Стоимость. Закон стоимости. Формы стоимости. Деньги. Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Денежное обращение. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.

2

2

Самостоятельная работа.

1.Работа с дополнительной литературой.

2.Составление презентации по теме.

3.Подготовить реферат на одну из тем:

  • «Возникновение и эволюция денег на Руси».

  • «Мировые деньги».

2


Тема 4.2.

Банковская система. Финансовые институты.

Лекция № 11. Тема: Банковская система. Финансовые институты.

Содержание учебного материала.

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики.

Финансовые институты Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Государственная система антиинфляционных мер.






2



2

Самостоятельная работа.

1.Подготовить реферат на одну из тем:

  • «Банковская реформа России».

  • «Экономические кризисы в истории России».

  • «Финансовый кризис 1998 года в России».

  • «Центральный банк и его роль».

2. Проработка специальной литературы по вопросу «Финансовые институты».

3. Выполнение компьютерной презентации по теме «Инфляция».



1







Раздел 5.

Государство и экономика.




4


Тема 5.1.

Роль государства в экономике. Общественные блага.



Лекция № 12. Тема: Роль государства в экономике. Общественные блага.

Содержание учебного материала.

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. Государственный бюджет. Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Государственный долг и его структура. Роль государства в кругообороте доходов и расходов.



2



2

Самостоятельная работа.

1.Работа с конспектом.

2.Работа с дополнительной литературой.

3. Подготовить сообщение на одну из тем:

  • «Внешний долг России и проблемы его урегулирования».

  • «Мировой опыт свободных экономических зон».

  • «Бюджетный дефицит и концепции его регулирования».

  • «Внешний долг России и проблемы его урегулирования».



1













Тема 5.2.

Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы.





Лекция № 13. Тема: Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы.

Содержание учебного материала.

Цели национального производства и состав ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. Экономический подъем. Экономический спад. Депрессия. Неравенство доходов и его измерение. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости.


2



2

Самостоятельная работа.

1.Работа с конспектом.

2.Работа с дополнительной литературой.

3.Подготовить сообщение на одну из тем:

  • «Проблемы вступления России в ВТО».

  • «Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС».


1





Раздел 6.

Международная экономика.



2


Тема 6.1.

Международная торговля. Особенности современной экономики России.


Лекция № 14. Тема: Международная торговля. Особенности современной экономики России.

Содержание учебного материала.

Международная торговля. Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Государственная политика в области международной торговли. Фритредерство. Таможенная пошлина. Валюта. Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Глобальные экономические проблемы. Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.



2







2




Самостоятельная работа.

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

  • «Государственная политика в области международной торговли».

  • «Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в».

  • «Международные валютно-финансовые организации».

  • «Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс)».

  • «Электронные рынки как феномен мировой экономики».

  • «Особенности современной экономики США».

2. Подготовка к итоговому зачету.

3. Проработка конспектов по разделу 6 «Международная экономика».


1


















ИТОГО:

36 ч


3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 


Основная литература:

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономики, Москва. «Среднее профессиональное образование» 2014г.

  2. Грязнова А.Т. Экономика / под ред. Грязновой А.Т. и Думной Н.Н., Москва. «Интеллект центр» 2015г.

  3. Исаева В.А., Савинский А.В. Экономика, Москва, «РУДН» 2011г.


Дополнительная:

  1. Камаев В.Д. Основы экономики, Москва, «Владос», 2002г.

  2. Кудина М.В. Основы экономики, Москва, «Форум-Инфра», 2009г.

  3. Куликов Л.М. Основы экономической теории, Москва, «Юрайт» 2015г.

  4. Соколова С.В. Основы экономики, Москва, «Академия» 2005г.



Интернет-ресурсы:

  1. http://onlinetestped.Com/ru-ru/Go/proizvodstvo-osnova-ekonomiki-variant-1-2028/perault. aspx

  2. http:// oltest.ru/ tests/studentam mfia/economika/

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение знаний:


функции денег

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

банковскую систему

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

причины различий в уровне оплаты труда

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

основные виды налогов

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

организационно-правовые формы предпринимательства

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

виды ценных бумаг

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

факторы экономического роста

Тестирование

Устный опрос

Заслушивание рефератов

Освоение умений:


приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем

Практическая работа

Тестирование

описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики

Практическая работа

Тестирование

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли

Практическая работа

Тестирование




Результаты обучения

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии и понимание ее значимости в современном мире

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения УД


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Организация и выбор методов и способов решения профессиональных задач, способность анализировать и оценивать эффективность и качество собственной деятельности

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для постановки решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Осуществление эффективного поиска необходимой информации.

Использование различных источников информации, включая электронные

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Демонстрация умений работать с персональным компьютером, интернетом, другими электронными носителями на уровне пользователя

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Продуктивное взаимодействие обучающегося с преподавателем и другими обучающимися