СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Общая и профессиональная педагогика

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Общая и профессиональная педагогика

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Общая и профессиональная педагогика»




ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2023



Лист 0/30






УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»:


О. Н. Гришин










Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.01 Общая и профессиональная педагогика


















Анадырь 2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.


Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)


Разработчик:

Акулова И.Н., преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»


СОДЕРЖАНИЕ




страница

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

4.

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

27

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации по должностям служащих: 20436 Воспитатель; 20439 Воспитатель общежития; 20442 Воспитатель профессионально-технического учебного заведения; 23962 Мастер производственного обучения; 24001 Мастер учебного полигона; 24004 Мастер учебного центра; 24007 Мастер учебно-производственной мастерской; 27244 Учитель; 27245 Учитель (средней квалификации); 25813 Преподаватель (в средней школе); 25819 Преподаватель-организатор (в колледжах, университетах и других вузах); 25820 Преподаватель-организатор (в средней школе); 25824 Преподаватель-стажер (в колледжах, университетах и других вузах); 25825 Преподаватель-стажер (в средней школе).


1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: профессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Цель:

  • формирование системы педагогических знаний и умений, профессиональной направленности студентов и педагогического мышления, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в системе образования.


Задачи:

  • обеспечение целостного, системного изучения материала по проблемам общей и профессиональной педагогики, способствующее формированию профессиональных компетенции выпускников;


  • формирование представлений о методологических основах педагогического процесса и его разновидностей - воспитания и обучения;

  • осмысление основных педагогических закономерностей, принципов воспитания и обучения;

  • формирование социально-личностной компетенции через формирование системы представлений о нормах, педагогических отношений, осознанность ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности, овладение ценностями профессионально-педагогической деятельности.


В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен уметь:

  • оценивать постановку педагогических цели и задач; определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

  • ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

  • ориентироваться в современных системах организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих (служащих) в Российской Федерации и зарубежных странах;

  • применять знания по общей и профессиональной педагогике при изучении профессиональных модулей.


В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен знать:

  • взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

  • значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

  • принципы обучения и воспитания;

  • формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

  • психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

  • особенности педагогического процесса в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

  • особенности содержания и организации профессиональной подготовки;

  • педагогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации;

  • особенности работы с одаренными обучающимися, обучающимися с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

  • приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

  • средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

  • основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 282 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 188 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 94 часа.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

282

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

188

в том числе:

лабораторные работы

0

практические занятия

52

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

94

в том числе:

написание рефератов

составление таблиц и схем

написание конспектов и программ

составление библиографического списка

анализ дневниковых записей

20

16

24

16

18

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

0

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в педагогическую деятельность.




Тема 1.1.

Общая характеристика педагогической профессии

Содержание учебного материала

2

1

Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии. Педагогические ценности и их классификации. Профессионально-педагогическая специальность. Перспективы развития профессионально-педагогической специальности.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Написание творческой работы (сочинения) по одной из предложенных тем: «Почему я выбрал профессию педагога профессионального обучения? (мастера производственного обучения)», «Современное общество и педагог», «Профессия педагога профессионального обучения (мастера производственного обучения) в 21 веке» (по выбору студента)

Тема 1.2.

Профессионально-педагогическая деятельность

Содержание учебного материала

2

1

Сущность профессионально-педагогической деятельности. Функции профессионально-педагогической деятельности. Основные виды профессионально-педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1

Классифицирование видов профессионально-педагогической деятельности

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 1.3.

Профессионализм и профессиональная культура педагога профессионального обучения.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность профессионально-педагогической культуры педагога. Структура профессионально-педагогической культуры мастера производственного обучения. Профессионально значимые личностные качества педагога. Педагогические способности. Профессиональная компетентность и компетенция педагога профессионального обучения. Квалификационная характеристика мастера производственного обучения.

1

Лабораторная работа

0


Практические занятия

4

1

Определение склонностей и способностей к профессии педагога по дифференциально-диагностическому опроснику, разработанному Е.А. Климовым. Определение коэффициента общительности.

2

Анализ профессионально значимых личностных качеств мастера производственного обучения.

Контрольная работа

0

Самостоятельная работа обучающихся

8

1

Подготовка выступления/написание сочинения/ на тему: «Я и моя профессия»

2

Раскрыть особенности профессионально-педагогической специальности

3

Привести примеры современных педагогических специальностей и профессионально-педагогических квалификаций

4

Определить свой уровень профессионально-педагогической культуры. Обосновать свой ответ

Тема 1.4.

Профессиональное становление и развитие педагога профессионального обучения.

Содержание учебного материала

2

1

Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Этапы профессионального продвижения специалиста и уровни профессионального роста педагога. Подготовка педагогов профессионального обучения в системе профессионального образования.

Повышение квалификации и аттестация мастера производственного обучения. Профессиональное самовоспитание педагога. Основы самообразования педагога.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Раздел 2.

Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития.



Тема 2.1.

Объект, предмет и функции педагогики как науки.

Содержание учебного материала

2

1

Общее представление о педагогике как науке. Концептуальные взгляды на педагогику. Объект и предмет педагогики. Функции и источники развития педагогической науки. Основные категории педагогики как науки. Междисциплинарные понятия в педагогике.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Найти ответ на вопрос: Как взаимосвязаны между собой основные категории и понятия педагогики. Отразить ответ в виде таблицы или схемы

2

Составление словаря основных понятий

Тема 2.2.

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Содержание учебного материала

2

1

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составление развернутой схемы «Система педагогических наук»

Тема 2.3.

Методологическая основа педагогики. Методы педагогических исследований.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие о методологии педагогики. Философские основания педагогики. Методологические принципы (подходы) педагогики. Эмпирические методы педагогического исследования.

2

2

Методы теоритического исследования. Математические и статистические методы.

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1

Классифицирование методологических принципов научно-педагогического исследования

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составление схемы-классификации «Методы педагогического исследования»

Тема 2.4.

Взаимосвязь педагогической науки и практики. Тенденции их развития.

Содержание учебного материала

2

1

Наука и условия ее обособления. Единство и различия педагогической науки и практики. Педагогическая наука и практика как единая система. Связь педагогической науки и практики в движении. Педагог и педагогическая наука. Педагогика как наука и искусство.

1

Лабораторная работа

0


Практические занятия

0

Контрольная работа

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составление сообщения о традиционных и новых отраслях педагогики. Написание творческой работы / сочинение рассуждение/ о взаимосвязи педагогической науки и практики.

Тема 2.5.

История педагогики. Гуманизм как основа современной педагогики.

Содержание учебного материала

2

1

Основные этапы развития педагогики. Зарубежные педагогические течения. Авторитарная и гуманистическая педагогика. Идея гуманизма как основа современной педагогики. Становление и развитие гуманистической педагогики.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1

Этапы становления педагогической науки и практики

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Заполнить таблицу, отражающую исторический путь становления педагогики как науки

2

Подготовить сообщение о вкладе выдающихся педагогов в развитие педагогической науки.

Тема 2.6.

Нормативно-правовая основа в сфере образования.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность и назначение нормативно-правовой основы в сфере образования. Уровни нормативно-правовой документации. Декларация прав ребенка 1959 года. Конвенция о правах ребенка 1989 года. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 2.7.

Целостный педагогический процесс.

Содержание учебного материала

4

1

Сущность педагогического процесса, его целостность. Структура педагогического процесса. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Законы и закономерности педагогического процесса.

2

2

Принципы педагогического процесса. Условия построения целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Проектирование этапов целостного педагогического процесса.

Тема 2.8.

Процесс развития личности. Факторы развития.

Содержание учебного материала

4

1

Личность и процесс ее развития. Концепции развития личности. Факторы развития личности.

2

2

Взаимосвязь воспитания и развития личности. Взаимосвязь обучения и развития личности. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания.


Лабораторная работа



Практические занятия

2

1

Факторы развития личности.

Контрольная работа


Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Составление схемы «Факторы развития личности, характеристика факторов, описание их влияния на развитие личности».

2

Подбор примеров влияния разнообразных факторов на развитие человека на основе изучения художественной и педагогической литературы.

Тема 2.9.

Педагогические инновации.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность педагогических инноваций. Классификация педагогических инноваций. Направления педагогических инноваций. Технология инновационного процесса. Препятствия на пути инноваций и условия реализации инновационных идей. Инновационные образовательные организации. Педагог-новатор и его творческое саморазвитие.

2

Практические занятия



Лабораторная работа

0

Контрольная работа

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Дать сравнительную характеристику традиционного и инновационного образовательного учреждения. Пополнение словаря основных понятий. Изучение технологий инновационного процесса

Раздел 3.

Основы управления образовательными потребностями.



Тема 3.1.

Педагогическая система, ее структура и разновидности. Система образования в Российской Федерации.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «педагогическая система». Структура и виды педагогической системы. Понятия «непрерывное образование» и «система образования». Основные факторы развития системы образования. Основные принципы построения и функционирования системы непрерывного образования в России (принципы государственной политики в области образования).

1

Лабораторная работа

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составление схемы-классификации «Типы образовательных организаций в РФ»

Тема 3.2.

Система образования в Российской Федерации

Содержание учебного материала

2

1

Система образования в РФ и ее образовательные организации. Субъекты управления образованием, их полномочия. Органы управления образованием. Формы получения образования.

1

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 3.3.

Образовательная организация как педагогическая система.

Содержание учебного материала

2

1

Образовательная организация как педагогическая система. Структура образовательной организации как педагогической системы. Системообразующие факторы и условия функционирования образовательной организации как педагогической системы. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Нормативно-правовая база управления образовательными системами.

1

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 3.4.

Управление профессиональной образовательной организацией.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность и функции управления образованием. Принципы управления. Типология структур управления образовательной организацией. Традиционные уровни управления образовательной организацией. Методы управления образовательной организацией. Сущность и особенности инновационного управления.

1

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 3.5.

Планирование работы профессиональной образовательной организации

Содержание учебного материала

2

1

Общие требования к планированию работы профессиональной образовательной организации. Содержание плана работы профессиональной образовательной организации. Особенности планирования методической (научно-методической) работы в образовательной организации.

2

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 3.6.

Контроль как функция управления образовательной организацией.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность и назначение контроля как функции управления образовательной организацией. Принципы контроля. Виды контроля. Методы контроля, используемые в профессиональной образовательной организации. Педагогический анализ как основа эффективности контроля. Особенности контроля и педагогического анализа уроков теоретического и производственного обучения.

2

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 3.7.

Педагогический коллектив, его формирование и развитие.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «педагогический коллектив. Межличностные отношения в педагогическом коллективе. Сплочение педагогического коллектива.

1

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

0

Раздел 4.

Теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования.



Тема 4.1.

Профессиональная педагогика как наука.

Содержание учебного материала

2

1

Объект, предмет и функции профессиональной педагогики. Задачи профессиональной педагогики и ее структура. Основные категории педагогики профессионального образования. Методы исследований в профессиональной педагогике. Структура академического курса профессиональной педагогики.

2

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составление схемы-классификации «Методы исследований в профессиональной педагогики»

Тема 4.2.

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования.

Содержание учебного материала

6

1

Основные этапы развития профессиональной педагогики. История профессионального образования за рубежом. Становление и развитие профессионального образования в России. Современное состояние профессионального образования за рубежом.

2

2

Система подготовки профессиональных кадров в Российской Федерации.

3

Системы и концепции профессионального образования. Современные требования к подготовке кадров. Направления и перспективы развития профессионального образования в условиях модернизации образования.

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Анализ современного состояния и перспектив развития профессионального образования

Раздел 5.

Дидактические основы профессиональной подготовки рабочих, служащих.



Тема 5.1.

Дидактика ка наука, ее основные категории.


Содержание учебного материала

2

1

Дидактика как отрасль педагогической науки, ее предмет, основные задачи. Дидактика (общая дидактика) и частные дидактики (предметные методики). Связь дидактики с другими науками. Дидактика как система. Основные дидактические категории.

2

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Выявление различных подходов к определению основных понятий дидактики на основе изучения основной и дополнительной литературы.

Тема 5.2.

Сущность процесса обучения.


Содержание учебного материала

2

1

Процесс профессионального обучения, его признаки и движущие силы. Обучение как вид познавательной деятельности. Структура процесса обучения. Функции профессионального обучения. Специфические особенности профессионального обучения.

2

Практические занятия



Самостоятельная работа обучающихся


Тема 5.3.

Продукт процесса обучения.

Содержание учебного материала

4

1

Образование как продукт целенаправленного систематического обучения. Компоненты продукта процесса обучения. Уровни результативности обучения и соответствующие им уровни знаний. Развитие процесса обучения через призму уровней знаний. Необходимые уровни знаний.

2

2

Понятия «Факторы обучения», «условия обучения». Генеральные факторы обучения. Иерархия факторов обучения.

Лабораторная работа

0


Практические занятия

4

1

Анализ продукта процесса обучения

2

Анализ условия и факторов обучения

Контрольная работа

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 5.4.

Закономерности обучения и принципы обучения.


Содержание учебного материала

6

1

Понятие «закономерности обучения». История развития представлений о закономерностях обучения. Виды закономерностей обучения. Общие закономерности обучения. Частные (конкретные) закономерности обучения.

2

2

Понятие «дидактические принципы» («принципы обучения»). Исторический характер принципов обучения. Правила обучения. Сущность и современная трактовка принципов обучения. Система дидактических принципов.

2

Общие дидактические принципы. Принципы профессионального обучения. Взаимосвязь принципов обучения.

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1

Классификация принципов обучения

Контрольная работа

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Конспектирование фрагментов научных трудов Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.В. Занкова и др по теме. Сообщение по реализации дидактических принципов в опыте работы преподавателей – мастеров.

2

Составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с использованием «Примерной схемы изучения и составления психолого-педагогической характеристики ученика»

Тема 5.5.

Содержание профессионального образования.

Содержание учебного материала

10

1

Понятие «содержание образования». Факторы, влияющие на содержание образования. Принципы формирования содержания образования. Способы реализации содержания образования. Содержание профессионального образования и его структура.

1

2

Понятие «Федеральный государственный образовательный стандарт». Значение Федерального государственного образовательного стандарта. Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, его требования и структура. Основная и дополнительная профессиональные образовательные программы. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

3

Понятие «учебный план». Виды учебного плана. Базисный учебный план по профессии среднего профессионального образования, его структура. Структура учебного плана образовательной организации по профессии, специальности среднего-профессионального образования.

4

Учебная дисциплина в системе профессионального образования. Циклы учебных дисциплин. Профессиональные модули. Междисциплинарные курсы. Понятие «учебная программа». Основные функции и виды учебных программ. Структура примерной/рабочей программы учебной дисциплины. Структура примерной/рабочей программы профессионального модуля.

5

Учебники и учебные пособия. Понятие «учебник». Значение учебников в процессе обучения, их основные функции. Структура учебника. Педагогические требования к учебнику. Учебные пособия. Методические пособия и рекомендации.

Лабораторная работа

0


Практические занятия

10

1

Содержание образования как средство обучения и фактор развития

2

Изучение основных нормативных документов в системе образования

3

Анализ структуры ФГОС среднего профессионального образования по специальности на примере ФГОС СПО по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)

4

Анализ структуры учебных планов по профессиям СПО, специальностям СПО

5

Анализ структуры примерной/рабочей программы учебной дисциплины, примерной/рабочей программы профессионального модуля.

6

Анализ структурных компонентов учебника

Контрольная работа

0

Самостоятельная работа обучающихся

12

1

Составление структурно-логической схемы «Система образования в РФ»

2

Сравнительный анализ учебно-методического обеспечения в различных системах обучения, поиск отличительных особенностей учебно-методического обеспечения.

3

Анализ структуры содержания профессионального образования

4

Анализ требований к содержанию образования согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012), ст.12, п.1

5

Анализ учебника на соответствие предъявляемым к нему педагогическим требованиям. (учебник подбирается по выбору студента)

Тема 5.6.

Формы, методы и средства обучения

Содержание учебного материала

12

1

Понятие «метод обучения» и «прием обучения». Классификации методов обучения. Выбор (проектирование) методов профессионального обучения.

2

2

Словесные методы обучения. Наглядные методы обучения. Практические методы обучения. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3

Понятие «средства обучения». Классификация средств обучения. Дидактические функции средств обучения. Понятие «система средств обучения». Общие дидактические требования. Характеристика современных средств обучения. Учебно-производственные средства обучения.

4

Современные технологии обучения.

5

Понятие «форма организации обучения». Развитие организационных форм обучения. Классификации форм организации профессионального обучения. Формы теоретической подготовки обучающихся. Формы практической подготовки. Проектирование организационных форм профессионального обучения.

6

Понятие «урок». Требования к уроку. Характеристика фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения на уроке. Структура урока. Особенности построения уроков различных типов. Виды уроков. Нетрадиционные уроки. Подготовка педагога к уроку. Планирование как важный этап подготовки к уроку.

Лабораторная работа

0


Практические занятия

6

1

Классифицирование методов обучения

2

Анализирование конспектов учебных занятий на определение основных форм и методов работы

4

Анализ структуры урока

Контрольная работа

0

Самостоятельная работа обучающихся

10

1

Выполнение индивидуальных письменных анализов урока в контексте использованных на нем методов обучения по результатам проведенной по данной теме практической работы

2

Анализ эффективности применения репродуктивных и продуктивных методов обучения.

3

Подбор материалов по нестандартным формам организации обучения. Составление плана учебного занятия. Решение педагогических задач по выбору организационных форм обучения.

Тема 5.7.

Современные виды обучения.


Содержание учебного материала

4

1

Объяснительно-иллюстративное обучение. Проблемное обучение. Программированное обучение. Развивающее обучение. Дистанционное обучение. Модульное обучение в профессиональной школе.

2

2

Инновационные технологии в профессиональном образовании. Теория и методика стадийного профессионального обучения. Системы и периоды производственного обучения. Выбор технологии обучения.

Лабораторная работа



Практические занятия


Контрольная работа


Самостоятельная работа обучающихся


Тема 5.8.

Контроль качества теоретического и практического обучения.

Содержание учебного материала

2

1

Функции контроля успеваемости. Виды контроля и дидактические требования к его организации. Формы контроля качества обучения. Оценка. Основные требования к оценке. Неуспеваемость учащихся.

Лабораторная работа


Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся


Раздел 6.

Теоретические основы воспитания.



Тема 6.1.

Теория воспитания, ее основные категории.

Сущность и содержание процесса воспитания.

Содержание учебного материала

6

1

Теория воспитания как раздел общей педагогики. Объект и предмет теории воспитания, ее основные задачи. Основные категории теории воспитания. Методы исследований теории воспитания как науки. Связь теории воспитания с другими науками.

2

2

Понятие «воспитание». Своеобразие воспитательного процесса. Движущие силы процесса воспитания. Цель и задачи воспитания. Основные направления воспитания. Учащийся как субъект процесса воспитания. Цикличность и содержание процесса воспитания.

3

Концепции воспитания. Особенности содержания процесса воспитания. Этапы воспитательного процесса

Лабораторная работа

0


Практические занятия

0

Контрольная работа

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 6.2.

Закономерности и принципы воспитательного процесса.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие «закономерности воспитания». Содержание закономерностей воспитания.

2

2

Понятие «принцип воспитания», «правило воспитания». Требования, предъявляемые принципам воспитания. Подходы к определению (классификация) системы принципов воспитания. Характеристика принципов воспитания.

Лабораторная работа

0


Практические занятия

2

1

Анализ закономерностей и принципов воспитания

Контрольная работа

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 6.3.

Формы, методы и средства воспитания.

Содержание учебного материала

8

1

Понятия «метод воспитания», «прием воспитания». Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания.


2

Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Методы самовоспитания.

3

Формы организации процесса воспитания. Понятие «форма воспитания». Функции формы воспитательной работы. Подходы к классификации форм организации воспитательного процесса. Методика подготовки и проведения форм организации процесса воспитания. Проблема выбора форм организации процесса воспитания.

4

Средство воспитания как категория теории воспитания. Основные функции средств воспитания. Классификация средств воспитания. Характеристика основных педагогических средств воспитания. Проблема выбора средств воспитания. Взаимосвязь содержания воспитания, методов, средств и форм организации процесса воспитания.

Практические занятия

4


1

Анализ методов воспитания

2

Методы, средства и формы процесса воспитания

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач в контексте реализации методов воспитания

2

Составление конспекта по теме «История возникновения и развития принципов обучения и воспитания».

Тема 6.4.

Современные подходы к воспитанию

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «подход в воспитании». Структурные компоненты педагогического подхода к организации воспитательного процесса. Системный подход к построению воспитательного процесса. Деятельностный подход в воспитании учащихся. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности. Философско-антропологический подход в воспитании. Комплексный подход к воспитанию. Культурологический, Коммуникативно-диалогический, средовой и аксиологический подходы в воспитании учащихся.

2

Лабораторная работа



Практические занятия


Контрольная работа


Самостоятельная работа обучающихся


Тема 6.5.

Ученический коллектив и его формирование.

Содержание учебного материала

4

1

Понятия «коллектив», «ученический воспитательный коллектив». Взаимоотношения личности и коллектива. Признаки коллектива. Структура коллектива образовательной организации и специфика его формирования. Структура первичного ученического коллектива. Функции ученического коллектива.

1

2

Становление теории коллектива. Разработка теории коллектива на современном этапе. Этапы развития коллектива. Пути формирования ученического коллектива. Диагностика ученического коллектива.

Лабораторные работы



Практические занятия

2

1

Изучение внутриколлективных межличностных отношений

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Сравнение понимания сущности коллектива в различных педагогических теориях. Составление словаря понятий по теме.

Тема 6.6.

Воспитательная система образовательной организации.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «воспитательная система образовательной организации». История развития воспитательных систем образовательных организаций. Функции и структура воспитательной сиситемы образовательной организации. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Модели воспитательных систем. Особенности создания воспитательных систем образовательных организаций. Этапы развития воспитательной системы. Критерии определения уровня сформированности воспитательной системы. Управление воспитательной системой. Авторские воспитательные системы ОО.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Тема 6.7.

Содержание и формы работы образовательной организации с семьей.

Содержание учебного процесса

2

1

Семья. Семейное воспитание. Кризис современного воспитания в современном обществе. Основные функции семьи. Права и обязанности родителей. Типы семей и особенности воспитания в них. Содержание семейного воспитания. Стили семейного воспитания. Специфика методов воспитания детей в семье. Условия успешного семейного воспитания. Педагогическое руководство семейным воспитанием. Функции работы образовательной организации с родителями учащихся. Психолого-педагогические правила взаимодействия образовательной организации с семьей. Индивидуальные формы работы ОО с семьей. Коллективные и групповые формы работы ОО с семьей.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

6

1

Характеристика прав и обязанностей родителей по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», Семейному кодексу Российской Федерации

2

Подготовить сообщение на тему: «Содержание семейного воспитания», «Стили семейного воспитания», «Специфика методов воспитания детей в семье». (на выбор)

Тема 6.8.

Особенности планирования и реализации воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации.

Содержание учебного процесса

2

1

Планирование воспитательной деятельности, его значение и виды. Результат планирования воспитательной деятельности. Функции плана воспитательной работы. Педагогические требования к планированию воспитательной деятельности. Типология планов. Виды планов по воспитательной работе в ОО и в ученическом коллективе. Примерные разделы годового плана воспитательной работы ОО. Структуры планов по воспитательной работе с первичным ученическим коллективом. Общие этапы планирования в воспитательной деятельности.

2

Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

6

1

Анализ структуры планов по воспитательной работе с первичным ученическим коллективом

2

Анализ примерных схем составления психолого-педагогической характеристики ученического коллектива

Тема 6.9.

Оценка уровня воспитанности обучающихся.

Содержание учебного процесса

2

2

1

Понятие «диагностика воспитанности обучающихся». Критерии оценки воспитанности. Показатели воспитанности обучающихся. Методы изучения воспитанности обучающихся. Карта личности. Уровни воспитанности учащихся.

Практические занятия

2


1

Изучения уровня воспитанности обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Составление характеристики воспитанности школьников.

Раздел 7.

Работа с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением.




Тема 7.1.

Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации

Содержание учебного процесса


1

Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации

2

2

Практические занятия

2


1

Изучение педагогических условий предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Самостоятельная работа обучающихся


Тема 7.2.

Норма и отклонения в развитии ребенка, их систематика и статистика

Содержание учебного процесса

2

1

Понятие нормы и отклонения. Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека. Их систематика и статистика.

2

Практические занятия

2


1

Изучение понятий нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека, их систематику и статистику.

Самостоятельная работа обучающихся


Тема 7.3.

Особенности работы с одаренными обучающимися,

обучающимися с особыми образовательными

потребностями, девиантным поведением.

Содержание учебного процесса

4

1

Понятие одаренность.

2

2

Особенности работы с одаренными обучающимися, обучающимися с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением.

Практические занятия

2


1

Изучение методик для диагностики одаренности. Изучение уровней и характеристик проявления детской одаренности

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Подготовка презентации по теме: «Воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями (на выбор учащихся)»

ВСЕГО:

282


3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • меловая трехчастная доска;

  • автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМП), оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • принтер.


Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор;

  • экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебник и практикум для СПО/ П. И. Пидкасистый ; под редакцией П. И. Пидкасистого. —М.: Юрайт, 2020. — 408 с. — (Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451236

  2. Сластенин, В. А. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика : учебник для СПО / В. А. Сластенин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — М. : Юрайт, 2020. — 374 с. —Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452234


Дополнительные источники:

  1. Воронин, А.М. Серкова Е.И.. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Изд-во: Вента-Граф, 2009.

  2. Загвязинский В.И., Педагогика. Учебник для студентов СУЗ, Академия ИЦ, 2011.

  3. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2х книгах/под ред. В.Д.Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во БГУ, 2009.

  4. Сковородкина И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ,2014.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения

- оценка решения ситуационных задач;

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности)

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

- оценка выполнения самостоятельной работы

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития

- оценка разработки планов и конспектов работы по различным направлениям

- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направления реформирования

- тестирование;

- рейтинговая оценка знаний

Знать:

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

- тестирование;

- рейтинговая оценка знаний

- значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности

- оценка решения ситуационных задач;

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности)

- принципы обучения и воспитания

- оценка качества составленных таблиц и схем;

- оценка разработки планов и конспектов работы по различным направлениям

- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования

- тестирование;

- рейтинговая оценка знаний

- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения

- оценка качества составленных таблиц и схем

- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

- оценка качества решения практических задач;

- анализ самооценки результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности)

- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии ребенка, их систематику и статистику

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме

- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

- оценка разработки планов и конспектов работы по различным направлениям

- средства контроля и оценки качества образования

- оценка разработки планов и конспектов работы по различным направлениям

- психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

- оценка разработки планов и конспектов работы по различным направлениям

- анализ результатов практической работы по изучаемой теме


Разработчик:


ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель И.Н. Акулова и

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)