Анадырь 2023 г.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)
самостоятельной работы обучающегося – 94 часа.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность. | | | |
Тема 1.1. Общая характеристика педагогической профессии | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии. Педагогические ценности и их классификации. Профессионально-педагогическая специальность. Перспективы развития профессионально-педагогической специальности. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Написание творческой работы (сочинения) по одной из предложенных тем: «Почему я выбрал профессию педагога профессионального обучения? (мастера производственного обучения)», «Современное общество и педагог», «Профессия педагога профессионального обучения (мастера производственного обучения) в 21 веке» (по выбору студента) |
Тема 1.2. Профессионально-педагогическая деятельность | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сущность профессионально-педагогической деятельности. Функции профессионально-педагогической деятельности. Основные виды профессионально-педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 2 |
1 | Классифицирование видов профессионально-педагогической деятельности |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 1.3. Профессионализм и профессиональная культура педагога профессионального обучения. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сущность профессионально-педагогической культуры педагога. Структура профессионально-педагогической культуры мастера производственного обучения. Профессионально значимые личностные качества педагога. Педагогические способности. Профессиональная компетентность и компетенция педагога профессионального обучения. Квалификационная характеристика мастера производственного обучения. | 1 |
Лабораторная работа | 0 | |
Практические занятия | 4 |
1 | Определение склонностей и способностей к профессии педагога по дифференциально-диагностическому опроснику, разработанному Е.А. Климовым. Определение коэффициента общительности. |
2 | Анализ профессионально значимых личностных качеств мастера производственного обучения. |
Контрольная работа | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 |
1 | Подготовка выступления/написание сочинения/ на тему: «Я и моя профессия» |
2 | Раскрыть особенности профессионально-педагогической специальности |
3 | Привести примеры современных педагогических специальностей и профессионально-педагогических квалификаций |
4 | Определить свой уровень профессионально-педагогической культуры. Обосновать свой ответ |
Тема 1.4. Профессиональное становление и развитие педагога профессионального обучения. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Этапы профессионального продвижения специалиста и уровни профессионального роста педагога. Подготовка педагогов профессионального обучения в системе профессионального образования. Повышение квалификации и аттестация мастера производственного обучения. Профессиональное самовоспитание педагога. Основы самообразования педагога. | 1 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Раздел 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. | | |
Тема 2.1. Объект, предмет и функции педагогики как науки. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Общее представление о педагогике как науке. Концептуальные взгляды на педагогику. Объект и предмет педагогики. Функции и источники развития педагогической науки. Основные категории педагогики как науки. Междисциплинарные понятия в педагогике. | 1 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1 | Найти ответ на вопрос: Как взаимосвязаны между собой основные категории и понятия педагогики. Отразить ответ в виде таблицы или схемы |
2 | Составление словаря основных понятий |
Тема 2.2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Составление развернутой схемы «Система педагогических наук» |
Тема 2.3. Методологическая основа педагогики. Методы педагогических исследований. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие о методологии педагогики. Философские основания педагогики. Методологические принципы (подходы) педагогики. Эмпирические методы педагогического исследования. | 2 |
2 | Методы теоритического исследования. Математические и статистические методы. |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 2 |
1 | Классифицирование методологических принципов научно-педагогического исследования |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Составление схемы-классификации «Методы педагогического исследования» |
Тема 2.4. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Тенденции их развития. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Наука и условия ее обособления. Единство и различия педагогической науки и практики. Педагогическая наука и практика как единая система. Связь педагогической науки и практики в движении. Педагог и педагогическая наука. Педагогика как наука и искусство. | 1 |
Лабораторная работа | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольная работа | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Составление сообщения о традиционных и новых отраслях педагогики. Написание творческой работы / сочинение рассуждение/ о взаимосвязи педагогической науки и практики. |
Тема 2.5. История педагогики. Гуманизм как основа современной педагогики. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Основные этапы развития педагогики. Зарубежные педагогические течения. Авторитарная и гуманистическая педагогика. Идея гуманизма как основа современной педагогики. Становление и развитие гуманистической педагогики. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 2 |
1 | Этапы становления педагогической науки и практики |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1 | Заполнить таблицу, отражающую исторический путь становления педагогики как науки |
2 | Подготовить сообщение о вкладе выдающихся педагогов в развитие педагогической науки. |
Тема 2.6. Нормативно-правовая основа в сфере образования. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сущность и назначение нормативно-правовой основы в сфере образования. Уровни нормативно-правовой документации. Декларация прав ребенка 1959 года. Конвенция о правах ребенка 1989 года. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тема 2.7. Целостный педагогический процесс. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Сущность педагогического процесса, его целостность. Структура педагогического процесса. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Законы и закономерности педагогического процесса. | 2 |
2 | Принципы педагогического процесса. Условия построения целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Проектирование этапов целостного педагогического процесса. |
Тема 2.8. Процесс развития личности. Факторы развития. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Личность и процесс ее развития. Концепции развития личности. Факторы развития личности. | 2 |
2 | Взаимосвязь воспитания и развития личности. Взаимосвязь обучения и развития личности. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания. | |
Лабораторная работа | | |
Практические занятия | 2 |
1 | Факторы развития личности. |
Контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1 | Составление схемы «Факторы развития личности, характеристика факторов, описание их влияния на развитие личности». |
2 | Подбор примеров влияния разнообразных факторов на развитие человека на основе изучения художественной и педагогической литературы. |
Тема 2.9. Педагогические инновации. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сущность педагогических инноваций. Классификация педагогических инноваций. Направления педагогических инноваций. Технология инновационного процесса. Препятствия на пути инноваций и условия реализации инновационных идей. Инновационные образовательные организации. Педагог-новатор и его творческое саморазвитие. | 2 |
Практические занятия | | |
Лабораторная работа | 0 |
Контрольная работа | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Дать сравнительную характеристику традиционного и инновационного образовательного учреждения. Пополнение словаря основных понятий. Изучение технологий инновационного процесса |
Раздел 3. Основы управления образовательными потребностями. | | |
Тема 3.1. Педагогическая система, ее структура и разновидности. Система образования в Российской Федерации. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие «педагогическая система». Структура и виды педагогической системы. Понятия «непрерывное образование» и «система образования». Основные факторы развития системы образования. Основные принципы построения и функционирования системы непрерывного образования в России (принципы государственной политики в области образования). | 1 |
Лабораторная работа | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Составление схемы-классификации «Типы образовательных организаций в РФ» |
Тема 3.2. Система образования в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Система образования в РФ и ее образовательные организации. Субъекты управления образованием, их полномочия. Органы управления образованием. Формы получения образования. | 1 |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 3.3. Образовательная организация как педагогическая система. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Образовательная организация как педагогическая система. Структура образовательной организации как педагогической системы. Системообразующие факторы и условия функционирования образовательной организации как педагогической системы. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Нормативно-правовая база управления образовательными системами. | 1 |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 3.4. Управление профессиональной образовательной организацией. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сущность и функции управления образованием. Принципы управления. Типология структур управления образовательной организацией. Традиционные уровни управления образовательной организацией. Методы управления образовательной организацией. Сущность и особенности инновационного управления. | 1 |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 3.5. Планирование работы профессиональной образовательной организации | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Общие требования к планированию работы профессиональной образовательной организации. Содержание плана работы профессиональной образовательной организации. Особенности планирования методической (научно-методической) работы в образовательной организации. | 2 |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 3.6. Контроль как функция управления образовательной организацией. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сущность и назначение контроля как функции управления образовательной организацией. Принципы контроля. Виды контроля. Методы контроля, используемые в профессиональной образовательной организации. Педагогический анализ как основа эффективности контроля. Особенности контроля и педагогического анализа уроков теоретического и производственного обучения. | 2 |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 3.7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие «педагогический коллектив. Межличностные отношения в педагогическом коллективе. Сплочение педагогического коллектива. | 1 |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Раздел 4. Теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования. | | |
Тема 4.1. Профессиональная педагогика как наука. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Объект, предмет и функции профессиональной педагогики. Задачи профессиональной педагогики и ее структура. Основные категории педагогики профессионального образования. Методы исследований в профессиональной педагогике. Структура академического курса профессиональной педагогики. | 2 |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Составление схемы-классификации «Методы исследований в профессиональной педагогики» |
Тема 4.2. Возникновение и развитие педагогики профессионального образования. | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Основные этапы развития профессиональной педагогики. История профессионального образования за рубежом. Становление и развитие профессионального образования в России. Современное состояние профессионального образования за рубежом. | 2 |
2 | Система подготовки профессиональных кадров в Российской Федерации. |
3 | Системы и концепции профессионального образования. Современные требования к подготовке кадров. Направления и перспективы развития профессионального образования в условиях модернизации образования. |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Анализ современного состояния и перспектив развития профессионального образования |
Раздел 5. Дидактические основы профессиональной подготовки рабочих, служащих. | | |
Тема 5.1. Дидактика ка наука, ее основные категории. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Дидактика как отрасль педагогической науки, ее предмет, основные задачи. Дидактика (общая дидактика) и частные дидактики (предметные методики). Связь дидактики с другими науками. Дидактика как система. Основные дидактические категории. | 2 |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Выявление различных подходов к определению основных понятий дидактики на основе изучения основной и дополнительной литературы. |
Тема 5.2. Сущность процесса обучения. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Процесс профессионального обучения, его признаки и движущие силы. Обучение как вид познавательной деятельности. Структура процесса обучения. Функции профессионального обучения. Специфические особенности профессионального обучения. | 2 |
Практические занятия | | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 5.3. Продукт процесса обучения. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Образование как продукт целенаправленного систематического обучения. Компоненты продукта процесса обучения. Уровни результативности обучения и соответствующие им уровни знаний. Развитие процесса обучения через призму уровней знаний. Необходимые уровни знаний. | 2 |
2 | Понятия «Факторы обучения», «условия обучения». Генеральные факторы обучения. Иерархия факторов обучения. |
Лабораторная работа | 0 | |
Практические занятия | 4 |
1 | Анализ продукта процесса обучения |
2 | Анализ условия и факторов обучения |
Контрольная работа | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 5.4. Закономерности обучения и принципы обучения. | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Понятие «закономерности обучения». История развития представлений о закономерностях обучения. Виды закономерностей обучения. Общие закономерности обучения. Частные (конкретные) закономерности обучения. | 2 |
2 | Понятие «дидактические принципы» («принципы обучения»). Исторический характер принципов обучения. Правила обучения. Сущность и современная трактовка принципов обучения. Система дидактических принципов. |
2 | Общие дидактические принципы. Принципы профессионального обучения. Взаимосвязь принципов обучения. |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 2 |
1 | Классификация принципов обучения |
Контрольная работа | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1 | Конспектирование фрагментов научных трудов Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.В. Занкова и др по теме. Сообщение по реализации дидактических принципов в опыте работы преподавателей – мастеров. |
2 | Составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с использованием «Примерной схемы изучения и составления психолого-педагогической характеристики ученика» |
Тема 5.5. Содержание профессионального образования. | Содержание учебного материала | 10 |
1 | Понятие «содержание образования». Факторы, влияющие на содержание образования. Принципы формирования содержания образования. Способы реализации содержания образования. Содержание профессионального образования и его структура. | 1 |
2 | Понятие «Федеральный государственный образовательный стандарт». Значение Федерального государственного образовательного стандарта. Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, его требования и структура. Основная и дополнительная профессиональные образовательные программы. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. |
3 | Понятие «учебный план». Виды учебного плана. Базисный учебный план по профессии среднего профессионального образования, его структура. Структура учебного плана образовательной организации по профессии, специальности среднего-профессионального образования. |
4 | Учебная дисциплина в системе профессионального образования. Циклы учебных дисциплин. Профессиональные модули. Междисциплинарные курсы. Понятие «учебная программа». Основные функции и виды учебных программ. Структура примерной/рабочей программы учебной дисциплины. Структура примерной/рабочей программы профессионального модуля. |
5 | Учебники и учебные пособия. Понятие «учебник». Значение учебников в процессе обучения, их основные функции. Структура учебника. Педагогические требования к учебнику. Учебные пособия. Методические пособия и рекомендации. |
Лабораторная работа | 0 | |
Практические занятия | 10 |
1 | Содержание образования как средство обучения и фактор развития |
2 | Изучение основных нормативных документов в системе образования |
3 | Анализ структуры ФГОС среднего профессионального образования по специальности на примере ФГОС СПО по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) |
4 | Анализ структуры учебных планов по профессиям СПО, специальностям СПО |
5 | Анализ структуры примерной/рабочей программы учебной дисциплины, примерной/рабочей программы профессионального модуля. |
6 | Анализ структурных компонентов учебника |
Контрольная работа | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 12 |
1 | Составление структурно-логической схемы «Система образования в РФ» |
2 | Сравнительный анализ учебно-методического обеспечения в различных системах обучения, поиск отличительных особенностей учебно-методического обеспечения. |
3 | Анализ структуры содержания профессионального образования |
4 | Анализ требований к содержанию образования согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012), ст.12, п.1 |
5 | Анализ учебника на соответствие предъявляемым к нему педагогическим требованиям. (учебник подбирается по выбору студента) |
Тема 5.6. Формы, методы и средства обучения | Содержание учебного материала | 12 |
1 | Понятие «метод обучения» и «прием обучения». Классификации методов обучения. Выбор (проектирование) методов профессионального обучения. | 2 |
2 | Словесные методы обучения. Наглядные методы обучения. Практические методы обучения. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. |
3 | Понятие «средства обучения». Классификация средств обучения. Дидактические функции средств обучения. Понятие «система средств обучения». Общие дидактические требования. Характеристика современных средств обучения. Учебно-производственные средства обучения. |
4 | Современные технологии обучения. |
5 | Понятие «форма организации обучения». Развитие организационных форм обучения. Классификации форм организации профессионального обучения. Формы теоретической подготовки обучающихся. Формы практической подготовки. Проектирование организационных форм профессионального обучения. |
6 | Понятие «урок». Требования к уроку. Характеристика фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения на уроке. Структура урока. Особенности построения уроков различных типов. Виды уроков. Нетрадиционные уроки. Подготовка педагога к уроку. Планирование как важный этап подготовки к уроку. |
Лабораторная работа | 0 | |
Практические занятия | 6 |
1 | Классифицирование методов обучения |
2 | Анализирование конспектов учебных занятий на определение основных форм и методов работы |
4 | Анализ структуры урока |
Контрольная работа | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 |
1 | Выполнение индивидуальных письменных анализов урока в контексте использованных на нем методов обучения по результатам проведенной по данной теме практической работы |
2 | Анализ эффективности применения репродуктивных и продуктивных методов обучения. |
3 | Подбор материалов по нестандартным формам организации обучения. Составление плана учебного занятия. Решение педагогических задач по выбору организационных форм обучения. |
Тема 5.7. Современные виды обучения. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Объяснительно-иллюстративное обучение. Проблемное обучение. Программированное обучение. Развивающее обучение. Дистанционное обучение. Модульное обучение в профессиональной школе. | 2 |
2 | Инновационные технологии в профессиональном образовании. Теория и методика стадийного профессионального обучения. Системы и периоды производственного обучения. Выбор технологии обучения. |
Лабораторная работа | | |
Практические занятия | |
Контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 5.8. Контроль качества теоретического и практического обучения. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Функции контроля успеваемости. Виды контроля и дидактические требования к его организации. Формы контроля качества обучения. Оценка. Основные требования к оценке. Неуспеваемость учащихся. |
Лабораторная работа | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Раздел 6. Теоретические основы воспитания. | | |
Тема 6.1. Теория воспитания, ее основные категории. Сущность и содержание процесса воспитания. | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Теория воспитания как раздел общей педагогики. Объект и предмет теории воспитания, ее основные задачи. Основные категории теории воспитания. Методы исследований теории воспитания как науки. Связь теории воспитания с другими науками. | 2 |
2 | Понятие «воспитание». Своеобразие воспитательного процесса. Движущие силы процесса воспитания. Цель и задачи воспитания. Основные направления воспитания. Учащийся как субъект процесса воспитания. Цикличность и содержание процесса воспитания. |
3 | Концепции воспитания. Особенности содержания процесса воспитания. Этапы воспитательного процесса |
Лабораторная работа | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольная работа | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 6.2. Закономерности и принципы воспитательного процесса. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие «закономерности воспитания». Содержание закономерностей воспитания. | 2 |
2 | Понятие «принцип воспитания», «правило воспитания». Требования, предъявляемые принципам воспитания. Подходы к определению (классификация) системы принципов воспитания. Характеристика принципов воспитания. |
Лабораторная работа | 0 | |
Практические занятия | 2 |
1 | Анализ закономерностей и принципов воспитания |
Контрольная работа | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тема 6.3. Формы, методы и средства воспитания. | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Понятия «метод воспитания», «прием воспитания». Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания. | |
2 | Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Методы самовоспитания. |
3 | Формы организации процесса воспитания. Понятие «форма воспитания». Функции формы воспитательной работы. Подходы к классификации форм организации воспитательного процесса. Методика подготовки и проведения форм организации процесса воспитания. Проблема выбора форм организации процесса воспитания. |
4 | Средство воспитания как категория теории воспитания. Основные функции средств воспитания. Классификация средств воспитания. Характеристика основных педагогических средств воспитания. Проблема выбора средств воспитания. Взаимосвязь содержания воспитания, методов, средств и форм организации процесса воспитания. |
Практические занятия | 4 | |
1 | Анализ методов воспитания |
2 | Методы, средства и формы процесса воспитания |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1 | Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач в контексте реализации методов воспитания |
2 | Составление конспекта по теме «История возникновения и развития принципов обучения и воспитания». |
Тема 6.4. Современные подходы к воспитанию | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие «подход в воспитании». Структурные компоненты педагогического подхода к организации воспитательного процесса. Системный подход к построению воспитательного процесса. Деятельностный подход в воспитании учащихся. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности. Философско-антропологический подход в воспитании. Комплексный подход к воспитанию. Культурологический, Коммуникативно-диалогический, средовой и аксиологический подходы в воспитании учащихся. | 2 |
Лабораторная работа | | |
Практические занятия | |
Контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 6.5. Ученический коллектив и его формирование. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятия «коллектив», «ученический воспитательный коллектив». Взаимоотношения личности и коллектива. Признаки коллектива. Структура коллектива образовательной организации и специфика его формирования. Структура первичного ученического коллектива. Функции ученического коллектива. | 1 |
2 | Становление теории коллектива. Разработка теории коллектива на современном этапе. Этапы развития коллектива. Пути формирования ученического коллектива. Диагностика ученического коллектива. |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 |
1 | Изучение внутриколлективных межличностных отношений |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1 | Сравнение понимания сущности коллектива в различных педагогических теориях. Составление словаря понятий по теме. |
Тема 6.6. Воспитательная система образовательной организации. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие «воспитательная система образовательной организации». История развития воспитательных систем образовательных организаций. Функции и структура воспитательной сиситемы образовательной организации. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Модели воспитательных систем. Особенности создания воспитательных систем образовательных организаций. Этапы развития воспитательной системы. Критерии определения уровня сформированности воспитательной системы. Управление воспитательной системой. Авторские воспитательные системы ОО. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 6.7. Содержание и формы работы образовательной организации с семьей. | Содержание учебного процесса | 2 |
1 | Семья. Семейное воспитание. Кризис современного воспитания в современном обществе. Основные функции семьи. Права и обязанности родителей. Типы семей и особенности воспитания в них. Содержание семейного воспитания. Стили семейного воспитания. Специфика методов воспитания детей в семье. Условия успешного семейного воспитания. Педагогическое руководство семейным воспитанием. Функции работы образовательной организации с родителями учащихся. Психолого-педагогические правила взаимодействия образовательной организации с семьей. Индивидуальные формы работы ОО с семьей. Коллективные и групповые формы работы ОО с семьей. | 2 |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
1 | Характеристика прав и обязанностей родителей по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», Семейному кодексу Российской Федерации |
2 | Подготовить сообщение на тему: «Содержание семейного воспитания», «Стили семейного воспитания», «Специфика методов воспитания детей в семье». (на выбор) |
Тема 6.8. Особенности планирования и реализации воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации. | Содержание учебного процесса | 2 |
1 | Планирование воспитательной деятельности, его значение и виды. Результат планирования воспитательной деятельности. Функции плана воспитательной работы. Педагогические требования к планированию воспитательной деятельности. Типология планов. Виды планов по воспитательной работе в ОО и в ученическом коллективе. Примерные разделы годового плана воспитательной работы ОО. Структуры планов по воспитательной работе с первичным ученическим коллективом. Общие этапы планирования в воспитательной деятельности. | 2 |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
1 | Анализ структуры планов по воспитательной работе с первичным ученическим коллективом |
2 | Анализ примерных схем составления психолого-педагогической характеристики ученического коллектива |
Тема 6.9. Оценка уровня воспитанности обучающихся. | Содержание учебного процесса | 2 | 2 |
1 | Понятие «диагностика воспитанности обучающихся». Критерии оценки воспитанности. Показатели воспитанности обучающихся. Методы изучения воспитанности обучающихся. Карта личности. Уровни воспитанности учащихся. |
Практические занятия | 2 | |
1 | Изучения уровня воспитанности обучающихся |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Составление характеристики воспитанности школьников. |
Раздел 7. Работа с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением. | | | |
Тема 7.1. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации | Содержание учебного процесса | |
1 | Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации | 2 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Изучение педагогических условий предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 7.2. Норма и отклонения в развитии ребенка, их систематика и статистика | Содержание учебного процесса | 2 |
1 | Понятие нормы и отклонения. Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека. Их систематика и статистика. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Изучение понятий нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека, их систематику и статистику. |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 7.3. Особенности работы с одаренными обучающимися, обучающимися с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением. | Содержание учебного процесса | 4 |
1 | Понятие одаренность. | 2 |
2 | Особенности работы с одаренными обучающимися, обучающимися с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением. |
Практические занятия | 2 | |
1 | Изучение методик для диагностики одаренности. Изучение уровней и характеристик проявления детской одаренности |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1 | Подготовка презентации по теме: «Воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями (на выбор учащихся)» |
ВСЕГО: | 282 |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.