Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Гигиена и экология человека является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01. Сестринское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации ППССЗ СПО 34.02.01. Сестринское дело
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту учебная дисциплина ОП.05 Гигиена и экология человека относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
В результате освоения учебной дисциплины ОП.05 Гигиена и экология человека обучающийся должен:
Медицинская сестра должна обладать профессиональными и общими компетенциями, сопутствующими основным видам профессиональной деятельности. Знания и умения, полученные в процессе изучения учебной дисциплины ОП.05 Гигиена и экология человека, студенты используют для освоения следующих ПК и ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. Предмет гигиены и экологии человека. | 3 | |
Тема 1.1. Гигиена как отрасль профилактической медицины | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Гигиена как отрасль профилактической медицины. Актуальные задачи гигиены: мониторинг объектов природной и социальной среды обитания, гигиеническое нормирование, мониторинг здоровья населения. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Работа с учебным материалом по теме, ответы на вопросы. И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 4-19. |
Тема 1.2. Основы общей экологии | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Здоровье населения как интегральный критерий качества среды обитания. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды. | 2 |
2 | Глобальные экологические проблемы, пути их решения. Экологически обусловленные нарушения в здоровья населения. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Работа с учебным материалом по теме, ответы на вопросы. И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 20-37 |
РАЗДЕЛ 2. Гигиена окружающей среды. | 14 |
Тема 2.1. Гигиеническое и экологическое значение атмосферного воздуха | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Значение воздушной среды для человека. Гигиеническое значение физических свойств воздуха. Комплексное воздействие воздушной среды на организм человека. | 2 |
2 | Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и гигиенические условия жизни в городах. |
Практическая работа №1 Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Работа с учебным материалом по теме И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 65-68. |
Тема 2.2. Гигиеническое и экологическое значение воды | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Значение воды для человека. Значение минерального состава воды. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды. | 2 |
2 | Гигиенические требования к нецентрализованному (местному) водоснабжению. Методы улучшения качества питьевой воды |
Практическая работа №2 Гигиеническое и экологическое значение воды. Требования к качеству питьевой воды. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Санпросвет работа по теме: «Профилактика заболеваний, передающихся через воду» /rospotrebnadzor.ru/ |
Тема 2.3. Гигиеническое и экологическое значение почвы | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Гигиеническое значение состава и свойств почвы. Почвенный воздух, пористость, капиллярность. Химический состав почвы. Значение примесей антропогенного характера. | 2 |
2 | Эпидемиологическое значение почвы. Самоочищение почвы. Проблемы накопления и утилизации отходов. Мероприятия по санитарной охране почвы |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Санпросвет работа по теме: «Профилактика заболеваний, передающихся через почву» http://www.mosecom.ru |
Тема 2.4. Влияние шума на здоровье населения | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Физические основы шума. Характеристика источников шума. | 2 |
2. | Биологическое действие шума. Профилактика неблагоприятного действия шума |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Работа с учебным материалом по теме, ответы на вопросы. И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 212-217. |
Тема 2.5. Радиационный фон и электромагнитное излучение | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Естественный радиационный фон биосферы. Биологическое действие радиации и электромагнитных излучений. Профилактические мероприятия. | 2 |
2. | Физическая характеристика электромагнитных излучений. Биологическое действие электромагнитных излучений. Мероприятия по защите населения от электромагнитных излучений. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Работа с учебным материалом по теме, ответы на вопросы. | |
РАЗДЕЛ 3. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. | 4 | |
Тема 3.1. Гигиенические требования к лечебным организациям. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Характеристика больничных режимов. Гигиенические требования к зданиям и помещениям лечебных организаций, к внутренней отделке и оборудованию помещений. | 2 |
2. | Гигиенические требования к планировке, естественному и искусственному освещению, отоплению, вентиляции помещений различных назначений учреждений здравоохранения. |
Практическая работа №3 Гигиенические требования к планировке, строительству, и функционированию жилых помещений, ЛПУ. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Санпросвет работа по теме: «Профилактика недостаточности освещенности» |
РАЗДЕЛ 4. Гигиена питания. | 7 | |
Тема 4.1. Основы рационального питания. | Содержание учебного материала | 1 | |
1. | Физиологические нормы питания. Режим питания. Эколого-гигиеническая безопасность продуктов питания | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Составление таблицы «Витамины» | |
Тема 4.2. Заболевания, связанные с питанием. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Пищевая и биологическая ценность продуктов. Недостаточность статуса питания. Избыточное питание. | 2 |
2. | Заболевания, связанные с характером питания. Профилактика нарушений состояния питания. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Работа с учебным материалом по теме |
Тема 4.3. Пищевые отравления. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Пищевые отравления человека и их классификация. | 2 |
2. | Порядок расследования пищевых отравлений. | 2 |
Практическая работа №4 Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Заболевания, связанные с характером питания и их профилактика. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Работа с учебным материалом по теме, ответы на вопросы И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 172-188. |
РАЗДЕЛ 5. Гигиена детей и подростков. | 4 | |
Тема 5.1. Состояние здоровья, физическое развитие детей и подростков. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Гигиена детей и подростков как научная дисциплина. Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребенка. | 2 |
2. | Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Возрастная периодизация. Группы здоровья детей и подростков. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Работа с учебным материалом по теме, ответы на вопросы. И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 265-273. |
Тема 5.2. Гигиенические требования к обучению. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Гигиенические требования к условиям, режиму пребывания и обучения в детских и подростковых учреждениях. | 2 |
2. | Гигиенические рекомендации по организации учебных занятий и режима в общеобразовательных школах. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Работа с учебным материалом по теме И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 280-293. |
РАЗДЕЛ 6. Гигиена труда. | 4 | |
Тема 6.1. Основы гигиены труда.
| Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Основы гигиены и физиологии труда. Формы трудовой деятельности. Тяжесть труда, напряженность. Профилактика профессиональных заболеваний. | 2 |
2. | Характеристика вредных производственных факторов: физических, химических, биологических, нервно – психических, механических - факторов, обусловливающих динамическую и статистическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Санпросвет работа по теме: «Профилактика профессиональных заболеваний на производстве» Работа с учебным материалом по теме И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 202-246. |
Тема 6.2. Факторы производственной среды медицинского персонала. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Характеристика вредных производственных факторов медицинских работников: физических, химических, биологических, нервно – психических, механических - факторов. | 2 |
2. | Профилактика профессиональных заболеваний медработников. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Работа с учебным материалом по теме, ответы на вопросы. И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 240-247. |
РАЗДЕЛ 7. Здоровый образ жизни. | 4 | |
Тема 7.1. Здоровый образ жизни. | Содержание учебного материала | 2 | |
-
| Факторы, влияющие на здоровье человека: образ жизни, окружающая среда, генетический фактор, медицинское обслуживание. | 2 |
-
| Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Оформление и защита презентаций, работа с учебным материалом по теме, ответы на вопросы И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 300-309; 312-322. |
Тема 7.2. Личная гигиена. | Содержание учебного материала | 2 | |
-
| Гигиенический уход за кожным покровом и полостью рта. | 2 |
-
| Закаливание. Физиологическая сущность закаливания. Физическая культура. Оздоровительный эффект физических упражнений. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Работа с учебным материалом по теме И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 309-312. |
РАЗДЕЛ 8. Урбоэкология. | 1 | |
Тема 8.1. Урбоэкология. | Содержание учебного материала | 1 | |
1. | Экологические и гигиенические проблемы населенных мест. Гигиеническая планировка населенных мест. Влияние жилищных условий на здоровье населения. Загрязнение жизненной среды горожан. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Работа с учебным материалом по теме, ответы на вопросы. И.Г. Крымская Гигиена и экологии человека Ростов н/Дону, изд-во «Феникс», 2017 г., с. 247-257. |
РАЗДЕЛ 9. Гигиеническое обучение и воспитание населения. | 5 | |
Тема 9.1. Гигиеническое обучение и воспитание населения. | Содержание учебного материала | 1 | |
1. | Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования. Основные звенья санитарно-просветительной работы. Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения. | 2 |
Практическая работа №5 Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Оформление и защита буклетов, санитарных бюллетеней, памяток, презентаций по вопросам формирования здорового образа жизни. |
Экзамен | 2 | |
Максимальная учебная нагрузка за семестр | 70 | |
Самостоятельная учебная нагрузка за семестр | 24 | |
Аудиторная нагрузка за семестр | 46 | |
Из них практические работы | 12 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: ноутбук, принтер, мультимедийный проектор, программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | | - оценка на практических занятиях |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. | | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | правильность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности медсестры | |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | | |
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. | | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | | |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | бережность отношения к историческому наследию и культурным традициям народа толерантность по отношению к социальным, культурным и религиозным различиям | наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения дисциплины |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. | | |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | | |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | | наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения дисциплины |
| | |
ПК1.1. Проводить профилактические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения | - уровень знаний нормативно – правовой базы по проведению санитарно-гигиенического просвещения населения; - полнота соблюдения требований и условий проведения санитарно-гигиенического просвещения населения; - правильность, наглядность и доступность оформления подготовленных информационно-агитационных материалов для населения; - владение методами ораторского искусства; - умение работать с источниками информации (учебная и методическая литература, периодические медицинские издания, сеть Интернет и др.); - уровень деловой и творческой активности; - правильность, аккуратность, грамотность оформления соответствующей документации. | - доклад, рефераты, беседы презентации; - деловая игра; - информационно-агитационные материалы; - наблюдение и оценка выполнения практических действий; - удовлетворенность потребителя информации (по результатам отзывов, опросов, анкетирования). |
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения | - полнота соблюдения требований и условий проведения санитарно-гигиенического просвещения населения; - правильность, наглядность и доступность оформления подготовленных информационно-агитационных материалов для населения; - владение методами ораторского искусства; - умение работать с источниками информации (учебная и методическая литература, периодические медицинские издания, сеть Интернет и др.); - уровень деловой и творческой активности; - правильность, аккуратность, грамотность оформления соответствующей документации | - доклад, рефераты, беседы презентации; - деловая игра; - информационно-агитационные материалы; - наблюдение и оценка выполнения практических действий; - удовлетворенность потребителя информации (по результатам отзывов, опросов, анкетирования |
ПК 1.3. Участвовать в профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний | - актуальность, обоснованность содержания тематических планов проведения гигиенического образования в школах здоровья, по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, выбора формы, содержания занятий с пациентами и их окружением; - владение методами - правильность, наглядность и доступность оформления подготовленных информационно-агитационных материалов для населения | - доклад, рефераты, беседы презентации; - деловая игра; - информационно-агитационные материалы; - наблюдение и оценка выполнения практических действий; - удовлетворенность потребителя информации (по результатам отзывов, опросов, анкетирования |
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами | - уровень знаний нормативно – правовой базы по организации диспансеризации населения при заболеваниях и состояниях в различных возрастных группах; - полнота соблюдения требований и условий организации диспансеризации населения; - уровень деловой активности; - точность соблюдения требований по оформлению медицинской документации; - грамотность ведения медицинской документации. | - доклад, рефераты, беседы презентации; - деловая игра; - информационно-агитационные материалы; - наблюдение и оценка выполнения практических действий; - удовлетворенность потребителя информации (по результатам отзывов, опросов, анкетирования |
Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )