КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЯЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рыльск 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
1 | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО, входящим в состав укрупненной группы 08.00.00. Техника и технологии строительства по направлению подготовки:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и относится к профессиональным дисциплинам.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности;
отображать информацию с помощью принтеров, плоттеров и средств мультимедиа;
устанавливать пакеты прикладных программ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
основные этапы решения задач с помощью электронно-вычислительных машин;
перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места на базе персонального компьютера;
технологию поиска информации;
технологию освоения пакетов прикладных программ.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 99 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 66 часов; самостоятельной работы обучающегося - 33 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: | |
практические занятия | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 15 |
индивидуальное практическое задание | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
Тематический план и содержание тем учебной дисциплины
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и Практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы информационных технологий | | | |
Тема 1.1. Информация и информационные технологии | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие информации и информационных технологий. Классификация информационных технологий. | 1 |
Тема 1.2. Технические и программные средства информационных технологий | Содержание учебного материала | 2 | |
АРМ для решения профессиональных задач. Классификация АРМ. Базовое и прикладное программное обеспечение. Установка, конфигурирование и модернизация прикладного программного обеспечения | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Работа с технической литературой: поиск информации о компьютерных системах, предназначенных для обработки различных видов информации Составление опорного конспекта по теме: «Характерные черты информационного общества» Составление таблицы «Этапы развития информационных технологий» | 6 | |
Раздел 2. Технология обработки текстовой информации | | |
Тема 2.1. Назначение и основные возможности текстового процессора MS Word | Содержание учебного материала | 2 |
Назначение, возможности и сферы применения текстового процессора MS Word. Ввод и редактирование текста. Работа с таблицами. Вставка формул. Оформление текста. Графические возможности. | 3 |
Практические занятия | 2 | |
Создание комплексных документов в текстовом процессоре. |
Тема 2.2. Профессиональное использование MS Word | Содержание учебного материала | 2 |
Настройка интерфейса приложения. Создание новых команд интерфейса с помощью технологии «Запись макроса». Функция слияния. Основы работы с электронными формами. | 3 |
| Практические занятия | 4 | |
Создание группы документов с помощью слияния. Разработка электронной формы. |
Создание документа с указанной структурой. Создание автоматического оглавления. Создание гиперссылок. |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуального задания по оформлению комплексных документов в текстовом процессоре. Тематика докладов и презентаций: «Оформление фигурного текста», «Статистика в MS Word» | 4 |
Раздел 3. Технология обработки числовой информации | | |
Тема 3.1. Назначение и основные возможности табличного процессора MS Excel | Содержание учебного материала | 2 |
Назначение, возможности и сферы применения табличного процессора MS Excel. Интерфейс приложения. Типы данных. Форматирование элементов таблицы. Вычислительные возможности. | 3 |
Практические занятия | 2 | |
Создание таблицы. Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel. |
Тема 3.2. Обработка числовой информации в табличном процессоре MS Excel | Содержание учебного материала | 2 |
Формулы и функции в MS Excel. Работа с мастером функций. Основные математические, статистические и логические функции. Функции поиска и анализа данных. | 3 |
Практические занятия | 6 | |
Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресация в MS Excel. |
Решение производственных задач с использованием логических функций |
Решение производственных задач с использованием стандартных функций |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. | 4 |
| Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуального задания по организации расчетов в электронной таблице с помощью математических, статистических, логических функций. | | |
Тема 3.3. Стандартные процедуры в MS Excel | Содержание учебного материала | 4 |
Технология обработки и анализа информации: списки и базы данных, фильтрация данных, формирование итогов. Обработка данных с помощью сводной таблицы. | 3 |
Наглядное представление данных в табличном процессоре MS Excel. Построение диаграмм и графиков. |
Практические занятия | 4 | |
Сводные таблицы. Расчет промежуточных итогов. |
Построение диаграмм и графиков |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуального задания по разработке табличной модели решения задач, проверки и анализа результата решения задач | 4 |
Раздел 4. Обработка экономической информации в табличном процессоре MS Excel | | |
Тема 4.1. Решение задач оптимального планирования в MS Excel | Содержание учебного материала | 2 |
Решение задач оптимального планирования с помощью программной надстройки «Поиск решения». Постановка задачи, формализация и построение табличной модели решения. | 3 |
Практические занятия | 2 | |
Разработка оптимального плана работ |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуального задания по разработке оптимального плана работ | 2 |
Тема 4.2. Решение транспортной задачи в MS Excel | Содержание учебного материала | 2 | |
Постановка транспортной задачи, формализация и построение табличной модели решения. Решение закрытой и открытой транспортных задач. | 3 |
Практические занятия | 2 | |
Решение транспортной задачи |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуального задания по решению транспортной задачи | 2 |
Раздел 5. Мультимедийные технологии обработки и представления информации | | |
Тема 5.1. Мультимедийные технологии в профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 |
Характеристика мультимедиа-технологий. Технологии записи, воспроизведения и передачи мультимедийной информации. Мультимедийная презентация. | 3 |
Практические занятия | 2 | |
Создание мультимедийной презентации средствами MS Power Point. |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Составление алгоритмов: 1) вставки гиперссылок в презентацию; 2) настройки автоматического показа слайдов. Выполнение индивидуального задания по разработке презентации профессиональной направленности. | 2 |
Раздел 6. Основы проектирования в САПР Компас 3D-LT | | |
Тема 6.1. Решение чертежно- графических задач средствами двумерной и трехмерной графики | Содержание учебного материала | 2 |
Виды и назначение САПР. Интерфейс системы Компас. Основные приемы работы: построение элементов, измерение, размеры и технологические обозначения, выделение, редактирование. | 3 |
| Практические занятия | 4 | |
Разработка плана этажа |
Создание строительного чертежа |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуального проектного задания по созданию строительного чертежа | 4 |
Раздел 7. Телекоммуникационные технологии | | |
Тема 7.1. Телекоммуникационные технологии | Содержание учебного материала | 4 |
Каналы связи и их основные характеристики. Компьютерные телекоммуникации, их возможности и преимущества. Типы компьютерных сетей. Топологии локальных и глобальных сетей. | 3 |
Создание Web страниц с помощью html. Основные понятия языка гипертекстов. Инструментарий для создания Web – страниц. Структура Web – страницы. Работа с программой HTML Reader. |
Практические занятия | 4 | |
Поиск информации в сети Интернет. |
Создание Web страниц. |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Тематика докладов: «Поиск информации в Интернете», «Разработка Web сайта». Выполнение индивидуального задания по оформлению главной станицы сайта на любую из тем: «Мое хобби», «Моя семья», «Мой техникум». Подобрать материал для Web-страницы. | 4 |
Раздел 8.Основы информационной и компьютерной безопасности | | | |
Тема 8.1. Информационная безопасность | Содержание учебного материала | 2 |
Информационная безопасность. Защита от компьютерных вирусов. Организация безопасной работы с компьютерной техникой | 3 |
Практические занятия | 2 | |
Применение средств антивирусной защиты информации |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Составление опорного конспекта «Правовые методы защиты информации» | 1 |
| Дифференцированный зачёт | 2 |
| ВСЕГО | 99 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории
«Информационных технологий профессиональной деятельности».
Оборудование учебной лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
-автоматизированные рабочие места обучающихся;
автоматизированное рабочее место преподавателя. Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением ОС Windows, MSOffice, САПР КОМПАС, мультимедиа проектор, принтер.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Михеева. Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности Серия: Среднее профессиональное образование – М.:: Академия. 2009
Федотова Е. Л.. Информационные технологии в профессиональной деятельности Серия: Профессиональное образование – М,: Форум, Инфра-М. 2009.
Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - Ростов на Дону: Феникс:, 2010 г.
Дополнительные источники:
Бастриков М.В., Пономарёв О.П. Информационные технологии управления: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во Ин-та "КВШУ", 2009г.
Гергенов А.С. Информационные технологии в управлении. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009.
Гришин В.Н., Панфилова Е.Е.; Информационные технологии в профессиональной деятельности – М.: Инфра-М; 2009.;
Елинова Г.Г. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Краткий курс лекций. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009.
Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления Изд. 2-е СПб.: Питер, 2009.
Интернет-ресурсы:
http://www.curator.ru/physics/it_school.html - информационные ресурсы в среднем профильном образовании
http://www.library.ispu.ru/knigi/resursy-internet/informacionno- obrazovatelnye-resursy -информационно-образовательные ресурсы: библиотека ИГЭУ
http://sch1106.mosuzedu.ru/edresurs.html - образовательные ресурсы сети
Интернет
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00058193_0.html - Методы проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет
http://www.intuit.ru/catalog/ - Университет Информационных Технологий
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности; отображать информацию с помощью принтеров, плоттеров и средств мультимедиа; устанавливать пакеты прикладных программ. | Оценка выполнения практической работы, индивидуальных творческих заданий |
Знания: | |
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; основные этапы решения задач с помощью электронно- вычислительных машин; перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места на базе персонального компьютера; технологию поиска информации; технологию освоения пакетов прикладных программ. | Оценка ответов в ходе фронтального опроса. Оценка выполнения тестовых заданий. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка выполнения индивидуальных творческих заданий |
7