СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.09 Анатомия и физиология человека»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.09 Анатомия и физиология человека»»

Министерство образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ОМК имени Даниила Гранина»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.09 Анатомия и физиология человека»






















Рыльск

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - CПO) «ОП.09 Анатомия и физиология человека»


Организация-разработчик: ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»


Разработчик: Жидких Валентина Ивановна преподаватель ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 25

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.09. Анатомия и физиология человека»


    1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы

Цель дисциплины: «ОП.09 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

формирование представлений об устройстве отдельных органов, систем органов и организма в целом, ознакомление с основными физиологическими процессами, применять знания по анатомии и физиологии человека при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности.

Дисциплина «ОП.09 Анатомия и физиология человека» включена в образовательную часть общепрофессиональный цикла образовательной программы.

1.2 Планируемые результаты освоение дисциплины

Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Код ОК, ПК

Уметь

Знать

Вла

деть навыками

ОК.01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

знания: актуальный

профессиональный и социальный

контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном

и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной

и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности


ОК.08

Использовать средства физической культуры

умения: использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных

целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для

данной специальности

знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни;

условия профессиональной деятельности и зоны

риска физического здоровья для специальности;

средства профилактики перенапряжения


ПК 1.1.

Планирова

ть и анализировать физкультурно спортивную работу.

- определять цель, задачи и содержание

физкультурно-спортивной работы;

- разрабатывать документы планирования физкультурно- спортивной работы;

- оценивать результативность физкультурно-спортивной работы

- нормативные документы, регламентирующие организацию физкультурно-спортивной работы в РФ;

- цели и задачи физкультурно- спортивной работы;

- направления, содержание, формы организации физкультурно-спортивной работы;

- требования к планированию и технологию планирования физкультурно-спортивной работы

- показатели результативности физкультурно-спортивной работы

- разра

ботки общего плана физкультурно- спортивной работы;

- анализа и оценки физкультурно-спортив

ной работы

ПК 1.3

Организовывать и проводить физкультурно- оздоровительные и спортивно- массовые мероприятия.

умения: - использовать различные методы и формы организации физкультурно- оздоровительных и спортивно массовых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности участников;

- разрабатывать программу проведения и план ресурсного обеспечения физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия с учетом целей и задач;

- оценивать соответствие мест проведения, оборудования и инвентаря нормам техники безопасности;

- организовывать и проводить торжественный церемониал

физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- проводить и

анализировать физкультурно- оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия;

знать: - нормы и виды физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий ;

технология организации и методика проведения физкультурно- оздоровительных и спортивно массовых мероприятий

- технологию разработки программы и плана ресурсного обеспечения физкультурно- оздоровительного и спортивно-массового мероприятия;

- методика проведения спортивно-оздоровительных соревнований в рамках физкультурно-спортивных мероприятий;

- техника безопасности,

способы и приёмы предупреждения травматизма при проведении физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- подходы к анализу физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- виды физкультурно- спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, особенности их эксплуатации;

- техника безопасности и требования к физкультурно- спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю

Навыки:

-анализа программ проведения физкультурно- оздоровительны х или спортивно- массовых мероп

риятий;

- плани

рования проведения физку

льтурно- оздоровительного или спортивно- массового мероприятия;

-наблюдения, анализа и самоанализа физкультурно- оздоровительног о и спортивно- массового мероприятия, разработки предложений по их совершенствова нию проведения физкультурно- оздоровительног о и спортивно- массового мероприятия;

-проведения инструктажа по технике безопасности в процессе организации и проведения физкультурно- оздоровительног о и (или) спортивно- массового мероприятия;

-определения соответствия оборудования и инвентаря нормам техники безопасности

ПК 3.1 Определять

цели и задачи,

планировать учебные занятия по физической культуре.

- находить и использовать

нормативную и

методическую литературу и другие источники информации для планирования уроков

физической культуры

- планировать учебный

процесс в соответствии с

Основной

общеобразовательной

программой физической культуры с использованием наиболее оптимальных средств и методов в соответствии с требованиями программного материала, возрастными особенностями обучающихся, уровнем их физической подготовленности, состояния здоровья и

организационными условиями занятий

- разрабатывать документы оперативного планирования уроков физической культуры в соответствии с методическими требованиями

- значение, место и основные исторические этапы становления учебного предмета «физическая культура» в отечественном образовании

- учебный предмет

«физическая культура» в

пределах требований

федеральных

образовательных стандартов

общего образования и примерных основных образовательных программ

требования и логику планирования учебного процесса по физической культуре, общая цель и задачи физического воспитания обучающихся и их конкретизация для школьников разного возрастного периода

определения

цели и задач,

планирования уроков физической культурыв

соответствии с

основной

общеобразовател

ьной

программой

-планирования оптимальной двигательной деятельности обучающихся на уроках физической культуры в соответствии с темой и

решаемыми задачами

-планированию последовательно сти освоения разделов учебного предмета

«Физическая культур и физических упражнений в учебном году

-изуче

ния и анализа нормативной и методической литературы и других источни

ков информации для планирования уроков физичес

кой культуры

-разработки документов планирования физического воспитания



    1. Обоснование часов вариативной части ОПОП-П


№№

п/п

№, наименование темы

Объем

часов

Обоснование включения в рабочую программу

1.

Тема 1.1.

Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов. Организм в целом (теория).

6ч.

Расширить представления о топографо- анатомических взаимоотношений органов, система органов организма в целом.

Способствовать развитию у студента умений владеть анатомической информацией, творчески подойти при анализе морфологических данных органа.

2.

Тема1.2.

Основы цитологии. Клетка.

6ч.

Дополнить современные сведения о многообразных клетках, их образовании, строении и функциях, составных компонентах цитоплазмы (гиалоплазмы, органелл, включений) и ядра (хроматина, ядрышек, ядерной оболочки).

3.

Тема 1.3.

Основы гистологии. Виды тканей.

Расширить знания о молекулярных основах структур и функций клеток разных тканей, их взаимодействия, протекающих в них процессов роста и развития.

4.

Тема 2.1.

Остеоартросиндесмология.

3ч.

Акцент на практический, функциональ

ный контекст.

5.

Тема2.3.

Скелет туловища.

4ч.

Способствовать развитию умения проецировать костные образования на поверхность тела; научиться узнавать и называть кости скелета туловища и их соединения; приобретать практический опыт, способствующий формированию профессиональных и общих

компетенций.

6.

Тема 2.5.

Общая миология. Функциональное назначение скелетных мышц.

4ч.

Уделено больше внимания топографо- анатомическим и функциональным взаимоотношениям мышц.

7.

Тема 3.1.

Нервная система. Классификация. Спинной мозг.

2ч.

Сформировать у студентов анатомо- морфологические характеристики всех основных отделов центральной нервной системы; формирование у студентов наиболее полного представления об анатомической организации и взаимодействии различных структур и систем спинного мозга человека.

8.

Тема3.2.

Анатомия и физиология головного мозга.

4ч.

Показать тесную морфологическую и функциональную взаимосвязь различных систем мозга человека, обеспечивающую его работу как единого целого с учетом современных взглядов на структуру и функции головного и спинного мозга

человека.

9.

Тема 4.1.

Строение сердечно- сосудистой системы.

1ч.

Расширить знания по сердечно-сосудистой системе. Иметь представление о критериях оценки физиологических показателей сердца.

Способствовать формированию у студентов правил подсчета ЧСС, измерения АД.

10.

Тема 5.1.

Строение пищеварительной системы.

1ч.

Расширить представления о топографии и строении органов пищеварительной системы, уметь находить

и показывать на плакатах, муляжах и планшетах эти органы и их составные части.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Трудоемкость освоения дисциплины

Наименование составных частей дисциплины

Объем в

часах

В т. ч. в форме

практ. подготовки

Учебные занятия теория

130

62

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6


Всего

136





2.1 Содержание дисциплины




Наименование разделов и тем



Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся


Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки,

акад. ч

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы


1

2

3

4


Раздел 1. Введение. Анатомия и физиология как наука. Учение о клетке. Учение о тканях. Понятие об органе и системах органов.




Тема 1.1.

Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов.

Организм в целом (теория).

Содержание

Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Части тела человека.

Оси и плоскости тела человека.

2

ОК.01, ОК 08,

ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Анатомическая номенклатура. Определение органа. Системы органов. Современные представления о органах и системах органов. Понятие о единстве организма.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Краткая характеристика основных этапов развития анатомических знаний. Значение работ П.Ф. Лесгафта. М.Ф. Иваницкого в развитии теории и практики физической культуры и спортивной анатомии. Роль анатомии и физиологии человека в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Тема1.2.

Основы цитологии. Клетка

Содержание учебного материала

Клетка: строение и функции клеток.

Химический состав клетки неорганические и органические вещества их функции

1

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Строение и свойства ДНК, виды РНК.

1



Тема 1.3.

Основы гистологии. Виды тканей.

Содержание

Ткань - определение, классификация, функциональные различия. Эпителиальная ткань – расположение, виды, функции. Классификация покровного эпителия

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Практическая работа 1

Выявление особенностей строения и функций соединительной ткани.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Практическая работа № 2. Изучение с использованием таблиц эпителиальных, Расположение, особенности строения, функции.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Практическая работа 3

Выявление особенностей строения и функции мышечной и нервной ткани. ткани.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Тема 1.4.

Внутренняя среда

организма. Кровь. Форменные элементы крови

Содержание

Состав внутренней среды организма. Гомеостаз. Основные константы внутренней среды. Гемопоэз. Красный костный мозг.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Практическая работа 4. Изучение системы крови. Состав крови, состав сыворотки, плазмы крови.

Форменные элементы крови. Константы крови. Функции крови. Группы крови.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Практическая работа 5. «Сравнение под микроскопом крови человека и лягушки».

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Раздел 2. Опорно- двигательный аппарат человека.




Тема 2.1. Остеоартросиндесмолог ия

Содержание

Определение процесса движения.

Структуры организма, осуществляющие процесс движения Принцип рычага в работе суставов

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Анатомо-физиологические особенности костной системы в разные возрастные периоды.

Виды костей. Строение кости как органа. Рост кости в длину и толщину.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Практическое занятие №6. Изучение видов соединения костей. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии. Знакомство с анатомической терминологией.

Влияние физических упражнений, социальных факторов и питания на рост и развитие костей.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие 7. Работа с использованием анатомических моделей суставов. Изучение объем движений в суставах. Пассивная и активная части опорно-двигательного аппарата. Строение суставов.

Виды движений в суставах

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Тема2.2.

Кости и топография

черепа.

Содержание

Анатомо-физиологические особенности строения костей черепа в разные периоды жизни человека. Отделы черепа и кости их образующие. Соединения костей черепа. Половые различия черепа.

Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие №8. Изучение препаратов костей черепа. Демонстрация костей на скелете черепа. «Кости черепа и их соединения топография черепа (лобная, решетчатая, клиновидная затылочная) верхнечелюстная и нижнечелюстная кости)»

Рассмотрение соединения костей черепа и изучение височнонижнелюстного сустава.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Тема2.3.

Скелет туловища.

Содержание учебного материала

Позвоночный столб. Шейные позвонки. Особенности строения первого и второго шейных позвонков. Грудные, поясничные, крестцовые позвонки. Копчик. Соединения позвонков. Движение позвоночного столба.

Изгибы позвонков. Профилактика искривления позвоночника.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие № 9.Грудная клетка. Ребра. Грудина. Соединения ребер с позвоночным столбом и грудиной. Возрастные особенности грудной клетки.

Особенности строения скелета туловища разновозрастных групп населения.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие №10. Изучение на анатомических препаратах строение костей туловища, проекцию основных образований позвоночного столба на поверхность тела человека.

Демонстрация движения позвоночного столба.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1




Практическое занятие № 11. Изучение на анатомических препаратах проекцию костных образований грудной клетки. Демонстрация движения грудной клетки

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Тема 2.4.

Скелет верхних и нижних конечностей

Содержание

Отделы скелета верхних и нижних конечностей. Строение костей плечевого пояса. Строение тазового пояса, половые отличия строения таза, размеры женского таза. Особенности строения костей верхних и нижних конечностей в разные возрастные периоды жизни человека.

Соединения костей верхних и нижних конечностей, движения в них

4

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие 12. Изучение костей верхних и нижних конечностей на скелете

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Тема 2.5.

Общая миология. Функциональное назначение скелетных мышц.

Форма скелетных мышц. Классификация мышц: по отношению к областям тела, по анатомо-топографическому положению, по форме, по направлению мышечных волокон, по отношению к суставам, по функции, по происхождению. Вспомогательный аппарат мышц. Фасции. Развитие мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. Сила действия мышцы.

Мышечный тонус. Утомление мышц. Восстановление работоспособности мышц

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие 13. Физиологическая характеристика

мышечной работы. Динамическая работа при движениях в суставах. Физиологические реакции при динамической работе. Мышечная сила. Оценка гибкости тела. Сила мышц и силовая выносливость. Утомление мышц. Определение мышечной силы

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие № 14. Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул. Пропорции телосложения

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Тема 2.6

Мышцы головы

Практическое занятие№15. Изучение мышцы головы. Топографическая и функциональная характеристика мышц головы.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Тема 2.7

Мышцы туловища

Мышцы груди. Фасции груди. Мышцы живота. Мышцы и фасции спины.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие № 16. Изучение на анатомических моделях и муляжах мышц туловища. Мышцы спины. Мышцы груди. Мышцы живота, расположение, функции.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Тема 2.8.

Аппарат движения

мышц верхних конечностей

Содержание

Мышцы верхней конечности, расположение, функции.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие № 17. Изучение мышц верхней конечности на муляжах и фантомах.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Тема 2.9.

Аппарат движения мышц нижних конечностей

Мышцы нижней конечности, расположение, функции.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие № 18. Изучение мышц верхней конечности на муляжах и фантомах

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Раздел 3. Общая характеристика нервной системы





Тема 3.1. Нервная система. Классификация. Спинной мозг

Содержание

Интегративный характер нервной деятельности. Классификация нервной системы. Общие принципы строения нервной системы.

4

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Виды нейронов. Виды нервных волокон, нервы – строение, виды. Синапс, понятие, виды.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Расположение и строение спинного мозга, его функции. Спинной мозг. Форма. Оболочки спинного мозга. Передние и задние корешки спинномозговых нервов. Серое и белое вещество спинного мозга.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие № 19.

Исследование рефлексов спинного мозга. Классификация соматических рефлексов спинного мозга по рецепторам (проприорецептивные, висцерорецептивные, кожные), по эффекторам рефлекса (рефлексы конечностей, брюшные, органов таза). Рефлексы конечностей

(сгибательные, разгибательные, ритмические и рефлексы позы).

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Тема 3.2.

Анатомия и физиология

головного мозга

Содержание

Головной мозг. Анатомические особенности строения и функции продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга.

Оболочки и проводящие пути спинного и головного мозга.

4

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3

ПК3.1




Конечный (большой) мозг. Левые и правые полушария большого мозга. Борозды и извилины. Строение коры большого мозга.

Роль различных отделов центральной нервной системы в регуляции движений: основные принципы организации движений,

позно-тонических реакций, нисходящие моторные системы

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие № 20. Рефлексы, осуществляемые продолговатым мозгом и мостом (вегетативные, защитные, соматические). Рефлексы, осуществляемые средним мозгом (статические и статокинетические). Структуры мозжечка. Двигательные функции мозжечка. Структурно- функциональная характеристика промежуточного мозга. Структурно-

функциональная организация лимбической системы.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие 21. Высшая нервная деятельность человека. Аналитическая и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Мотивации и эмоции. Холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический типы нервной системы.

Условный рефлекс, виды, торможение условного рефлекса. I и II сигнальные системы

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Тема 3.3.

Органы чувств

Содержание

1. Орган зрения. Глазное яблоко. Наружная фиброзная, сосудистая и собственно-сосудистая оболочки глазного яблока. Вспомогательные органы глаза. Глазодвигательные мышцы. Жировое тело глазницы. Веки. Слезной аппарат глаза. Слезная железа. . Орган зрения. Глазное яблоко. Наружная фиброзная, сосудистая и собственно-сосудистая оболочки глазного яблока. Вспомогательные органы глаза. Глазодвигательные мышцы.




2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Орган слуха и равновесия. Наружное, среднее и внутренне ухо. Вестибулярный аппарат внутреннего уха. Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха. Восприятие звука.


2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие № 22. Орган вкуса и обоняния. Вкусовые почки. Обонятельная область слизистой оболочки полости носа. Обонятельные рецепторы клетки. Обонятельный тракт.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1




Практическое занятие № 23. «Изучение строения и свойств кожи, ее производные.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие № 24. Определение пространственного порога чувствительности различных участков кожи человека. Определение остроты и поля зрения, особенностей бинокулярного зрения. Определение вкусовых порогов чувствительности различных участков языка.

Определение вестибулоустойчивости.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Раздел 4. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы





Тема 4.1.

Строение сердечно- сосудистой системы

Содержание

Значение сердечно-сосудистой системы. Деление сердечно-сосудистой системы на кровеносную и лимфатическую.

Кровеносная система. Кровообращение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды.

Особенности строения сердечно-сосудистой системы разновозрастных групп населения. Околосердечная сумка. Внешнее строение сердца.

Внутреннее строение сердца: стенки, полости, клапаны.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие 25

Изучения особенности функционирования сердечной мышцы. Собственные сосуды сердца.

Кровеносные сосуды: капилляры, вены и артерии. Строение их стенок. Круги кровообращения.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1



Практическое занятие № 26. Электрокардиография. Анализ ЭКГ. Регистрация артериального давления. Систолическое, диастолическое и пульсовое давление. Движение крови по сосудам. Кровяное давление как фактор, обеспечивающий движение крови. Величина кровяного давления в

норме.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1





Практическое занятие № 27. Сердечный цикл. Сила сокращения миокарда. Сократимость сердечной мышцы. Зависимость массы и размера сердца человека от его мышечной деятельности и состояния здоровья.

Влияние физических нагрузок на сердечный выброс и ЧСС. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1




Раздел 5. Пищеварительная система




Тема 5.1. Строение пищеварительной системы.

Содержание

Пищеварительный тракт и пищеварительные железы. Строение стенок пищеварительного тракта, ротовой полости.

2


ОК.01, ОК 08,

ПК1.1


Ротовя полость. Глотка, ее стенки. Пищевод.

ПК1.3

ПК3.1


Желудок, микроскопическое строение его стенки. Тонкий и толстый

2

ОК.01, ОК 08,


кишечник. Особенности строения их стенок. Поджелудочная железа.


ПК1.1


Печень, ее микроскопическое строение. Желчный пузырь.


ПК1.3




ПК3.1


Практическое занятие 28. Этапы пищеварения. Процесс

2

ОК.01, ОК 08,


всасывания углеводов, жиров и белков. Функции печени, связанные с


ПК1.1


пищеварением. Определение энергозатрат по состоянию сердечных


ПК1.3


сокращений.


ПК3.1


Практическое занятие 29. Составление пищевого рациона. Влияние

2

ОК.01, ОК 08,


физической нагрузки на пищеварительные процессы


ПК1.1




ПК1.3




ПК3.1


Раздел 6. Дыхательная система




Тема 6.1

Анатомия и физиология органов дыхания

Содержание

4

ОК.01, ОК 08,


Строение полости носа. Очищение, согревание и увлажнение воздуха в


ПК1.1




полости носа. Строение и топографическое расположение гортани. Голосовой аппарат. Анатомическое строение трахеи и главных бронхов.

Строение легких. Плевра. Границы легких и плевральных полостей. Средостение. Сущность процесса дыхания. Механизм вдоха и выдоха.


ПК1.3 ПК3.1




Практическое занятие № 30. Особенности дыхания при различных условиях. Дыхание при мышечной работе. Влияние факторов среды на развитие дыхательной системы. Определение дыхательных объемов и емкостей (спирометрия). Запись дыхательных движений у человека. Гуморальные и рефлекторные влияния на дыхательные движения. Определение показателей внешнего дыхания в покое и после физических

нагрузок

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1




Раздел 7. Общие вопросы анатомии мочевыделительной и репродуктивной системы человека






Тема 7.1.

Анатомия и физиология органов мочевыделительной системы

Содержание

Значение мочевыделительной системы.

Строение почки. Корковое и мозговое вещество почки. Нефрон – структурно - функциональная единица почки. Мочевыводящие пути. Почечные чашки.

Лоханка. Мочеточники. Мочевой пузырь.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1




Тема 7.2. Анатомия органов репродуктивной системы

Общая характеристика репродуктивной системы. Строение и функции органов репродуктивной системы. Половое созревание.

Понятие физиологической, психологической и социальной зрелости.

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1




Раздел 8. Эндокринная система человека






Тема 8.1

Гуморальная регуляция процессов

Содержание

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Железы внутренней секреции. Гормоны. Виды гормонов, их характеристика. Механизм

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3




жизнедеятельности. Эндокринная система

действия гормонов. Органы–мишени. Эпифиз расположение, строение, гормоны их действие. Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны их действие.

Паращитовидные железы: расположение, строение, гормоны их действие. Надпочечники – расположение, строение, гормоны их действие. Гормоны поджелудочной железы, их действие. Гормоны половых желез, их действие. Гормон вилочковой железы, его действие.


ПК3.1


Практическое занятие №31. Составить схему влияния гипофиза на остальные железы внутренней секреции. Сопоставить схему влияние стресса на железы внутренней секреции

2

ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1


Экзамен


6



Итого


136




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Материально техническое обеспечение

Кабинет «Анатомии, физиологии и гигиены», оснащенный в соответствии с приложением 3 ОПОП-П

    1. Учебно - методическое обеспечение

3.2 .1 Основные печатные и/или электронные издания

1. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры.- Изд. 16-е /Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского.-М.: Спорт, 2022.- 624 с.

Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 182 с.

2. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 414 с.

3. Замараев, В. А. Анатомия для студентов физкультурных колледжей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Замараев, Е. З. Година, Д. Б. Никитюк. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 416 с.

4.Иваницкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник / М. Ф. Иваницкий. - 14-е изд. - Москва: Спорт-Человек, 2018. - 624 с.

5. Кабанов, Н. А. Анатомия человека: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Кабанов. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 464 с.

6.Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т. 1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: учебник для среднего профессионального образования / З. В. Любимова, А. А. Никитина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 447 с.

3.2.2 Дополнительные источники

1. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 182 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-12305-0. - Текст: электронный.

2. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 414 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-00684-1. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/491232.

3. Замараев, В. А. Анатомия для студентов физкультурных колледжей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Замараев,

Е. З. Година, Д. Б. Никитюк. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 416 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04247- Текст: электронный.

4. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник / М. Ф. Иваницкий. - 14-е изд. - Москва: Спорт-Человек, 2018. - 624 с. - ISBN 978-5- 9500179-2-6. - Текст: электронный.

5. Кабанов, Н. А. Анатомия человека: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Кабанов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 464 с. - ISBN 978-5-534-10759-3. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/517179.

6. Капилевич Л.В. Физиология человека. Спорт: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Капилевич. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 159 с. - (Профессиональное образование). Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - https://urait.ru/bcode/541989.

7. Караханян, К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач: учебное пособие / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. - Санкт-Петербург: Лань, 2020 - 72 с. - ISBN 978-5- 8114-3894-5. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL:https://e.lanbook.com/book/130175.

8. Кондакова, Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии. Ответы: учебное пособие / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. - Санкт-Петербург: Лань, 2018 - 80 с. - ISBN 978-5-8114-2649- 2 - Текст: электронный // Лань электронно - библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/101859.

9. Коротько Г. Ф. Физиология органов системы пищеварения: учебное пособие для вузов / Г. Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 297 с. - (Высшее образование). Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: ttps://urait.ru/bcode/5433.

10. Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т. 1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы : учебник для среднего профессионального образования / З. В. Любимова, А. А. Никитина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021.-447с.- (Профессиональное

образование). - ISBN 978-5-9916-6227-7. - Текст: электронный

11. Любимова З. В. Регуляторные системы организма человека: учебник для вузов / З. В. Любимова, А. А. Никитина. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 166 с. - (Высшее образование). Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: ttps://urait.ru/bcode/5451.

12. Пожарова, Г. В. Физиология физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / Г. В. Пожарова, Г. Г. Федотова, М. А. Гераськина. - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2019. - 171 с. - ISBN 978-5-8156-1077-4. - Текст: электронный.

13. Савушкин, А. В. Анатомия и физиология человека: основные положения физиологии / А. В. Савушкин. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 132 с. - ISBN 978-5-507-46433-3. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/308762 .

14. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - 8-е изд. - Москва: Спорт-Человек, 2018. - 620 с. - ISBN 978- 5-9500179-3-3. - Текст: электронный.

15. Чинкин, А. С. Физиология спорта : учебное пособие : учебное пособие / А. С. Чинкин, А. С. Назаренко - Москва : Спорт, 2016. - 120 с.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

Показатели освоенности компетенций

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:



- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

- основные положения и терминологию анатомии и физиологии человека;

- строение и функции систем органов здорового человека:

опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему с

анализаторами;

-основные закономерности роста и развития организма человека в разновозрастные периоды;

-возрастную морфологию, анатомо- физиологические особенности разновозрастных групп населения;

-анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

-динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

-способы коррекции функциональных нарушений у разновозрастных групп населения;

-физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

-понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека;

- регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

-роль центральной нервной системы в регуляции движений

- взаимосвязи физических нагрузок и функциональных

возможностей организма;

- физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления;

- владение и грамотное использование терминологии в области анатомии и физиологии человека;

-поясняет строение и функции систем органов здорового человека: опорно- двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

- аргументированное выражение собственного мнения, согласованное с научными положениями;

-поясняет анатомо-физиологические особенности разновозрастных групп населения;

- поясняет анатомо- морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам поясняет основные понятия динамической и функциональной анатомии систем обеспечения и регуляции движения;

- перечисляет способы коррекции функциональных нарушений у разновозрастных групп населения;

- грамотно поясняет физиологические процессы жизнедеятельности систем организма человека;

- описание механизмов осуществления метаболических процессов и гомеостаза;

- представление механизма развития физиологической

адаптации человека;

- воспроизведение механизма регулирующих функций нервной и эндокринной систем;

- перечисление отделов центральной нервной системы обеспечивающих регуляцию движений;

- перечисление механизмов обеспечивающих развитие функциональных

возможностей организма;

- перечисление методов определения двигательной активности; описание механизмов восстановления;

- значение, место и основные исторические этапы становления учебного предмета «физическая культура» в отечественном образовании

- учебный предмет «физическая культура» в пределах требований федеральных образовательных стандартов общего образования и примерных основных образовательных программ

- требования и логику планирования учебного процесса по физической культуре

- общая цель и задачи физического воспитания обучающихся и их конкретизация для школьников разного возрастного периода

Устный опрос, Проверочные работы, Решение ситуационных задач; Тестирование, Экзамен

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:



- умения распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи;

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

- использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной

деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для

данной специальности

- определять цель, задачи и содержание

физкультурно-спортивной работы;

- разрабатывать документы

планирования физкультурно- спортивной работы;

- оценивать результативность физкультурно-спортивной работы

- использовать различные методы и формы организации физкультурно-оздоровительных и спортивно- массовых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности участников;

- разрабатывать программу проведения и план ресурсного обеспечения физкультурно- оздоровительного и спортивно- массового мероприятия с учетом целей и задач;

- оценивать соответствие мест проведения, оборудования и инвентаря нормам техники безопасности;

- организовывать и проводить торжественный церемониал физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- проводить и анализировать физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия

- определяет

топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- определяет возрастные особенности строения

организма человека;

- оперирует анатомическими терминами при анализе

физических упражнений;

- определяет антропометрические показатели, применяет знания по анатомии и физиологии для составления программы

тренировок;

- применение и использование методик для определения показателей различных систем организма человека; Измерение А/Д, пульса, ЧДД и др.

- применение методики индексов, дыхательных проб и нагрузочных функциональных проб для определения и оценивания функционального состояния;

- применение методик оценивания влияния факторов внешней среды на организм человека в разновозрастные периоды;

- проводит анатомический анализ и диагностику статических и динамических положений тела человека.


Оценка результатов выполнения практической работы Наблюдение за ходом выполнения практической работы. Экзамен