Министерство образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ОМК имени Даниила Гранина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09 Анатомия и физиология человека»
Рыльск
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - CПO) «ОП.09 Анатомия и физиология человека»
Организация-разработчик: ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
Разработчик: Жидких Валентина Ивановна преподаватель ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 23
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 25
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09. Анатомия и физиология человека»
Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины: «ОП.09 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
формирование представлений об устройстве отдельных органов, систем органов и организма в целом, ознакомление с основными физиологическими процессами, применять знания по анатомии и физиологии человека при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности.
Дисциплина «ОП.09 Анатомия и физиология человека» включена в образовательную часть общепрофессиональный цикла образовательной программы.
1.2 Планируемые результаты освоение дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК, ПК | Уметь | Знать | Вла деть навыками |
ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | |
ОК.08 Использовать средства физической культуры | умения: использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности | знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения | |
ПК 1.1. Планирова ть и анализировать физкультурно спортивную работу. | - определять цель, задачи и содержание физкультурно-спортивной работы; - разрабатывать документы планирования физкультурно- спортивной работы; - оценивать результативность физкультурно-спортивной работы | - нормативные документы, регламентирующие организацию физкультурно-спортивной работы в РФ; - цели и задачи физкультурно- спортивной работы; - направления, содержание, формы организации физкультурно-спортивной работы; - требования к планированию и технологию планирования физкультурно-спортивной работы - показатели результативности физкультурно-спортивной работы | - разра ботки общего плана физкультурно- спортивной работы; - анализа и оценки физкультурно-спортив ной работы |
ПК 1.3 Организовывать и проводить физкультурно- оздоровительные и спортивно- массовые мероприятия. | умения: - использовать различные методы и формы организации физкультурно- оздоровительных и спортивно массовых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности участников; - разрабатывать программу проведения и план ресурсного обеспечения физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия с учетом целей и задач; - оценивать соответствие мест проведения, оборудования и инвентаря нормам техники безопасности; - организовывать и проводить торжественный церемониал физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; - проводить и анализировать физкультурно- оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия; | знать: - нормы и виды физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий ; технология организации и методика проведения физкультурно- оздоровительных и спортивно массовых мероприятий - технологию разработки программы и плана ресурсного обеспечения физкультурно- оздоровительного и спортивно-массового мероприятия; - методика проведения спортивно-оздоровительных соревнований в рамках физкультурно-спортивных мероприятий; - техника безопасности, способы и приёмы предупреждения травматизма при проведении физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; - подходы к анализу физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; - виды физкультурно- спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, особенности их эксплуатации; - техника безопасности и требования к физкультурно- спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю | Навыки: -анализа программ проведения физкультурно- оздоровительны х или спортивно- массовых мероп риятий; - плани рования проведения физку льтурно- оздоровительного или спортивно- массового мероприятия; -наблюдения, анализа и самоанализа физкультурно- оздоровительног о и спортивно- массового мероприятия, разработки предложений по их совершенствова нию проведения физкультурно- оздоровительног о и спортивно- массового мероприятия; -проведения инструктажа по технике безопасности в процессе организации и проведения физкультурно- оздоровительног о и (или) спортивно- массового мероприятия; -определения соответствия оборудования и инвентаря нормам техники безопасности |
ПК 3.1 Определять цели и задачи, планировать учебные занятия по физической культуре. | - находить и использовать нормативную и методическую литературу и другие источники информации для планирования уроков физической культуры - планировать учебный процесс в соответствии с Основной общеобразовательной программой физической культуры с использованием наиболее оптимальных средств и методов в соответствии с требованиями программного материала, возрастными особенностями обучающихся, уровнем их физической подготовленности, состояния здоровья и организационными условиями занятий - разрабатывать документы оперативного планирования уроков физической культуры в соответствии с методическими требованиями | - значение, место и основные исторические этапы становления учебного предмета «физическая культура» в отечественном образовании - учебный предмет «физическая культура» в пределах требований федеральных образовательных стандартов общего образования и примерных основных образовательных программ требования и логику планирования учебного процесса по физической культуре, общая цель и задачи физического воспитания обучающихся и их конкретизация для школьников разного возрастного периода | определения цели и задач, планирования уроков физической культурыв соответствии с основной общеобразовател ьной программой -планирования оптимальной двигательной деятельности обучающихся на уроках физической культуры в соответствии с темой и решаемыми задачами -планированию последовательно сти освоения разделов учебного предмета «Физическая культур и физических упражнений в учебном году -изуче ния и анализа нормативной и методической литературы и других источни ков информации для планирования уроков физичес кой культуры -разработки документов планирования физического воспитания |
Обоснование часов вариативной части ОПОП-П
№№ п/п | №, наименование темы | Объем часов | Обоснование включения в рабочую программу |
1. | Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов. Организм в целом (теория). | 6ч. | Расширить представления о топографо- анатомических взаимоотношений органов, система органов организма в целом. Способствовать развитию у студента умений владеть анатомической информацией, творчески подойти при анализе морфологических данных органа. |
2. | Тема1.2. Основы цитологии. Клетка. | 6ч. | Дополнить современные сведения о многообразных клетках, их образовании, строении и функциях, составных компонентах цитоплазмы (гиалоплазмы, органелл, включений) и ядра (хроматина, ядрышек, ядерной оболочки). |
3. | Тема 1.3. Основы гистологии. Виды тканей. | 5ч | Расширить знания о молекулярных основах структур и функций клеток разных тканей, их взаимодействия, протекающих в них процессов роста и развития. |
4. | Тема 2.1. Остеоартросиндесмология. | 3ч. | Акцент на практический, функциональ ный контекст. |
5. | Тема2.3. Скелет туловища. | 4ч. | Способствовать развитию умения проецировать костные образования на поверхность тела; научиться узнавать и называть кости скелета туловища и их соединения; приобретать практический опыт, способствующий формированию профессиональных и общих компетенций. |
6. | Тема 2.5. Общая миология. Функциональное назначение скелетных мышц. | 4ч. | Уделено больше внимания топографо- анатомическим и функциональным взаимоотношениям мышц. |
7. | Тема 3.1. Нервная система. Классификация. Спинной мозг. | 2ч. | Сформировать у студентов анатомо- морфологические характеристики всех основных отделов центральной нервной системы; формирование у студентов наиболее полного представления об анатомической организации и взаимодействии различных структур и систем спинного мозга человека. |
8. | Тема3.2. Анатомия и физиология головного мозга. | 4ч. | Показать тесную морфологическую и функциональную взаимосвязь различных систем мозга человека, обеспечивающую его работу как единого целого с учетом современных взглядов на структуру и функции головного и спинного мозга человека. |
9. | Тема 4.1. Строение сердечно- сосудистой системы. | 1ч. | Расширить знания по сердечно-сосудистой системе. Иметь представление о критериях оценки физиологических показателей сердца. Способствовать формированию у студентов правил подсчета ЧСС, измерения АД. |
10. | Тема 5.1. Строение пищеварительной системы. | 1ч. | Расширить представления о топографии и строении органов пищеварительной системы, уметь находить и показывать на плакатах, муляжах и планшетах эти органы и их составные части. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины | Объем в часах | В т. ч. в форме практ. подготовки |
Учебные занятия теория | 130 | 62 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 6 | |
Всего | 136 | |
2.1 Содержание дисциплины
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Раздел 1. Введение. Анатомия и физиология как наука. Учение о клетке. Учение о тканях. Понятие об органе и системах органов. | | |
| Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов. Организм в целом (теория). | Содержание Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Части тела человека. Оси и плоскости тела человека. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Анатомическая номенклатура. Определение органа. Системы органов. Современные представления о органах и системах органов. Понятие о единстве организма. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Краткая характеристика основных этапов развития анатомических знаний. Значение работ П.Ф. Лесгафта. М.Ф. Иваницкого в развитии теории и практики физической культуры и спортивной анатомии. Роль анатомии и физиологии человека в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Тема1.2. Основы цитологии. Клетка | Содержание учебного материала Клетка: строение и функции клеток. Химический состав клетки неорганические и органические вещества их функции | 1 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Строение и свойства ДНК, виды РНК. | 1 | |
| Тема 1.3. Основы гистологии. Виды тканей. | Содержание Ткань - определение, классификация, функциональные различия. Эпителиальная ткань – расположение, виды, функции. Классификация покровного эпителия | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Практическая работа № 1 Выявление особенностей строения и функций соединительной ткани. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Практическая работа № 2. Изучение с использованием таблиц эпителиальных, Расположение, особенности строения, функции. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Практическая работа № 3 Выявление особенностей строения и функции мышечной и нервной ткани. ткани. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Тема 1.4. Внутренняя среда организма. Кровь. Форменные элементы крови | Содержание Состав внутренней среды организма. Гомеостаз. Основные константы внутренней среды. Гемопоэз. Красный костный мозг. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Практическая работа № 4. Изучение системы крови. Состав крови, состав сыворотки, плазмы крови. Форменные элементы крови. Константы крови. Функции крови. Группы крови. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Практическая работа № 5. «Сравнение под микроскопом крови человека и лягушки». | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Раздел 2. Опорно- двигательный аппарат человека. | | |
| Тема 2.1. Остеоартросиндесмолог ия | Содержание Определение процесса движения. Структуры организма, осуществляющие процесс движения Принцип рычага в работе суставов | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Анатомо-физиологические особенности костной системы в разные возрастные периоды. Виды костей. Строение кости как органа. Рост кости в длину и толщину. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Практическое занятие №6. Изучение видов соединения костей. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии. Знакомство с анатомической терминологией. Влияние физических упражнений, социальных факторов и питания на рост и развитие костей. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| | Практическое занятие №7. Работа с использованием анатомических моделей суставов. Изучение объем движений в суставах. Пассивная и активная части опорно-двигательного аппарата. Строение суставов. Виды движений в суставах | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Тема2.2. Кости и топография черепа. | Содержание Анатомо-физиологические особенности строения костей черепа в разные периоды жизни человека. Отделы черепа и кости их образующие. Соединения костей черепа. Половые различия черепа. Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие №8. Изучение препаратов костей черепа. Демонстрация костей на скелете черепа. «Кости черепа и их соединения топография черепа (лобная, решетчатая, клиновидная затылочная) верхнечелюстная и нижнечелюстная кости)» Рассмотрение соединения костей черепа и изучение височнонижнелюстного сустава. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Тема2.3. Скелет туловища. | Содержание учебного материала Позвоночный столб. Шейные позвонки. Особенности строения первого и второго шейных позвонков. Грудные, поясничные, крестцовые позвонки. Копчик. Соединения позвонков. Движение позвоночного столба. Изгибы позвонков. Профилактика искривления позвоночника. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 9.Грудная клетка. Ребра. Грудина. Соединения ребер с позвоночным столбом и грудиной. Возрастные особенности грудной клетки. Особенности строения скелета туловища разновозрастных групп населения. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие №10. Изучение на анатомических препаратах строение костей туловища, проекцию основных образований позвоночного столба на поверхность тела человека. Демонстрация движения позвоночного столба. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| | Практическое занятие № 11. Изучение на анатомических препаратах проекцию костных образований грудной клетки. Демонстрация движения грудной клетки | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Тема 2.4. Скелет верхних и нижних конечностей | Содержание Отделы скелета верхних и нижних конечностей. Строение костей плечевого пояса. Строение тазового пояса, половые отличия строения таза, размеры женского таза. Особенности строения костей верхних и нижних конечностей в разные возрастные периоды жизни человека. Соединения костей верхних и нижних конечностей, движения в них | 4 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 12. Изучение костей верхних и нижних конечностей на скелете | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Тема 2.5. Общая миология. Функциональное назначение скелетных мышц. | Форма скелетных мышц. Классификация мышц: по отношению к областям тела, по анатомо-топографическому положению, по форме, по направлению мышечных волокон, по отношению к суставам, по функции, по происхождению. Вспомогательный аппарат мышц. Фасции. Развитие мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. Сила действия мышцы. Мышечный тонус. Утомление мышц. Восстановление работоспособности мышц | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 13. Физиологическая характеристика мышечной работы. Динамическая работа при движениях в суставах. Физиологические реакции при динамической работе. Мышечная сила. Оценка гибкости тела. Сила мышц и силовая выносливость. Утомление мышц. Определение мышечной силы | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 14. Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул. Пропорции телосложения | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Тема 2.6 Мышцы головы | Практическое занятие№15. Изучение мышцы головы. Топографическая и функциональная характеристика мышц головы. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Тема 2.7 Мышцы туловища | Мышцы груди. Фасции груди. Мышцы живота. Мышцы и фасции спины. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 16. Изучение на анатомических моделях и муляжах мышц туловища. Мышцы спины. Мышцы груди. Мышцы живота, расположение, функции. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Тема 2.8. Аппарат движения мышц верхних конечностей | Содержание Мышцы верхней конечности, расположение, функции. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 17. Изучение мышц верхней конечности на муляжах и фантомах. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Тема 2.9. Аппарат движения мышц нижних конечностей | Мышцы нижней конечности, расположение, функции. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 18. Изучение мышц верхней конечности на муляжах и фантомах | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Раздел 3. Общая характеристика нервной системы | | | |
| Тема 3.1. Нервная система. Классификация. Спинной мозг | Содержание Интегративный характер нервной деятельности. Классификация нервной системы. Общие принципы строения нервной системы. | 4 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Виды нейронов. Виды нервных волокон, нервы – строение, виды. Синапс, понятие, виды. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Расположение и строение спинного мозга, его функции. Спинной мозг. Форма. Оболочки спинного мозга. Передние и задние корешки спинномозговых нервов. Серое и белое вещество спинного мозга. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 19. Исследование рефлексов спинного мозга. Классификация соматических рефлексов спинного мозга по рецепторам (проприорецептивные, висцерорецептивные, кожные), по эффекторам рефлекса (рефлексы конечностей, брюшные, органов таза). Рефлексы конечностей (сгибательные, разгибательные, ритмические и рефлексы позы). | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Тема 3.2. Анатомия и физиология головного мозга | Содержание Головной мозг. Анатомические особенности строения и функции продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга. Оболочки и проводящие пути спинного и головного мозга. | 4 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| | Конечный (большой) мозг. Левые и правые полушария большого мозга. Борозды и извилины. Строение коры большого мозга. Роль различных отделов центральной нервной системы в регуляции движений: основные принципы организации движений, позно-тонических реакций, нисходящие моторные системы | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 20. Рефлексы, осуществляемые продолговатым мозгом и мостом (вегетативные, защитные, соматические). Рефлексы, осуществляемые средним мозгом (статические и статокинетические). Структуры мозжечка. Двигательные функции мозжечка. Структурно- функциональная характеристика промежуточного мозга. Структурно- функциональная организация лимбической системы. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 21. Высшая нервная деятельность человека. Аналитическая и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Мотивации и эмоции. Холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический типы нервной системы. Условный рефлекс, виды, торможение условного рефлекса. I и II сигнальные системы | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Тема 3.3. Органы чувств | Содержание 1. Орган зрения. Глазное яблоко. Наружная фиброзная, сосудистая и собственно-сосудистая оболочки глазного яблока. Вспомогательные органы глаза. Глазодвигательные мышцы. Жировое тело глазницы. Веки. Слезной аппарат глаза. Слезная железа. . Орган зрения. Глазное яблоко. Наружная фиброзная, сосудистая и собственно-сосудистая оболочки глазного яблока. Вспомогательные органы глаза. Глазодвигательные мышцы. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Орган слуха и равновесия. Наружное, среднее и внутренне ухо. Вестибулярный аппарат внутреннего уха. Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха. Восприятие звука. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 22. Орган вкуса и обоняния. Вкусовые почки. Обонятельная область слизистой оболочки полости носа. Обонятельные рецепторы клетки. Обонятельный тракт. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| | Практическое занятие № 23. «Изучение строения и свойств кожи, ее производные. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 24. Определение пространственного порога чувствительности различных участков кожи человека. Определение остроты и поля зрения, особенностей бинокулярного зрения. Определение вкусовых порогов чувствительности различных участков языка. Определение вестибулоустойчивости. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Раздел 4. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы | | | |
| Тема 4.1. Строение сердечно- сосудистой системы | Содержание Значение сердечно-сосудистой системы. Деление сердечно-сосудистой системы на кровеносную и лимфатическую. Кровеносная система. Кровообращение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Особенности строения сердечно-сосудистой системы разновозрастных групп населения. Околосердечная сумка. Внешнее строение сердца. Внутреннее строение сердца: стенки, полости, клапаны. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 25 Изучения особенности функционирования сердечной мышцы. Собственные сосуды сердца. Кровеносные сосуды: капилляры, вены и артерии. Строение их стенок. Круги кровообращения. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Практическое занятие № 26. Электрокардиография. Анализ ЭКГ. Регистрация артериального давления. Систолическое, диастолическое и пульсовое давление. Движение крови по сосудам. Кровяное давление как фактор, обеспечивающий движение крови. Величина кровяного давления в норме. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| | Практическое занятие № 27. Сердечный цикл. Сила сокращения миокарда. Сократимость сердечной мышцы. Зависимость массы и размера сердца человека от его мышечной деятельности и состояния здоровья. Влияние физических нагрузок на сердечный выброс и ЧСС. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| Раздел 5. Пищеварительная система | | |
| Тема 5.1. Строение пищеварительной системы. | Содержание Пищеварительный тракт и пищеварительные железы. Строение стенок пищеварительного тракта, ротовой полости. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 |
| Ротовя полость. Глотка, ее стенки. Пищевод. | ПК1.3 ПК3.1 |
| Желудок, микроскопическое строение его стенки. Тонкий и толстый | 2 | ОК.01, ОК 08, |
| кишечник. Особенности строения их стенок. Поджелудочная железа. | | ПК1.1 |
| Печень, ее микроскопическое строение. Желчный пузырь. | | ПК1.3 |
| | | ПК3.1 |
| Практическое занятие № 28. Этапы пищеварения. Процесс | 2 | ОК.01, ОК 08, |
| всасывания углеводов, жиров и белков. Функции печени, связанные с | | ПК1.1 |
| пищеварением. Определение энергозатрат по состоянию сердечных | | ПК1.3 |
| сокращений. | | ПК3.1 |
| Практическое занятие № 29. Составление пищевого рациона. Влияние | 2 | ОК.01, ОК 08, |
| физической нагрузки на пищеварительные процессы | | ПК1.1 |
| | | ПК1.3 |
| | | ПК3.1 |
| Раздел 6. Дыхательная система | | |
| Тема 6.1 Анатомия и физиология органов дыхания | Содержание | 4 | ОК.01, ОК 08, |
| Строение полости носа. Очищение, согревание и увлажнение воздуха в | | ПК1.1 |
| | | полости носа. Строение и топографическое расположение гортани. Голосовой аппарат. Анатомическое строение трахеи и главных бронхов. Строение легких. Плевра. Границы легких и плевральных полостей. Средостение. Сущность процесса дыхания. Механизм вдоха и выдоха. | | ПК1.3 ПК3.1 | |
| | Практическое занятие № 30. Особенности дыхания при различных условиях. Дыхание при мышечной работе. Влияние факторов среды на развитие дыхательной системы. Определение дыхательных объемов и емкостей (спирометрия). Запись дыхательных движений у человека. Гуморальные и рефлекторные влияния на дыхательные движения. Определение показателей внешнего дыхания в покое и после физических нагрузок | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| | Раздел 7. Общие вопросы анатомии мочевыделительной и репродуктивной системы человека | | | |
| | Тема 7.1. Анатомия и физиология органов мочевыделительной системы | Содержание Значение мочевыделительной системы. Строение почки. Корковое и мозговое вещество почки. Нефрон – структурно - функциональная единица почки. Мочевыводящие пути. Почечные чашки. Лоханка. Мочеточники. Мочевой пузырь. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| | Тема 7.2. Анатомия органов репродуктивной системы | Общая характеристика репродуктивной системы. Строение и функции органов репродуктивной системы. Половое созревание. Понятие физиологической, психологической и социальной зрелости. | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 | |
| | Раздел 8. Эндокринная система человека | | | |
| | Тема 8.1 Гуморальная регуляция процессов | Содержание Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Железы внутренней секреции. Гормоны. Виды гормонов, их характеристика. Механизм | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 | |
| жизнедеятельности. Эндокринная система | действия гормонов. Органы–мишени. Эпифиз расположение, строение, гормоны их действие. Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны их действие. Паращитовидные железы: расположение, строение, гормоны их действие. Надпочечники – расположение, строение, гормоны их действие. Гормоны поджелудочной железы, их действие. Гормоны половых желез, их действие. Гормон вилочковой железы, его действие. | | ПК3.1 |
| Практическое занятие №31. Составить схему влияния гипофиза на остальные железы внутренней секреции. Сопоставить схему влияние стресса на железы внутренней секреции | 2 | ОК.01, ОК 08, ПК1.1 ПК1.3 ПК3.1 |
| Экзамен | | 6 | |
| Итого | | 136 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально техническое обеспечение
Кабинет «Анатомии, физиологии и гигиены», оснащенный в соответствии с приложением 3 ОПОП-П
Учебно - методическое обеспечение
3.2 .1 Основные печатные и/или электронные издания
1. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры.- Изд. 16-е /Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского.-М.: Спорт, 2022.- 624 с.
Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 182 с.
2. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 414 с.
3. Замараев, В. А. Анатомия для студентов физкультурных колледжей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Замараев, Е. З. Година, Д. Б. Никитюк. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 416 с.
4.Иваницкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник / М. Ф. Иваницкий. - 14-е изд. - Москва: Спорт-Человек, 2018. - 624 с.
5. Кабанов, Н. А. Анатомия человека: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Кабанов. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 464 с.
6.Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т. 1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: учебник для среднего профессионального образования / З. В. Любимова, А. А. Никитина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 447 с.
3.2.2 Дополнительные источники
1. Григорьева, Е. В. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 182 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-12305-0. - Текст: электронный.
2. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 414 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-00684-1. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/491232.
3. Замараев, В. А. Анатомия для студентов физкультурных колледжей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Замараев,
Е. З. Година, Д. Б. Никитюк. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 416 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04247- Текст: электронный.
4. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник / М. Ф. Иваницкий. - 14-е изд. - Москва: Спорт-Человек, 2018. - 624 с. - ISBN 978-5- 9500179-2-6. - Текст: электронный.
5. Кабанов, Н. А. Анатомия человека: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Кабанов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 464 с. - ISBN 978-5-534-10759-3. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/517179.
6. Капилевич Л.В. Физиология человека. Спорт: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Капилевич. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 159 с. - (Профессиональное образование). Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - https://urait.ru/bcode/541989.
7. Караханян, К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач: учебное пособие / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. - Санкт-Петербург: Лань, 2020 - 72 с. - ISBN 978-5- 8114-3894-5. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL:https://e.lanbook.com/book/130175.
8. Кондакова, Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии. Ответы: учебное пособие / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. - Санкт-Петербург: Лань, 2018 - 80 с. - ISBN 978-5-8114-2649- 2 - Текст: электронный // Лань электронно - библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/101859.
9. Коротько Г. Ф. Физиология органов системы пищеварения: учебное пособие для вузов / Г. Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 297 с. - (Высшее образование). Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: ttps://urait.ru/bcode/5433.
10. Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т. 1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы : учебник для среднего профессионального образования / З. В. Любимова, А. А. Никитина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021.-447с.- (Профессиональное
образование). - ISBN 978-5-9916-6227-7. - Текст: электронный
11. Любимова З. В. Регуляторные системы организма человека: учебник для вузов / З. В. Любимова, А. А. Никитина. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 166 с. - (Высшее образование). Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: ttps://urait.ru/bcode/5451.
12. Пожарова, Г. В. Физиология физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / Г. В. Пожарова, Г. Г. Федотова, М. А. Гераськина. - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2019. - 171 с. - ISBN 978-5-8156-1077-4. - Текст: электронный.
13. Савушкин, А. В. Анатомия и физиология человека: основные положения физиологии / А. В. Савушкин. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 132 с. - ISBN 978-5-507-46433-3. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/308762 .
14. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - 8-е изд. - Москва: Спорт-Человек, 2018. - 620 с. - ISBN 978- 5-9500179-3-3. - Текст: электронный.
15. Чинкин, А. С. Физиология спорта : учебное пособие : учебное пособие / А. С. Чинкин, А. С. Назаренко - Москва : Спорт, 2016. - 120 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: | | |
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности - основные положения и терминологию анатомии и физиологии человека; - строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему с анализаторами; -основные закономерности роста и развития организма человека в разновозрастные периоды; -возрастную морфологию, анатомо- физиологические особенности разновозрастных групп населения; -анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам; -динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения; -способы коррекции функциональных нарушений у разновозрастных групп населения; -физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; -понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека; - регулирующие функции нервной и эндокринной систем; -роль центральной нервной системы в регуляции движений - взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма; - физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления; | - владение и грамотное использование терминологии в области анатомии и физиологии человека; -поясняет строение и функции систем органов здорового человека: опорно- двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; - аргументированное выражение собственного мнения, согласованное с научными положениями; -поясняет анатомо-физиологические особенности разновозрастных групп населения; - поясняет анатомо- морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам поясняет основные понятия динамической и функциональной анатомии систем обеспечения и регуляции движения; - перечисляет способы коррекции функциональных нарушений у разновозрастных групп населения; - грамотно поясняет физиологические процессы жизнедеятельности систем организма человека; - описание механизмов осуществления метаболических процессов и гомеостаза; - представление механизма развития физиологической адаптации человека; - воспроизведение механизма регулирующих функций нервной и эндокринной систем; - перечисление отделов центральной нервной системы обеспечивающих регуляцию движений; - перечисление механизмов обеспечивающих развитие функциональных возможностей организма; - перечисление методов определения двигательной активности; описание механизмов восстановления; - значение, место и основные исторические этапы становления учебного предмета «физическая культура» в отечественном образовании - учебный предмет «физическая культура» в пределах требований федеральных образовательных стандартов общего образования и примерных основных образовательных программ - требования и логику планирования учебного процесса по физической культуре - общая цель и задачи физического воспитания обучающихся и их конкретизация для школьников разного возрастного периода | Устный опрос, Проверочные работы, Решение ситуационных задач; Тестирование, Экзамен |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: | | |
- умения распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) - использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности - определять цель, задачи и содержание физкультурно-спортивной работы; - разрабатывать документы планирования физкультурно- спортивной работы; - оценивать результативность физкультурно-спортивной работы - использовать различные методы и формы организации физкультурно-оздоровительных и спортивно- массовых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности участников; - разрабатывать программу проведения и план ресурсного обеспечения физкультурно- оздоровительного и спортивно- массового мероприятия с учетом целей и задач; - оценивать соответствие мест проведения, оборудования и инвентаря нормам техники безопасности; - организовывать и проводить торжественный церемониал физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; - проводить и анализировать физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия | - определяет топографическое расположение и строение органов и частей тела; - определяет возрастные особенности строения организма человека; - оперирует анатомическими терминами при анализе физических упражнений; - определяет антропометрические показатели, применяет знания по анатомии и физиологии для составления программы тренировок; - применение и использование методик для определения показателей различных систем организма человека; Измерение А/Д, пульса, ЧДД и др. - применение методики индексов, дыхательных проб и нагрузочных функциональных проб для определения и оценивания функционального состояния; - применение методик оценивания влияния факторов внешней среды на организм человека в разновозрастные периоды; - проводит анатомический анализ и диагностику статических и динамических положений тела человека. | Оценка результатов выполнения практической работы Наблюдение за ходом выполнения практической работы. Экзамен |