Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
Учебная дисциплина «Электрические машины» по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) является общепрофессиональной дисциплиной и принадлежит к профессиональному циклу.
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации; | - технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин; |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1 Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации. |
ПК 1.2 Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления. |
ПК 1.3 Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации. |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической. | – понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; – нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость; – представление о возможных ограничителях свободы своего профессионального выбора; – понятие о профессиональной конкуренции, правила конструктивной критики; – представление о изменяющихся условиях на рынке труда, о формах трудовой деятельности, понятие безработицы и ее виды; – способы поддержания престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации; – цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России; – критерии личной успешности; – представление о цифровой экономике; – оптимальные алгоритмы решения задач цифровой экономики; – представление о самостоятельности и ответственности в принятии решений во всех сферах своей деятельности. |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 14 Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. |
ЛР 15 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 16 Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР 17 Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. |
ЛР 18 Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. |
ЛР 19 Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, |
ЛР 20 Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. |
ЛР 21 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Цели и задачи дисциплины. История создания электрических машин. Перспектива развития электромашиностроения | 1 | |
Раздел 1 Трансформаторы | | 15 | |
Тема 1.1 Устройство, принцип действия и рабочие процессы однофазного трансформатора | Содержание | 7 |
Назначение, область применения, принцип действия, устройство и классификация трансформаторов. Уравнение электродвижущих (ЭДС) и магнитодвижущих (МДС) сил. Приведение параметров вторичной обмотки трансформатора к первичной. Уравнение ЭДС и МДС приведенного трансформатора. Схема замещения и векторная диаграмма приведенного трансформатора. Понятие о коэффициенте трансформации. Потери мощности и коэффициент полезного действия (КПД) трансформаторов. Внешняя характеристика трансформатора. | 1 | 2 |
2 |
2-3 |
3 |
3 |
3 |
|
Лабораторные работы | 4 |
№1 Расчёт основных параметров однофазного трансформатора. | 2 |
№2 Исследование однофазного двухобмоточного трансформатора. | 2 |
Самостоятельная работа Изучение устройства и принципа действия трансформатора. Решение задач по расчету параметров и характеристик трансформатора. Подготовка к лабораторной работе. | 4 |
|
Тема 1.2 Трехфазный трансформатор | Содержание | 2 |
Трансформирование трехфазного тока. Схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов. Явления, возникающие при намагничивании магнитопроводов трансформатора Влияние схемы соединения обмоток на отношения (основные и производные), предусмотренные ГОСтом. Особенности конструкции, классификация и область применения трехфазных трансформаторов. Потери мощности и коэффициент полезного действия (КПД). | 2 | 2 |
2 |
2 |
2 |
2-3 |
2-3 |
|
Тема 1.3 Параллельная работа трансформаторов | Содержание | 2 |
Параллельная работа трансформаторов: назначение, условия и порядок включения. Распределение нагрузки между трансформаторами. | 1 | 2 |
2-3 |
| |
Тема 1.4 Автотрансформаторы. Многообмоточные трансформаторы и трансформаторы специального назначения | Содержание | 3 |
Устройство и особенности рабочего процесса автотрансформаторов. Достоинства, недостатки и область применения автотрансформаторов. Многообмоточные трансформаторы: назначение, особенности работы. Измерительные трансформаторы: назначение, особенности работы, схемы включения. Пик – трансформаторы: устройство и принцип действия. | 1 | 2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
| Самостоятельная работа | 2 |
| Изучение особенностей конструкции и эксплуатационных свойств автотрансформаторов. Изучение устройства и принципа действия измерительных трансформаторов тока и напряжения. |
Раздел 2 Электрические машины переменного тока | | 30 |
Тема 2.1 Трехфазные асинхронные двигатели | Содержание | 10 |
Назначение и область применения асинхронных машин. Устройство трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутой обмоткой ротора. Особенности конструкции асинхронного двигателя с фазным ротором. Маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя. Соединение обмоток статора звездой и треугольником. Потери и КПД асинхронного двигателя. Электромагнитный момент асинхронного двигателя, его зависимость от скольжения. Максимальный момент и критическое скольжение. Пусковой момент. Перегрузочная способность асинхронного двигателя. Рабочие характеристики асинхронного двигателя. Пусковые свойства трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутой обмоткой ротора. Пуск асинхронных двигателей с фазным ротором Способы регулирования частоты вращения трехфазных асинхронных двигателей. | 4 | 2 |
2 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
3 |
2-3 |
3 |
3 |
2-3 |
|
|
| Практические работы | 2 |
| №2 Расчет основных параметров асинхронного двигателя. |
| Лабораторные работы | 2 |
| №3 Исследование трехфазного асинхронного двигателя методом непосредственной нагрузки. | |
| Самостоятельная работа | 4 |
| Изучение способов регулирования частоты вращения трехфазных асинхронных двигателей. |
Решение задач по расчету параметров двигателя. |
Подготовка к лабораторной работе. | |
Тема 2.2 Однофазные и конденсаторные двигатели | Содержание | 8 |
Принцип действия однофазного асинхронного двигателя. Пуск однофазного асинхронного двигателя. Условия, необходимые для получения вращающегося магнитного поля. Фазосдвигающие элементы. Конденсаторные асинхронные двигатели. Выбор рабочей и пусковой емкости. Включение трехфазного асинхронного двигателя в однофазную сеть. Однофазный асинхронный двигатель с экранированными полюсами. | 4 | 2-3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
| Лабораторные работы | 2 |
№4 Исследование трехфазного асинхронного двигателя в однофазном и конденсаторном режимах. |
| Самостоятельная работа | 4 |
Изучение влияния фазосдвигающих элементов на работу однофазного асинхронного двигателя. |
Подготовка к лабораторной работе |
Тема 2.3 Синхронные машины | Содержание | 3 |
Назначение и область применения синхронных машин. Типы синхронных машин и их устройство Способы возбуждения синхронных машин. Особенности конструктивного исполнения гидрогенераторов, турбогенераторов, дизель-генераторов. Магнитная цепь и магнитное поле синхронной машины. Реакция якоря в трехфазном синхронном генераторе при различных видах нагрузки. Внешние и регулировочные характеристики. Принцип работы и конструкция синхронного двигателя. Пуск синхронного двигателя. Моменты входа в синхронизм и выхода из синхронизма. Синхронный компенсатор. Назначение, схема включения, особенности конструкции. | 2 | 2 |
2 |
2 |
2 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
|
Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему: «Синхронный компенсатор. Назначение, схема включения, особенности конструкции». | 2 |
Тема 2.4 Синхронные машины специального назначения | Содержание | 3 |
Конструкция, принцип действия, рабочие характеристики, область применения, достоинства и недостатки реактивного и гистерезисного синхронного двигателя. Назначение, устройство и принцип действия шагового электродвигателя. Особенности и виды микромашин переменного тока. | 2 | 2 |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему: « Особенности и виды микромашин переменного тока». | 2 |
Раздел 3 Электрические машины постоянного тока | | 20 |
Тема 3.1 Принцип действия и устройство электрических машин постоянного тока | Содержание | 4 |
Основные законы, лежащие в основе принципа действия машин постоянного тока. Принцип действия генераторов и двигателей постоянного тока. Устройство коллекторной машины постоянного тока, основные принципиальные и конструктивные части машины: статор, ротор, индуктор, якорь, контактные пары. Назначение коллектора в генераторах и двигателях постоянного тока. Принцип выполнения обмоток якоря. Виды обмоток и области применения. Выражение ЭДС обмотки якоря и электромагнитного момента машины постоянного тока. Роль зубцов якоря в наведении ЭДС и создании электромагнитных сил электрической машины. | 2 | 2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
| Практические работы | 2 | |
№3 Изучение конструкции двигателя постоянного тока |
Самостоятельная работа Изучение принципа выполнения обмоток якоря. Виды обмоток и области применения. Изучение роли зубцов якоря в наведении ЭДС и создании электромагнитных сил электрической машины. | 2 |
Тема 3.2 Магнитное поле машины постоянного тока. | Содержание | 2 |
Конструкция магнитопроводов машин постоянного тока. Магнитодвижущая сила (МДС) обмотки возбуждения в режиме холостого хода (ХХ). Магнитная цепь и ее участки. Реакция якоря в машине постоянного тока. Учет размагничивающего действия реакции якоря. магнитное поле машины при нагрузке. Компенсационная обмотка, ее назначение, конструкция, области применения. | 2 | 2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
3 |
3 |
|
Тема 3.3 Коммутация в машинах постоянного тока. | Содержание | 2 |
Причины, вызывающие искрение на коллекторе. Шкала искрения по ГОСТ. Сущность процесса коммутации, виды коммутации, способы улучшения коммутации. | 2 | 2-3 |
3 |
3 |
| |
Тема 3.4 Генераторы постоянного тока. | Содержание | 6 |
Назначение и область применения генераторов постоянного тока. Уравнения ЭДС и моментов для генератора постоянного тока. Классификация генераторов постоянного тока по способу возбуждения. Генераторы постоянного тока независимого, параллельного и смешанного возбуждения: схемы включения, принцип работы, характеристики холостого хода, внешние и регулировочные | 2 | 2-3 |
2-3 |
2-3 |
3 |
|
| Лабораторные работы | 2 |
№5 Исследование генератора постоянного тока параллельного возбуждения. |
Самостоятельная работа Изучение классификации генераторов постоянного тока по способу возбуждения. Решение задач по расчету параметров генераторов постоянного тока. | 2 |
Тема 3.5 Двигатели постоянного тока. | Содержание | 6 |
Назначение и область применения двигателей постоянного тока. Уравнение ЭДС и моментов для двигателей постоянного тока. Классификация двигателей постоянного тока по способу возбуждения. Пуск, реверс, регулирование скорости двигателей постоянного тока. Основные преимущества двигателей постоянного тока. Электрическая схема двигателя постоянного тока. Механические и электрические характеристики двигателей с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. Сравнительные свойства двигателей. Потери и коэффициент полезного действия машин постоянного тока. | 2 | 2-3 |
2-3 |
2-3 |
2-3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
| Практические работы | 2 |
№3 Расчет основных параметров двигателя постоянного тока. |
| Лабораторные работы | 2 |
№6 Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения. |
Самостоятельная работа Изучение сравнительных свойств двигателя. Подготовка к лабораторной работе. | 2 |
Раздел 4 Электромашинные элементы автоматических устройств | | 28 |
Тема 4.1 Исполнительные двигатели. | Содержание | 5 |
Назначения исполнительных двигателей. Требования к двигателям. Асинхронные исполнительные двигатели Исполнительные двигатели постоянного тока. Устройство исполнительных двигателей постоянного тока. Характеристики асинхронного исполнительного двигателя. Устройство асинхронных исполнительных двигателей. Шаговые исполнительные двигатели. | 2 | 2-3 |
2-3 |
2-3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
| Лабораторные работы | 2 |
№7 Исследование асинхронного исполнительного двигателя с амплитудно-фазовым управлением. |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему: «Достоинства и недостатки исполнительных двигателей постоянного и переменного тока». | 1 |
Тема 4.2 Тахогенераторы | Содержание | 5 |
Общие сведения о тахогенераторах. Асинхронные тахогенераторы: конструкция, электрическая схема, погрешности. Тахогенераторы постоянного тока: конструкция, электрическая схема, погрешности. Синхронные тахогенераторы. | 2 | 2-3 |
3 |
3 |
3 |
|
| Лабораторные работы | 2 |
№8 Исследование тахогенератора |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему: «Синхронные тахогенераторы» Подготовка к лабораторной работе. | 2 |
Тема 4.3 Электрические машины синхронной связи. | Содержание | 5 |
Общие сведения о синхронной связи. Индикаторная система дистанционной передачи угла. Трансформаторная система дистанционной передачи угла. Принцип действия и свойства сельсинов в индикаторном и трансформаторном режимах работы. Контактные и бесконтактные сельсины. Конструкция сельсинов. Дифференциальный сельсин. | 2 | 2-3 |
2-3 |
2-3 |
3 |
3 |
3 |
Лабораторные работы | | |
№9 Исследование сельсинов в индикаторной схеме синхронной связи | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторной работе | 1 |
Тема 4.4 Вращающиеся трансформаторы. | Содержание | 4 |
Назначение и устройство вращающихся трансформаторов. Синусно-косинусный вращающийся трансформатор. Линейный вращающийся трансформатор. Трансформаторная система дистанционной передачи угла на вращающихся трансформаторах | 2 | 2-3 |
2-3 |
3 |
3 |
3 |
|
| Лабораторные работы | 2 |
№10 Исследование вращающегося трансформатора |
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторной работе. | 2 |
Тема 4.5 Электромашинные усилители и преобразователи. | Содержание | 4 |
Классификация электромашинных усилителей. Электромашинный усилитель с поперечным полем: схема, конструкция, настройка компенсации. | 2 | 2 |
3 |
3 |
|
Самостоятельная работа Электромашинные преобразователи. | 2 |
| | Всего: | 96 |
-комплект лабораторного оборудования "Автоматизация пуска ДПТ с НВ 1кВт в функции скорости, ток"
кодотранспаранты) стенд «Электротехника и основы электроники» в составе: модуль источника питания; модуль измерительных приборов амперметров и вольтметров; модуль однофазного трансформатора; модуль цепи переменного тока с индуктивностью, емкостью и активным сопротивлением; модуль активных нагрузок; модуль магнитных пускателей; модуль управления реверсом асинхронного двигателя; модуль управления скоростью вращения двигателя постоянного тока; модуль управления сельсинами;
модуль измерения частоты вращения двигателя постоянного тока с цифровым тахометром
-персональный компьютер ;- программное обеспечение общего и профессионального назначения; интерактивная доска;
1Кацман М.М., Электрические машины. ОИЦ «Академия», 2017
2Лобзин С.А., Электрические машины. ОИЦ «Академия» ,2016
3 Девочкин О.В., Меркулов Р.В., Электрические аппараты. ОИЦ
4 Непокрытов В.С.,Методическое пособие для студентов по конструктивному расчету маломощного силового трансформатора по дисциплине «Электрические машины» специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)