МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического совета Заведующий ОПССЗ Протокол № 1 __________О.М. Ткачева
от «04» сентября 2018г. «__» сентября 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13. Менеджмент
специальность СПО
08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
Краснокамск 2018
Рабочая программа учебной дисциплины МЕНЕДЖМЕНТ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Организация-разработчик:
КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Разработчик:
Хоменко Валентина Васильевна, преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный учебный цикл, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
- принимать эффективные решения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- функции менеджмента
- процесс принятия и реализации управленческих решений
- методы управления конфликтами
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
В процессе изучения дисциплины формируются общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В процессе изучения дисциплины формируются профессиональные компетенции:
ПК 1.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 2.2. Осуществлять планирование работ, связанных с эксплуатацией и ремонтом систем.
ПК 2.4. Осуществлять надзор и контроль за ремонтом и его качеством.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося __54__ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __36_ часов;
самостоятельной работы обучающегося __18__ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Домашнее задание (§ учебника, задания) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Раздел 1.Современный менеджмент | 6(2/4) | |
Тема 1. 1.Сущность, характерные черты современного менеджмента | Введение. Понятие и сущность менеджмента. Современные подходы в менеджменте. Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта. | Драчёва Е.Л. Менеджмент с.4-29 | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: подготовка рефератов на темы Сущность менеджмента и эволюция его теории. Российский опыт управления, его особенности. | | 2 2 | 2 |
Раздел 2. Организация как система управления | 14(10/4) | |
Тема 2.1. Типы структур организаций | Понятие «Организация». Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, действующие на международных рынках. | Драчёва Е.Л. Менеджмент с.41-48 | 2 2 | 2 |
Практическая работа №1. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 2 Организация как система управления. | Драчёва Е.Л. Менеджмент с.41-48 | 2 | 3 |
Тема 2.2 Внутренняя и внешняя среда организации. | Внутренняя и внешняя среда. Инфраструктура менеджмента. | Драчёва Е.Л. Менеджмент с.41-48 | 2 | 2 |
Практическая работа №2. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 2 Организация как система управления. | Веснин, В.Р. Основы менеджмента с.80 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: доклады на темы Преимущества и недостатки каждого типа структур. Организационные структуры, отличающиеся степенью централизации. | | 2 2 | |
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике | | 10(8/2) | |
Тема 3.1 Организация и планирование. Тема 3.2. Контроль и мотивация Тема 3.3. Цикл менеджмента | Виды планирования, его методы. Разновидности планов. | Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента с.47-60 | 2 | |
Понятие контроля и его основные типы. Содержательные и процессуальные теории мотивации. | Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента с.47-60 | 2 2 | 2 |
Практическая работа № 3. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела: "Функции менеджмента в рыночной экономике". | Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента с.47-60 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: рефераты на темы: Тактическое планирование и стратегическое планирование. | | 2 | |
Раздел 4. Методы и стили менеджмента | | 4(2/2) | |
Тема 4.1. Система методов управления. | Понятие методов управления. Группы методов управления. | Драчёва Е.Л. Менеджмент с.144-151 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: опорный конспект на тему: Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения. | | 2 | |
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений | | 6 (4/2) | |
Тема 5.1. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Тема 5.2. Этапы рационального решения проблем. Тема 5.3. Методы принятия решений. | Сущность процесса принятия решений. Классификация решений. | Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент с.80-120 | 2 2 | 2 |
Самостоятельная работа: решений кейсовых ситуаций: Ограничения и критерии принятия решения. Оценка эффективности решений. | | 2 | |
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение | | 8 (4/4) | |
Тема 6.1. Коммуникативность и общение в сфере управления. Тема 6.2. Деловое общение. | Коммуникационный процесс Деловое общение, его характеристика. | Драчёва Е.Л. Менеджмент с.162-168 | 2 | 2 |
Практическая работа №4. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 6 Коммуникации и деловое общение. | Драчёва Е.Л. Менеджмент с.162-168 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: доклад на тему: Преграды в коммуникациях. Правила ведения бесед и совещаний. | | 2 2 | |
Раздел 7. «Планирование менеджмента в области профессиональной деятельности». | | 6 (6/0) | |
Тема 7.1. Затраты и потери рабочего времени Тема 7.2. Понятие руководства и власти Тема 7.3 Планирование работы менеджера | Организация использования рабочего времени, дня, недели, рабочего места. Понятие власти и руководства. Стили управления и факторы его формирования. Рабочее место руководителя. | Драчёва Е.Л. Менеджмент с.144-151 Драчёва Е.Л. Менеджмент с.144-151 | 2 2 | 2 |
Дифференцированный зачет | 2 | 3 |
| | | |
Всего | | 54 (36/18) | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономики, организации и управления».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».
Средства обучения: электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, электронные учебники, информационные справочные и поисковые системы, доступ к профильным web-сайтам).
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для ССУЗов - М.: Магистр, 2012.- 285 с.
2. Бухалков, М.И. Управление персоналом. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2011.- 400 с.- (Высшее образование).
3. Уткин, Э.А. Курс менеджмента: Учебник для ВУЗов - М.: Зерцало, 2013.- 431 с.
4. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие для ССУЗов - М.: Элит, 2007.- 440 с.
5. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2011.- 501 с.
6. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие - М.: Инфра-М, 2012.- 216 с.- (Высшее образование)
7.Интернет ресурсы.
Дополнительные источники:
28. Гроув, Э.С. Высокоэффективный менеджмент. - [пер. с англ.] - М.: Филинъ, 2006.- 280 с.- (Бизнес: просто о сложном)
29. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - 3-е издание - Минск: Новое знание, 2007.- 336 с.
30. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Авт.-сост. Андреев А.Ф. и др. - М.: Юрайт, 2009.- 295 с.
31.Андреев, Н.В. Основы менеджмента для технических специальностей нефтегазовых ВУЗов - М.: Юрайт2009.- 295 с.
32. Основы менеджмента: Учеб. пособие для ВУЗов / Авт.-сост. Зайцева О.А. и др. - М.: Центр, 1998.- 432 с.: ил.
33. Основы менеджмента: Учеб. пособие для ВУЗов / Авт.-сост. Зайцева О.А. и др. - М.: Центр, 2008.- 432 с.: ил.
34.Веснин, В.Р. Основы менеджмента.-2-е издание-М.:Триада,1997-384 с.
Лебедев, О.Т. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - СПб: Министерство, 2007.- 192 с.: ил.
Мескон, М.Х. Основы менеджмента / Мескон М.Х. и др.. - Пер. с англ. - Вильямс, 2009.- 672 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: - применять в профессиональной деятельности приемы делового общения; - принимать эффективные решения. Обучающийся должен знать: - функции менеджмента - процесс принятия и реализации управленческих решений - методы управления конфликтами - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | Практикум, контрольная работа, тестирование, Устный и письменный опрос. Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа, Экспертная оценка самостоятельной и контрольной работ Устный и письменный опрос, Наблюдение и оценка выполнения практического занятия, |