6
Приложение 2.5.
к ППРКС по профессии
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
Рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОП.06 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
2023г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Основы экономики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 5.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29.01.2016 г.
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)
Разработчик:
преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142 Головин В.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Аннотация к программе учебной дисциплины ОП.06 «Основы экономики» | 4 |
1.1. | Область применения программы | 4 |
1.2. | Место учебной дисциплины в структуре программы | 4 |
1.3. | Требование к результатам освоения учебной дисциплины | 4 |
1.4. | Количество часов на освоение программы учебной дисциплины | 5 |
1.5. | Форма аттестации | 5 |
2. | Содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение обучения | 9 |
3.2. | Информационное обеспечение обучения | 9 |
3.3. | Общие требования к организации образовательного процесса | 10 |
3.4. | Кадровое обеспечение образовательного процесса | 10 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
1. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ
учебной дисциплины ОП. ОП.05 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», сроком обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входит в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
применять на практике нормы антикоррупционного законодательства.
знать:
общие принципы организации производственного и технологического процесса;
механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли;
основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности.
Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся профессиональные (ПК), общие (ОК) компетенции и личностные результаты (ЛР):
Код | Наименование компетенции |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 02 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 04 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях |
ЛР 10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой |
ЛР 13 | Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации |
ЛР 14 | Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки – 48 часов в том числе:
самостоятельной работы обучающихся – 12 часов;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 36 часов.
1.5. Форма аттестации
Дифференцированный зачет
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Введение. Что такое экономика. | Теоретические занятия: Содержание дисциплины и ее задачи. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | 1 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР10, ЛР13, ЛР14 |
Тема 1. Экономические системы. | Теоретические занятия: Понятие и типы экономической системы Роль государства в экономике. | 2 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР7, ЛР9, |
Самостоятельная работа: Законспектировать определение «Экономика, экономическая система, типы экономической системы. Изучить роль государства в экономике». | 2 | | |
Тема 2. Взаимодействие спроса и предложения. Механизм ценообразования. | Теоретические занятия: Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Цены в рыночной экономике. Правовое поле потребителя в экономике. | 3 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР7, ЛР13, ЛР14 |
Самостоятельная работа: Изучить, что такое «Спрос. Закон спроса. Предложения. Закон предложения». Цены в рыночной экономике. Потребитель в экономике. | 2 | | |
Тема 3. Предпринимательская деятельность. | Теоретические занятия: Сущность и форма предпринимательства. 2. Виды организаций. Конкуренция и монополия. Маркетинг. 3. Финансирование предпринимательства. | 3 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР13, ЛР14 |
Самостоятельная работа: 1. Сущность и формы предпринимательства. Виды организаций. 2. Конкуренция и монополия, маркетинг; процесс и результаты деятельности. | 2 | | |
Тема 4. Приватизация в России. | Теоретические занятия: Понятие приватизации, ее элементы. Процесс и результат деятельности предприятия. | 2 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР13, |
Самостоятельная работа: Изучить результат деятельности предприятий после приватизации. | 1 | | |
Тема 5. Современный рынок труда. | Теоретические занятия: Понятие рынка труда (трудовая биржа). Формы и системы заработной платы, критерии дифференциации ставок заработной платы. Финансовая система государства, налоги. | 3 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР10, ЛР13, ЛР14 |
Самостоятельная работа: 1. Изучить, что такое денежная система и ее структура, эволюция форм денег. | 1 | | |
Тема 6. Основные фонды. | Теоретические занятия: Основные производственные фонды. Понятие износа основных фондов. Показатели использования основных фондов. | 2 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР13, ЛР14 |
Самостоятельная работа: Изучить основные производственные фонды. Виды оценок основных фондов. Износ основных фондов. Амортизации основных фондов. Показатели использования основных фондов. | 3 | | |
Тема 7. Оборотные средства предприятий. | Теоретические занятия: Структура и источники оборотных средств предприятий. Оборачиваемость оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. | 3 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР9, ЛР13, ЛР14 |
Самостоятельная работа: 1. Структура оборотных средств. | 1 | | |
Тема 8. Труд и заработная плата. | Теоретические занятия: Производственный персонал и текучесть кадров. Мотивация труда и ее производительность. Форма и система оплаты за труд. | 3 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР13, ЛР14 |
Тема 9. Издержки производства. Цена и ценообразование. | Теоретические занятия: Понятие сущности и издержек производства. Виды издержек производства. 3. Себестоимость продукции. 4. Элементы затрат на производство. 5. Резервы снижения себестоимости. 6. Цена и ценообразование. | 6 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР13, ЛР14 |
Тема 10. Планирование деятельности предприятия. | Теоретические занятия: Сущность и виды планирования. Стратегическое планирование. Бизнес – план. | 3 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР7, ЛР9, ЛР10, ЛР13, ЛР14 |
Тема 11. Прибыль и рентабельность. | Теоретические занятия: 1. Доход и прибыль предприятия. 2. Рентабельность предприятия. | 2 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР7, ЛР9, , ЛР13, ЛР14 |
Тема 12. Антикоррупционная политика. | Теоретические занятия: 1. Основы антикоррупционной политики. 2. Антикоррупционное законодательство и противодействие коррупции. | 2 | 1 | ОК 1 - ОК 6 ЛР13, ЛР14 |
Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |
Теоретических занятий | 36 | |
Всего учебных занятий: | 36 |
Самостоятельная работа | 12 |
Всего объем образовательной нагрузки: | 48 |
Примечание к таблице:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование)
3. Условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение обучения
Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета теоретического обучения (возможно: основы правоведения, охрана труда, безопасность жизнедеятельности).
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий по разделу «Экономика»;
Технические средства обучения:
компьютер (для преподавателя);
принтер;
цифровой видео проектор, экран, ноутбук,;
программное обеспечение общего и профессионального назначения;
комплект учебно-методической документации;
учебные видеоматериалы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Солодская Н.В. Основы экономики: учебник/Солодкая Н.В. - 4-е изд.,- Москва: КноРус, 2021 – ISBN 978-5-406-02366-2
Соколова С.В. Экономика организации: учебник/ С.В. Соколова - 5-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8641-8
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебное пособие/Л.Н. Череданова - 19-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8397-4
Котерова Н.П. Экономика организации: учебное пособие/Н.П. Котерова - 13-е изд.,- Москва: Академия, 2020 – ISBN 978-5-4468-8929-7
Пукалина Н.Н. Экономика отрасли: учебник/Н.Н. Пуклина - 1-е изд.,- Москва: Академия, 2019 – ISBN 978-5-4468-7337-1
Вирина Н.Е. Основы экономики строительства: учебник/ Н.Е. Вирина - 2-е изд.,- Москва: Академия, 2018 – ISBN 978-5-4468-7413-2
Дополнительные источники:
1. Оскорбина С.Н., Лукина И.В. Основы экономических знаний: уч. Пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.
2. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.
3. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
4. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
5. Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
6. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.
7. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.
Интернет ресурсы:
Библиотека экономики - http://www.finansy.ru
Библиотека экономической литературы - http://business.kulichki.net
Литература по экономике - http://www.economka.ru
Экономические игры онлайн на сервере «РосБизнесКонсалтинг» - http://online.rbc.ru
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессии 5.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»,. Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, проверочных работ, тестирований, а также зачёта.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: |
общие принципы организации производственного и технологического процесса; | Устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных и расчетных задач, выполнение самостоятельной работы. «Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок. «Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; |
цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли; |
основы предпринимательской деятельности; |
основы финансовой грамотности. |
Умения: |
находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда; | Устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных и расчетных задач, выполнение самостоятельной работы. «Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок. «Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
применять на практике нормы антикоррупционного законодательства. |
Личностные результаты: |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм | Оценивать поступки; прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей; учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями; объяснять оценки поступков; объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми; объяснять самому себе: – свои некоторые черты характера; – свои отдельные ближайшие цели саморазвития; – свои наиболее заметные достижения; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур; осуществлять добрые дела; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. |