СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы предпринимательской деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Основы предпринимательской деятельности"»

министерство образования и науки курской области

обпоу «омк имени даниила гранина»






Утверждаю:

Директор __________ В.Б.Мартыненков










Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 09 основы предпринимательской деятельности

по специальности среднего профессионального образования

44.02.01 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 Преподавание в начальных классах


Организация-разработчик:

ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»



Разработчик: Приходько Юлия Николаевна, преподаватель ОГСЭ цикла


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер


©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГЭС. 09 основы предпринимательской деятельности

1.1. Область применения программы:


Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Преподавание в начальных классах


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образования: повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профилю специальности.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина ОГСЭ. 09 Основы предпринимательской деятельности в соответствии с рабочим учебным планом относится к общепрофессиональным дисциплинам обязательной части профессионального цикла.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


Целью курса является формирование у студентов знаний теоретических основ и практических навыков в области предпринимательской деятельности.

Основные задачи обучения:

  • ознакомление студентов с содержанием и сущностью предпринимательства, субъектами и объектами предпринимательской деятельности, культурой предпринимательской деятельности;

  • изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предпринимательской среды;

  • овладение основными приемами и навыками анализа предпринимательской среды, бизнес-планирования;

  • усвоение этапов создания собственного дела, становления и развития бизнеса.

Процесс изучения дисциплины способствует формированию следующих общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются

умения:

  • различать основные понятия в области предпринимательства и свободно оперировать ими;

  • оценивать сущность правовых явлений в области предпринимательства; производить сравнительный анализ различных организационно-правовых форм предпринимательства по различным критериям;

  • составлять образцы проектов правовых документов (учредительных договоров, уставов и т.д.), необходимых для регистрации предпринимательской деятельности;

  • разрабатывать бизнес-план в сфере будущей предпринимательской деятельности;

  • представлять бизнес-план в условиях «публичной защиты»;

  • составлять протоколы, хозяйственные договоры, исковые заявления и другие виды нормативно-документационного обеспечения предпринимательской деятельности;

  • оценивать финансовое состояние организации, анализировать платежеспособность организации;

  • вести дискуссии и переговоры по проблемам предпринимательской деятельности;

  • обосновать и оценить риск, возникший в связи с неисполнением партнерами принятых обязательств;

  • определять в сфере экономических основ и правового регулирования закупок для обеспечения корпоративных нужд, информацию о последних изменениях законодательства и практике его применения;

  • анализировать порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения;

  • анализировать отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности закупок и знания:

  • типы и виды организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

  • порядок и регламенты государственной регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности;

  • перечень и полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности;

  • критерии выбора оптимальной организационно-правовой формы организации собственного дела;

  • основные отличия и преимущества различных форм организации предпринимательской деятельности по профессиональному профилю;

  • понятие бизнес-плана;

  • виды и типы бизнес-планирования;

  • типовую структуру бизнес-плана;

  • последовательность действий при бизнес-планировании;

  • понятие экономической рентабельности и способы ее расчета.

  • правила эффективного публичного выступления;

  • перечень и полномочия органов, осуществляющих защиту нарушенных прав предпринимателей;

  • виды юридической ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности;

  • особенности нормативного обеспечения в сфере внешнеэкономической деятельности предпринимателя;

  • законодательно-правовые нормы в сфере налогообложения предпринимателей;

  • способы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.

  • особенности заключения договора поставки для государственных и муниципальных нужд.

  • требования к содержанию контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

88

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


теоретические занятия

48

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

.


    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГЭС. 09 Основы предпринимательской деятельности



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1 Основы предпринимательства



Тема 1.1

История развития предпринимательского дела в России

Содержание учебного материала:


2



1

Роль и значение предпринимательства в России.

Условия развития предпринимательства в России

Самостоятельная работа. Становление предпринимательства в России.

4

3

Тема 1.2

Понятие и классификация предпринимательства

Содержание учебного материала:


1

Классификация видов бизнеса по различным критериям

Выбор организационно-правовой формы предприятия.

2

Практическое занятие: Анализ видов предпринимательской деятельности и определение типологии коммерческой организации.

Внутренняя и внешняя среда предпринимательства (тренинг)

2

2

Тема 1.3

Собственность и предпринимательство

Содержание учебного материала:



Правовые формы осуществления предпринимательства

Прибыль

2

1

Практическое занятие: Анализ и планирование финансов предприятия

1

2

Тема 1.4

Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала:



Кредит как источник финансирования малого предпринимательства.

Собственные, заемные и привлеченные средства предпринимателя.

Приватизация как способ формирования имущественной базы предпринимательства

Персонал предприятия, его классификация.

Оформление трудовых отношений: порядок заключения трудового договора, его содержание.

5

1

Практическое занятие: Программы региональных банков по кредитованию субъектов малого предпринимательства

Расчет финансовых показателей

Заполнение, оформление трудового договора..

3

2


Самостоятельная работа. Сфера принятия управленческих решений.

4


Тема 1.5

Культура и этикет в предпринимательстве

Содержание учебного материала:

2


Сущность и значение культуры предпринимательства.

Деловая и профессиональная этика.

1

Практическая работа: «Культура предпринимательства»

1


Самостоятельная работа. Сообщения на тему «Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации за рубежом (на выбор)»

4

3

Тема 1.6 Ответственность предпринимателя


Содержание учебного материала:

2



Сущность ответственности предпринимателей. Виды ответственности предпринимателей

Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств. Органы, рассматривающие споры предпринимателей.

1

Практическое занятие: Юридическая ответственность предпринимателя

1

2

Самостоятельная работа. Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства

4

3

Тема 1.7 Риски в бизнесе

Содержание учебного материала:

2



1

Сущность предпринимательского риска и его классификация.

Основные источники риска. Пути снижения рисков

Практическая работа: «Предпринимательский риск и оценка эффективности предпринимательской деятельности»

1

2

Самостоятельная работа. Хеджирование, форвардный контракт, фьючерсный контракт, опционный контракт как способы снижения риска (сообщения).

4

3

Тема 1.8

Инновационная деятельность в предпринимательстве

Содержание учебного материала



1

Сущность инновационной деятельности. Субъекты инновационного предпринимательства

Основы инвестирования и организации инноваций.


2

Тема 1.9 Государственное управление и развитие предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала



Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. Государственная поддержка малого бизнеса.

1

1

Практическая работа: Решение задач по разделу

1

2

Самостоятельная работа. Составление тестов по теме

2

3

Раздел 2.Создание собственного бизнеса



Тема 2.1 Идеи для бизнеса

Содержание учебного материала

3


Бизнес-план

Оценка размера рынка

План маркетинга

1

Практическое занятие: Решение кейсов по теме

Работа над групповым проектом: поиск идеи, оценка рынка

2

2

Самостоятельная работа. Подготовка презентации группового проекта

4

3

Тема 2.2 Модели продаж

Содержание учебного материала



Модели продаж

Варианты организации продаж

Полезные техники продаж

Мониторинг информации о продажах

4

1

Практическое занятие: Воронка продаж

Работа над групповым проектом: разработка модели продаж

2

2

Самостоятельная работа. Подготовка презентации группового проекта

2


Тема 2.4 Реклама


Содержание учебного материала

4

1,2

Что такое бренд

Модель эффективного построения бренда

Реклама начинающей компании

Инструменты маркетинга

Практическое занятие: Анализ успешных российских брендов

Работа над групповым проектом: продвижение своего продукта

2

Самостоятельная работа. Подготовка презентации группового проекта

2

3

Тема 2.5 Финансирование

Содержание учебного материала



Долговое финансирование

Привлечение внешних инвесторов

Собственные средства

3

1

Практическое занятие: Работа над групповым проектом: план расходов. Привлечение средств

2


Самостоятельная работа. Бизнес-инкубаторы

2

3

Тема 14 Точка безубыточности

Содержание учебного материала


3



1

Пример расчета точки безубыточности

Запас финансовой безопасности

Прибыль и рентабельность

Практическое занятие: Решение кейсов по теме

Работа над групповым проектом: расчет издержек и точки безубыточности

2

2

Самостоятельная работа. Подготовка презентации группового проекта

4

Тема 15 Стратегии развития бизнеса

Содержание учебного материала


1

Три стратегии развития бизнеса

Условия эффективного роста

Маркетинговая стратегия

Конкурентные преимущества

4

Практическое занятие: Решение кейсов по теме

Работа над групповым проектом: работа с клиентами

2


Самостоятельная работа. Составление различных видов деловых писем

2


Тема 16 Налогообложение в бизнесе

Содержание учебного материала:


1

Основы налоговой системы

Налоги для предпринимателей

Специальные налоговые режимы

3

Практическое занятие:

Работа над групповым проектом: выбрать организационно-правовую форму для бизнеса и режим налогообложения

1


Тема 17 Регистрация бизнеса

Содержание учебного материала:

3

1

Документация при регистрации.

Этапы регистрации бизнеса

Получение лицензии, сертификация бизнеса

Практическое занятие:

Работа над групповым проектом: подготовка презентации своего бизнеса


1


Самостоятельная работа. Прекращение деятельности фирмы

2

3

Дифференцированный зачет

1


Итого

132




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  1. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  2. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Специализированная мебель: учебные столы, стулья, доска.

Технические средства обучения, служащие для представления учебной информации большой аудитории: демонстрационное оборудование - видеопроектор, экран, аудио колонки, плакаты, пособия, с возможностью демонстрации тематических иллюстраций и учебно-наглядных пособий.

    1. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
  1. Резник, С. Д. Основы предпринимательской деятельности : учебник / С. Д. Резник, И. В. Глухова, А. Е. Черницов ; под общ. ред. С. Д. Резника. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 287 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-010473-7.

  2. Захарова, Н. А. Гражданское право: учебное пособие для СПО / Н. А. Захарова, А. О. Ерофеева. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 234 c.

  3. Торосян Е.К. Основы предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева, Ж.Н. Зарубина— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Университет ИТМО, 2016.— 132 c.

.



Дополнительная литература:



  1. Куликов, Л. М. Основы экономической теории : учебник для среднего профессионального образования / Л. М. Куликов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 371 с.

  2. Носова, С. С. Основы экономики : учебник / С. С. Носова. — 7-е изд. — Москва : , 2018. — 312 с.

  3. Романов А.Н., Горфинкель В.Я. Предпринимательство : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Коммерция (торговое дело)» / А.Н. Романов [и др.].. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 689 c.

  4. Тальнишних, Т. Г. Экономическая теория: Учебное пособие / Т.Г. Тальнишних. - 5-e изд., испр. и доп. - Москва : НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2017. - 320 с.

Интернет-ресурсы:


1. http://www.alleng.ru/edu/educ.htm - образовательные порталы и сайты

2. http://catalog.iot.ru/ - каталог образовательных ресурсов сети Интернет

3. http://gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm - образовательные ресурсы Интернет (аннотированный каталог)

4. http://elib.altstu.ru/elib/int.htm - электронная библиотека образовательных Интернет-ресурсов

5. http://www.edu.ru/ - Российское образование. Федеральный образовательный портал. Единый каталог образовательных интернет-ресурсов.

6. http://www.edu.of.ru/profil/ - сайт дистанционной поддержки программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»

7. http://book-shelf.narod.ru/ - информационный каталог лучших образовательных ресурсов

8. http://rcmediateka.rusedu.net/post/ - образовательные ресурсы сети Интернет для учителей- предметников

9. http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk Машерук Е.М. Основы предпринимательства.Дистанционный курс

10. http://www.petrograd.biz/business_manual/business_13.php Мельников М.М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей

11. http://www.mybiz.ru/ Свой бизнес/электронный журнал. vseup.ru›static/files/posobie_(1).doc Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. – Чита. 2015

12. http://www.registriruisam.ru/index.html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

 типы и виды организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

 порядок и регламенты государственной регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности;

 перечень и полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности;

 критерии выбора оптимальной организационно-правовой формы организации собственного дела;

 основные отличия и преимущества различных форм организации предпринимательской деятельности по профессиональному профилю;

 понятие бизнес-плана;

 виды и типы бизнес-планирования;

 типовая структура бизнес-плана;

 последовательность действий при бизнеспланировании;

 понятие экономической рентабельности и способы ее расчета.

 правила эффективного публичного выступления;

 перечень и полномочия органов, осуществляющих защиту нарушенных прав предпринимателей;

 виды юридической ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности;

 особенности нормативного обеспечения в сфере внешнеэкономической деятельности предпринимателя;

 законодательно-правовые нормы в сфере налогообложения предпринимателей;

 способы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.

 особенности заключения договора поставки для государственных и муниципальных нужд.

 требования к содержанию контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

Практические занятия, тестирование, письменные и устные формы опроса.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • различать основные понятия в области

  • предпринимательства и свободно оперировать ими;

  • оценивать сущность правовых явлений в

области предпринимательства; производить сравнительный анализ различных организационно-правовых форм предпринимательства по различным критериям;

  • составлять образцы проектов правовых

  • документов (учредительных договоров, уставов и т.д.), необходимых для регистрации предпринимательской деятельности;

  • разрабатывать бизнес-план в сфере будущей предпринимательской деятельности;

  • представлять бизнес-план в условиях «публичной защиты»;

  • составлять протоколы, хозяйственные договоры, исковые заявления и другие виды нормативно-документационного обеспечения предпринимательской деятельности;

  • оценивать финансовое состояние организации, анализировать платежеспособность организации;

  • вести дискуссии и переговоры по проблемам предпринимательской деятельности;

  • обосновать и оценить риск, возникший в связи с неисполнением партнерами принятых обязательств;

  • определять в сфере экономических основ и правового регулирования закупок для обеспечения корпоративных нужд, информацию о последних изменениях законодательства и практике его применения;

  • анализировать порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения;

  • анализировать отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности закупок

Оценка результатов выполнения

практических работ, заданий тестирования, письменных и устных форм опроса.







Разработчики:

ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина», преподаватель, Приходько Ю.Н.

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




7






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!