министерство образования и науки курской области
обпоу «омк имени даниила гранина»
Утверждаю:
Директор __________ В.Б.Мартыненков
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 09 основы предпринимательской деятельности
по специальности среднего профессионального образования
44.02.01 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик:
ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
Разработчик: Приходько Юлия Николаевна, преподаватель ОГСЭ цикла
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГЭС. 09 основы предпринимательской деятельности
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образования: повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профилю специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОГСЭ. 09 Основы предпринимательской деятельности в соответствии с рабочим учебным планом относится к общепрофессиональным дисциплинам обязательной части профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью курса является формирование у студентов знаний теоретических основ и практических навыков в области предпринимательской деятельности.
Основные задачи обучения:
ознакомление студентов с содержанием и сущностью предпринимательства, субъектами и объектами предпринимательской деятельности, культурой предпринимательской деятельности;
изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предпринимательской среды;
овладение основными приемами и навыками анализа предпринимательской среды, бизнес-планирования;
усвоение этапов создания собственного дела, становления и развития бизнеса.
Процесс изучения дисциплины способствует формированию следующих общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения:
различать основные понятия в области предпринимательства и свободно оперировать ими;
оценивать сущность правовых явлений в области предпринимательства; производить сравнительный анализ различных организационно-правовых форм предпринимательства по различным критериям;
составлять образцы проектов правовых документов (учредительных договоров, уставов и т.д.), необходимых для регистрации предпринимательской деятельности;
разрабатывать бизнес-план в сфере будущей предпринимательской деятельности;
представлять бизнес-план в условиях «публичной защиты»;
составлять протоколы, хозяйственные договоры, исковые заявления и другие виды нормативно-документационного обеспечения предпринимательской деятельности;
оценивать финансовое состояние организации, анализировать платежеспособность организации;
вести дискуссии и переговоры по проблемам предпринимательской деятельности;
обосновать и оценить риск, возникший в связи с неисполнением партнерами принятых обязательств;
определять в сфере экономических основ и правового регулирования закупок для обеспечения корпоративных нужд, информацию о последних изменениях законодательства и практике его применения;
анализировать порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения;
анализировать отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности закупок и знания:
типы и виды организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;
порядок и регламенты государственной регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности;
перечень и полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности;
критерии выбора оптимальной организационно-правовой формы организации собственного дела;
основные отличия и преимущества различных форм организации предпринимательской деятельности по профессиональному профилю;
понятие бизнес-плана;
виды и типы бизнес-планирования;
типовую структуру бизнес-плана;
последовательность действий при бизнес-планировании;
понятие экономической рентабельности и способы ее расчета.
правила эффективного публичного выступления;
перечень и полномочия органов, осуществляющих защиту нарушенных прав предпринимателей;
виды юридической ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности;
особенности нормативного обеспечения в сфере внешнеэкономической деятельности предпринимателя;
законодательно-правовые нормы в сфере налогообложения предпринимателей;
способы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.
особенности заключения договора поставки для государственных и муниципальных нужд.
требования к содержанию контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 88 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 48 |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
.
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГЭС. 09 Основы предпринимательской деятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 Основы предпринимательства | | |
Тема 1.1 История развития предпринимательского дела в России | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Роль и значение предпринимательства в России. Условия развития предпринимательства в России |
Самостоятельная работа. Становление предпринимательства в России. | 4 | 3 |
Тема 1.2 Понятие и классификация предпринимательства | Содержание учебного материала: | | 1 |
Классификация видов бизнеса по различным критериям Выбор организационно-правовой формы предприятия. | 2 |
Практическое занятие: Анализ видов предпринимательской деятельности и определение типологии коммерческой организации. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства (тренинг) | 2 | 2 |
Тема 1.3 Собственность и предпринимательство | Содержание учебного материала: | | |
Правовые формы осуществления предпринимательства Прибыль | 2 | 1 |
Практическое занятие: Анализ и планирование финансов предприятия | 1 | 2 |
Тема 1.4 Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала: | | |
Кредит как источник финансирования малого предпринимательства. Собственные, заемные и привлеченные средства предпринимателя. Приватизация как способ формирования имущественной базы предпринимательства Персонал предприятия, его классификация. Оформление трудовых отношений: порядок заключения трудового договора, его содержание. | 5 | 1 |
Практическое занятие: Программы региональных банков по кредитованию субъектов малого предпринимательства Расчет финансовых показателей Заполнение, оформление трудового договора.. | 3 | 2 |
| Самостоятельная работа. Сфера принятия управленческих решений. | 4 | |
Тема 1.5 Культура и этикет в предпринимательстве | Содержание учебного материала: | 2 | |
Сущность и значение культуры предпринимательства. Деловая и профессиональная этика. | 1 |
Практическая работа: «Культура предпринимательства» | 1 | |
Самостоятельная работа. Сообщения на тему «Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации за рубежом (на выбор)» | 4 | 3 |
Тема 1.6 Ответственность предпринимателя | Содержание учебного материала: | 2 | |
Сущность ответственности предпринимателей. Виды ответственности предпринимателей Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств. Органы, рассматривающие споры предпринимателей. | 1 |
Практическое занятие: Юридическая ответственность предпринимателя | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства | 4 | 3 |
Тема 1.7 Риски в бизнесе | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
Сущность предпринимательского риска и его классификация. Основные источники риска. Пути снижения рисков |
Практическая работа: «Предпринимательский риск и оценка эффективности предпринимательской деятельности» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Хеджирование, форвардный контракт, фьючерсный контракт, опционный контракт как способы снижения риска (сообщения). | 4 | 3 |
Тема 1.8 Инновационная деятельность в предпринимательстве | Содержание учебного материала | | 1 |
Сущность инновационной деятельности. Субъекты инновационного предпринимательства Основы инвестирования и организации инноваций. | 2 |
Тема 1.9 Государственное управление и развитие предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | | |
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. Государственная поддержка малого бизнеса. | 1 | 1 |
Практическая работа: Решение задач по разделу | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Составление тестов по теме | 2 | 3 |
Раздел 2.Создание собственного бизнеса | | |
Тема 2.1 Идеи для бизнеса | Содержание учебного материала | 3 | |
Бизнес-план Оценка размера рынка План маркетинга | 1 |
Практическое занятие: Решение кейсов по теме Работа над групповым проектом: поиск идеи, оценка рынка | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка презентации группового проекта | 4 | 3 |
Тема 2.2 Модели продаж | Содержание учебного материала | | |
Модели продаж Варианты организации продаж Полезные техники продаж Мониторинг информации о продажах | 4 | 1 |
Практическое занятие: Воронка продаж Работа над групповым проектом: разработка модели продаж | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка презентации группового проекта | 2 | |
Тема 2.4 Реклама | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Что такое бренд Модель эффективного построения бренда Реклама начинающей компании Инструменты маркетинга |
Практическое занятие: Анализ успешных российских брендов Работа над групповым проектом: продвижение своего продукта | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка презентации группового проекта | 2 | 3 |
Тема 2.5 Финансирование | Содержание учебного материала | | |
Долговое финансирование Привлечение внешних инвесторов Собственные средства | 3 | 1 |
Практическое занятие: Работа над групповым проектом: план расходов. Привлечение средств | 2 | |
Самостоятельная работа. Бизнес-инкубаторы | 2 | 3 |
Тема 14 Точка безубыточности | Содержание учебного материала | 3 | 1 |
Пример расчета точки безубыточности Запас финансовой безопасности Прибыль и рентабельность |
Практическое занятие: Решение кейсов по теме Работа над групповым проектом: расчет издержек и точки безубыточности | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка презентации группового проекта | 4 |
Тема 15 Стратегии развития бизнеса | Содержание учебного материала | | 1 |
Три стратегии развития бизнеса Условия эффективного роста Маркетинговая стратегия Конкурентные преимущества | 4 |
Практическое занятие: Решение кейсов по теме Работа над групповым проектом: работа с клиентами | 2 | |
Самостоятельная работа. Составление различных видов деловых писем | 2 | |
Тема 16 Налогообложение в бизнесе | Содержание учебного материала: | | 1 |
Основы налоговой системы Налоги для предпринимателей Специальные налоговые режимы | 3 |
Практическое занятие: Работа над групповым проектом: выбрать организационно-правовую форму для бизнеса и режим налогообложения | 1 | |
Тема 17 Регистрация бизнеса | Содержание учебного материала: | 3 | 1 |
Документация при регистрации. Этапы регистрации бизнеса Получение лицензии, сертификация бизнеса |
Практическое занятие: Работа над групповым проектом: подготовка презентации своего бизнеса | 1 | |
Самостоятельная работа. Прекращение деятельности фирмы | 2 | 3 |
Дифференцированный зачет | 1 | |
Итого | 132 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Специализированная мебель: учебные столы, стулья, доска.
Технические средства обучения, служащие для представления учебной информации большой аудитории: демонстрационное оборудование - видеопроектор, экран, аудио колонки, плакаты, пособия, с возможностью демонстрации тематических иллюстраций и учебно-наглядных пособий.
Информационное обеспечение обучения
Основная литература: Резник, С. Д. Основы предпринимательской деятельности : учебник / С. Д. Резник, И. В. Глухова, А. Е. Черницов ; под общ. ред. С. Д. Резника. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 287 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-010473-7.
Захарова, Н. А. Гражданское право: учебное пособие для СПО / Н. А. Захарова, А. О. Ерофеева. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 234 c.
Торосян Е.К. Основы предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева, Ж.Н. Зарубина— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Университет ИТМО, 2016.— 132 c.
.
Дополнительная литература:
Куликов, Л. М. Основы экономической теории : учебник для среднего профессионального образования / Л. М. Куликов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 371 с.
Носова, С. С. Основы экономики : учебник / С. С. Носова. — 7-е изд. — Москва : , 2018. — 312 с.
Романов А.Н., Горфинкель В.Я. Предпринимательство : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Коммерция (торговое дело)» / А.Н. Романов [и др.].. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 689 c.
Тальнишних, Т. Г. Экономическая теория: Учебное пособие / Т.Г. Тальнишних. - 5-e изд., испр. и доп. - Москва : НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2017. - 320 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.alleng.ru/edu/educ.htm - образовательные порталы и сайты
2. http://catalog.iot.ru/ - каталог образовательных ресурсов сети Интернет
3. http://gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm - образовательные ресурсы Интернет (аннотированный каталог)
4. http://elib.altstu.ru/elib/int.htm - электронная библиотека образовательных Интернет-ресурсов
5. http://www.edu.ru/ - Российское образование. Федеральный образовательный портал. Единый каталог образовательных интернет-ресурсов.
6. http://www.edu.of.ru/profil/ - сайт дистанционной поддержки программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»
7. http://book-shelf.narod.ru/ - информационный каталог лучших образовательных ресурсов
8. http://rcmediateka.rusedu.net/post/ - образовательные ресурсы сети Интернет для учителей- предметников
9. http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk Машерук Е.М. Основы предпринимательства.Дистанционный курс
10. http://www.petrograd.biz/business_manual/business_13.php Мельников М.М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей
11. http://www.mybiz.ru/ Свой бизнес/электронный журнал. vseup.ru›static/files/posobie_(1).doc Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. – Чита. 2015
12. http://www.registriruisam.ru/index.html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: типы и виды организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; порядок и регламенты государственной регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности; перечень и полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности; критерии выбора оптимальной организационно-правовой формы организации собственного дела; основные отличия и преимущества различных форм организации предпринимательской деятельности по профессиональному профилю; понятие бизнес-плана; виды и типы бизнес-планирования; типовая структура бизнес-плана; последовательность действий при бизнеспланировании; понятие экономической рентабельности и способы ее расчета. правила эффективного публичного выступления; перечень и полномочия органов, осуществляющих защиту нарушенных прав предпринимателей; виды юридической ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности; особенности нормативного обеспечения в сфере внешнеэкономической деятельности предпринимателя; законодательно-правовые нормы в сфере налогообложения предпринимателей; способы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках. особенности заключения договора поставки для государственных и муниципальных нужд. требования к содержанию контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд | Практические занятия, тестирование, письменные и устные формы опроса. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: различать основные понятия в области предпринимательства и свободно оперировать ими; оценивать сущность правовых явлений в области предпринимательства; производить сравнительный анализ различных организационно-правовых форм предпринимательства по различным критериям; составлять образцы проектов правовых документов (учредительных договоров, уставов и т.д.), необходимых для регистрации предпринимательской деятельности; разрабатывать бизнес-план в сфере будущей предпринимательской деятельности; представлять бизнес-план в условиях «публичной защиты»; составлять протоколы, хозяйственные договоры, исковые заявления и другие виды нормативно-документационного обеспечения предпринимательской деятельности; оценивать финансовое состояние организации, анализировать платежеспособность организации; вести дискуссии и переговоры по проблемам предпринимательской деятельности; обосновать и оценить риск, возникший в связи с неисполнением партнерами принятых обязательств; определять в сфере экономических основ и правового регулирования закупок для обеспечения корпоративных нужд, информацию о последних изменениях законодательства и практике его применения; анализировать порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения; анализировать отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности закупок | Оценка результатов выполнения практических работ, заданий тестирования, письменных и устных форм опроса. |
Разработчики:
ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина», преподаватель, Приходько Ю.Н.
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
7