Приложение № 7
к программе подготовки квалифицированных рабочих и
служащих ФГОС среднего профессионального образования по профессии 08.01.05 «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» утвержденного приказом Министерства образования РФ № 748 от 02.08.2013 года (рег. Минюст РФ № 29554 от 20.08.2013 г.).
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы правоведения»
2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)
08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ - «Столяр строительный», укрупненная группа 08.00.00 Техника и технология строительства.
Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 142
Федеральной службы исполнения наказаний.
Разработчик:
Чернышев Олег Александрович – мастер ФКП образовательного
учреждения № 142
Рекомендована ___________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Заключение №____________ от «____»________________2022г.
(номер)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины, и КИМ (контрольно - измерительные параметры) | 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07
«Основы правоведения»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящим в состав:
- укрупненную группу профессий: 08.00.00 Техника и технология строительства;
- по специальности: 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории
(юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия,
судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок
принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения
брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника
предпринимательской деятельности, порядок получения платных
образовательных услуг;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия
приобретения гражданства;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных
органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые
формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере
отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- права и обязанности гражданина Российской Федерации;
- ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений
(избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга,
абитуриента);
- механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в
России;
- органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
- формы и процедуры избирательного процесса в России.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальная учебная нагрузка на обучающегося - 54 часа,
в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 36 часов,
самостоятельная работа обучающегося – 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 18 |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 0П.07 «Основы правоведения »
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими общими гуманитарными и социально-экономическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. | 1 | 1 |
Раздел 1. Теория государства и права | 12 | |
Тема 1.1. Теория государства. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Понятие и признаки общества, власти, государства Нормы поведения и организация власти при первобытном строе. Теория происхождения государства. |
Практические занятия: - диспут на тему происхождения государства, определение признаков ее проявления и наличия составляющих. | 1 | |
Тема 1.2. Сущность государства. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Механизм государства, ее функции. Тип и форма государства, ее устройство и формы правления. Понятие политического режима, его виды. Правовое государство и его основные характеристики. |
Практические занятия: - дать определение «Государству», выбрать ее тип и форму по правоопределяющей роли средств производства. Диспут на тему правового государства и политического режима. - выбрать характеристику правового государства по его типу или форме; | 1 | |
Тема 1.3. Теория права. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Признаки и понятие права, место права в системе социальных норм. Источники права. Виды нормативно правовых актов. Понятие и признаки нормы права и ее структура. |
Практические занятия: - проанализировать право в системе социальных норм, признаки права, функции права; - анализ в виде диспута о понятии, формы (источника) права, вида источников права; - определить понятие социальной нормы, виды социальных норм по тест-картам; | 1 | |
Тема 1.4. Система права. Основные отрасли российского права. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Понятие системы права, ее элементы. Отрасль права и правовой институт. Основные отрасли современного российского права: конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное и т.д. |
Практические занятия: - диалог между обучающимися, дать определение системы права, перечислить их; - что такое признаки системы права; - решение задач по тест-картам; | 1 | |
Тема 1.5. Правоотношения. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Понятие правоотношения. Основания возникновения правоотношения. Юридические факты, их виды. Структура и субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, деликтаспособность субъектов права. |
Практические занятия: - диалог, ролевая игра: понятие правоотношений; - разобрать понятие правоспособность, деликтоспособность и т.д. по конкретным примерам; - решение тестовых задач. | 1 | |
Тема 1.6. Правомерное поведение и правонарушения. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Право и поведение личности. Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений и их структура. Преступления и проступки, состав правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды, презумпция невиновности. |
Практические занятия: - диспут, ролевая игра: Определить виды правонарушений, преступлений и проступков; - разобрать состав правонарушений и что такое презумпция невиновности; - распределить юридическую силу, нормативно-правовой акт как источник права по их признакам и видам; - решение тестовых задач. | 1 | |
Дополнительные темы практических занятий по разделу № 1: - определить понятие социальной нормы, виды социальных норм по тест-картам; - выбрать характеристику правового государства по его типу или форме; - проанализировать право в системе социальных норм, признаки права, функции права; - анализ в виде диспута о понятии, формы (источника) права, вида источников права; - распределить юридическую силу, нормативно-правовой акт как источник права по их признакам и видам; - рассмотреть понятие правовой нормы, и ее признаки: структура нормы права, гипотезу, диспозицию, санкцию; - обсуждение видов правовых норм, толкование права, его этапы, результаты, значение; - рассмотреть основные отрасли современного Российского права: конституционное (государственное), административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное; - диалог, игра: Понятие правоотношения. Основание возникновения правоотношения; - выбрать тип юридической ответственности по ее видам, а так же - структуре правоотношений; - определить виды правонарушений, преступления и проступки, состав правонарушения, презумпцию невиновности и юридическая ответственность. | |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу № 1: - изучить понятие правовой нормы, и ее признаки: структура нормы права, гипотезу, диспозицию, санкцию; - законспектировать понятие социальной нормы, виды социальных норм: нормы обычаев, моральные, религиозные, корпоративные, правовые; - изучить право в системе социальных норм, признаки права, функции права; - изучить понятие правоотношения, основание их возникновения; - юридическая ответственность и ее виды. Структура правоотношения. | 6 |
Раздел 2. Основы конституционного права. Правоохранительные органы. Защита прав потребителей. | 22 | |
Тема 2.1. Конституционное право. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Конституция РФ – ядро правовой системы. Понятие и сущность конституционного строя. Юридические свойства и понятие конституции. |
Практические занятия: - диспут на тему Конституционного права; - решение тестовых задач. | 1 | |
Тема 2.2. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина по конституции РФ. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Правовой и конституционный статус личности. Принципы, гарантии конституционного статуса личности. Равноправие граждан. |
Практические занятия: - обсудить определение государство и личность, понятие гражданства; - ответить на вопрос - Право и государство, их соотношение и взаимодействие, понятие правового статуса личности; -решение тестовых задач. | 1 | |
Тема 2.3. Права и свобода личности. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Ограничение прав и свобод человека в РФ. Личные (гражданские) права и свободы граждан РФ. Политические, экономические, социальные права и свободы граждан РФ. Международные документы о правах человека. |
Практические занятия: - диспут на тему свободы личности; - решение тестовых задач. | 1 | |
Тема 2.4. Правоохранительные органы РФ | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Понятие правоохранительных органов и основные направления их деятельности. Министерство юстиции РФ. Судебные приставы, адвокатура, нотариат. |
Практические занятия: - дать определение «Правоохранительные органы и судебная власть» их место и роль по защите прав гражданина РФ; - ответить на вопрос –задачи судебных приставов и т.д; -решение тестовых задач. | 1 | |
Тема 2.5. Прокуратура РФ. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы дознания и предварительного следствия. Система безопасности РФ. Негосударственные правоохранительные органы. |
Практические занятия: - диспут на тему прокуратура и ее роль в системе охраны жизни и свободы личности; - решение тестовых задач. | 1 | |
Тема 2.6. Судебная система РФ. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Понятие о судебной власти и правосудия. Конституционные принципы правосудия. Суды РФ и их статус (общей юрисдикции, районные суды, суды первой, второй инстанции, надзорный суд). Верховный суд РФ. |
Практические занятия: - диспут на тему судебная система, правосудие, ее роль в системе охраны жизни и свободы личности; - решение тестовых задач. | 1 | |
Тема 2.7. Трудовое право. | Содержание учебного материала: | 1 1 1 | 2 |
Общие понятия и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Социальное партнерство в сфере труда. Правовые основы занятости и трудоустройства. Трудовой договор и защита трудовых прав работников. Правовое регулирование заработной платы. Рабочее время и время отдыха, материальная ответственность работника и работодателя. |
Практические занятия: - диспут на тему трудового права, просмотр видеоматериала и презентация по теме. - диалоговая игра работник и работодатель; - решение тестовых задач. | 1 1 1 | |
Тема 2.8. Семейное и наследственное право. | Содержание учебного материала: | 1 1 | |
Общие понятия о браке и условия его заключения. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей. Алименты. Наследственное право. |
Практические занятия: - диспут на тему семейного права, просмотр видеоматериала и презентация по теме. - диалоговая игра: вопросы заключения брака, брачный контракт, порядок вступления в наследство; - решение тестовых задач. | 1 1 | |
Как дополнение: Тема 2.9. Закон РФ «О защите прав потребителей. | Содержание учебного материала: | |
Закон РФ 2300-1 «О защите прав потребителей». Общие понятия, правовой статус потребителей. Ответственность изготовителя, исполнителя, продавца в вопросах нарушения прав потребителей. Судебная и государственная защите прав потребителей. |
Дополнительные темы для практических занятий по разделу № 2: - обсудить определение государство и личность. Понятие гражданства. Право и государство, их соотношение и взаимодействие. Понятие правового статуса личности. Виды прав человека. Права человека и права гражданина; - рассмотреть всеобщую декларацию прав человека, основы правового статуса человека и гражданина в РФ, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина; - рассмотреть проблемы защиты прав потребителей (ролевая игра); - проанализировать понятие государственного органа. Виды государственных органов. - дать определение «Правоохранительные органы и судебная власть» их место и роль по защите прав гражданина РФ. | | |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу № 2: - изучить Конституцию РФ, понятие основ конституционного строя, форму государства, ее элементы: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. - законспектировать понятие Правовое государство: понятие и признаки. Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; - изучить раздел Правоохранительные органы, судебная система РФ, КзоТ по вопросам правового регулирования и трудовых споров; - изучить ФЗ «О защите прав потребителей». | 12 |
Дифференцированный зачет по разделам № 1 – 2 (тестирование) | 1 | 3 |
Всего: | 54 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому
Обеспечению
Реализация программы дисциплины «Основы правоведения» требует наличия учебного кабинета «Столяр строительный».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий, кодотранспоранты;
- рабочее место преподавателя;
- плакаты, наглядные баннеры;
- схемы - согласно тематического плана основ правоведения.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор, а также DVD;
- телевизор и комплект учебных фильмов, презентации.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Конституция Российской Федерации.
А.И. Яковлев «Основы правоведения» учебник для учащихся НПО,
11-е изд. М: Академия, 2012г. – 336с.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В.
Права человека. – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. - М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10-11 (в 4 частях). –
М., 2007.
5. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права
(уч. пособие для УСПО). – Ростов-на-Дону, 2006.
6. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. Интеллект –
центр, 2007.
7. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО. –
М., 2007.
8. Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Дополнительные источники:
Анохин В.С. Предпринимательское право. – М., 2006.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.,
2007.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М.,
2007.
Гражданское право. – М., 2007.
Гражданское процессуальное право. – М., 2007.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М., 2007.
Международная защита прав и свобод человека. – М., 2007.
Муниципальное право. – М., 2007.
Право социального обеспечения: Вопросы и ответы. – М., 2007.
Прокурорский надзор. – М., 2007.
Расстригина, Ирина Александровна. Заработная плата: удержания и
выплаты/ Ирина Александровна Расстригина. – М., 2007.
Семейное право – М., 2007.
Теория государства и права. – М., 2007.
Трудовое право. – М., 2007
Уголовное право. – М., 2007.
Уголовное процессуальное право. – М., 2007.
Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 2007.
Интернет ресурсы:
http://allpravo.ru| - сайт "Право России" Разделы сайта: Электронная библиотека,
Дипломные, Тесты on-line, Юридические словари, Рекомендации
(студенту, начинающему юристу), Судебная практика, Каталог
ресурсов.
http://law.pp.ru/
http:// law.pp.ru| - "Юридический факультет" Все, что нужно студенту
http://www.tarasei.narod.ru/ http://tarasei.narod.ru|
- "Все о праве". Рефераты, курсовые,
- эксклюзивная коллекция рефератов и курсовых по 23-м темам;
- правовая библиотека (учебники, пособия, лекции);
- большая коллекция ссылок "Все юридические ресурсы
русского Интернета"
http://oprave.ru| - Юридический портал "Правопорядок" - Статьи, Новости, Судебная
практика, Курсовые, Доклады, Книги и др.
http://yurclub.ru| - ЮрКлуб - виртуальный клуб юристов. В разделе "Материалы"
публикации по двум десяткам тем.
http://interlaw.dax.ru| - Студенту - юристу.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: - правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); - характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу; - объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; - различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; - приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; | самостоятельная подготовка, опрос по пройденной теме практическое занятие оценка в форме зачёта; |
Обучающийся должен знать: - права и обязанности; - ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); - механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России; - органы и способы международно-правовой защиты прав человека; - формы и процедуры избирательного процесса в России; | самостоятельная подготовка, опрос по пройденной теме практическое занятие оценка в форме зачёта; |
6