5
Рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
«Основы правоведения»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 «Основы правоведения» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29.01.2016 г.
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)
Разработчик:
преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142 Головин В.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Аннотация к программе учебной дисциплины «Основы правоведения» | 4 |
1.1. | Область применения программы | 4 |
1.2. | Место учебной дисциплины в структуре программы | 4 |
1.3. | Требование к результатам освоения учебной дисциплины | 4 |
1.4. | Количество часов на освоение программы учебной дисциплины | 5 |
1.5. | Форма промежуточной аттестации | 5 |
2. | Содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение обучения | 9 |
3.2. | Информационное обеспечение обучения | 9 |
3.3. | Общие требования к организации образовательного процесса | 10 |
3.4. | Кадровое обеспечение образовательного процесса | 10 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
1. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ
учебной дисциплины «основы правоведения»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», сроком обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входит в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
оценивать бытовые и рабочие ситуации с позиции административной и уголовной ответственности;
применять положения трудового кодекса РФ с целью отстаивания своих трудовых прав и обязанностей;
использовать основы гражданского права в повседневной жизнедеятельности.
знать:
общие положения и основы законодательства Российской Федерации;
основы законодательства о защите прав потребителей;
основы административной и уголовной ответственности граждан;
основы трудового права и кодекса РФ;
основы семейного права.
Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции:
Код | Наименование |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
ОК 7. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 8. | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки – 48 часов в том числе:
самостоятельной работы обучающихся – 12 часов;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 36 часов, в том числе:
в форме теоретического обучения – 36 часов
1.5. Форма промежуточной аттестации
Зачёт
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Раздел 1. Основы государства и права. |
Тема 1.1. Теория права. | Понятие, признаки и функции права. Правовой статус человека и гражданина. Понятие социальной нормы. | 3 | 1 | ОК 1 - ОК 8 |
Самостоятельная работа: Система права. | 1 | |
Тема 1.2. Государственное устройство Российской Федерации. | Понятие и признаки государства. Основы конституционного строя РФ. Система органов государственной власти. Ветви власти в Российской Федерации. | 4 | 1 | ОК 1 - ОК 8 |
Самостоятельная работа: Формы и типы государств. Функции государства | 2 | |
Тема 1.3. Государственная политика противодействия коррупции. | Антикоррупционная политика РФ. Противодействие коррупции. Анализ ситуаций с коррупционными составляющими. | 3 | 2 | ОК 1 - ОК 8 |
Самостоятельная работа: Признаки и проявления коррупции. | 1 | |
Тема 1.4. Защита прав и свобод граждан. | Государственная защита прав и свобод граждан. Административные способы защиты прав и свобод граждан. Судебная защита прав и свобод граждан. | 3 | 1 | ОК 1 - ОК 8 |
Самостоятельная работа: Понятие основ правового статуса личности. Классификация конституционных прав и свобод. | 2 | |
Раздел 2. Трудовое право. |
Тема 2.2. Основные положения трудового права. | Общие положения трудового права. Правовые основы занятости и трудоустройства. Изучение содержания типового трудового договора. Составление типового трудового договора. | 4 | 2 | ОК 1 - ОК 8 |
Тема 2.3. Правовое регулирование трудовых отношений. | Трудовой договор. Порядок заключения и форма трудового договора. Правовое регулирование заработной платы. Системы и формы заработной платы. 5. Порядок составления заявлений. 6. Оформление прекращения трудового договора. | 6 | 2 | ОК 1 - ОК 8 |
Раздел 3. Гражданское право. |
Тема 3.1. Основные положения гражданского права. | Понятие и основные принципы гражданского права. Понятие и содержание права собственности. Защита права собственности. Понятие и содержание договора. Составление гражданско-правового договора. | 5 | 2 | ОК 1 - ОК 8 |
Самостоятельная работа: Граждане как субъекты гражданского права. Субъекты права собственности и формы собственности. | 2 | |
Тема3.2. Гражданская ответственность. | Понятие и виды гражданско-правовой ответственности. Понятие и основание ответственности за причинение вреда. | 2 | 1 | ОК 1 - ОК 8 |
Самостоятельная работа: Понятие и основания ответственности за причинение вреда. Возмещение морального вреда. | 2 | |
Раздел 4. Семейное право. |
Тема 4.1. Правовое регулирование семейных отношений. | Общая характеристика семейного права. Личные и имущественные отношения супругов. Права и обязанности родителей и детей. | 3 | 1 | ОК 1 - ОК 8 |
Самостоятельная работа: Семейный кодекс РФ-правовая основа брачно- семейных отношений в РФ. Понятие брака и условия его заключения. | 2 | |
Тема 4.2. Материальная ответственность в брачно-семейных отношениях. | Алиментные обязанности родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. | 2 | 1 | ОК 1 - ОК 8 |
Дифференцированный зачет. | 1 | | |
Теоретических занятий | 35 | |
Итоговая аттестация | 1 |
Итого обязательная нагрузка | 36 |
Самостоятельная работа | 12 |
Всего: | 48 |
Примечание к таблице:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение обучения
Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета теоретического обучения (возможно: основы правоведения, охрана труда, безопасность жизнедеятельности).
Основы правоведения:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Государство и право», «Закон о защите прав потребителей»;
Технические средства обучения:
компьютер (для преподавателя);
принтер;
цифровой видео проектор, экран, ноутбук,
программное обеспечение общего и профессионального назначения;
комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). Некрасов С. И., Зайцева-Савкович Е.В., Питрюк А. В. Основы права: учебник/С.И. Некрасов – Москва: КНОРУС, 2022 - ISBN 978-5-4365-5008-4
Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебное пособие/ В.П. Галаганов - 10-е изд., Москва: Академия, 2020 - ISBN 978-5-4468-5940-5
Гомола А.И. Гражданское право: учебник/ А.И. Гамола - 15-е изд., Москва: Академия, 2020 - ISBN 978-5-4468-7081-3
Гриценко М.В. Теория государства и права: учебник/М.В. Гриценко - 13-е изд., Москва: Академия, 2020 - ISBN 978-5-4468-8960-0
Шкатулла В.И. Основы правовых знаний: учебное пособие/ В.И. Шкатулла - 12-е изд., Москва: Академия, 2020 - ISBN 978-5-4468-4721-1
Харитонова С.В. Трудовое право: учебник/С.В. Харитонова - 6-е изд., Москва: Академия, 2020 - ISBN 978-5-4468-9335-5
Гомола А.И. Семейное право: учебник/А.И. Гомола - 13-е изд., Москва: Академия, 2019 - ISBN 978-5-4468-9596-0
Мальцев В.А. Финансовое право: учебник/В.А. Мальцев - 10-е изд., Москва: Академия, 2019 - ISBN 978-5-4468-7598-6
Электронные издания
Белов В.А. Правоведение: учебник/В.А.Белов [одр.] 4-е изд. - Москва: Юрайт, 2020 – ISBN 978-5-534-10255-0 - Текст: электронный//ЭБС Юрайт [сайт].
URL:https://urait.ru/bcode/45650
Бялт, В.С. Правовые основы профессиональной деятельности: учебное пособие /В.С.Бялт. -2-е изд. - Москва: Юрайт, 2020 - ISBN978-5-534-09968-3 - Текст: электронный//ЭБС Юрай [сайт].
URL:https://urait.ru/bcode/453281
Волков А.М. Правовые основы профессиональной деятельности: учебник /А.М.Волков. - Москва: Юрайт, 2020 - ISBN978-5-534-10131-7 - Текст: электронный//ЭБС Юрайт [сайт].
URL:https://urait.ru/bcode/455918
Интернет ресурсы.
Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс -Гарант. Информационно-правовой портал – http://www.consultant.ru
Современное право. Научная сеть – http://www.nauka-pravo.com
DirectionLaw. Ваша библиотека в мире правовой науки – http://www.directionlaw.com
Все о праве – http://www.allpravo.ru
Сам себе юрист – http://www.samsebeyurist.ru/
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)». Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, проверочных работ, тестирований, а также зачёта.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: |
общие положения и основы законодательства Российской Федерации основы законодательства о защите прав потребителей основы административной и уголовной ответственности граждан основы трудового права и кодекса РФ основы семейного права | Устный и письменный опрос, тестирование, выполнение самостоятельной работы. «Зачтено» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок «Не зачтено» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
Умения: |
оценивать бытовые и рабочие ситуации с позиции административной и уголовной ответственности применять положения трудового кодекса РФ с целью отстаивания своих трудовых прав и обязанностей использовать основы гражданского права в повседневной жизнедеятельности | Устный опрос, практические занятия, зачёт. Наблюдение за ходом выполнения заданий, оценка техничности и качества выполнения заданий и решения ситуационных задач, общая оценка результатов выполнения. «Зачтено» - практическое выполнение заданий произведено правильно, требования норм и правил соблюдены. «Не зачтено» - практическое выполнение заданий произведено с допущением грубых ошибок, требования норм и правил не соблюдены. |