СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины Основы конструирования одежды

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО 262019.04 Оператор швейного оборудования, входящей в состав укрупненной группы профессий; 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, по направлению подготовки 262000 Технология изделий легкой промышленности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Основы конструирования одежды»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №270

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ




УТВЕРЖДАЮ

Директор ФКП

образовательного учреждения № 270

________________

«____» __________________ 20__ г.












Рабочая ПРОГРАММа

Дисциплина

Основы конструирования одежды.


Профессия

262019.04 Оператор швейного оборудования
























ЮРГА

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 262019.04 Оператор швейного оборудования, утверждённым приказом № 767 Министерства образования и науки РФ «02» августа 2013г.


Организация-разработчик: ФКП образовательное учреждение

№262 ФСИН



Составитель

преподаватель ФКП

образовательного учреждения № 262 _________ Гончарова Л.В.






Обсуждена и утверждена

на заседании педагогического совета

Протокол № ____от «__»_____20___г.

Председатель МК____________






























СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины


13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


14




























  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.03 Основы конструирования одежды.


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО 262019.04 Оператор швейного оборудования, входящей в состав укрупненной группы профессий; 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, по направлению подготовки 262000 Технология изделий легкой промышленности.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Часы на учебную дисциплину ОП.03Основы конструирования одежды взяты из вариативной части. Данная дисциплина включена в общепрофессиональный цикл.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в подготовке по профессиям:262005.03 Раскройщик материалов; 262019.01 Художник по костюму; 262019.02 Закройщик; а так же в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по профессии ОК 016-94: 19601 «Швея» при наличии основного общего образования.

Опыт работы не требуется.


1.3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

иметь представление:

о принципах и методах современного конструирования одежды из разных материалов и разного назначения;


уметь:

У1 определять типы телосложения;

У2 снимать мерки;

У3 распределять прибавки при разработке конструкции изделия по участкам;

У4 определять баланс изделия;

У5 строить базовую конструкцию изделия;

У6 производить необходимые расчеты;

У7 проектировать отдельные детали изделия;

У8 строить изделия различных силуэтов;

У9 строить основу рукава;

У10 делать расчет и построение воротников;

У11 строить чертежи основ поясных изделий (юбок, брюк);

У12 моделировать (изменять, переносить конструктивные линии) изделия.


знать:

З1 размерные признаки для проектирования одежды;

З2 методы измерения фигуры человека;

З3 конструктивные прибавки, баланс изделия;

З4 методы построения чертежа основы изделия;

З5 принципы конструирования деталей на базовой основе;

З6 принципы конструирования разных силуэтных форм изделия;

З7 принципы конструирования основы рукава;

З8 принципы конструирования воротников;

З9 принципы конструирования юбок;

З10 принципы конструирования брюк;

З11 общие сведения о моделировании одежды.


Программой предусматривается проведение лабораторно - практических занятий, в процессе которых учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы по выполнению расчетов и построению чертежей конструкций изделий разных размеров, ростов и полнот, учатся пользоваться справочной и специальной литературой. Все чертежи выполняются в М 1:4.

При изложении программного материала используются технические средства обучения, наглядные пособия: плакаты, чертежи, макеты изделий, образцы и рисунки моделей одежды, журналы мод, электронные презентации. При выполнении чертежей конструкций используются классная доска, ТСО.

В процессе обучения развивается эстетический вкус, самостоятельное и творческое мышление.


В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны сформироваться общие компетенции:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся на освоение профессиональных модулей ППКРС и овладению профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Выполнение работ по обслуживанию оборудования подготовительно- раскройного производства швейной промышленности:

ПК 1.1. Контролировать качество и размерные характеристики текстильных материалов на автоматизированных комплексах.

ПК 1.2. Настилать текстильные материалы для раскроя.

ПК 1.3. Выполнять обслуживание автоматизированного раскройного комплекса.

ПК 1.4. Выполнять расчёт кусков материалов для раскроя.

ПК 1.5. Комплектовать куски текстильных материалов для раскроя.

Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов:

ПК 2.1. Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей узлов, изделий из текстильных материалов.

ПК 2.2. Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей узлов, изделий из текстильных материалов.

ПК 2.3. Контролировать качество кроя и качество выполненных операций.

ПК 2.4. Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.

ПК 2.5. Соблюдать правила безопасного труда.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 40 часов.















2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:


теоретические занятия

36

практические занятия

44

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

40

подготовка докладов, рефератов и сообщений


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


























    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины: ОП.03. Основы конструирования одежды.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Основы конструирования


120


Раздел 1: Введение. Основные понятия.


42


Тема 1.1

Основные понятия в конструировании одежды

Содержание учебного материала

8

1

1

Особенности процесса конструирования одежды. Общие сведения о предмете; его цели, задачи. Значение предмета для овладения профессией. История возникновения одежды. Конструирование швейного изделия, как один из этапов процесса художественного проектирования одежды; его связь с процессами моделирования одежды, технологией и организацией производства. Основные методы и системы конструирования одежды; их характеристика. Художественные и технические требования к процессу конструирования одежды.

2

Значение одежды для жизнедеятельности человека. Классификация и ассортимент одежды. Виды одежды. Функции одежды. Форма и конструкция одежды. Одежда, как объект дизайна.


3

Стили в одежде. Силуэт.


4

Понятие о чертеже. Требования к выполнению чертежей. Принадлежности и инструменты для конструирования и моделирования одежды; их виды, назначение и правила пользования. Виды лекал (обозначения на лекалах). Градация лекал (основы технического размножения лекал). Правила оформления эскиза модели.


Тема 1.2 Антропометрические и морфологические признаки женской фигуры.

Содержание учебного материала

18


1

Классификация фигур человека. Внешние формы, пропорции тела человека. Размерные признаки, характеризующие фигуру человека (главные и дополнительные); их наименования, условные обозначения; вспомогательные таблицы; их использование для разработки конструкции изделий одежды.

2

2

Типы телосложений. Внешняя форма и размеры женских фигур. Признаки физического развития. Размерная типология. Понятие о типовой фигуре. Ведущие размерные признаки. Величины размерных признаков типовых фигур. Пропорции тела человека. Полнотные группы. Типы осанок. Их характеристика.

2


3

Антропометрические точки тела человека.

Основные конструктивные линии и пояса фигуры (вертикальные и горизонтальные линии). Конструктивные элементы, линии и точки. Исходные данные для конструирования одежды. Измерения фигуры. Принадлежности для измерения. Порядок измерения и правила записи. Методы измерения главных и дополнительных размерных признаков фигуры. Назначение измерений.


2

4

Прибавки и припуски.

Прибавка (или суммарная прибавка); определение и условное обозначение. Минимально-необходимые и декоративно-конструктивные прибавки; их назначение. Величины прибавок; факторы, влияющие на них. Принципы распределения прибавок при разработке конструкции изделия по участкам. Баланс изделия; определение; его значение для конструкции изделия. Признаки нарушения баланса. Способы нахождения правильного баланса

2

Практические занятия

10


  1. 1


Определение антропометрических точек на конкретную фигуру, с учётом их характеристик.

2


Определение типа телосложения на конкретную фигуру, с учётом характеристики

признаков, определяющих тип телосложения.

3


Составление таблицы: «Характеристика и техника измерения проекционных

размерных признаков»

4

Измерение конкретной фигуры.

5

Снятие мерок с фигуры человека.

Самостоятельная работа

18


Тематика самостоятельной работы по разделу №1:

1

Реферат: «Направление моды»

2

Сообщения: «Стили в одежде»,

3

«Форма и конструкция одежды»,

4

«Одежда, как объект дизайна»,

5

Главные и дополнительные размерные признаки фигуры.

6

Изучение назначения измерений,

7

Выполнения измерений трех конкретных фигур

8

Выполнение сравнительного анализа конкретной фигуры и типовой.

9

Составление сравнительной таблицы: «Характеристика основных размерных и проекционных признаков».

Раздел 2. Построение чертежей конструкций поясных и плечевых изделий.

64

Тема 2.1

Построение чертежей конструкций поясных изделий.

Содержание учебного материала

16

1

Характеристика одежды поясной группы.

Классификация юбок. Формы, силуэты и особенности конструктивных решений. Основные детали юбок; их характеристика. Измерения, необходимые для конструктивного проектирования юбок. Конструктивные прибавки; их распределение. Основные этапы и особенности построения чертежа отдельных деталей юбок различных форм; необходимые расчеты. Конструктивное оформление линий чертежа. Порядок и правила построения сетки чертежа основы прямой юбки. Особенности конструктивного оформления чертежа юбки зауженной и расширенной книзу на основе конструкции прямой юбки.

3

2

Разновидности брюк и их конструирование.

Виды, модели брюк. Исходные данные для построения чертежа типовой модели брюк; необходимые измерения; понятие о балансе брюк. Конструктивные прибавки; их распределение. Этапы построения чертежа. Порядок и правила построения чертежа основы типовых брюк. Расчеты и конструктивное оформление контурных линий чертежа. Определение положения конструктивно-декоративных элементов и деталей брюк. Порядок и правила построения чертежей мелких деталей брюк.

3

Практические занятия

12


1

Построение основы чертежа прямой юбки. Расчёт вытачек.

2

Построение основы чертежа конической юбки, юбки – колокол.

3

Построение чертежа клиньев

4

Построение чертежа юбки - солнце, полусолнце.

5

Построение основы чертежа конструкции брюк.

6

Построение чертежа конструкции брюк.

Тема 2.2

Построение чертежей конструкций плечевых изделий

Содержание учебного материала

30

1

Назначение и порядок предварительных расчетов.

Этапы построения чертежа изделий одежды плечевой группы; их характеристика, цели. Основные исходные данные; принятые конструктивные прибавки по участкам изделия. Порядок предварительного расчета конструкции. Порядок и правила построения чертежа основы (полочки, спинки) изделия.

3

2

Конструктивно-декоративные линии, определяющие силуэт изделия. Предварительные расчеты. Оформление верхних контурных линий чертежа. Правила проектирования отдельных деталей изделия (карманы); построение бортовой части изделий, конструктивные особенности оформления линий.

3


3


Этапы построения чертежа рукава. Необходимые измерения. Конструктивные прибавки. Порядок построения сетки чертежа; предварительные расчеты. Порядок построения чертежа основы рукава (прямого); конструктивные особенности оформления линий оката и низа рукава.

Этапы построения чертежа двухшовного рукава. Необходимые измерения. Конструктивные прибавки. Порядок построения сетки чертежа; предварительные расчеты. Порядок построения чертежа двухшовного рукава, конструктивные особенности оформления линий оката и низа рукава.


3


4

Воротники. Этапы построения чертежей воротников. Необходимые измерения. Конструктивные прибавки. Отложные воротники, стойки, разновидности капюшонов. Порядок выполнения предварительных расчетов.

3

5

Особенности конструирования изделий фигуры с отклонениями от условно-пропорциональной. Проектирование и конструирование моделей на фигуры с отклонениями от условно-пропорциональной: с различной осанкой, на полные фигуры и фигуры с особенностями телосложения.

3

6

Проверка правильности построения чертежа

3

Практические занятия

18


1

Построение основы чертежа платья прямого силуэта

2

Построение чертежа платья прямого силуэта

3

Построение чертежей различного вида воротников.

4

Построение чертежей различного вида капюшонов.

5

Построение основы чертежа конструкции втачного рукава.

6

Построение чертежа двухшовного втачного рукава

7

Построение чертежа конструкции платья с рукавом реглан

8

Построение чертежа конструкции платья с цельнокроеным рукавом

9

Корректировка чертежа конструкции плечевого изделия на конкретную фигуру

Самостоятельная работа

16


Тематика самостоятельной работы по разделу №2:

1

Выполнение реферата: «Конструктивно-декоративные линии»

2

Выбор прибавок из таблиц по конструктивным участкам в зависимости от вида, покроя, силуэта и степени прилегания изделия к фигуре.

3

Построение чертежа основы конструкции прямой юбки на типовую фигуру (по заданию) М=1:4

4

Построение чертежа основы конструкции брюк на типовую фигуру (по заданию) Масштаб 1:4

5

Построение чертежа основы конструкции плечевого изделия на типовую фигуру (по заданию) Масштаб 1:4.

6

Построение чертежа основы конструкции втачного рукава (164-88-92)

7

Построение чертежа конструкции двухшовного втачного рукава (168­-100-104).

8

Построения чертежей конструкций капюшонов мягкой формы, переходящий в лацканы изделия.

Раздел 3.

Моделирование деталей изделия


14

Тема 3.1

Принципы моделирования одежды

Содержание учебного материала

6

1

Конструктивное моделирование. Роль в создании современной одежды. Основные принципы моделирования одежды различных видов. Конструктивные линии в одежде; их назначение. Декоративные функции конструктивных линий. Зависимость формы и силуэта изделий одежды от построения конструктивно-декоративных линий. Выбор базовой основы конструкции. Изучение и анализ модели. Нанесение модельных особенностей. Методы изменения, переноса конструктивных линий. Драпировка.

3

Практические занятия

4


1

Перемещение вытачек

2

Параллельное и коническое расширение деталей изделия.

Самостоятельная работа

6

Тематика самостоятельной работы по разделу №3:


1

Сообщения «Основные принципы моделирования одежды», «Роль моделирования в создании современной одежды»


2

Конструктивное моделирование женской одежды поясной группы.


3

Конструктивное моделирование женской одежды плечевой группы.


Дифференцированный зачет

2

Итого:

120


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3.условия реализации учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

- плакаты, стенды;

- чертежные инструменты;

- миллиметровая бумага.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основная литература

  1. Амирова, Э. К. Конструирование одежды: учебник- 6-е изд., испр / Э. К. Амирова [и др.]. - М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 414с.

  2. Кочесова, Л.В. Конструирование женской одежды: учебник / Л.В. Кочесова. – М.: Академия, 2014. - 304 с.


Дополнительная литература

  1. Флеринская Э.Б. История стилей в костюме: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Э.Б. Флеринская. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 272 с. [16] с цв. ил.

  2. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одеж­ды. ГОСТ 17522 -72. ГК СССР по стандартам

  3. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ). Теорети­ческие основы. Т.1. - М.: ЦНИИТЭ Илегпром, 1988.

  4. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ). Базовые конструкции женской одежды. Т.2. - М.: ЦНИИТЭ Илегпром, 1988.

  5. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ). Базовые конструкции мужской одежды. Т.З. - М.: ЦНИИТЭ Илегпром, 1988

  6. Журналы: - Шитьё и крой; Diana Moden; Burda и др.


Интернет-ресурсы:

  1. Основы конструирования одежды. [Электронный ресурс]: Методические указания по организации и проведению лабораторно- практических работ для обучающихся по профессиям 32.20 Закройщик, 32.23 Портной, 35.9 Художник. / ТюмГНГУ; материал подготовила Тимирова Т.Н. – Режим доступа: http://www.tgc.ru/edu/metod/ – 76 с.

  2. Основы конструирования одежды. [Электронный ресурс]: Методические указания по организации и проведению лабораторно- практических работ для обучающихся по профессиям 32.20 Закройщик, 32.23 Портной, 35.9 Художник. / ТюмГНГУ; материал подготовила Тимирова Т.Н. – Режим доступа: http://www.tgc.ru/edu/metod/ – 89 с.

  3. Основы конструирования одежды. [Электронный ресурс]: Методические указания по организации и проведению лабораторно- практических работ для обучающихся по профессиям 32.20 Закройщик, 32.23 Портной, 35.9 Художник. / ТюмГНГУ; материал подготовила Тимирова Т.Н. – Режим доступа: http://www.tgc.ru/edu/metod/ – 76 с.

  4. Модная одежда (www / Burda. ru)

  5. Ателье "Шик" Пошив одежды | shikms



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, практической направленности, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


определять типы телосложения; снимать мерки;

просмотр практических работ, устный опрос, индивидуальная самостоятельная работа, контрольная работа

распределять прибавки при разработке конструкции изделия по участкам;

устный опрос на уроке, индивидуальная самостоятельная работа, практическая работа

определять баланс изделия;

устный опрос на уроке, индивидуальная самостоятельная работа, практическая работа

строить базовую конструкцию изделия;

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа

производить необходимые расчеты;

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа

проектировать отдельные детали изделия;

практическая работ, индивидуальная самостоятельная работа

строить изделия различных силуэтов;

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа

строить основу рукава;

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа

делать расчет и построение воротников;

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа

строить чертежи основ поясных изделий (юбок, брюк);

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа

моделировать (изменять, переносить конструктивные линии) изделия.

практическая работа, индивидуальная самостоятельная работа

Знания:


размерные признаки для проектирования одежды

контрольная работа, устный опрос на уроке

методы измерения фигуры человека

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа

конструктивные прибавки, баланс изделия

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, устный опрос

методы построения чертежа основы изделия;

практическая работа, индивидуальная самостоятельная работа, устный

принципы конструирования деталей на базовой основе

практическая работа, индивидуальная самостоятельная работа, устный опрос

принципы конструирования разных силуэтных форм изделия

практическая работа, индивидуальная самостоятельная работа, устный опрос

принципы конструирования основы рукава

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, устный опрос

принципы конструирования воротников

практическая работа, индивидуальная самостоятельная работа, устный опрос

принципы конструирования юбок, брюк

практическая работа, индивидуальная самостоятельная работа, устный опрос

общие сведения о моделировании одежды

практическая работа, индивидуальная самостоятельная работа, устный опрос

контрольная работа