. | | УТВЕРЖДЕНА Зам.директора по УМР ____________________ «_____»_____ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
русский язык
2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, одобренной НМС ЦПО ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол 2 от 26.03.2015 г.), по специальностям и профессиям среднего профессионального образования (далее - СПО): 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, 11.02.12 Почтовая связь, 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, 08.01.27 Мастер общестроительных работ, 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ , 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей; 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства».
Разработчики:
Аникина Наталья Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Говорун Елена Анатольевна, преподаватель.
Грязнова Ирина Сергеевна, преподаватель первой квалификационной категории
Савинкина Надежда Николаевна, преподаватель первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании методсовета
Протокол № ____ от «____» ________ 2024 г.
Председатель_________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальностям и профессиям: 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, 11.02.12 Почтовая связь, 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, 08.01.27 Мастер общестроительных работ, 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ , 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей; 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и технического профиля профессионального образования.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
Коды результатов | Планируемые результаты освоения дисциплины включают: |
ЛР 01 | российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) |
ЛР 04 | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире |
ЛР 06 | толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям |
ЛР 07 | навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
ЛР 09 | готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
ЛР 13 | осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем |
МР 02 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
МР 04 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
МР 08 | владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
МР 09 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
ПРб 01 | Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике |
ПРб 02 | Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью |
ПРб 03 | Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации |
ПРб 04. | Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров |
ПРб 05. | Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой |
ПРб 06. | Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка |
ПРб 07 | Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения |
ПРб 08 | Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях |
ПРб 09 | Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания |
ПРб 10 | Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Русский язык»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 122 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 122 часа;
консультации – 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 122 |
Основное содержание | 122 |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 84 |
практические занятия | 24 |
консультации | 10 |
Профессионально ориентированное содержание | 14 |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 6 |
практические занятия | 8 |
Итоговая аттестация (экзамен) | 4 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | № занятия | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Общие сведения о языке | | | 2 | ПРб 02, ЛР 01, ЛР 04, МР 02, МР 04, ОК4,ОК5 |
Тема 1.1. Основные функции языка. Лингвистика как наука. | 1 | Язык как средство общения. Русский язык в современном мире. Определение «русский язык», принадлежность к группе восточнославянских языков, роль в жизни страны.Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Профессионально ориентированное содержание (ПОС): Значение русского языка при освоении профессий и специальностей СПО технологического профиля | 2 |
Раздел 2 Система языка Культура речи | | | 4 | ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК4,ОК5 |
Тема 2.1. Язык как знаковая система. | 2 | Язык как система. Единицы и уровни языка, их связи и отношения Знаки неязыковые и языковые. Язык как система знаков особого рода. Языковые единицы и их отношение к знакам. | 2 |
Тема 2.2. Культура речи как раздел лингвистики | 3 | Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Понятие нормы литературного языка. Норма обязательная и допускающая выбор (общее представление). Орфоэпические, орфографические и пунктуационные правила. Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление). | 2 |
Раздел 3 Фонетика. Орфоэпия | | | 4 | ПРб 01, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК4,ОК5 |
Тема 3.1 Фонетические единицы. | 4 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. | 2 |
Тема 3.2 Основные правила произношения | 5 | ПЗ 1. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Орфоэпические нормы. Произношение заимствованных слов. ПОС: Выявление закономерностей функционирования фонетической системы языка в образцах устной и письменной речи профессиональной направленности. | 2 |
Раздел 4 Лексикология и фразеология | | | 10 | ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК4,ОК5 |
Тема 4.1 Лексикология и фразеология как разделы лингвистики | 6 | Основные понятия лексикологии и фразеологии. Лексическое и грамматическое значения слова.Определение многозначности. Прямое и переносное значение слов. Исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы. Нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).Фразеологизмы. ПОС: Профессионализмы. Терминологическая лексика специальностей технологического профиля. Архаизмы,, историзмы, неологизмы. Слово в лексической системе языка. Многозначные слова и их употребление. | 2 |
Тема 4.2 Изобразительно-выразительные средства лексики | 7 | ПЗ 2. Тропы как выразительные средства языка. Определение тропов, основные типы. | 2 |
8 | Употребление в речи синонимов, антонимов и омонимов. Определение синонимов, их различие по лексическому значению и экспрессивной окрашенности. Роль антонимов для создания контраста. Определение омонимов, использование в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство. | 2 |
9 | Употребление в речи фразеологизмов. Определение, роль фразеологизмов в устной и письменной речи. | 2 |
10 | ПЗ 3. Лексические ошибки и их исправление в употреблении фразеологических единиц. Употребление фразеологизмов. Определение, роль фразеологизмов в устной и письменной речи. | 2 |
Раздел 5 Морфемика, словообразование, орфография | | | 18 | ПРб 01, ПРб 03, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК4,ОК5 |
| 11 | Морфемный состав слова, словообразование. Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ ПОС: Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ профессиональной лексики и терминов специальностей СПО технологического профиля | 2 | |
12 | ПЗ 4. Морфологические и неморфологические способы словообразования. ПОС: Распределение терминов специальностей технологического профиля СПО по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка образования слов с помощью словообразовательных моделей и способов словообразования | 2 |
13 | Принципы русской орфографии. Морфологический, фонетический и традиционный принцип написания значимых частей. Употребление прописных букв. | 2 |
14 | Употребление разделительных ъ и ь на письме. Обозначение мягкости согласных и грамматических форм. Правила употребления разделительных ъ и ь. | 2 |
15 | Правописание гласных в корне слова после шипящих и ц. Основные виды орфограмм.Правописание гласных после шипящих и Ц.Буквы и, у, а после шипящих. Буквы е и о после шипящих и ц.Написание орфограммы в разных частях речи. | 2 |
16 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 2 |
17 | Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные. Роль однокоренных слов при написании согласных в корне. | 2 |
18 | ПЗ 5.Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Виды приставок в русском языке, правописания приставок. | 2 |
19 | Написание гласных и согласных на стыке приставки и корня. Написание двойных согласных на стыке приставки и корня. Правила употребления и и ы после приставок. | 2 |
Раздел 6. Морфология и орфография | | | 42 | ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 08, МР 09, ОК4,ОК5 |
Тема 6.1. Имя существительное как часть речи | 20 | Морфология. Имя существительное. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Склонение имен существительных. ПОС: Исследование грамматических категорий частей речи и грамматического значения слов в текстах документации профессий технологического профиля | 2 |
21 | ПЗ 6. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа. Употребление ь знака у существительных с основой на шипящую. ПОС: Составление текстов профессиональной направленности с использованием нужных словоформ, наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов документации специальностей технологического профиля | 2 |
22 | Правописание суффиксов имен существительных. Правописание суффиксов, образующих существительные с новым лексическим значением, вносящих в существительные добавочные оттенки значения. | 2 |
23 | Правописание сложных имён существительных,морфологический разбор. Написание сложных существительных слитно и через дефис. | 2 |
Тема 6.2. Имя прилагательное как часть речи. | 24 | Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Способы образования форм степеней сравнения имен прилагательных. | 2 |
25 | Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Суффиксы прилагательных, образованных от существительных и глаголов (-ив-, -ев-,-ик-,-ник-,-чик-лив-,-ист-, -ом-,-ем-). Особенности написания окончаний прилагательных. План морфологического разбора. | 2 |
26 | Правописание сложных прилагательных, морфологический разбор. Написание сложных прилагательных слитно и через дефис. ПОС: Исследование грамматических категорий частей речи и грамматического значения слов в текстах документации профессий технологического профиля | 2 |
Тема 6.3. Имя числительное как часть речи. | 27 | Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных.Употребление числительных в речи, склонение числительных. | 2 |
28 | ПЗ 7 . Правописание числительных, морфологический разбор. Сложные, составные, дробные, порядковые числительные и их правописание. План морфологического разбора | 2 |
Тема 6.4 Местоимение как часть речи. | 29 | ПЗ 8. Употребление местоимений в речи. Употребление местоимений в речи. Правописание местоимений. План морфологического разбора. | 2 |
Тема 6.5 Глагол как часть речи. | 30 | Глагол как часть речи. Правописание НЕ с глаголами, морфологический разбор глагола. | 2 |
31 | Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Написание суффиксов глаголов. | 2 |
32 | Употребление форм глагола в речи. Исследование грамматических категорий частей речи. ПОС: Исследование грамматических категорий частей речи и грамматического значения слов в текстах документации профессий технологического профиля | 2 |
33 | Причастие, образование причастий. Морфологические признаки причастия.Отличие причастия от имени прилагательного и глагола.Правописание суффиксов причастий. Действительные, страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Суффиксы действительных и страдательных причастий. | 2 |
34 | ПЗ 9.Определение написания Н и НН в разных частях речи. ПОС: Составление текстов профессиональной направленности с использованием нужных словоформ, наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов документации специальностей технологического профиля | 2 |
35 | Деепричастие как особая форма глагола. Морфологические признаки деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями. | 2 |
36 | Наречие, правописание наречий. Слова категории состояния. Буквы, а, о, уна конце наречий. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | 2 |
Тема 6.7 Служебные части речи | 37 | Правописание предлогов. Употребление и правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2 |
38 | Союз как часть речи. Правописание союзов. Разряды союзов по значению. Омонимичные формы при употреблении союзов. | 2 |
39 | Частица как часть речи. Формообразующие и словообразующие частицы. Дефисное и раздельное написание частиц.Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 2 |
40 | Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | 2 |
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. Культура речи. | | | 22 | ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13 МР 02, МР 08, МР 09, ОК4,ОК5,ОК9 |
Тема 7.1 Синтаксис как раздел лингвистики. | 41 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании ,синтаксический анализ словосочетания | 2 |
42 | ПЗ 10.Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания ,интонации. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Согласование сказуемого с подлежащим по смыслу. Синтаксический анализ простого предложения. | 2 |
43 | Типы односоставных предложений. Определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные и назывные предложения. | 2 |
44 | ПЗ 11. Сложные союзные предложения. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Синтаксический анализ сложного предложения. ПОС: Исследование текстов профессиональной направленности на выявление существенных признаков синтаксических понятий и синтаксических единиц | 2 |
45 | Сложное бессоюзное предложение. Бессоюзные сложные предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. | 2 |
Тема 7.2 Пунктуация как раздел лингвистики | 46 | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными разными частями речи. | 2 |
47 | Предложения с однородными членами. Варианты постановки знаков препинания между однородными членами. Определение однородных и неоднородных членов предложения. | 2 |
48 | Знаки препинания при обособлении. Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, дополнениями, обстоятельствами, уточняющими членами | 2 |
49 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями | 2 |
50 | Знаки препинания в сложном предложении. Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном сложном предложениях. | 2 |
51 | ПЗ 12. Способы передачи чужой речи. Правила пунктуационного оформления предложений с прямой речью, косвенной речью, диалогом, цитатой. | 2 |
Раздел 8 Функциональная стилистика. Культура речи | | 6 | ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК4,ОК5,ОК9 |
Тема 8.1 Функциональная стилистика как раздел лингвистики | 52 | Функциональныеразновидностиязыка. Разговорный стиль. Разговорная речь, функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), язык художественной литературы (обзор)Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор (обзор). | 2 | |
53 | Научный стиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы. Основные признаки и жанры научного стиля. Публицистический стиль, сфера его использования, назначение. Основные признаки художественной речи. | 2 | |
54 | Официально-деловойстиль. Основные признаки официально – делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. | 2 | |
| Консультации | 10 | |
| Экзамен | 4 | |
| Всего: | | 122 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект электронных видеоматериалов;
задания для контрольных работ;
профессионально ориентированные задания;
материалы экзамена.
Технические средства обучения:
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.3. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
Основные источники:
1.А.И. Власенков Л.М.Рыбченкова Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи
3.Львова С.И. Русский язык.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень)/ С.И.Львова, В.В.Львов.- 5-е изд.,стер.-М.:Мнемозина,2021.-368 с.
4. Львова С.И. Русский язык.11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень)/ С.И.Львова, В.В.Львов.- 5-е изд.,стер.-М.:Мнемозина,2021.-215 с.
Дополнительные источники:
Воителева Т.М. Русский язык. Сборник упражнений.М.: Изд. Академия 2014 г.
Воителева Т.М. Русский язык Учебное пособие.М.: Изд. Академия 2014 г.
Словари
1.Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
2.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
3.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
4.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
6.Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
7.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
8.Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
9.Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
10.Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
11.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
12.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет – ресурсы
1.Справочно-информационный портал "Грамота.ру" – Режим доступа: http:// gramota.ru
2.Справочная служба русского языка - Режим доступа: http://www.slovari.ru
3.Культура письменной речи - Режим доступа: http://www gramma.ru
3.2.2. Дополнительные источники
1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
должен уметь: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; должен знать: связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: компоненты речевой ситуации, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | Оценка результатов устных ответов, индивидуальных заданий, тестирования; аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, сочинений различных жанров, сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике, филологического анализа языковых единиц, заданий экзамена. |
4