Управление образования Красносулинского района
МБОУ Комиссаровская СОШ
РАССМОТЕНО на заседании методического объединения естественно-математического цикла __________ Е.В.Перепелкина Протокол №_1_ от 27.08. 2024года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______________А.В.Ахмадеева Протокол №_1_ От 29.08.2024года | УТВЕРЖДЕНО директор школы ____________/Г.А.Перепелкин/ Приказ №_________ От 30.08.2024года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Учебный курс «Краеведение»
Для 5-6 классов основного общего образования
на 2024-2025 учебный год.
Составитель: Курова Оксана Геннадьевна
учитель биологии
П.Розет,2024год
Пояснительная записка.
Программа нацелена на формирование ключевых компетенций: готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; привитие общих умений как существенных элементов культуры. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Практическая значимость школьного курса географии обусловлена тем, что объектом изучения этой науки является природа Земли и окружающий нас мир. Краеведение в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, проблемах взаимодействия природы и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Цели и задачи:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);
• понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
• понимание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
• формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
• формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные, общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения, путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
• формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов (план, карта, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
• формирование опыта творческой деятельности;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания
Учебный курс «Краеведение» в 5 классе реализуется в соответствии с учебным планом МБОУ Комиссаровской СОШ в объёме1 час в неделю, 34 учебных часов в год, данная рабочая программа реализуется за 33 учебных часа в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Комиссаровской СОШ и учетом государственных праздников на 2024-2025 учебный год. Раздел «Экологическая обстановка « программа расчитана на 2 часа, а реализуется за 1 час.
Учебный курс «Краеведение» в 6 классе реализуется в соответствии с учебным планом МБОУ Комиссаровской СОШ в объёме1 час в неделю, 34 учебных часов в год, данная рабочая программа реализуется за 33 учебных часа в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Комиссаровской СОШ и учетом государственных праздников на 2024-2025 учебный год. Раздел «Экологические проблемы родного края « программа расчитана на 4 часа, а реализуется за 3 час.
3.Содержание учебного предмета, курса. 5 класс
Введение (2 часа)
Что изучают в курсе. Источники географ. и краеведческих знаний. История изучения края.
Люди на Дону (7 часов)
Древние поселения на Дону. Выбор места поселения. Типы поселений в крае. Народы на Дону. Традиционные жилища людей. Отношение людей к природе. Казачество на Дону. Знаменитые люди Ростовской области.
План местности (8 часов)
Определение направлений и расстояний. Способы ориентирование на местности, используемые на Дону. План местности, его чтение и составление. Географическое положение Красносулинского района на территории Ростовской области. Состав и границы района. План – схема Красносулинского района.
Чтение топографического плана города Красный Сулин. Условные обозначения. Промышленные и жилые районы. Зоны отдыха, спортивные сооружения, памятники. Определение высот по топографической карте города.
Масштаб плана Красносулинского района. Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте. Ориентирование на местности. Составление планов участка местности.
Географический адрес на карте Ростовской области(3 часа)
Древние карты Ростовской области, их авторы-составители. Многообразие географических карт области, особенности работы с ними. Методы получения географической информации о Ростовской области
Земля-планета солнечной системы.( 2 часа)
Движение Земли вокруг Солнца. Дни равноденствия и солнцестояния в области. Неравномерное распределение тепла и света на территории области.
Литосфера и человек (10 часов)
Минеральные ресурсы области . Характерные черты рельефа области. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Человек и его воздействие на природу. Антропогенные формы рельефа. Зональные типы ландшафтов. «Скульптурный портрет» области. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений
Экологическая обстановка(1 час)
Экология. Красносулинского района. Экологическая обстановка
Экологический центр в городе и районе
4.Тематическое планирование.
№ | Название темы | Количество часов | Кол-во практ.работ | Деятельность учителя с учетом рабочей программы |
| Введение | 2 | | максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров воспитания в качестве воспитательных целей уроков занятий, освоения учебной тематики, их реализация в обучении; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе, основам духовно- нравственной культуры народов России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями |
1 | Люди на Дону | 7 | |
2 | План местности | 8 | 2 |
3 | Географический адрес на карте Ростовской области | 3 | 1 |
4 | Земля-планета Солнечной системы | 2 | |
5 | Литосфера и человек | 10 | 3 |
6 | Экологическая обстановка | 1 | |
| ИТОГО | 33 | 6 |
График практических работ
№ | Модуль | № | название | дата |
1 | План местности | 1 | Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб | 22.11 |
2 | План местности, его чтение и составление. Чтение топографического плана. | 10.01 |
2 | Географический адрес на карте Ростовской области | 3 | Методы получения географической информации о Ростовской области. | 31.01 |
3 | Литосфера и человек | 4 | Характерные черты рельефа области. | 21.02 |
5 | Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления | 11.04 |
6 | Скульптурный портрет» области | 25.04 |
5. Поурочное планирование
№ | Тема урока. Название раздела | Дата по плану | Дата по факту | |
Введение (2 час) | |
1 | Развитие географических знаний человека о Земле. | 06.09 | | |
2 | Что изучают в курсе «География Дона»? | 13.09 | | |
Люди на Дону (7 часов) | |
3 | Мой край во времени | 20.09 | | |
4 | История возникновения поселка в котором я живу. | 27.09 | | |
5 | Древние поселения на Дону | 04.10 | | |
6 | Влияние природы на развитие хозяйства | 11.10 | | |
7 | Влияние природы на традиции, обычаи и быт людей. | 18.10 | | |
8 | Казачество на Дону | 25.10 | | |
9 | Знаменитые люди Ростовской области | 08.11 | | |
План местности (8часов) | |
10 | Ориентирование на местности. Нахождение на карте своей местности | 15.11 | | |
11 | Практическая работа. Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб | 22.11 | | |
12 | Условные знаки на карте Красносулинского района. | 29.11 | | |
13 | Состав и границы г.Красный Сулин | 06.12 | | |
14 | Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте своей местности. | 13.12 | | |
15 | Масштаб плана Красносулинского района. | 20.12 | | |
16 | Способы ориентирование на местности, используемые на Дону. | 27.12 | | |
17 | Практическая работа .План местности, его чтение и составление. Чтение топографического плана. | 10.01 | | |
Географический адрес на карте Ростовской области(3 часа) | |
18 | Древние карты Ростовской области | 17.01 | | |
19 | Многообразие географических карт области | 24.01 | | |
20 | Практическая работа .Методы получения географической информации о Ростовской области. | .31.01 | | |
Земля –планета Солнечной системы (2 часа) | |
21 | Движение Земли вокруг Солнца. Дни равноденствия и солнцестояния в области. | 07.02 | | |
22 | Неравномерное распределение тепла и света на территории области | 14.02 | | |
Литосфера и человек (10 часов) | |
23 | Практическая работа. Характерные черты рельефа области | 21.02 | | |
24 | Минеральные ресурсы области | 28.02 | | |
25 | Расположение основных форм рельефа и полезных ископаемых Ростовской области | 07.03 | | |
26 | Природные формы рельефа | .14.03 | | |
27 | Антропогенные формы рельефа | 21.03 | | |
28 | Образование и развитие оврагов области и нашей местности | 04.04 | | |
29 | Практическая работа. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления | 11.04 | | |
30 | Зональные типы ландшафтов | 18.04 | | |
31 | Практическая работа. «Скульптурный портрет» области | 25.04 | | |
32 | Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений | 16.05 | | |
Экологическая обстановка ( 1час) | |
33 | Экология. Экологическая обстановка Красносулинского района. | 23.05 | | |
3.Содержание учебного предмета, курса. 6класс
Гидросфера и человек (10 часов)
Внутренние воды Ростовской области.Искусственные водоемы области.
Подземные воды, их использование и охрана в области Особенности гидрографической сети. Дон и его притоки. Озера области. Маныч – Гудило – уникальный водоем. Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря. Г.Ростов-на-Дону порт пяти морей.
Использование водных ресурсов области Мелиорация. Влияние хозяйственной деятельности человека. Охрана
Атмосфера и человек (12 часов)
Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода, климат. Распределение тепла и света на территории области. Построение розы ветров области. Суховеи.
Биосфера и человек (8 часов)
Биосфера: распространение растений и животных на территории области, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. История степного лесоразведения Красносулинского района.
Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека.
Экологические проблемы родного края (3 часа)
Что изучает экология? Соблюдения правил поведения человека в природе
Влияние деятельности человека на природу своей местности
4.Тематическое планирование.
№ | Название темы | Количество часов | Кол-во практ.работ | Деятельность учителя с учетом рабочей программы |
1 | Гидросфера | 10 | 4 | максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров воспитания в качестве воспитательных целей уроков занятий, освоения учебной тематики, их реализация в обучении; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе, основам духовно- нравственной культуры народов России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями |
2 | Атмосфера и человек | 12 | 4 |
3 | Биосфера | 8 | 1 |
4 | Экологические проблемы родного края | 3 | 0 |
| Итого | 33 | 9 |
|
График практических работ
№ | Модуль | № | название | дата |
1 | Гидросфера | 1 | Практическая работа. Особенности гидрографической сети. Дон и его притоки | 26.09 |
2 | Практическая работа. Водохранилища, каналы, пруды. | 10.10 |
3 | Практическая работа. Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря. | 17.10 |
4 | Практическая работа. Мелиорация. Влияние хозяйственной деятельности человека. Охрана | 14.11 |
2 | Атмосфера и человек | 5 | Практическая работа. Сезоны года на Дону. Особенности времен года | 28.11 |
6 | Практическая работа «Построение розы ветров области» | 12.12 |
7 | Практическая работа. «Построение розы ветров по данным календаря погоды» | 19.12 |
8 | Практическая работа. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды» | 30.01 |
3 | Биосфера | 9 | Практическая работа. Сохранение растительного и животного мира Ростовской области | 03.04 |
5. Поурочное планирование
№ | Тема урока. Название раздела | Дата по плану | Дата по факту |
Гидросфера ( 10 часов) |
1 | Внутренние воды Ростовской области. | 05.09 | |
2 | Искусственные водоемы области. | 12.09 | |
3 | Подземные воды, их использование и охрана в области | 19.09 | |
4 | Практическая работа. Особенности гидрографической сети. Дон и его притоки. | 26.09 | |
5 | Озера области. Маныч – Гудило – уникальный водоем. | 03.10 | |
6 | Практическая работа. Водохранилища, каналы, пруды. | 10.10 | |
7 | Практическая работа. Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря. | 17.10 | |
8 | Г.Ростов-на-Дону порт пяти морей. | 24.10 | |
9 | Использование водных ресурсов области и нашего города. | 07.11 | |
10 | Практическая работа. Мелиорация. Влияние хозяйственной деятельности человека. Охрана | 14.11 | |
Атмосфера и человек (12 часов) |
11 | Характеристика основных элементов климата Ростовской обл. | 21.11 | |
12 | Практическая работа. Сезоны года на Дону. Особенности времен года | 28.11 | |
13 | Преобладающие ветры | 05.12 | |
14 | Практическая работа «Построение розы ветров области» | 12.12 | |
15 | Практическая работа. «Построение розы ветров по данным календаря погоды» | 19.12 | |
16 | Суховеи и пыльные бури своей местности | 26.12 | |
17 | Метеорологическая станция | 09.01 | |
18 | Опасные климатические явления и их предупреждения в области и нашей местности | 16.01 | |
19 | Атмосферные осадки Красносулинского района | 23.01 | |
20 | Практическая работа. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды» | 30.01 | |
21-22 | Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. | 06.02 13.02 | |
Биосфера и человек (8 часов) |
23 | Особенности животного мира области . | 20.02 | |
24 | Растительность области и малой Родины | 27.02 | |
25 | История степного лесоразведения Красносулинского района. | 06.03 | |
26 | Почвы области и нашей местности | 13.03 | |
26 | Мероприятия по сохранению плодородия почв свой местности | 20.03 | |
28 | Практическая работа. Сохранение растительного и животного мира Ростовской области | 03.04 | |
29 | Особо охраняемые территории Ростовской области. | 10.04 | |
30 | Памятники природы Ростовской области | 17.04 | |
Экологические проблемы родного края (3 часа) |
31 | Что изучает экология? | 24.04 | |
32 | Соблюдения правил поведения человека в природе | 15.05 | |
33 | Влияние деятельности человека на природу своей местности | 22.05 | |
Лист корректировки рабочей программы учебный курс «Краеведение» 5 класс.
Тема урока | Дата проведения план | Дата корректировки факт | Причина Корректировки | Примечание |
| | | | |
Лист корректировки рабочей программы учебный курс «Краеведение» 6 класс.
Тема урока | Дата проведения план | Дата корректировки факт | Причина Корректировки | Примечание |
| | | | |
12