СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ – русский язык 10 - 11 классы (профильный уровень)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ – русский язык 10 - 11 классы (профильный уровень)»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Красночетайская средняя общеобразовательная школа»

Красночетайского района Чувашской Республики

 

 

 

 

  




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ – русский язык  

10 - 11 классы

(профильный уровень)


 

 

   

 











1. Планируемые результаты обучения


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:

знать/понимать

перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь

перечень конкретных умений и навыков по русскому языку; основных видов речевой деятельности; выделена группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


1. Планируемые результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:

знать/понимать

перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь

перечень конкретных умений и навыков по русскому языку; основных видов речевой деятельности; выделена группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


По окончании 10 класса обучающиеся должны

знать/понимать:

- основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;

- роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;

- имена выдающихся ученых – лингвистов;

- типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико – фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);

- источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно – выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);

- лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).


уметь:

говорение и письмо

- создавать высказывания на лингвистическую тему;

- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;

- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;

- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;

- выявлять подтекст;

- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно – популярная статья);

- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;

- принимать участие в диспуте, дискуссии;

- составлять реферат по нескольким источникам и защищать положения работы;

аудирование и чтение

- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;

- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);

анализ текста и языковых единиц

- выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);

- анализировать особенности употребления основных единиц языка;

- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно – выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли, при построении высказывания.




По окончании 11 класса выпускники должны

знать/понимать:

- основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;

- роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;

- имена выдающихся ученых – лингвистов;

- типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико – фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);

- источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно – выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);

- лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).


Уметь:

говорение и письмо

- создавать высказывания на лингвистическую тему;

- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;

- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;

- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;

- выявлять подтекст;

- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно – популярная статья);

- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;

- принимать участие в диспуте, дискуссии;

- составлять реферат по нескольким источникам и защищать положения работы;

аудирование и чтение

- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;

- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);

анализ текста и языковых единиц

- выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);

- анализировать особенности употребления основных единиц языка;

- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно – выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли, при построении высказывания.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



2. Содержание учебного предмета.


1.Введение в науку о языке. Общие сведения о языке

Функции языка.

Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.

Язык и речь.

Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины «язык», «речь», «слово». Речевая деятельность.

Русский язык — государственный язык Российской Федерации.

Русский язык как национальный язык русского народа.

Русский язык как средство межнационального общения в РФ.

Русский язык среди других языков мира.

Русский язык как один из рабочих языков в ООН.

Индоевропейская семья языков. Славянские языки.

Русистика на современном этапе.

2. Русский язык — один из богатейших языков мира

Состав современного русского языка.

Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.

Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.

Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.

Литературный язык и его нормы.

Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.

Русский язык как развивающееся явление.

Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.

Устная и письменная формы речи. Их специфика.

Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.

Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.

Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники Пушкина. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.

Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.


3. Принципы русского правописания

Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический
и традиционный (исторический) принципы орфографии.
Дифференцирующие и другие написания.

Структурный (формальный) и семантический (смысловой)
принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
4. Повторение изученного

Систематизация знаний по русскому языку

Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис.
Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и
жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами
орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил
как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков
грамотного письма (обобщающие задания).

Совершенствование устной речи.







Раздел 3. Тематическое планирование


Тематическое планирование
10 класс



раздела

Разделы

Кол-во часов

1.

Общие сведения о языке

Функции языка -1 ч.

язык и речь – 2 ч.

Русский язык в современном мире – 11 ч.


14 ч.

2.

Повторение изученного в 5 – 9 классах.

12 ч.

3.

Русский язык – один из богатейших языков мира.

Состав современного русского языка – 2 ч.

Текст – 12 ч.

Типы речи – 14 ч.

Русский литературный язык и его нормы – 10 ч.

Стили русского литературного языка – 14 ч.

Синонимика русского языка – 5 ч.

Культура речи – 3 ч.

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка – 11 ч.

71 ч.

4.

Обобщающие задания по орфографии

5 ч.

5.

Резервные уроки

3 ч.

Итого

105 ч.






Тематическое планирование
11 класс



раздела

Разделы

Кол-во часов

1.

Повторение изученного.

14 ч.

2.

Русский язык – один из богатейших языков мира.

Синтаксис текста – 6 ч.

Источники расширения словарного состава современного русского языка – 20 ч.

Русский литературный язык и его нормы – 4 ч.

Синонимика русского языка – 4 ч.

Культура речи – 2 ч.

36 ч.

3.

Принципы русского правописания.

Принципы орфографии. Обобщающие задания по орфографии – 12 ч.

Повторение синтаксиса – 33 ч.

Принципы пунктуации. Обобщающие задания по пунктуации – 7 ч.

52 ч.

4.

Резервные уроки.

3 ч.

Итого

105 ч.

Тематическое планирование
10 класс


№ урока

Тема урока

Кол-во часов


Общие сведения о языке


1.

Функции языка.

1

2.

Язык, речь и слово.

1

3.

Язык, речь и слово.

1

4.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации.

1

5.

Повторение. Орфография. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

1

6.

Русский язык как национальный язык русского народа.

1

7.

Повторение. Орфография. Правописание чередующихся корней.

1

8.

Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.

1

9.

Повторение. Орфография. Гласные о и е после шипящих.

1

10.

Русский язык среди других языков мира.

1

11.

Повторение. Орфография. Употребление гласных ы и и, а и я, у и ю после шипящих и ц.

1

12.

Русистика на современном этапе.

1

13,14

Развитие речи. Подробное изложение.

2


Повторение изученного в 5 – 9 классах


15.

Повторение фонетики, графики и орфографии.

1

16.

Повторение морфемики и словообразования.

1

17.

Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии.

1

18.

Повторение морфологии. Классификация частей речи. Именные части речи.

1

19.

Глагол.

1

20.

Причастие и деепричастие.

1

21.

Наречие и категория состояния.

1

22.

Служебные части речи.

1

23.

Повторение синтаксиса и пунктуации. Простое предложение.

1

24.

Сложное предложение.

1

25.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис».

1

26.

Анализ контрольного диктанта.

1


Русский язык – один из богатейших языков мира


27.

Состав современного русского языка.

1

28.

С какого времени литературный язык можно считать современным?

1

29.

Понятие о тексте.

1

30.

Способы выражения темы. Заглавие.

1

31.

Повторение. Орфография. Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова.

1

32.

Способы выражения темы. Начало и конец текста.

1

33.

Способы выражения темы. Ключевые слова.

1

34.

Повторение. Орфография. Правописание непроверяемых и удвоенных согласных в корне слова.

1

35.

Сочинение по данному началу (концу) с использованием ключевых слов.

1

36.

Средства связи частей текста. Лексический повтор.

1

37.

Средства связи частей текста. Однокоренные слова.

1

38.

Средства связи частей текста. Местоименные слова.

1

39.

Средства связи частей текста. Союзы и частицы – союзы.

1

40.

Повторение. Орфография. Правописание приставок.

1


Типы речи


41.

Повествование.

1

42,43

Сочинение – повествование.

2

44.

Описание.

1

45,46

Сочинение – описание.

2

47.

Рассуждение.

1

48,49

Сочинение – рассуждение.

2

50.

Особенности текстов – рассуждений в художественной речи.

1

51.

Повторение. Орфография. Разделительные ъ и ь.

1

52.

Повторение. Орфография. Ь как различитель грамматической формы.

1

53,54

Устная и письменная формы речи.

2


Русский литературный язык и его нормы


55.

Орфоэпические нормы.

1

56.

Повторение. Орфография. Правописание суффиксов существительных и прилагательных (кроме н и нн)

1

57.

Лексические нормы.

1

58.

Повторение. Орфография. Н и нн в различных частях речи.

1

59,60

Изложение с творческим заданием.

2

61.

Морфологические нормы.

1

62.

Повторение. Орфография. Правописание суффиксов глаголов, причастий и наречий.

1

63.

Контрольная работа.

1

64.

Анализ контрольной работы.

1


Стили русского литературного языка


65.

Понятие о стиле.

1

66.

Разговорный стиль.

1

67.

Научный стиль.

1

68.

Повторение. Орфография. Правописание окончаний склоняемых частей речи.

1

69.

Деловой стиль. Жанр резюме.

1

70.

Повторение. Орфография. Правописание окончаний глаголов.

1

71.

Публицистический стиль.

1

72.

Сочинение в жанре репортажа.

1

73.

Повторение. Орфография. Слитное, раздельное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных.

1

74,75

Художественный стиль.

2

76,77

Изложение с творческим заданием.

2

78.

Повторение и обобщение по теме «Стили речи».

1


Синонимика русского языка


79.

Лексические синонимы.

1

80.

Повторение. Орфография. Правописание наречий.

1

81.

Морфемные синонимы.

1

82.

Морфологические синонимы.

1

83.

Повторение. Орфография. Правописание омонимичных частей речи.

1


Культура речи


84.

Качества хорошей речи.

1

85.

Повторение. Орфография. Правописание омонимичных частей речи.

1

86.

Сочинение – рассуждение.

1


Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка


87.

Предшественники А.С. Пушкина.

1

88,89

Повторение. Орфография. Правописание не с различными частями речи.

2

90.

А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка.

1

91,92

Лабораторная работа.

2

93.

Повторение. Орфография. Различение не и ни.

1

94,95

Повторение и обобщение по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира».

2

96,97

Сочинение – рассуждение.

2


Обобщающие задания по орфографии


98,99,100

Повторение и обобщение изученного по орфографии.

3

101.

Итоговый контрольный диктант

1

102.

Анализ контрольного диктанта.

1

103,104,105

Резервные уроки.

3





Повторение изученного


1.

Повторение фонетики, графики и орфографии.

1

2.

Повторение морфемики и словообразования.

1

3.

Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии.

1

4,5

Повторение морфологии.

2

6

Лабораторная работа.

1

7,8

Изложение с творческим заданием.

2

9,10

Повторение синтаксиса и пунктуации.

2

11,12

Комплексный анализ текста.

2

13.

Контрольный диктант по теме «Основные разделы русского языка и их единицы».

1

14.

Анализ контрольного диктанта.

1


Русский язык – один из богатейших языков мира


15.

Повторение и обобщение изученного о тексте.

1

16.

Предложения в составе текста.

1

17.

Количество и характер предложений в тексте.

1

18.

Способы связи предложений в тексте.

1

19.

Комплексный анализ текста.

1

20

Сочинение – рассуждение.

1


Источники расширения словарного состава современного русского языка


21.

Словообразование.

1

22.

Появление у слов новых лексических значений.

1

23.

Лексика пассивного словарного фонда.

1

24.

Повторение. Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

25.

Использование историзмов и архаизмов.

1

26.

Повторение. Пунктуация. Тире в неполных предложениях.

1

27.

Термины науки.

1

28.

Сочинение – рассуждение.

1

29.

Религиозная лексика.

1

30.

Перифирийная лексика.

1

31.

Просторечие.

1

32.

Диалектизмы.

1

33.

Профессионализмы.

1

34.

Жаргонизмы.

1

35.

Повторение. Пунктуация. Знаки препинания при конструкциях с союзом как.

1

36.

Заимствования.

1

37,38

Конференция «Источники расширения словарного состава современного русского языка»

2

39.

Контрольная работа (комплексный анализ текста)

1

40.

Анализ контрольной работы.

1


Русский литературный язык и его нормы


41.

Повторение. Орфоэпические, лексические и морфологические нормы.

1

42.

Синтаксические нормы.

1

43.

Контрольная работа.

1

44.

Сочинение – рассуждение.

1


Синонимика русского языка


45.

Повторение. Лексические, морфемные и морфологические синонимы.

1

46.

Синтаксические синонимы.

1

47,48

Подробное изложение с творческим заданием.

2


Культура речи


49,50

Культура речи.

2


Принципы русского правописания.

Принципы орфографии. Обобщающие задания по

орфографии


51.

Принципы орфографии.

1

52.

Повторение. Орфограммы в корне.

1

53.

Повторение. Орфограммы в приставках.

1

54.

Разделительные ъ и ь. Основные функции ь.

1

55.

Правописание суффиксов различных частей речи.

1

56.

Правописание окончаний различных частей речи.

1

57,58

Слитное, раздельное и дефисное написание.

2

59.

Контрольный диктант по теме «Принципы орфографии».

1

60.

Анализ контрольного диктанта.

1

61,62

Подробное изложение с сохранением авторского стиля.

1


Повторение синтаксиса


63.

Словосочетание.

1

64.

Предложение.

1

65.

Простое предложение. Смысловой центр предложения.

1

66,67

Изложение с сохранением авторского стиля.

2

68.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

69.

Многозначные члены предложения.

1

70.

Односоставные предложения.

1

71.

Полные и неполные предложения.


72.

Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.

1

73.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

74.

Обособленные члены предложения.

1

75.

Обособление. Знаки препинания при обособленных определениях.

1

76.

Обособление. Знаки препинания при обособленных приложениях.

1

77.

Обособление. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

1

78.

Обособление. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.

1

79.

Вводные и вставные конструкции.

1

80.

Обращение.

1

81.

Знаки препинания при вводных, вставных конструкциях, обращениях и междометиях.

1

82.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения».

1

83.

Анализ контрольного диктанта.

1

84.

Контрольная работа.

1

85.

Анализ контрольной работы.

1

86.

Сложные предложения. Сложносочиненное предложение.

1

87.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

1

88.

Сложноподчиненное предложение.

1

89.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

1

90.

Бессоюзное сложное предложение.

1

91.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

1

92.

Предложения с прямой речью.

1

93.

Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитировании.

1

94.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис».

1

95.

Анализ контрольного диктанта.

1


Принципы пунктуации. Обобщающие задания

по пунктуации


96.

Принципы пунктуации.

1

97.

Авторские знаки.

1

98,99

Пунктуация простого предложения.

2

100,101

Пунктуация сложного предложения.

2

102.

контрольная работа

1

103,104,105

Резервные уроки.

3