Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Красночетайская средняя общеобразовательная школа»
Красночетайского района Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ – русский язык
10 - 11 классы
(профильный уровень)
1. Планируемые результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:
знать/понимать –
перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь –
перечень конкретных умений и навыков по русскому языку; основных видов речевой деятельности; выделена группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
1. Планируемые результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:
знать/понимать –
перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь –
перечень конкретных умений и навыков по русскому языку; основных видов речевой деятельности; выделена группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
По окончании 10 класса обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
- роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
- имена выдающихся ученых – лингвистов;
- типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико – фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);
- источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно – выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);
- лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).
уметь:
говорение и письмо
- создавать высказывания на лингвистическую тему;
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
- выявлять подтекст;
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно – популярная статья);
- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
- принимать участие в диспуте, дискуссии;
- составлять реферат по нескольким источникам и защищать положения работы;
аудирование и чтение
- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц
- выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
- анализировать особенности употребления основных единиц языка;
- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно – выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли, при построении высказывания.
По окончании 11 класса выпускники должны
знать/понимать:
- основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
- роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
- имена выдающихся ученых – лингвистов;
- типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико – фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);
- источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно – выразительные средства (тропы и стилистические фигуры);
- лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).
Уметь:
говорение и письмо
- создавать высказывания на лингвистическую тему;
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
- выявлять подтекст;
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно – популярная статья);
- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
- принимать участие в диспуте, дискуссии;
- составлять реферат по нескольким источникам и защищать положения работы;
аудирование и чтение
- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц
- выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
- анализировать особенности употребления основных единиц языка;
- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно – выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли, при построении высказывания.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
2. Содержание учебного предмета.
1.Введение в науку о языке. Общие сведения о языке
Функции языка.
Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины «язык», «речь», «слово». Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в РФ.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Русистика на современном этапе.
2. Русский язык — один из богатейших языков мира
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика.
Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.
Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники Пушкина. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
3. Принципы русского правописания
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический
и традиционный (исторический) принципы орфографии.
Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой)
принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
4. Повторение изученного
Систематизация знаний по русскому языку
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис.
Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и
жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами
орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил
как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков
грамотного письма (обобщающие задания).
Совершенствование устной речи.
Раздел 3. Тематическое планирование
Тематическое планирование
10 класс
№ раздела | Разделы | Кол-во часов |
1. | Общие сведения о языке Функции языка -1 ч. язык и речь – 2 ч. Русский язык в современном мире – 11 ч. | 14 ч. |
2. | Повторение изученного в 5 – 9 классах. | 12 ч. |
3. | Русский язык – один из богатейших языков мира. Состав современного русского языка – 2 ч. Текст – 12 ч. Типы речи – 14 ч. Русский литературный язык и его нормы – 10 ч. Стили русского литературного языка – 14 ч. Синонимика русского языка – 5 ч. Культура речи – 3 ч. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка – 11 ч. | 71 ч. |
4. | Обобщающие задания по орфографии | 5 ч. |
5. | Резервные уроки | 3 ч. |
Итого | 105 ч. |
Тематическое планирование
11 класс
№ раздела | Разделы | Кол-во часов |
1. | Повторение изученного. | 14 ч. |
2. | Русский язык – один из богатейших языков мира. Синтаксис текста – 6 ч. Источники расширения словарного состава современного русского языка – 20 ч. Русский литературный язык и его нормы – 4 ч. Синонимика русского языка – 4 ч. Культура речи – 2 ч. | 36 ч. |
3. | Принципы русского правописания. Принципы орфографии. Обобщающие задания по орфографии – 12 ч. Повторение синтаксиса – 33 ч. Принципы пунктуации. Обобщающие задания по пунктуации – 7 ч. | 52 ч. |
4. | Резервные уроки. | 3 ч. |
Итого | 105 ч. |
Тематическое планирование
10 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| Общие сведения о языке | |
1. | Функции языка. | 1 |
2. | Язык, речь и слово. | 1 |
3. | Язык, речь и слово. | 1 |
4. | Русский язык – государственный язык Российской Федерации. | 1 |
5. | Повторение. Орфография. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. | 1 |
6. | Русский язык как национальный язык русского народа. | 1 |
7. | Повторение. Орфография. Правописание чередующихся корней. | 1 |
8. | Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. | 1 |
9. | Повторение. Орфография. Гласные о и е после шипящих. | 1 |
10. | Русский язык среди других языков мира. | 1 |
11. | Повторение. Орфография. Употребление гласных ы и и, а и я, у и ю после шипящих и ц. | 1 |
12. | Русистика на современном этапе. | 1 |
13,14 | Развитие речи. Подробное изложение. | 2 |
| Повторение изученного в 5 – 9 классах | |
15. | Повторение фонетики, графики и орфографии. | 1 |
16. | Повторение морфемики и словообразования. | 1 |
17. | Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии. | 1 |
18. | Повторение морфологии. Классификация частей речи. Именные части речи. | 1 |
19. | Глагол. | 1 |
20. | Причастие и деепричастие. | 1 |
21. | Наречие и категория состояния. | 1 |
22. | Служебные части речи. | 1 |
23. | Повторение синтаксиса и пунктуации. Простое предложение. | 1 |
24. | Сложное предложение. | 1 |
25. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис». | 1 |
26. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
| Русский язык – один из богатейших языков мира | |
27. | Состав современного русского языка. | 1 |
28. | С какого времени литературный язык можно считать современным? | 1 |
29. | Понятие о тексте. | 1 |
30. | Способы выражения темы. Заглавие. | 1 |
31. | Повторение. Орфография. Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
32. | Способы выражения темы. Начало и конец текста. | 1 |
33. | Способы выражения темы. Ключевые слова. | 1 |
34. | Повторение. Орфография. Правописание непроверяемых и удвоенных согласных в корне слова. | 1 |
35. | Сочинение по данному началу (концу) с использованием ключевых слов. | 1 |
36. | Средства связи частей текста. Лексический повтор. | 1 |
37. | Средства связи частей текста. Однокоренные слова. | 1 |
38. | Средства связи частей текста. Местоименные слова. | 1 |
39. | Средства связи частей текста. Союзы и частицы – союзы. | 1 |
40. | Повторение. Орфография. Правописание приставок. | 1 |
| Типы речи | |
41. | Повествование. | 1 |
42,43 | Сочинение – повествование. | 2 |
44. | Описание. | 1 |
45,46 | Сочинение – описание. | 2 |
47. | Рассуждение. | 1 |
48,49 | Сочинение – рассуждение. | 2 |
50. | Особенности текстов – рассуждений в художественной речи. | 1 |
51. | Повторение. Орфография. Разделительные ъ и ь. | 1 |
52. | Повторение. Орфография. Ь как различитель грамматической формы. | 1 |
53,54 | Устная и письменная формы речи. | 2 |
| Русский литературный язык и его нормы | |
55. | Орфоэпические нормы. | 1 |
56. | Повторение. Орфография. Правописание суффиксов существительных и прилагательных (кроме н и нн) | 1 |
57. | Лексические нормы. | 1 |
58. | Повторение. Орфография. Н и нн в различных частях речи. | 1 |
59,60 | Изложение с творческим заданием. | 2 |
61. | Морфологические нормы. | 1 |
62. | Повторение. Орфография. Правописание суффиксов глаголов, причастий и наречий. | 1 |
63. | Контрольная работа. | 1 |
64. | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Стили русского литературного языка | |
65. | Понятие о стиле. | 1 |
66. | Разговорный стиль. | 1 |
67. | Научный стиль. | 1 |
68. | Повторение. Орфография. Правописание окончаний склоняемых частей речи. | 1 |
69. | Деловой стиль. Жанр резюме. | 1 |
70. | Повторение. Орфография. Правописание окончаний глаголов. | 1 |
71. | Публицистический стиль. | 1 |
72. | Сочинение в жанре репортажа. | 1 |
73. | Повторение. Орфография. Слитное, раздельное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных. | 1 |
74,75 | Художественный стиль. | 2 |
76,77 | Изложение с творческим заданием. | 2 |
78. | Повторение и обобщение по теме «Стили речи». | 1 |
| Синонимика русского языка | |
79. | Лексические синонимы. | 1 |
80. | Повторение. Орфография. Правописание наречий. | 1 |
81. | Морфемные синонимы. | 1 |
82. | Морфологические синонимы. | 1 |
83. | Повторение. Орфография. Правописание омонимичных частей речи. | 1 |
| Культура речи | |
84. | Качества хорошей речи. | 1 |
85. | Повторение. Орфография. Правописание омонимичных частей речи. | 1 |
86. | Сочинение – рассуждение. | 1 |
| Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка | |
87. | Предшественники А.С. Пушкина. | 1 |
88,89 | Повторение. Орфография. Правописание не с различными частями речи. | 2 |
90. | А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка. | 1 |
91,92 | Лабораторная работа. | 2 |
93. | Повторение. Орфография. Различение не и ни. | 1 |
94,95 | Повторение и обобщение по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира». | 2 |
96,97 | Сочинение – рассуждение. | 2 |
| Обобщающие задания по орфографии | |
98,99,100 | Повторение и обобщение изученного по орфографии. | 3 |
101. | Итоговый контрольный диктант | 1 |
102. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
103,104,105 | Резервные уроки. | 3 |
| Повторение изученного | |
1. | Повторение фонетики, графики и орфографии. | 1 |
2. | Повторение морфемики и словообразования. | 1 |
3. | Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии. | 1 |
4,5 | Повторение морфологии. | 2 |
6 | Лабораторная работа. | 1 |
7,8 | Изложение с творческим заданием. | 2 |
9,10 | Повторение синтаксиса и пунктуации. | 2 |
11,12 | Комплексный анализ текста. | 2 |
13. | Контрольный диктант по теме «Основные разделы русского языка и их единицы». | 1 |
14. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
| Русский язык – один из богатейших языков мира | |
15. | Повторение и обобщение изученного о тексте. | 1 |
16. | Предложения в составе текста. | 1 |
17. | Количество и характер предложений в тексте. | 1 |
18. | Способы связи предложений в тексте. | 1 |
19. | Комплексный анализ текста. | 1 |
20 | Сочинение – рассуждение. | 1 |
| Источники расширения словарного состава современного русского языка | |
21. | Словообразование. | 1 |
22. | Появление у слов новых лексических значений. | 1 |
23. | Лексика пассивного словарного фонда. | 1 |
24. | Повторение. Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
25. | Использование историзмов и архаизмов. | 1 |
26. | Повторение. Пунктуация. Тире в неполных предложениях. | 1 |
27. | Термины науки. | 1 |
28. | Сочинение – рассуждение. | 1 |
29. | Религиозная лексика. | 1 |
30. | Перифирийная лексика. | 1 |
31. | Просторечие. | 1 |
32. | Диалектизмы. | 1 |
33. | Профессионализмы. | 1 |
34. | Жаргонизмы. | 1 |
35. | Повторение. Пунктуация. Знаки препинания при конструкциях с союзом как. | 1 |
36. | Заимствования. | 1 |
37,38 | Конференция «Источники расширения словарного состава современного русского языка» | 2 |
39. | Контрольная работа (комплексный анализ текста) | 1 |
40. | Анализ контрольной работы. | 1 |
| Русский литературный язык и его нормы | |
41. | Повторение. Орфоэпические, лексические и морфологические нормы. | 1 |
42. | Синтаксические нормы. | 1 |
43. | Контрольная работа. | 1 |
44. | Сочинение – рассуждение. | 1 |
| Синонимика русского языка | |
45. | Повторение. Лексические, морфемные и морфологические синонимы. | 1 |
46. | Синтаксические синонимы. | 1 |
47,48 | Подробное изложение с творческим заданием. | 2 |
| Культура речи | |
49,50 | Культура речи. | 2 |
| Принципы русского правописания. Принципы орфографии. Обобщающие задания по орфографии | |
51. | Принципы орфографии. | 1 |
52. | Повторение. Орфограммы в корне. | 1 |
53. | Повторение. Орфограммы в приставках. | 1 |
54. | Разделительные ъ и ь. Основные функции ь. | 1 |
55. | Правописание суффиксов различных частей речи. | 1 |
56. | Правописание окончаний различных частей речи. | 1 |
57,58 | Слитное, раздельное и дефисное написание. | 2 |
59. | Контрольный диктант по теме «Принципы орфографии». | 1 |
60. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
61,62 | Подробное изложение с сохранением авторского стиля. | 1 |
| Повторение синтаксиса | |
63. | Словосочетание. | 1 |
64. | Предложение. | 1 |
65. | Простое предложение. Смысловой центр предложения. | 1 |
66,67 | Изложение с сохранением авторского стиля. | 2 |
68. | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
69. | Многозначные члены предложения. | 1 |
70. | Односоставные предложения. | 1 |
71. | Полные и неполные предложения. | |
72. | Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. | 1 |
73. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 |
74. | Обособленные члены предложения. | 1 |
75. | Обособление. Знаки препинания при обособленных определениях. | 1 |
76. | Обособление. Знаки препинания при обособленных приложениях. | 1 |
77. | Обособление. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. | 1 |
78. | Обособление. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения. | 1 |
79. | Вводные и вставные конструкции. | 1 |
80. | Обращение. | 1 |
81. | Знаки препинания при вводных, вставных конструкциях, обращениях и междометиях. | 1 |
82. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения». | 1 |
83. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
84. | Контрольная работа. | 1 |
85. | Анализ контрольной работы. | 1 |
86. | Сложные предложения. Сложносочиненное предложение. | 1 |
87. | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | 1 |
88. | Сложноподчиненное предложение. | 1 |
89. | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | 1 |
90. | Бессоюзное сложное предложение. | 1 |
91. | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. | 1 |
92. | Предложения с прямой речью. | 1 |
93. | Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитировании. | 1 |
94. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис». | 1 |
95. | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
| Принципы пунктуации. Обобщающие задания по пунктуации | |
96. | Принципы пунктуации. | 1 |
97. | Авторские знаки. | 1 |
98,99 | Пунктуация простого предложения. | 2 |
100,101 | Пунктуация сложного предложения. | 2 |
102. | контрольная работа | 1 |
103,104,105 | Резервные уроки. | 3 |