АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ 8 КЛАСС
Направление «Индустриальные технологии»
Рабочая программа разработана учителем технологии Подлесных Александром Петровичем.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897.
Данная рабочая программа по технологии составлена на основе:
• Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
• программы развития и формирования универсальных учебных действий;
• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
• на основе примерной программы основного общего образования по технологии с учетом программы по технологии В.В. Симоненко для 5-8 классов;
авторской программы под руководством В.В. Симоненко 5-8 классы.» - М.: Вентана-Граф, 2013.);
примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15) http://www.fgosreestr.ru/reestr;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30. 08. 2010г. №889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ №1-907 от 27.08.2012г. «О внесении дополнений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования», утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007г. №1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа комитета образования и науки Курской области от 17.08.2012г. №1-893);
Календарный учебный график структурного подразделения «Центр сетевого взаимодействия» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» на 2019-2020 учебный год;
Учебный план структурного подразделения «Центр сетевого взаимодействия» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» на 2019-2020 учебный год.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами НОО, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Также рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:
§ формирование политехнических знаний и экологической культуры;
§ привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
§ ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
§ развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
§ обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
§ воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
§ овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
§ использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Приоритетные формы методы работы с учащимися
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная;
Групповая;
Парная;
Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Поисковый метод;
Проектный метод
Игровой метод
Метод проблемного обучения;
Анализ;
Дискуссия;
Диалогический метод;
Практическая деятельность.
Приоритетные виды и формы контроля
Формы контроля:
тестирование;
устный контроль;
самоконтроль;
выполненные задания в рабочей тетради;
результаты практических работ.
Содержание контроля:
знание понятия, термины;
умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения;
умение использовать полученные знания на практике.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Программы общеобразовательных учреждений «Технология.»5-8 классы. Научные руководители : В. Д. Симоненко, М, «Просвещение», 2014
-Учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации:
- А.Т.Тищенко ,П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. Технология 5 класс. Технический труд, учебник для учащихся образовательных учреждений под ред. В.Д.Симоненко, М., «Просвещение», 2014
- А.Т.Тищенко ,П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. Технология 6 класс. Технический труд, учебник для учащихся образовательных учреждений под ред. В.Д.Симоненко, М., «Просвещение», 2016
- П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, Технология 7 класс. Технический труд, учебник для учащихся образовательных учреждений под ред. В.Д.Симоненко, М., «Вентана-Граф», 2017
- А.Т.Тищенко ,П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. Технология 8 класс. Технический труд, учебник для учащихся образовательных учреждений под ред. В.Д.Симоненко, М., «Просвещение», 2017
Общая характеристика предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства), в данном случае - «Индустриальные технологии»,
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану разделен на две части: первая часть выполняется в первом полугодии после прохождения тем по технологии обработки древесины и древесных материалов, вторая часть выполняется во втором полугодии и относится к темам технологии обработки металла и искусственных материалов. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Технология» в 8 классах выделяется 34 часа ежегодно (из расчёта 1 учебный час в неделю.)
Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций, освоение строительно-отделочных, ремонтных, санитарно-технических, электромонтажных работ и выполнение проектов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· творческое решение учебных и практических задач (умение мотивировано отказаться от образца, искать оригинальные решения); самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
· приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов; изложение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
· умение перефразировать мысль (объяснить другими словами); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари. Интернет-ресурсы и др.;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива)
· оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал отбирался с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектирования, контроль и самоконтроль. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ в конце каждого года обучения. Причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.
При организации творческой и проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении изделия, изготовление которого они выдвигают в качестве творческой идеи.
При освоении курса «Технология» в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, а также специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе изучения программного материала осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение и навыки делового бесконфликтного общения.
Распределение учебных часов по разделам программы 8 класс
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:
Разделы и темы программы | Количество часов |
Технологии домашнего хозяйства (10 ч) 1. Семейная экономика 2. Дом, в котором мы живем | 10 8 2 |
Электротехника (12 ч) 1. Электромонтажные и сборочные технологии 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики 3. Бытовые электроприборы | 12 4 4 4 |
Современное производство и профессиональное самоопределение 1. Сферы производства и разделение труда 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера | 4 2 2 |
Технологии творческой и опытнической деятельности (8 ч) 1. Исследовательская и созидательная деятельность | 8 8 |
Всего: 34 ч | 34 |
Содержание учебного предмета «Технология» 8 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»-10 часов
Тема 1. Семейная экономика – 8 час.
Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета
Лабораторно-практические и практические работы. Оценивание имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализирование потребности членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учётом её состава. Анализирование качества и потребительских свойств товаров. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности
Тема 2. Дом, в котором мы живем – 2 час.
Теоретические сведения. Как строят дом. Простейшие работы по ремонту оконных и дверных блоков. Инструменты и материалы для ремонта. Разновидности замков. Особенности установки разных видов замков. Технология установки дверного замка. Правила безопасной работы. Материалы, применяющиеся для утепления дверей и окон. Способы утепления дверей и окон
Лабораторно-практические и практические работы. Знание инструментов и материалов для ремонта, видов ремонта оконных и дверных блоков, правил безопасной работы. Умение выполнения ремонта оконных и дверных блоков. Знание видов материалов для утепления дверей и окон, способов утепления, последовательности действий, правил безопасной работы. Умение выполнения работ по утеплению дверей и окон. Знание разновидностей замков и особенностей их установки, последовательности действий при установки дверного замка, инструментов, необходимых при выполнении данной работы. Умение выполнения установки дверного замка
Раздел «Электротехника» - 12 часов
Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии – 4 час.
Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электро-монтажных и наладочных работ
Лабораторно-практические и практические работы. Чтение простых электрических схем. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах её сборки. Знакомство с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнение упражнения по несложному электромонтажу. Использование пробника для поиска обрыва в простых электрических цепях. Изготовление удлинителя. Выполнение правил безопасности и электробезопасности
Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики – 4 час.
Теоретические сведения. Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок
Лабораторно-практические и практические работы. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Испытание созданной модели автоматической сигнализации (из деталей электроконструктора)
Тема 3. Бытовые электроприборы – 4 час.
Теоретические сведения. Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии в быту. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами
Лабораторно-практические и практические работы. Оценивание допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке, и в квартирной (домовой) сети. Исследование характеристики источников света. Подборка оборудования с учётом гигиенических и функциональных требований. Соблюдение правил безопасной эксплуатации электроустановок
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» - 4 часа
Тема 1. Сферы производства и разделение труда – 2 час.
Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника
Лабораторно-практические и практические работы. Исследование деятельности производственного предприятия или предприятия сервиса. Анализирование структуры предприятия и профессиональное разделение труда. Знание понятий «профессия», «специальность, «квалификация»
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера – 2 час.
Теоретические сведения. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии
Лабораторно-практические и практические работы. Знакомство по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Анализ предложения работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Проводить диагностику склонностей и качеств личности. Строить планы профессионального образования и трудоустройства
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности - 8 часов
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность – 8 час
Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта
Практические работы. Обоснование темы творческого проекта. Нахождение и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации и презентации с помощью ПК. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации проекта
Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Требования к уровню подготовки | Дата проведения |
по плану | по факту |
| «Исследовательская и созидательная деятельность» (вводная часть) (2 ч) | | |
1-2 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта | 2 | Развитие у учащихся представления о проектной деятельности, основных компонентах и критериях проекта; последовательности разработки творческого проекта. Умение составлять индивидуальный (групповой) план проекта, формирование стартовой мотивации к изучению нового; ориентирование в информационном пространстве | | |
| «Технологии домашнего хозяйства» (10 ч) | | |
| Семейная экономика (8 ч) | | |
3-4 | Семья как экономическая ячейка общества. Семья и бизнес. Потребности семьи | 2 | Знание понятий семьи, потребности, семейной экономики, знание функции семьи, ее потребностей, пути их удовлетворения. Знание сущности понятий предпринимательской деятельности, прибыли, видов предпринимательской деятельности, особенностей предпринимательской деятельности. Знание потребностей семьи, классификации вещей с целью покупки, правил покупок, источников информации о товарах. Умение планирования покупок, совершения покупок | | |
5-6 | Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета. Расходы на питание. Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета | 2 | Знание понятий бюджета семьи, дохода, расхода, особенностей бюджета в разных семьях, основ рационального планирования бюджета. Умение вести учет доходов и расходов семьи, планирование расходов семьи с учетом ее состава. Знание основ рационального питания, свойств продуктов и их питательной ценности, распределения расходов на питание. Умение рационального ведения домашнего хозяйства. Знание способов сбережения средств, форм размещения сбережений, структуры личного бюджета. Умение планирования своего личного бюджета, рационального ведения домашнего хозяйства | | |
7-8 | Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара. Трудовые отношения в семье. Экономика приусадебного участка | 2 | Знание понятия маркетинга и его основных целей, назначения торговых символов, этикеток, штрихкода, видов рекламы. Умение разбираться в информации, заложенной в этикетках, вкладышах, быть грамотным покупателем. Знание принципов управления семьей, целей и задач трудовых отношений, организации труда в семье. Умение строить свои взаимоотношения со всеми членами семьи. Знание влияния доходов с приусадебного участка на семейный бюджет, значения приусадебного участка в организации питания семьи, ее отдыха и объединения членов семьи. | | |
9 | Информационные технологии в домашней экономике | 1 | Знание последовательности выполнения операций на компьютере для составления семейного бюжета. Умение составления семейного бюджета с использованием домашнего компьютера | | |
10 | Коммуникации в домашнем хозяйстве | 1 | Знание источников информации, современные средства передачи и приема информации. Умение правильно формулировать информацию при ее обмене с другими | | |
| Дом, в котором мы живем (2 ч) | | |
11 | Ремонт оконных и дверных блоков. Технология установки дверного замка | 1 | Знание инструментов и материалов для ремонта, видов ремонта оконных и дверных блоков, правил безопасной работы. Умение выполнения ремонта оконных и дверных блоков. Знание разновидностей замков и особенностей их установки, последовательности действий при установки дверного замка, инструментов, необходимых при выполнении данной работы. Умение выполнения установки дверного замка | | |
12 | Утепление дверей и окон | 1 | Знание видов материалов для утепления дверей и окон, способов утепления, последовательности действий, правил безопасной работы. Умение выполнения работ по утеплению дверей и окон | | |
| «Электротехника» (12ч) | | |
| Электромонтажные и сборочные технологии (4ч) | | |
13 | Электричество в нашем доме | 1 | Знание понятия электрического тока, области применения электрической энергии, источников электрической энергии, электрических схем и условных обозначений на них, правил безопасности. Умение чтения электрических схем | | |
14 | Электроизмерительные приборы (вольтметр, амперметр) | 1 | Знание типов электроизмерительных приборов и области их применения, устройства и назначения вольтметра и амперметра, условных обозначений приборов на электрических схемах. Умение производить измерения электроизмерительными приборами | | |
15-16 | Электрические провода. Виды соединения проводов. Монтаж электрической цепи | 2 | Знание назначения установочных, обмоточных и монтажных проводов, видов их изоляции. Знание правил безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Умение сращивать провода с однопроволочной жилой, с многопроволочной жилой, с использованием пайки, чертить схемы электрических цепей, проводить их монтаж | | |
| Электротехнические устройства с элементами автоматики (4) | | |
17-18 | Квартирная электропроводка. Плавкие и автоматические предохранители | 2 | Знание назначения предохранителей, правил подключения светильников и бытовых приборов к сети. Умение собирать модель квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммуникации и защиты | | |
19-20 | Электромагниты и их применение. Электрические двигатели | 2 | Знание устройства и принципа действия, области применения электромагнитов, назначения и устройства реле, устройства и принципа действия двигателей постоянного и переменного тока, схемы подключения электродвигателей к источнику тока, правил безопасной работы. Умение собирать цепь по электрическим схемам, простейшие изделия, подключать электродвигатели разных конструкций к сети | | |
| Бытовые электроприборы (4ч) | | |
21-22 | Бытовые электронагревательные приборы и светильники | 2 | Знание видов электронагревательных элементов и ламп, принципа действия бытовых электронагревательных приборов и светильников. Умение составления электрических схем электронагревательных приборов | | |
23 | Бытовые микроволновые печи | 1 | Знание назначения и устройства разных видов микроволновых печей, правил их эксплуатации и безопасной работы. Умение рационального использования электроприборов, обеспечивая экономию электроэнергии | | |
24 | Стиральная машина. Холодильник | 1 | Знание назначения, устройства и принципа действия стиральной машины и холодильника разных видов, правил их эксплуатации и безопасной работы. Умение пользования стиральной машиной и холодильником | | |
| «Исследовательская и созидательная деятельность» (4 ч) | | |
25-28 | Творческий проект | 4 | Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения | | |
| «Современное производство и профессиональное самоопределение» (4 ч) | | |
| Сферы производства и разделение труда (2 ч) | | |
29-30 | Современное производство. Квалификация и образование работника | 2 | Знание понятий «профессия», «специальность», «квалификация». Умение исследовать деятельность производственного предприятия, анализировать структуру предприятия и профессионального разделения труда | | |
| Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 ч) | | |
31-32 | Виды профессий. Профессиональная подготовка | 2 | профессиональный интерес» и «склонности», факторов, влияющих на выбор профессии. Знание типов темперамента. Умение анализировать предложения работодателей на региональном рынке труда. Умение определять тип темперамента, определять уровень развития своих профессиональных качеств, проводить самоанализ развития своей личности | | |
| «Исследовательская и созидательная деятельность» (заключительная часть) (2 ч) | | |
33-34 | Защита проекта | 2 | Составлять план защиты проектной работы. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Подготавливать электронную презентацию проекта | | |
| | 34 | | | |
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Система оценки достижений учащихся
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2.опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
При оценивании диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания:
9 – 10 правильных ответов – «5»
7 – 8 правильных ответов – «4»
5 – 6 правильных ответов – «3»
4 –0 правильных ответов – «2»
При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.
Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.
При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.