Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО ________/М.А. Гаврилова/ «____» август 2016 г. | Утверждена директором МБОУ СОШ №8 Рузаевского муниципального района ____________/Т.В. Соколова/ «___» август 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса БИОЛОГИЯ в 5 классе
Составитель: Горюнова Яна Геннадьевна
учитель биологии
2016 г.
Рабочая программа по биологии федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»; приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Данная рабочая программа составлена на базе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В. В. Пасечника Дрофа 2009 –92с. Программа разработана с таким расчётом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания по биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате обучения биологии в 5 классе учащиеся должны
знать/понимать:
уметь:
применять следующие понятия: биология; биосфера; экология; методы исследования; наблюдение; эксперимент; измерения; царства: бактерии, грибы, растения и животные; признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение; водная среда; наземно-воздушная среда; почва как среда обитания; организм как среда обитания; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; клетка; лупа; микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив; оболочка; цитоплазма; ядро; ядрышко; вакуоли; пластиды; хлоропласты; пигменты; хлорофилл; неорганические вещества; органические вещества; углеводы; белки; жиры; нуклеиновые кислоты; межклетники; межклеточное вещество; движение цитоплазмы; хромосомы; ткань; виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные; бактерии; синезеленые или цианобактерии; сапротрофы; паразиты; клубеньковые или азотофиксирующие бактерии; симбиоз; болезнетворные бактерии; эпидемия; грибница или мицелий; шляпочные грибы; микориза; симбиоз; плесневые грибы; дрожжи; мукор; пеницилл; спорангии; головня; спорынья; гриб трутовик; ботаника; низшие растения; высшие растения; слоевище; таллом; водоросли; хроматофор; ризоиды; хламидомонада; хлорелла; ламинария; кустистые, листоватые, накипные лишайники; мох; спора; высшие споровые растения; сперматозоид; яйцеклетка; вайи; корневище; спорангии; плаун; хвощ; папоротник; голосеменные; семя; высшие семенные растения; хвойные; женская шишка; мужская шишка; фитонциды; покрытосеменные (цветковые) растения; цветок; плод; деревья; кустарники; травы; однолетние; двулетние; многолетние; палеонтология; палеоботаника; риниофиты.
использовать:
ВВЕДЕНИЕ (6 часа)
Биология – наука о живой природе. Что изучает биология. Значение биологии.
Методы исследования в биологии. Приборы и инструменты. Техника безопасности в биологическом кабинете.
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.
Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Вода. Почва. Тела живых организмов.
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Абиотические факторы. биотические факторы. Антропогенные факторы.
Проверочная работа №1 «Введение»
ГЛАВА 1. Клеточное строение организма (8 часов)
Устройство увеличительных приборов. Устройство лупы. Устройство светового микроскопа. Порядок работы с микроскопом.
Строение клетки.
Лабораторная работа №1 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Органические вещества.
Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Как делится клетка.
Лабораторная работа №2 «Наблюдение движения цитоплазмы».
Ткани. Что такое ткань. Виды тканей.
Проверочная работа №2 «Клеточное строение организма».
ГЛАВА 2. Царство Бактерии (3 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Форма бактерий. Строение бактерий. распространение бактерий. Питание бактерий. Размножение бактерий. Образование спор.
Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения. Почвенные бактерии. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные бактерии.
Проверочная работа №3 «Царство Бактерии».
ГЛАВА 3. Царство Грибы (5 часа)
Общая характеристика грибов. Питание грибов. Строение грибов. Размножение грибов. Роль грибов в природе и жизни человека.
Шляпочные грибы. Строение шляпочного гриба. Образование спор. Симбиоз грибов и растений. Грибы съедобные и ядовитые. Выращивание грибов.
Плесневые грибы и дрожжи. Гриб мукор. Гриб пеницилл. Дрожжи. Лабораторная работа №2 «Плесневый гриб мукор». Лабораторная работа №3 «Строение дрожжей».
Грибы-паразиты. Головня. Спорынья. Грибы трутовики. Прочие грибы-паразиты.
Проверочная работа №4 «Царство Грибы».
ГЛАВА 4. Царство Растения (12 часов)
Разнообразие, распространение, значение растений. Где встречаются растения. Значение растений в природе. Значение растений в жизни человека. Что изучает ботаника.
Водоросли. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли. Бурые водоросли. Красные водоросли. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №5 «Строение зеленых одноклеточных водорослей».
Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение и питание лишайников. Размножение лишайников. Значение лишайников.
Мхи. Печеночные мхи. Листостебельные мхи. Значение мхов в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №6 «Строение мха».
Плауны. Хвощи. Папоротники. Значение плаунов, хвощей, папоротников. Лабораторная работа №7 «Строение спороносящего папоротника».
Голосеменные. Сосна. Ель. Лиственница. Можжевельник. Значение голосеменных.
Лабораторная работа №8 «Строение хвои и шишек хвойных».
Покрытосеменные, или Цветковые. Многообразие покрытосеменных. Значение покрытосеменных.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Начальные этапы развития растительного мира. Появление водорослей. Выход растений на сушу. Происхождение высших споровых растений. Развитие семенных растений.
Проверочная работа №5 «Царство растения».
Календарно-тематическое планирование (5 класс)
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата |
План. | Факт. |
| Введение | 6 | | |
1 (1) | Биология – наука о живой природе. | 1 | | |
2 (2) | Методы исследования в биологии. | 1 | | |
3 (3) | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. отличительные признаки живого. | 1 | | |
4 (4) | Среды обитания организмов. | 1 | | |
5 (5) | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 | | |
6 (6) | Проверочная работа №1 «Введение». | 1 | | |
| Клеточное строение организмов | 8 | | |
1 (7) | Устройство увеличительных приборов. | 1 | | |
2 (8) | Строение клетки. | 1 | | |
3 (9) | Лабораторная работа №1 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | 1 | | |
4 (10) | Химический состав клетки. | 1 | | |
5 (11) | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. | 1 | | |
6 (12) | Лабораторная работа №2 «Наблюдение движение цитоплазмы». | 1 | | |
7 (13) | Ткани. | 1 | | |
8 (14) | Проверочная работа №2 «Клеточное строение организма». | 1 | | |
| Царство Бактерии | 3 | | |
9 (15) | Строение и жизнедеятельность бактерий. | 1 | | |
10 (16) | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | | |
11 (17) | Проверочная работа №3 «Царство Бактерии». | 1 | | |
| Царство Грибы | 5 | | |
12 (18) | Общая характеристика грибов. | 1 | | |
13 (19) | Шляпочные грибы. | 1 | | |
14 (20) | Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | | |
15 (21) | Грибы-паразиты. | 1 | | |
16 (22) | Проверочная работа №4 «Царство Грибы». | 1 | | |
| Царство Растения | 12 | | |
17 (23) | Разнообразие, распространение, значение растений. | 1 | | |
18 (24) | Водоросли. | 1 | | |
19 (25) | Лабораторная работа №5 «Строение зеленых одноклеточных водорослей». | 1 | | |
20 (26) | Лишайники. | 1 | | |
21 (27) | Мхи. | 1 | | |
22 (28) | Лабораторная работа №6 «Строение мха». | 1 | | |
23 (29) | Плауны. Хвощи. Папоротники. | 1 | | |
24 (30) | Голосеменные. | 1 | | |
25 (31) | Лабораторная работа №8 «Строение хвои и шишек хвойных». | 1 | | |
26 (32) | Покрытосеменные, или Цветковые. | 1 | | |
27 (33) | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 | | |
28 (34) | Проверочная работа №5 «Царство растения». | 1 | | |
| Итого | 34 | | |