
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Учебного плана КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат »
Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «История моей Родины» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой временю», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории.
Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию прав ильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.
При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.
В изменяющейся структуре образования определяющим образовательным направлением является любовь к малой Родине и к своему народу. Наш край – часть России и его история тесно связана с историей всей страны. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой предполагает краеведческую работу на уроках истории в 8, 9 классах. Поэтому особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- экологическое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
С ДИСЦИПЛИНАМИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
7класс
№ п/п | Раздел программы истории Отечества | Предмет учебного плана | Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей |
1. | Введение в историю | Чтение и развитие речи | Устное народное творчество. |
2. | Киевская Русь | Чтение и развитие речи | Былины – источник знаний о Киевской Руси |
3. | Наша Родина - Россия | Письмо и развитие речи | Словарные слова |
4. | Русская культура в XII – XIII веках | биология | Белокаменное строительство |
8 класс
№ п/п | Раздел программы чтения и развития речи | Предмет учебного плана | Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей |
1. | Единная Россия ( конец XV века – XVII век) | Письмо и развитие речи | Существительное. Имена собственные. |
2. | Наука и культура во второй половине XIX века | Чтение и развитие речи Изобразительное искусство География Письмо и развитие речи | Л.Н. Толстой И.И. Левитан «Март» И.И. Шишкин «Утро в лесу» Путешественник Пржевальский И.И. Левитан «Март» (сочинение) |
3. | Быт русских людей в XVIII веке | Письмо и развитие речи СБО | Прилагательное Одежда |
9 класс
№ п/п | Раздел программы чтения и развития речи | Предмет учебного плана | Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей |
1. | «Серебряный век» русской культуры | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи | А.М. Горький Сложные слова |
2. | Новая экономическая политика | Письмо и развитие речи | Сложносокращенные слова |
3. | Новая Россия | Физкультура | Олимпийские игры |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
класс | Количество часов в неделю | Количество часов за год | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
7 | 2 | 69 | 16 | 16 | 20 | 17 |
8 | 2 | 66 | 16 | 14 | 20 | 16 |
9 | 2 | 67 | 16 | 15 | 20 | 16 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
7 класс
К концу учебного года учащиеся должны знать:
– какие исторические даты называются точными, приблизительными;
– когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
– кто руководил основным сражениями.
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
– пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
– соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
– пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
– устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
– правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
8класс
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие,
- как протекало конкретное событие,
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лентой времени,
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником, картой.
9класс
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- основные исторические события: революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; Вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Содержание тем учебного курса «История Отечества» 7 класс
№ п/п | Темы учебного курса | Кол-во часов |
1 | Раздел I. Введение в историю | 8ч |
2 | Раздел II. История нашей страны древнейшего периода | 10ч |
3 | Раздел III. Киевская Русь | 21ч |
4 | Раздел IV. Распад Киевской Руси | 10ч |
5 | Раздел V. Борьба Руси с иноземными завоевателями | 9ч |
6 | Раздел VI. Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества | 11ч |
| | |
Содержание тем учебного курса «История Отечества» 8 класс
№ п/п | Темы учебного курса | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Единая Россия (конец XIV–XVII век) | 22ч |
2 | Раздел II. Великие преобразования России в XVIII веке. | 21ч |
3 | Раздел III. История нашей страны в XIX веке | 25ч |
Содержание тем учебного курса «История Отечества» 9 класс
№ п/п | Темы учебного курса | Кол-во часов |
1 | Раздел I.Россия в начале XX в. | 9ч |
2 | Раздел II. Россия в 1917 – 1920 гг. | 9ч |
3 | Раздел III. Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы. | 10ч |
4 | Раздел IV. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. | 13ч |
5 | Раздел V. Советский Союз в 1945 – 1991 гг. | 16ч |
6 | Раздел VI. Новая Россия в 1991 – 2011 гг. | 10ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Словарь | Наглядность |
I четверть - 18 ч |
| Раздел I. Введение в историю | 8ч | | | |
1. | История – наука о прошлом. | 1 | 5.09 | История, предки | Портрет С.М.Соловьева |
2. 3. | Исторические памятники | 2 | 7.09 12.09 | Исторические памятники, археологи | Иллюстрации: предметы и инструменты для археологических раскопок |
4. | Наша Родина – Россия. | 1 | 14.09 | Родина, Отчизна. | Герб, флаг, гимн, портрет президента, карта «Народы Российской Федерации» |
5. | Моя родословная | 1 | 19.09 | Генеалогия, имя, отчество, фамилия | |
6. | Счет лет в истории | 1 | 21.09 | Дата, век, тысячелетие | Лента времени |
7. | Историческая карта | 1 | 26.09 | Историческая карта | Физическая карта России, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX –XII вв.» |
8. | Обобщение по теме: «Введение в историю». | 1 | 28.09 | | Лента времени, карта Российской Федерации |
| Раздел II. История нашей страны древнейшего периода. | 10 ч | | | |
9. | Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов | 1 | 3.10 | Восточные славяне, племена, братские народы | Карта в учебнике «Расселение древних славян» |
10. | Роды и племена восточных славян и их старейшины | 1 | 5.10 | Семья, род, вече, князь, дружина, знатные люди, старейшина | Карта в учебнике «Расселение древних славян», карточки с заданиями |
11. | Славянский поселок | 1 | 10.10 | Край, район, город, село | Карта Ставропольского края |
12. | Занятия восточных славян. Ремесла восточных славян. | 1 | 12.10 | Поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, сусеки, лохань | Карта «Киевская Русь» |
13. | Обычаи восточных славян | 1 | 17.10 | Земледелие, плуг, соха, пашня, скотоводство, бортничество, собирательство | Предметы старины, карточки с заданиями |
14. | Верования восточных славян | 1 | 19.10 | Курган, плач, тризна, хоровод, каравай, оберег, жернова | Каравай, обереги, аппликации «Занятия восточных славян», кроссворд «Обычай» |
15. | Соседи восточных славян | 1 | 24.10 | Волхвы, кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи | Кроссворд «Обычаи» |
16. | Славянские воины и богатыри | 1 | 26.10 | Кочевники, юрта, дань, варяги, гости, базар | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
II четверть - 14 ч |
17. | Объединение восточных славян под властью Рюрика | 1 | 7.11 | Секира, палица, колчан, булава | Кроссворд «Вооружение славянского воина» |
18. | Обобщение по теме: «История нашей страны древнейшего периода». | 1 | 9.11 | Послы, княжество, пленники, булава, кольчуга | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
| Раздел III. Киевская Русь. | 21ч | | | |
19. 20. | Образование государства восточных славян – Киевской Руси | 2 | 14.11 16.11 | Полюдье | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
21. | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга | 1 | 21.11 | Мирный договор, династия | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
22. 23. | Укрепление власти князя | 2 | 23.11 28.11 | Боярин, ополчение, раб, оборона, братина, пир | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
24. | Оборона Руси от врагов | 1 | 30.11 | Дозорные, дозорная служба | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
25. | Крещение Руси при князе Владимире | 1 | 5.12 | Христиане, крещение, религия, крест, священник, молитва, патриарх, митрополит, проповедники | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
26. 27. | Былины – источник знаний о Киевской Руси | 2 | 7.12 12.12 | Былины, побратим | Былины «Садко», «волга и Микула Селянинович» |
28. | Культура и искусство | 1 | 14.12 | Алтарь, иконы, мозаика, фрески, церковная утварь | Иллюстрации из серии «Культура киевской Руси» |
29. | Княжеское и дворянское подворье | 1 | 19.12 | Горница, терем, челядь, воевода | Макет терема, аппликация «Одежда князя» |
30. 31. | Жизнь и быт людей в Киевской Руси | 2 | 21.12 26.12 | Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды | Видеофильм «Из истории русского костюма» |
32. | Правление Ярослава Мудрого | 1 | 28.12 | Вира, закон, куны, «Русская Правда», царь | Картина И. Билибина «Суд во времена «Русской правды», иллюстрация «Софийский собор» |
III четверть - 20 ч |
33. | Образование и грамотность на Руси | 1 | 11.01 | Переписчики, устав, Библия, библиотека | Видеофильм «Из истории русской письменности. История славянской азбуки. Первая русская книга.» |
34. | Летописи и летописцы | 1 | 16.01 | Летопись, летописцы, свиток. | Иллюстрация «Памятник монаху – летописцу», стихотворение А.С.Пушкина из произведения «Борис Годунов». |
35. 36. | Киевский князь Владимир Мономах | 2 | 18.01 23.01 | Удельный князь, бармы, царский венец. | Карточки с заданиями. |
37. 38. | Рост и укрепление древнерусских городов. | 2 | 25.01 30.01 | Вече, корчма, посад, торг. | Макет древнего города. |
39. | Обобщение по теме «Киевская Русь». | 1 | 1.02 | | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», картины «Крещение Руси», «Три богатыря», «Памятник монаху – летописцу». |
| Раздел IV. Распад Киевской Руси. | 10ч | | | |
40. 41. | Причины распада Киевской Руси. | 2 | 6.02 8.02 | | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
42. | Образование самостоятельных княжеств. | 1 | 13.02 | Период раздробленности. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», Карта «Феодальная раздробленность Руси» в учебнике. |
43. | Киевское княжество в XII веке. | 1 | 15.02 | Титул | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», карточки с заданиями. |
44. 45. | Владимиро – Суздальское княжество. | 2 | 20.02 22.02 | Торжок, хан, пир. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.» |
46. | Господин Великий Новгород. | 1 | 27.02 | Хоромы, архиепископ. | Картина А.Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко». |
47. | Торговля и ремесла Новгородской земли. | 1 | 1.03 | пошлина, пристань. | |
48. | Новгородское вече. | 1 | 6.03 | Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, республика. | Картина А.Васнецова «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой. |
49. | Русская культура в XII – XIII веках. | 1 | 13.03 | Культура | Иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли во Владимире. |
| Раздел V. Борьба Руси с иноземными завоевателями. | 9ч | | | |
50. | Монголо – татары. | 1 | 15.03 | Пастбища, орда, караул, кумыс. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.» |
51. | Нашествие монголо – татар на Русь. | 1 | 20.03 | Таран. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., |
52. | Героическая борьба русских людей против монголо – татар. | 1 | 22.03 | | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., «Карта захвата русских городов». |
IV четверть - 17 ч |
53. | Русь под монголо – татарским игом. | 1 | 3.04 | Иго, Золотая Орда, Ярлык, баскаки. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в. , картина С.Иванова «Баскаки». |
54. | Рыцари - крестоносцы. | 1 | 5.04 | Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., Иллюстрации «Вооружение рыцарей – крестоносцев. |
55. | Александр Невский и Новгородская дружина | 1 | 10.04 | | Портрет Александра Невского (художник П.Д.Корин) |
56. | Невская битва | 1 | 12.04 | Герцог. | Схема Невской битвы в учебнике; Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке». |
57. | Ледовое побоище. | 1 | 17.04 | | Схема сражения в учебнике, картина «Ледовое побоище» А.К.Горбунова, стих. К.Симонова «Ледовое побоище». |
58. | Обобщение по теме: «Борьба Руси с иноземными завоевателями». | 1 | 19.04 | | ; Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке». |
| Раздел VI. Начало объединения русских земель. | 11ч | | | |
59. | Возвышение Москвы | 1 | 24.04 | Кремль, династия, географическое расположение Москвы. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
60. | Московский князь Иван Калита; его успехи. | 1 | 26.04 | Калита, свита. | Картина А.Васнецова «Москва при Иване Калите». |
61. | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | 1 | 3.05 | Десятина, крестьяне, оброк, дворяне. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
62. | Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 | 8.05 | | Картина А.М. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче». |
63. | Сергий Радонежский. | 1 | 10.05 | Отшельники, игумен, пустынь, послушник, жертвовать. | Иконописный портрет Сергия Радонежского. |
64. | Битва на Куликовом поле. | 1 | 15.05 | Полк, пехота, воевода. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», схема Куликовской битвы. |
65. | Значение Куликовской битвы для русского народа. | 1 | 17.05 | Памятник | Иллюстрация «Памятник на Куликовом поле». |
66. | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 | 22.05 | Пищаль, тюфяки. | Карточки с опорными словами, гравюра «Иван III», стих. Н.Кончаловского. |
67. 68. | Укрепление Московского государства. | 2 | 24.05 29.05 | Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы. | Иллюстрации в учебнике. |
69. | Обобщение по теме: «Начало объединения русских земель». | 1 | 31.05 | | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Словарь | Наглядность |
I четверть - 16 ч |
| Раздел I. Единая Россия (конец XV – начало XVII в.) | 22ч | | | |
1 | Введение. Иван III Великий – глава единого государства Российского. | 1 | 5.09 | История, предки | Портрет С.М.Соловьева. |
2 | Иван III Великий – глава единого государства Российского. | 1 | 6.09 | Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы. | Гравюра «Иван III», Карта «Образование русского централизованного государства». |
3 | Расширение государства Российского при Василии III. | 1 | 12.09 | Боярин – наместник. | Карта «Образование русского централизованного государства». |
4 | Русская православная церковь в Российском государстве. | 1 | 13.09 | Духовенство, десятина. | Карта – схема «Церковная система управления». |
5 | Первый русский царь Иван IV Грозный. | 1 | 19.09 | Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие, Судебник Ивана IV, телохранители, стрельцы. | Схема «Система государственного управления при Иване Грозном». |
6 | Опричнина Ивана Грозного. | 1 | 20.09 | Помещики, самодержец, опричнина, опричник, земщина. | Карта «Русское государство в XVI веке». |
7 | Присоединение к Российскому государству Поволжья. | 1 | 26.09 | Порох, ясак, караул, толмач. | Карта «Русское государство вXVI веке», иллюстрация «Собор Василия Блаженного». |
8 | Покорение Сибири. | 1 | 27.09 | Казак, круг, атаман. | Карта «Русское государство в XVI веке», репродукция В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», стих. К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака». |
9 | Быт простых и знатных людей. | 1 | 3.10 | Тулуп, тягло, слобода. | Произведение М.Ю.Лермонтова «Песнь о купце Калашникове…», иллюстрация «Крестьянская изба». |
10 | Москва – столица Российского государства. | 1 | 4.10 | Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы. | Карта «Русское государство в XVI веке», репродукции картин В.Васнецова «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване Грозном. |
11 | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». | 1 | 10.10 | Путешественник, раджа. | Карта «Русское государство в XVI веке», карточки с заданиями. |
12 | Великий иконописец Андрей Рублев. | 1 | 11.10 | Иконостас, путник, олифа, темпера. | А.Рублев «Троица», видеофильм «Андрей Рублев», Карта «Русское государство в XVI веке». |
13 | Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. | 1 | 17.10 | Типография, предисловие. | Иллюстрации Кремля, храм Василия Блаженного, памятник Ивану Федорову. |
14 | Правление Бориса Годунова. | 1 | 18.10 | Патриарх. | Рисунок XVII в. «Царь Борис Годунов», карточки с заданиями. |
15 | Смутное время. | 1 | 24.10 | Смутное время, самозванцы. | Видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.», стих. А.Бальмонта «В глухие дни». |
16 | Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. | 1 | 25.10 | Семибоярщина. | Карта «Русское государство в XVI веке», иллюстрация «Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому». |
II четверть - 16 ч |
17 | Начало правления династии Романовых. | 1 | 7.11 | Соляной бунт, Медный бунт. | Видеофильм «Романовы: начало династии», карточки с заданиями. |
18. 19. | Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый). | 2 | 8.11 14.11 | Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица. | Таблица «Крепостные крестьяне и помещики», иллюстрации «В крестьянской избе», «Торг». |
20 | Раскол в Русской православной церкви. | 1 | 15.11 | Протопоп, старообрядцы, скиты. | Таблица «Раскол в Русской православной церкви»; репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова». |
21 | Освоение Сибири и Дальнего Востока. | 1 | 21.11 | Чум, первопроходцы. | Таблица «Народы Сибири и их занятия», Карта «Русское государство в XVII веке», карточки с заданиями. |
22 | Обобщение по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)» | 1 | 22.11 | | Карта «Русское государство в XVII веке», кроссворд «раскол в православной церкви», репродукции. |
| Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке. | 21ч | | | |
23 | Начало правления Петра I. | 1 | 28.11 | Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан. | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый». |
24 | Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга. | 1 | 29.11 | Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман. | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», репродукции «Петр I на строительстве Санкт – Петербурга. |
25 | Полтавская битва. | 1 | 5.12 | Окоп, редут, драгун, гетман. | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Полтавская битва». |
26 | Победа Русского флота. Окончание Северной войны. | 1 | 6.12 | Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж. | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый». |
27 | Петр I – первый российский император. | 1 | 12.12 | Император, империя, цесаревич, Табель о рангах. | Портрет Петра I, отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». |
28 | Преобразования Петра I. | 1 | 13.12 | Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Синод, обер – прокурор, губерния, мануфактура, подушная подать, абсолютизм. | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Государственное управление при Петре I». |
29 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | 19.12 | Дворцовые перевороты, фаворит. | Схема «Дворцовые перевороты», портреты ЕлизаветыI, Петра III, Екатерины II. |
30 | Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. | 1 | 20.12 | Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика. | Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова. |
31 | Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. | 1 | 26.12 | Разночинцы, мещане. | Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова, иллюстрации «Московский университет». |
32 | Правление Екатерины II. | 1 | 27.12 | Просвещенный абсолютизм, губернское правление, казенная палата, городская дума, наместник. | Портрет Екатерины II. |
III четверть - 20 ч |
33. 34. | «Золотой век» дворянства. | 2 | 16.01 17.01 | Дворянское собрание. Именитые граждане, капитан – исправник, меценат. | Портрет А.Б.Куракина художника В.Л.Боровиковского. |
35. | Положение крепостных крестьян. | 1 | 23.01 | Наказы, вольная. | Иллюстрации художника Н.Неврева «Торг», «Порка на конюшне». |
36. | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. | 1 | 24.01 | Дезертирство. | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портрет Е.И.Пугачева. |
37. | Русско – турецкие войны второй половины XVIII века. | 1 | 30.01 | Ультиматум. | Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портреты П.А.Румянцева, А.В,Суворова. |
38. | Знаменитый полководец Александр Суворов. | 1 | 31.01 | Генералиссимус. | Портрет А.В.Суворова, Картина В Сурикова «Переход Суворова через Альпы»; С.П.Алексеев «Рассказы о Суворове». |
39. | Русские изобретатели и умельцы. | 1 | 6.02 | Паровая машина, семафор. | Таблица «Русские изобретатели и умельцы», иллюстрации «Паровая машина И.И.Ползунова». |
40. | Развитие литературы и искусства в XVIII веке. | 1 | 7.02 | Драматурги – ческие произведения. | Видеофильм «Искусство. XVIII век», Картины Ф.И.Фонвизина, Д.Г.Левицкого, И.П.Аргунова. |
41 | Быт и нравы русских людей в XVIII веке. | 1 | 13.02 | Аристократ. Ботфорты, трость, менуэт, извозчик. | Иллюстрации в учебнике. |
42. | к/р Алтай в XVIII веке. Социальный состав жителей Алтая. | 1 | 14.02 | | |
43. | Обобщение по теме «Великие преобразования России в XVIII веке» | 1 | 20.02 | | Карточки с заданиями. Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.». |
| Раздел III. История нашей страны в XIX веке. | 25ч | | | |
44. | Россия в начале XIX века. | 1 | 21.02 | Выкуп, министерство, Комитет министров, Государственный совет. | Портрет Александра I, карточки с заданиями. |
45. | Начало Отечественной войны 1812 года. | 1 | 27.02 | | Карта «Отечественная война1812 г.», карточки с заданиями. |
46. | Бородинская битва. | 1 | 28.02 | Генеральное сражение, ставка. Флеши. | Карта «Отечественная война1812 г.», Стих. М.Ю.Лермонтова «Бородино», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.) |
47. | Оставление Москвы. | 1 | 6.03 | Фураж. | Карта «Отечественная война1812 г.», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.) |
48. | Народная война против армии Наполеона. | 1 | 7.03 | Партизанский отряд, рейд. | Карта «Отечественная война1812 г.», Книга С.Алексеева «Бородинская битва». |
49. | Отступление и гибель французской армии. | 1 | 13.03 | Мундир. | Карта «Отечественная война1812 г.», иллюстрации в учебнике. |
50. | Правление Александра I. | 1 | 14.03 | Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец. | Карта «Отечественная война1812 г.», портрет Александра I. |
51. | Создание тайных обществ в России. | 1 | 20.03 | Республика. | Карта «Отечественная война1812 г.», таблица «Тайные общества», портреты декабристов. |
52. | Восстание декабристов. | 1 | 21.03 | Декабристы, присяга, каторга. | Стих А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд», акварель К.И.Кольмана «Восстание на Сенатской площади». |
IV четверть - 14ч |
53. | Император Николай I. | 1 | 3.04 | Казармы, жандарм, чиновник. | Карточки с заданиями, карточки для словарной работы. |
54. | «Золотой век» русской культуры. | 1 | 4.04 | Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка. | Картины художников В.А.Тропинина, А.Г.Веницианова, грамзапись оперы «Иван Сусанин», видеофильм «Русский музей. Искусство первой половины XIX в.». |
55. | Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. | 1 | 10.04 | Лицей. Поэма, дуэль, роман. | О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», поэма «Полтава», повесть «Капитанская дочка», грамзапись «Смерть поэта». |
56. | Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в. | 1 | 11.04 | Телеграф, телефон, свита, пингвин. | Карта «Территория России в начале XIXв.», иллюстрации, план «географические открытия». |
57. | Крымская война 1853 – 1856 гг. | 1 | 17.04 | Бухта, эскадра, флотилия, сестры милосердия. | Карта «Крымская война»; портреты Корнилова, Нахимова, Пирогова; набор открыток «Оборона Севастополя». |
58. | Отмена крепостного права. | 1 | 18.04 | Манифест, сельское общество, сход, староста, надел, временно обязанные, выкупные платежи, круговая порука. | Карточки с заданиями. |
59. | К/р Отмена крепостного права на Алтае | 1 | 24.04 | | |
60. | Реформы Александра II. | 1 | 25.04 | Волость, волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных. | Карточки с заданиями. |
61. | Правление Александра III. | 1 | 2.05 | Кредит, экспорт, импорт. | Портрет Александра III, карточки с заданиями. |
62. | Развитие российской промышленности. | 1 | 8.05 | Монополия, ассигнации, буржуазия, рабочие, картуз. | Схема «Реформы в период правления Александра III.», карта «Россия в конце XIX в.» |
63. | Появление революционных кружков в России. | 1 | 15.05 | Забастовка, интеллигенция, революционер. | Карточки с заданиями. |
64. | Наука и культура во второй половине XIX в. | 1 | 16.05 | Консерватория. | Карта «Россия после реформы», видеофильм «Русский музей. На рубеже веков», картины художников второй половины XIX века. |
65. 66. | Жизнь и быт русских купцов. | 2 | 22.05 23.05 | Благотворительная деятельность, галерея. | Схема «Дела купцов». |
67. 68. | Быт простых россиян в XIX веке. | 2 | 29.05 30.05 | Конка, котелок, трактир. | План- схема, атрибуты для игр. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Словарь | Наглядность |
I четверть - 16 ч |
| Раздел I. Россия в начале XX века. | 9ч | | | |
1. | Начало правления Николая II. | 1 | 4.09 | Гвардия, полковник, забастовка, стачка. | Карта «Россия с 1861 по 1900 гг.»; видеофильм «Россия XXв. Россия на рубеже веков. Николай и Александра». |
2. | Русско – японская война 1904 – 1905 гг. | 1 | 7.09 | Эскадра, крейсер, прицельный огонь. | Карта «Русско – японская война 1904 – 1905 гг.»; видеофильмы «Россия XX в.Внешняя политика России». |
3. | Первая русская революция. | 1 | 11.09 | Демократия, социализм, петиция, холостой залп, баррикады. | Карта «Революция 1905 – 1907 гг. в России»; видеофильм «Русская революция», карточки с заданиями. |
4. | Появление первых политических партий в России. | 1 | 14.09 | Митинг, партия, съезд, лидер, демонстрация, либеральные партии, гимназия. | Видеофильм «Россия XX в. Общественное движение на рубеже веков. Образование политических партий». |
5. | Реформы государственного управления. | 1 | 18.09 | Манифест, Конституция, депутат, курия. | Видеофильм «Россия XX в.Изменения в политической жизни России». |
6. | Реформы П.А.Столыпина. | 1 | 21.09 | Кризис. | Видеофильм «Россия XXв. Столыпинская реформа»; Карта «Революция 1905 – 1907 гг. в России»; портрет П.А,Столыпина. |
7. | Серебряный век русской культуры. | 1 | 25.09 | Странствовать, опера, балет, кино, балерина, кинотеатр, режиссер, пианино. | Видеофильм «Ф.Шаляпин»; худ. Фильм «Анна Павлова»; портрет М.Горького. |
8. | Россия в Первой мировой войне. | 1 | 28.09 | Военный союз, претензии, фронт, дезертировать. | Карта «Первая мировая война»; видеофильм «Россия XXв. Первая мировая война». |
9. | Обобщение по теме: «Россия в начале XX века». | 1 | 2.10 | | Карты «Русско – японская война», «Революция 1905 – 1907 гг.», «Первая мировая война», карточки с заданиями. |
| Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 годах. | 9ч | | | |
10. | Февральская революция и отречение царя от престола. | 1 | 5.10 | Отречение, карточная система, двоевластие. | Карта «Первая мировая война»; карточки с заданиями. |
11. | Захват власти большевиками в Петрограде. | 1 | 9.10 | Штаб, Красная гвардия, декрет. | Карта – схема «Вооруженное восстание в Петрограде», иллюстрация «Штурм Зимнего дворца». |
12 | Установление советской власти. | 1 | 12.10 | Рабочие комитеты, комитеты бедноты, продовольственные отряды, репарация, мятеж. | Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война», карточки с заданиями. |
13 | Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армий. | 1 | 16.10 | Гражданская война, красноармеец, комиссар, интервенция, обмундирование, шинель, кобура. | Карта «Гражданская война и интервенция»; атрибуты для игры «Оденьте бойцов». |
14 | Борьба между красными и белыми. | 1 | 19.10 | Эмигрант. | Карта «Гражданская война и интервенция»; видеофильм «История гражданской войны», портрет М.В.Фрунзе. |
15 | Крестьянская война против «белых» и «красных». | 1 | 23.10 | Тачанка. | Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война», |
16 | Экономическая политика Советской власти. | 1 | 26.10 | Продразверстка, коммунизм, совхозы. | Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война |
II четверть - 16 ч |
17 | Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. | 1 | 9.11 | Коммунальные квартиры, беспризорники, безработные, ликбезы, пионеры, комсомольцы. | Книга Дж. Рида «10 дней, которые потрясли мир». |
18. | Обобщение по теме «Россия в 1917 – 1920 годах». | 1 | 13.11 | | Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война», |
| Раздел III. СССР в 20 – 30-е годы XX века. | 10ч | | | |
19. | Новая экономическая политика. | 1 | 16.11 | Батрак, концессия. | Видеофильм «Москва. Страницы истории XXв. От разрухи до обновления», карточки с заданиями. |
20. | Образование СССР. | 1 | 20.11 | Союз, наркоматы, делегат. | Карта «Союз Советских Социалистических Республик». |
21. | Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина. | 1 | 23.11 | Культ личности, духовная семинария. | Иллюстрации, фото И.В.Сталина. |
22. | Индустриализация в СССР. | 1 | 27.11 | Индустриализация, заем, пятилетка, комсомольская путевка, шахтер. | Карта «Союз Советских Социалистических Республик», видеофильм «Москва. Страницы истории XX в. По плану реконструкции». |
23. | Коллективизации крестьянских хозяйств. | 1 | 30.11 | Колхоз, кулак, трудодни. | Карточки с заданиями. |
24. | Новая Конституция страны 1936 г. | 1 | 4.12 | Сессия, репрессия. | Иллюстрации, карточки с заданиями. |
25. | Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы XX века. | 1 | 7.12 | Синтетический каучук. | Фото, иллюстрации, видеофильм «Веселые ребята». |
26. | Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е гг. XX века. | 1 | 11.12 | Керосинка, элита, паек. | Видеофильм «Москва. Страницы истории XX в. От разрухи до обновления»; карточки с заданиями. |
27. | Р.К. Алтайский край в 20 – 30-е гг. XX века. | 1 | 14.12 | Голод, новая экономическая политика, трагедия раскрестьянивания, репрессии, борьба с неграмотностью. | Видеофильм «История Ставропольского края», карта Ставропольского края. |
28. | Обобщение по теме: «СССР в 20 – 30-е гг. XX века». | 1 | 18.12 | | Карточки с заданиями. |
| Раздел IV. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. | 13ч | | | |
29. | СССР накануне Второй мировой войны. | 1 | 21.12 | Фашисты, нацисты, конфликт. | Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.». |
30. | Советский союз в начале Второй мировой войны. | 1 | 25.12 | | Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.». |
31. | Начало Великой Отечественной войны. | 1 | 28.12 | Оккупировать, дивизия. | Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм « Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Начало Великой Отечественной войны». |
III четверть - 20 ч |
32. | Битва за Москву. | 1 | 11.01 | Генеральное наступление, эвакуировать, контрнаступление, Генштаб. | Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Битва за Москву»; портрет Г.К.Жукова. |
33. | «Все для фронта! Все для победы!» | 1 | 15.01 | Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы. | Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», |
34. | Блокада Ленинграда. | 1 | 18.01 | Блокада. | Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Блокада Ленинграда, таблица «Главные битвы войны" |
35. | Сталинградская битва. | 1 | 22.01 | Эскадрилья. | Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Главные битвы войны" |
36. | Борьба советских людей на оккупированной территории. | 1 | 25.01 | Концлагерь, рейды. | Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Партизаны», таблица «Борьба советских людей на оккупированной территории». |
37. | Битва на Курской дуге. | 1 | 29.01 | Коалиция. | Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Курская дуга», таблица «Главные битвы войны" |
38. | Героизм тружеников тыла. | 1 | 1.02 | Комендантский час, патруль, пенициллин. | Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», |
39. | Окончание Великой Отечественной войны. | 1 | 5.02 | Рейхстаг, Нюрнбергский процесс, капитуляция. | Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм « Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Битва за Берлин». |
40 | Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. | 1 | 8.02 | | Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.», видеофильм «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Война с Японией». |
41. | Обобщение по теме: «СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» | 1 | 12.02 | | Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.», Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Главные битвы войны". |
| Раздел V. Советский Союз в 1945 – 1991 годах. | 16ч | | | |
42. | Возрождение страны после войны. | 1 | 15.02 | Возрождение, трудовой подвиг, трудодни. | Карточки с заданиями, иллюстрации, фотодокументы. |
43. | Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. | 1 | 19.02 | «Холодная война». | Карта «Политическая карта мира». |
44. | Реформы Н.С.Хрущева. | 1 | 22.02 | Реабилитация, кредит, целина. | Карта «Союз Советских социалистических республик». |
45. | Достижения в науке и технике в 50 – 60-е годы. | 1 | 26.02 | Лайнер. | Карта «Союз Советских социалистических республик», таблица «Реформы Хрущева», иллюстрации. |
46. | Освоение космоса. | 1 | 1.03 | Космодром. | Портреты С.П.Королева, Ю.А.Гагарина, В.В.Терешковой; видеофильм «Россия в космосе». |
47. | Хрущевская «оттепель». | 1 | 5.03 | НКВД, «Архипелаг ГУЛАГ». | Портреты А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, карточки с заданиями. |
48. | Экономика и политика в эпоху «застоя». | 1 | 12.03 | Дефицит. | Карта «Союз Советских социалистических республик», |
49. | Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война. | 1 | 15.03 | Ядерное оружие. | Карта «Союз Советских социалистических республик», Политическая карта мира. |
50. | Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». | 1 | 19.03 | Инакомыслящие, диссиденты, «самиздат», барды, магнитофон. | Таблица «Развитие культуры». |
51. | Жизнь и быт советских людей в 70 – 80-е гг. XX века. | 1 | 22.03 | Магнитола, проигрыватель, транспарант. | Иллюстрации, фотодокументы. |
IV четверть - 16ч |
52. 53. | Реформы М.С.Горбачева. | 2 | 2.04 5.04 | Фермер, альтернативные выборы. | Иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями. |
54. | К/р. Алтайский край в годы кардинальных перемен | 1 | 9.04 | | |
55. 56. | Распад СССР. | 2 | 12.04 16.04 | | Карта «Союз Советских социалистических республик», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями. |
57. | Обобщение по теме: «Советский Союз в 1945 – 1991 годах». | 1 | 19.04 | | Карта «Союз Советских социалистических республик», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями. |
| Раздел VI. Новая Россия в 1991 – 2003 годах. | 10ч | | | |
58. | Экономические реформы Б.Н.Ельцина. | 1 | 23.04 | Приватизация, ваучер. | Карта «Союз Советских социалистических республик», |
59. | К/р. Политическая жизнь Алтайского края в 90-е годы. | 1 | 26.04 | | |
60. 61. | Реформы государственного управления. | 2 | 30.04 3.05 | Предприниматель или бизнесмен. | Таблица «Политическое устройство страны». |
62. | Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. | 1 | 7.05 | Интернет. | Карта «Российская Федерация». |
63. | К/р. Культура Алтайского края в 90-е годы XX века. | 1 | 10.05 | | |
64. 65. | Продолжение реформ в России. | 2 | 14.05 17.05 | Округ. | Карта «Российская Федерация». |
66. 67. | Обобщение по теме: «Новая Россия в 1991 – 2003 годах». | 2 | 21.05 24.05 | | «Политическая карта мира», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями. |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в изложении учебного материала и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки при работе с текстом, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно привести примеры и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке учебного материала, искажающие его смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Литература :
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Лист внесения изменений