СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Отечества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного предмета  «История Отечества» 7,8,9 классов

срок реализации 2017-2018 уч.год

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Отечества»»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

Учебного плана КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат »

Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассмат­ривается как учебный предмет, в который заложено изучение исто­рического материала, овладение знаниями и умениями, коррекци­онное воздействие изучаемого материала на личность ученика, фор­мирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на круп­ных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого собы­тия и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период исто­рии. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит форми­рование знаний. При этом может быть использован уровневый под­ход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной исто­рией, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет пра­во использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способству­ющий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» явля­ется историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях лю­дей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекци­онной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объясни­тельное чтение текста учебной книги, работа с исторической кар­той, картиной, схемами, «Лентой временю», просмотр и разбор ки­нокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории.

Рассказ учителя об исторических событиях должен быть историчес­ки точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.


Создавая историческую картину того или иного события, учи­тель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, спо­собствующие формированию прав ильных исторических представ­лений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одеж­ды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источ­ников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать разви­тию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует уме­ние представлять себе, как жили люди в определенную историчес­кую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Созда­ние точных зрительных образов - важный элемент обучения исто­рии, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по ис­пользованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо под­готовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на эк­скурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определенной исторической формации учи­тель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

В изменяющейся структуре образования определяющим образовательным направлением является любовь к малой Родине и к своему народу. Наш край – часть России и его история тесно связана с историей всей страны. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой предполагает краеведческую работу на уроках истории в 8, 9 классах. Поэтому особое внимание уделяется краеведческой работе с использовани­ем местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Данная рабочая программа ставит следующие цели:

- изучение исторического материала,

- овладение знаниями и умениями,

- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,

- формирование личностных качеств гражданина,

- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,

- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

Образовательные задачи:

- усвоить важнейшие факты истории,

- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,

- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,

- овладеть умением применять знания по истории в жизни,

- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

Воспитательные задачи:

- гражданское воспитание учащихся,

- патриотическое воспитание,

- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,

- нравственное воспитание,

- эстетическое воспитание,

- трудовое воспитание,

- экологическое воспитание,

- правовое воспитание,

- формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

С ДИСЦИПЛИНАМИ УЧЕБНОГО ПЛАНА

7класс

№ п/п

Раздел программы истории Отечества

Предмет учебного плана

Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей

1.

Введение в историю

Чтение и развитие речи

Устное народное творчество.


2.

Киевская Русь

Чтение и развитие речи

Былины – источник знаний о Киевской Руси

3.

Наша Родина - Россия

Письмо и развитие речи

Словарные слова

4.

Русская культура в XII – XIII веках

биология

Белокаменное строительство

8 класс

№ п/п

Раздел программы чтения и развития речи

Предмет учебного плана

Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей

1.

Единная Россия ( конец XV века – XVII век)

Письмо и развитие речи

Существительное. Имена собственные.

2.

Наука и культура во второй половине XIX века

Чтение и развитие речи


Изобразительное искусство


География


Письмо и развитие речи

Л.Н. Толстой



И.И. Левитан «Март»

И.И. Шишкин «Утро в лесу»


Путешественник Пржевальский


И.И. Левитан «Март»

(сочинение)

3.

Быт русских людей в XVIII веке

Письмо и развитие речи


СБО

Прилагательное



Одежда

9 класс

№ п/п

Раздел программы чтения и развития речи

Предмет учебного плана

Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей

1.

«Серебряный век» русской культуры

Чтение и развитие речи


Письмо и развитие речи

А.М. Горький



Сложные слова

2.

Новая экономическая политика

Письмо и развитие речи


Сложносокращенные слова

3.

Новая Россия

Физкультура

Олимпийские игры




УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД



класс

Количество часов в неделю

Количество часов за год

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть



7


2


69


16


16


20


17


8


2


66


16


14


20


16


9


2


67


16


15


20


16
































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:



7 класс

К концу учебного года учащиеся должны знать:


– какие исторические даты называются точными, приблизительными;

– когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

– кто руководил основным сражениями.


Учащиеся должны уметь:

– пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

– пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

– соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

– пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

– устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

– правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.


8класс

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- когда началось и закончилось событие,

- как протекало конкретное событие,

- великих русских поэтов, писателей, ученых.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться лентой времени,

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,

- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником, картой.


9класс

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- основные исторические события: революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; Вторая Мировая война; Великая Отечественная война;

- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.



Содержание тем учебного курса «История Отечества» 7 класс


п/п

Темы учебного курса

Кол-во часов

1

Раздел I. Введение в историю

2

Раздел II. История нашей страны древнейшего периода

10ч

3

Раздел III. Киевская Русь

21ч

4

Раздел IV. Распад Киевской Руси

10ч

5

Раздел V. Борьба Руси с иноземными завоевателями

6

Раздел VI. Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества

11ч







Содержание тем учебного курса «История Отечества» 8 класс


п/п

Темы учебного курса

Кол-во часов

1

Раздел 1. Единая Россия (конец XIV–XVII век)

22ч

2

Раздел II. Великие преобразования России в XVIII веке.

21ч

3

Раздел III. История нашей страны в XIX веке

25ч



Содержание тем учебного курса «История Отечества» 9 класс


п/п

Темы учебного курса

Кол-во часов

1

Раздел I.Россия в начале XX в.


2

Раздел II. Россия в 1917 – 1920 гг.

3

Раздел III. Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы.

10ч

4

Раздел IV. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

13ч

5

Раздел V. Советский Союз в 1945 – 1991 гг.

16ч

6

Раздел VI. Новая Россия в 1991 – 2011 гг.

10ч













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

7 класс


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Словарь

Наглядность

I четверть - 18 ч




Раздел I. Введение в историю





1.

История – наука о прошлом.

1

5.09

История, предки

Портрет С.М.Соловьева

2.

3.

Исторические памятники

2


7.09

12.09


Исторические памятники, археологи

Иллюстрации: предметы и инструменты для археологических раскопок

4.

Наша Родина – Россия.

1

14.09

Родина, Отчизна.

Герб, флаг, гимн, портрет президента, карта «Народы Российской Федерации»

5.

Моя родословная

1

19.09

Генеалогия, имя, отчество, фамилия


6.

Счет лет в истории

1

21.09

Дата, век, тысячелетие

Лента времени

7.



Историческая карта

1

26.09

Историческая карта

Физическая карта России, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX –XII вв.»


8.

Обобщение по теме: «Введение в историю».

1

28.09


Лента времени, карта Российской Федерации



Раздел II. История нашей страны древнейшего периода.


10 ч






9.


Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов

1

3.10

Восточные славяне, племена, братские народы

Карта в учебнике «Расселение древних славян»

10.



Роды и племена восточных славян и их старейшины

1

5.10

Семья, род, вече, князь, дружина, знатные люди, старейшина

Карта в учебнике «Расселение древних славян», карточки с заданиями

11.


Славянский поселок

1


10.10


Край, район, город, село

Карта Ставропольского края

12.


Занятия

восточных славян. Ремесла восточных славян.

1

12.10

Поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, сусеки, лохань

Карта «Киевская Русь»

13.



Обычаи восточных славян

1

17.10

Земледелие, плуг, соха, пашня, скотоводство, бортничество, собирательство

Предметы старины, карточки с заданиями

14.




Верования восточных славян

1

19.10

Курган, плач, тризна, хоровод, каравай, оберег, жернова

Каравай, обереги, аппликации «Занятия восточных славян», кроссворд «Обычай»



15.



Соседи восточных славян

1

24.10

Волхвы, кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи

Кроссворд «Обычаи»

16.



Славянские воины и богатыри

1

26.10

Кочевники, юрта, дань, варяги, гости, базар

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

II четверть - 14 ч


17.


Объединение восточных славян под властью Рюрика

1

7.11

Секира, палица, колчан, булава

Кроссворд «Вооружение славянского воина»

18.


Обобщение по теме: «История нашей страны древнейшего периода».

1


9.11


Послы, княжество, пленники, булава, кольчуга

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»


Раздел III. Киевская Русь.


21ч





19.

20.



Образование государства восточных славян – Киевской Руси



2



14.11

16.11

Полюдье

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

21.



Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга



1



21.11

Мирный договор, династия

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

22.

23.



Укрепление власти князя



2



23.11

28.11

Боярин, ополчение, раб, оборона, братина, пир

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

24.



Оборона Руси от врагов



1



30.11

Дозорные, дозорная служба

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

25.




Крещение Руси при князе Владимире




1




5.12

Христиане, крещение, религия, крест, священник, молитва, патриарх, митрополит, проповедники

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

26.

27.

Былины – источник знаний о Киевской Руси

2

7.12

12.12

Былины, побратим

Былины «Садко», «волга и Микула Селянинович»



28.



Культура и искусство



1



14.12

Алтарь, иконы, мозаика, фрески, церковная утварь

Иллюстрации из серии «Культура киевской Руси»

29.


Княжеское и дворянское подворье


1


19.12

Горница, терем, челядь, воевода

Макет терема, аппликация «Одежда князя»

30.

31.


Жизнь и быт людей в Киевской Руси


2


21.12

26.12

Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды

Видеофильм «Из истории русского костюма»




32.




Правление Ярослава Мудрого




1




28.12

Вира, закон, куны, «Русская Правда», царь

Картина И. Билибина «Суд во времена «Русской правды», иллюстрация «Софийский собор»





III четверть - 20 ч

33.



Образование и грамотность на Руси



1



11.01

Переписчики, устав, Библия, библиотека

Видеофильм «Из истории русской письменности. История славянской азбуки. Первая русская книга.»

34.




Летописи и летописцы




1




16.01

Летопись, летописцы, свиток.

Иллюстрация «Памятник монаху – летописцу», стихотворение А.С.Пушкина из произведения «Борис Годунов».

35.

36.

Киевский князь Владимир Мономах


2


18.01

23.01

Удельный князь, бармы, царский венец.

Карточки с заданиями.

37.

38.

Рост и укрепление древнерусских городов.


2


25.01

30.01


Вече, корчма, посад, торг.

Макет древнего города.


39.

Обобщение по теме «Киевская Русь».



1



1.02


Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», картины «Крещение Руси», «Три богатыря», «Памятник монаху – летописцу».


Раздел IV. Распад Киевской Руси.

10ч





40.

41.

Причины распада Киевской Руси.


2


6.02

8.02


Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»


42.

Образование самостоятельных княжеств.


1


13.02

Период раздробленности.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», Карта «Феодальная раздробленность Руси» в учебнике.

43.

Киевское княжество в XII веке.



1



15.02

Титул

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», карточки с заданиями.

44.

45.

Владимиро – Суздальское княжество.



2



20.02

22.02

Торжок, хан, пир.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.»

46.

Господин Великий Новгород.


1


27.02

Хоромы, архиепископ.

Картина А.Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко».

47.

Торговля и ремесла Новгородской земли.


1


1.03

пошлина, пристань.


48.

Новгородское вече.


1


6.03

Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, республика.

Картина А.Васнецова «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой.

49.

Русская культура в XII – XIII веках.


1


13.03

Культура

Иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли во Владимире.


Раздел V. Борьба Руси с иноземными завоевателями.





50.

Монголо – татары.


1


15.03

Пастбища, орда, караул, кумыс.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

51.

Нашествие монголо – татар на Русь.


1


20.03

Таран.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.,

52.

Героическая борьба русских людей против монголо – татар.

1

22.03


Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., «Карта захвата русских городов».


IV четверть - 17 ч

53.

Русь под монголо – татарским игом.

1

3.04

Иго, Золотая Орда, Ярлык, баскаки.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в. , картина С.Иванова «Баскаки».

54.

Рыцари - крестоносцы.

1

5.04

Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., Иллюстрации «Вооружение рыцарей – крестоносцев.

55.

Александр Невский и Новгородская дружина

1

10.04


Портрет Александра Невского (художник П.Д.Корин)

56.

Невская битва

1

12.04

Герцог.

Схема Невской битвы в учебнике; Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке».

57.

Ледовое побоище.

1

17.04


Схема сражения в учебнике, картина «Ледовое побоище» А.К.Горбунова, стих. К.Симонова «Ледовое побоище».

58.

Обобщение по теме: «Борьба Руси с иноземными завоевателями».

1

19.04


; Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке».


Раздел VI. Начало объединения русских земель.


11ч




59.

Возвышение Москвы

1

24.04

Кремль, династия, географическое расположение Москвы.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

60.

Московский князь Иван Калита; его успехи.

1

26.04

Калита, свита.

Картина А.Васнецова «Москва при Иване Калите».

61.

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

1

3.05

Десятина, крестьяне, оброк, дворяне.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»

62.


Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском.

1

8.05



Картина А.М. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче».

63.

Сергий Радонежский.

1

10.05

Отшельники, игумен, пустынь, послушник, жертвовать.

Иконописный портрет Сергия Радонежского.

64.

Битва на Куликовом поле.

1

15.05

Полк, пехота, воевода.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», схема Куликовской битвы.

65.

Значение Куликовской битвы для русского народа.

1

17.05

Памятник

Иллюстрация «Памятник на Куликовом поле».

66.

Иван III. Освобождение от иноземного ига.

1

22.05

Пищаль, тюфяки.

Карточки с опорными словами, гравюра «Иван III», стих. Н.Кончаловского.

67.

68.


Укрепление Московского государства.

2

24.05

29.05

Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы.

Иллюстрации в учебнике.

69.

Обобщение по теме: «Начало объединения русских земель».

1

31.05


Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.»



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ


8 класс


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Словарь

Наглядность

I четверть - 16 ч



Раздел I. Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)


22ч




1

Введение. Иван III Великий – глава единого государства Российского.

1

5.09

История, предки

Портрет С.М.Соловьева.

2

Иван III Великий – глава единого государства Российского.

1

6.09

Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы.

Гравюра «Иван III», Карта «Образование русского централизованного государства».

3

Расширение государства Российского при Василии III.

1

12.09

Боярин – наместник.

Карта «Образование русского централизованного государства».

4

Русская православная церковь в Российском государстве.

1

13.09

Духовенство, десятина.

Карта – схема «Церковная система управления».

5

Первый русский царь Иван IV Грозный.

1

19.09

Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие, Судебник Ивана IV, телохранители, стрельцы.

Схема «Система государственного управления при Иване Грозном».

6

Опричнина Ивана Грозного.

1

20.09

Помещики, самодержец, опричнина, опричник, земщина.

Карта «Русское государство в XVI веке».

7

Присоединение к Российскому государству Поволжья.

1

26.09

Порох, ясак, караул, толмач.

Карта «Русское государство вXVI веке», иллюстрация «Собор Василия Блаженного».

8

Покорение Сибири.

1

27.09

Казак, круг, атаман.

Карта «Русское государство в XVI веке», репродукция В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», стих. К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».

9

Быт простых и знатных людей.

1

3.10

Тулуп, тягло, слобода.

Произведение М.Ю.Лермонтова «Песнь о купце Калашникове…», иллюстрация «Крестьянская изба».

10

Москва – столица Российского государства.

1

4.10

Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы.

Карта «Русское государство в XVI веке», репродукции картин В.Васнецова «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване Грозном.

11

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».

1

10.10

Путешественник, раджа.

Карта «Русское государство в XVI веке», карточки с заданиями.

12

Великий иконописец Андрей Рублев.

1

11.10

Иконостас, путник, олифа, темпера.

А.Рублев «Троица», видеофильм «Андрей Рублев», Карта «Русское государство в XVI веке».

13

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

1

17.10

Типография, предисловие.

Иллюстрации Кремля, храм Василия Блаженного, памятник Ивану Федорову.

14

Правление Бориса Годунова.

1

18.10

Патриарх.

Рисунок XVII в. «Царь Борис Годунов», карточки с заданиями.


15

Смутное время.

1

24.10

Смутное время, самозванцы.

Видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.», стих. А.Бальмонта «В глухие дни».


16

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.

1

25.10

Семибоярщина.

Карта «Русское государство в XVI веке», иллюстрация «Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому».

II четверть - 16 ч


17

Начало правления династии Романовых.

1

7.11

Соляной бунт, Медный бунт.

Видеофильм «Романовы: начало династии», карточки с заданиями.

18.

19.

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый).

2

8.11

14.11

Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица.

Таблица «Крепостные крестьяне и помещики», иллюстрации «В крестьянской избе», «Торг».

20

Раскол в Русской православной церкви.

1

15.11

Протопоп, старообрядцы, скиты.

Таблица «Раскол в Русской православной церкви»; репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова».

21

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

1

21.11

Чум, первопроходцы.

Таблица «Народы Сибири и их занятия», Карта «Русское государство в XVII веке», карточки с заданиями.

22

Обобщение по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)»

1

22.11


Карта «Русское государство в XVII веке», кроссворд «раскол в православной церкви», репродукции.


Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке.


21ч




23

Начало правления Петра I.

1

28.11

Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан.

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».

24

Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга.

1

29.11

Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман.

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», репродукции «Петр I на строительстве Санкт – Петербурга.

25

Полтавская битва.

1

5.12

Окоп, редут, драгун, гетман.

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Полтавская битва».

26

Победа Русского флота. Окончание Северной войны.

1

6.12

Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж.

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».

27

Петр I – первый российский император.

1

12.12

Император, империя, цесаревич, Табель о рангах.

Портрет Петра I, отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

28

Преобразования Петра I.

1

13.12

Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Синод, обер – прокурор, губерния, мануфактура, подушная подать, абсолютизм.

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Государственное управление при Петре I».

29

Эпоха дворцовых переворотов.

1

19.12

Дворцовые перевороты, фаворит.

Схема «Дворцовые перевороты», портреты ЕлизаветыI, Петра III, Екатерины II.


30

Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова.

1

20.12

Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика.


Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова.

31

Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

1

26.12

Разночинцы, мещане.

Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова, иллюстрации «Московский университет».


32

Правление Екатерины II.

1

27.12

Просвещенный абсолютизм, губернское правление, казенная палата, городская дума, наместник.


Портрет Екатерины II.


III четверть - 20 ч


33.

34.


«Золотой век» дворянства.

2

16.01

17.01

Дворянское собрание. Именитые граждане, капитан – исправник, меценат.

Портрет А.Б.Куракина художника В.Л.Боровиковского.

35.

Положение крепостных крестьян.

1

23.01


Наказы, вольная.

Иллюстрации художника Н.Неврева «Торг», «Порка на конюшне».

36.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

1

24.01

Дезертирство.

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портрет Е.И.Пугачева.

37.


Русско – турецкие войны второй половины XVIII века.

1

30.01


Ультиматум.

Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портреты П.А.Румянцева, А.В,Суворова.

38.

Знаменитый полководец Александр Суворов.

1

31.01


Генералиссимус.

Портрет А.В.Суворова, Картина В Сурикова «Переход Суворова через Альпы»; С.П.Алексеев «Рассказы о Суворове».

39.

Русские изобретатели и умельцы.

1

6.02


Паровая машина, семафор.

Таблица «Русские изобретатели и умельцы», иллюстрации «Паровая машина И.И.Ползунова».

40.

Развитие литературы и искусства в XVIII веке.

1

7.02


Драматурги –

ческие произведения.

Видеофильм «Искусство. XVIII век», Картины Ф.И.Фонвизина, Д.Г.Левицкого, И.П.Аргунова.

41

Быт и нравы русских людей в XVIII веке.

1

13.02

Аристократ. Ботфорты, трость, менуэт, извозчик.

Иллюстрации в учебнике.

42.

к/р Алтай в XVIII веке. Социальный состав жителей Алтая.

1

14.02



43.

Обобщение по теме «Великие преобразования России в XVIII веке»

1

20.02


Карточки с заданиями. Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.».


Раздел III. История нашей страны в XIX веке.

25ч




44.

Россия в начале XIX века.

1

21.02

Выкуп, министерство, Комитет министров, Государственный совет.

Портрет Александра I, карточки с заданиями.

45.

Начало Отечественной войны 1812 года.

1

27.02


Карта «Отечественная война1812 г.», карточки с заданиями.

46.

Бородинская битва.

1

28.02

Генеральное сражение, ставка. Флеши.

Карта «Отечественная война1812 г.», Стих. М.Ю.Лермонтова «Бородино», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.)

47.

Оставление Москвы.

1

6.03

Фураж.

Карта «Отечественная война1812 г.», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.)

48.

Народная война против армии Наполеона.

1

7.03

Партизанский отряд, рейд.

Карта «Отечественная война1812 г.», Книга С.Алексеева «Бородинская битва».

49.

Отступление и гибель французской армии.

1

13.03

Мундир.

Карта «Отечественная война1812 г.», иллюстрации в учебнике.

50.

Правление Александра I.

1

14.03

Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец.

Карта «Отечественная война1812 г.», портрет Александра I.

51.

Создание тайных обществ в России.

1

20.03

Республика.

Карта «Отечественная война1812 г.», таблица «Тайные общества», портреты декабристов.

52.

Восстание декабристов.

1

21.03

Декабристы, присяга, каторга.

Стих А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд», акварель К.И.Кольмана «Восстание на Сенатской площади».


IV четверть - 1


53.

Император Николай I.

1

3.04

Казармы, жандарм, чиновник.

Карточки с заданиями, карточки для словарной работы.

54.


«Золотой век» русской культуры.

1

4.04

Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка.

Картины художников В.А.Тропинина, А.Г.Веницианова, грамзапись оперы «Иван Сусанин», видеофильм «Русский музей. Искусство первой половины XIX в.».

55.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

1

10.04

Лицей. Поэма, дуэль, роман.

О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», поэма «Полтава», повесть «Капитанская дочка», грамзапись «Смерть поэта».

56.

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.

1

11.04

Телеграф, телефон, свита, пингвин.

Карта «Территория России в начале XIXв.», иллюстрации, план «географические открытия».

57.

Крымская война 1853 – 1856 гг.

1

17.04

Бухта, эскадра, флотилия, сестры милосердия.

Карта «Крымская война»; портреты Корнилова, Нахимова, Пирогова; набор открыток «Оборона Севастополя».

58.


Отмена крепостного права.

1

18.04

Манифест, сельское общество, сход, староста, надел, временно обязанные, выкупные платежи, круговая порука.

Карточки с заданиями.

59.

К/р Отмена крепостного права на Алтае

1

24.04



60.

Реформы Александра II.

1

25.04

Волость, волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных.

Карточки с заданиями.

61.

Правление Александра III.

1

2.05

Кредит, экспорт, импорт.

Портрет Александра III, карточки с заданиями.

62.

Развитие российской промышленности.

1

8.05

Монополия, ассигнации, буржуазия, рабочие, картуз.

Схема «Реформы в период правления Александра III.», карта «Россия в конце XIX в.»

63.

Появление революционных кружков в России.

1

15.05

Забастовка, интеллигенция, революционер.

Карточки с заданиями.

64.

Наука и культура во второй половине XIX в.

1

16.05

Консерватория.

Карта «Россия после реформы», видеофильм «Русский музей. На рубеже веков», картины художников второй половины XIX века.

65.

66.

Жизнь и быт русских купцов.

2

22.05

23.05

Благотворительная деятельность, галерея.

Схема «Дела купцов».

67.

68.

Быт простых россиян в XIX веке.

2

29.05

30.05

Конка, котелок, трактир.

План- схема, атрибуты для игр.
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ


9 класс



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Словарь

Наглядность

I четверть - 16 ч




Раздел I. Россия в начале XX века.




1.

Начало правления Николая II.

1

4.09

Гвардия, полковник, забастовка, стачка.

Карта «Россия с 1861 по 1900 гг.»; видеофильм «Россия XXв. Россия на рубеже веков. Николай и Александра».

2.

Русско – японская война 1904 – 1905 гг.

1

7.09

Эскадра, крейсер, прицельный огонь.

Карта «Русско – японская война 1904 – 1905 гг.»; видеофильмы «Россия XX в.Внешняя политика России».

3.

Первая русская революция.

1

11.09

Демократия, социализм, петиция, холостой залп, баррикады.

Карта «Революция 1905 – 1907 гг. в России»; видеофильм «Русская революция», карточки с заданиями.

4.

Появление первых политических партий в России.

1

14.09

Митинг, партия, съезд, лидер, демонстрация, либеральные партии, гимназия.

Видеофильм «Россия XX в. Общественное движение на рубеже веков. Образование политических партий».

5.

Реформы государственного управления.

1

18.09

Манифест, Конституция, депутат, курия.

Видеофильм «Россия XX в.Изменения в политической жизни России».

6.

Реформы П.А.Столыпина.

1

21.09

Кризис.

Видеофильм «Россия XXв. Столыпинская реформа»; Карта «Революция 1905 – 1907 гг. в России»; портрет П.А,Столыпина.

7.

Серебряный век русской культуры.

1

25.09

Странствовать, опера, балет, кино, балерина, кинотеатр, режиссер, пианино.

Видеофильм «Ф.Шаляпин»; худ. Фильм «Анна Павлова»; портрет М.Горького.

8.

Россия в Первой мировой войне.

1

28.09

Военный союз, претензии, фронт, дезертировать.

Карта «Первая мировая война»; видеофильм «Россия XXв. Первая мировая война».

9.

Обобщение по теме: «Россия в начале XX века».

1

2.10


Карты «Русско – японская война», «Революция 1905 – 1907 гг.», «Первая мировая война», карточки с заданиями.


Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 годах.

9ч




10.

Февральская

революция и

отречение царя от престола.

1

5.10

Отречение, карточная система, двоевластие.

Карта «Первая мировая война»; карточки с заданиями.

11.

Захват власти большевиками в Петрограде.

1

9.10

Штаб, Красная гвардия,

декрет.

Карта – схема «Вооруженное восстание в Петрограде», иллюстрация «Штурм Зимнего дворца».

12

Установление советской власти.

1

12.10

Рабочие комитеты, комитеты бедноты, продовольственные отряды, репарация, мятеж.

Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война», карточки с заданиями.

13

Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армий.

1

16.10

Гражданская война, красноармеец, комиссар, интервенция, обмундирование, шинель, кобура.

Карта «Гражданская война и интервенция»; атрибуты для игры «Оденьте бойцов».

14

Борьба между красными и белыми.

1

19.10

Эмигрант.

Карта «Гражданская война и интервенция»; видеофильм «История гражданской войны», портрет М.В.Фрунзе.

15

Крестьянская война против «белых» и «красных».

1

23.10

Тачанка.

Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война»,

16

Экономическая политика Советской власти.

1

26.10

Продразверстка, коммунизм, совхозы.

Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война

II четверть - 16 ч


17

Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны.

1

9.11

Коммунальные квартиры, беспризорники, безработные, ликбезы, пионеры, комсомольцы.

Книга Дж. Рида «10 дней, которые потрясли мир».

18.

Обобщение по теме «Россия в 1917 – 1920 годах».

1

13.11


Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война»,


Раздел III. СССР в 20 – 30-е годы XX века.

10ч




19.

Новая

экономическая

политика.

1

16.11

Батрак, концессия.

Видеофильм «Москва. Страницы истории XXв. От разрухи до обновления», карточки с заданиями.

20.

Образование СССР.

1

20.11

Союз, наркоматы, делегат.

Карта «Союз Советских Социалистических Республик».

21.

Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина.

1

23.11

Культ личности, духовная семинария.

Иллюстрации, фото И.В.Сталина.

22.

Индустриализация в СССР.

1

27.11

Индустриализация,

заем, пятилетка, комсомольская путевка, шахтер.

Карта «Союз Советских Социалистических Республик», видеофильм «Москва. Страницы истории XX в. По плану реконструкции».

23.

Коллективизации крестьянских хозяйств.

1

30.11

Колхоз, кулак, трудодни.

Карточки с заданиями.

24.

Новая Конституция страны 1936 г.

1

4.12

Сессия, репрессия.

Иллюстрации, карточки с заданиями.

25.

Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы XX века.

1

7.12

Синтетический каучук.

Фото, иллюстрации, видеофильм «Веселые ребята».

26.

Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е гг. XX века.

1

11.12

Керосинка, элита, паек.

Видеофильм «Москва. Страницы истории XX в. От разрухи до обновления»; карточки с заданиями.

27.

Р.К. Алтайский край в 20 – 30-е гг. XX века.

1

14.12

Голод, новая экономическая политика, трагедия раскрестьянивания, репрессии, борьба с неграмотностью.

Видеофильм «История Ставропольского края», карта Ставропольского края.

28.

Обобщение по теме: «СССР в 20 – 30-е гг. XX века».

1

18.12


Карточки с заданиями.


Раздел IV. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.


13ч




29.

СССР накануне

Второй мировой

войны.

1

21.12

Фашисты, нацисты, конфликт.

Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.».

30.

Советский союз в начале Второй мировой войны.

1

25.12


Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.».

31.


Начало Великой Отечественной войны.

1

28.12


Оккупировать, дивизия.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм « Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Начало Великой Отечественной войны».



III четверть - 20 ч


32.

Битва за Москву.

1

11.01

Генеральное наступление, эвакуировать, контрнаступление, Генштаб.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Битва за Москву»; портрет Г.К.Жукова.

33.

«Все для фронта! Все для победы!»

1

15.01

Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,

34.

Блокада Ленинграда.

1

18.01

Блокада.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Блокада Ленинграда, таблица «Главные битвы войны"

35.

Сталинградская битва.

1

22.01

Эскадрилья.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Главные битвы войны"

36.

Борьба советских людей на оккупированной территории.

1

25.01

Концлагерь, рейды.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Партизаны», таблица «Борьба советских людей на оккупированной территории».

37.

Битва на Курской дуге.

1

29.01

Коалиция.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Курская дуга», таблица «Главные битвы войны"

38.

Героизм тружеников тыла.

1

1.02

Комендантский час, патруль, пенициллин.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,

39.

Окончание Великой Отечественной войны.

1

5.02

Рейхстаг, Нюрнбергский процесс, капитуляция.

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм « Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Битва за Берлин».

40

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой

войны.

1

8.02


Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.», видеофильм «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Война с Японией».

41.

Обобщение по теме: «СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»

1

12.02


Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.», Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Главные битвы войны".


Раздел V. Советский Союз в 1945 – 1991 годах.

16ч




42.

Возрождение страны после войны.

1

15.02

Возрождение, трудовой подвиг, трудодни.

Карточки с заданиями, иллюстрации, фотодокументы.

43.

Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина.

1

19.02

«Холодная война».

Карта «Политическая карта мира».

44.

Реформы Н.С.Хрущева.

1

22.02

Реабилитация, кредит, целина.

Карта «Союз Советских социалистических республик».

45.

Достижения в науке и технике в 50 – 60-е годы.

1

26.02

Лайнер.

Карта «Союз Советских социалистических республик», таблица «Реформы Хрущева», иллюстрации.

46.

Освоение космоса.

1

1.03

Космодром.

Портреты С.П.Королева, Ю.А.Гагарина, В.В.Терешковой; видеофильм «Россия в космосе».

47.

Хрущевская «оттепель».

1

5.03

НКВД, «Архипелаг ГУЛАГ».

Портреты А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, карточки с заданиями.

48.

Экономика и политика в эпоху «застоя».

1

12.03

Дефицит.

Карта «Союз Советских социалистических республик»,

49.

Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война.

1

15.03

Ядерное оружие.

Карта «Союз Советских социалистических республик», Политическая карта мира.

50.

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

1

19.03

Инакомыслящие, диссиденты, «самиздат», барды, магнитофон.

Таблица «Развитие культуры».

51.


Жизнь и быт советских людей в 70 – 80-е гг. XX века.

1

22.03


Магнитола, проигрыватель, транспарант.

Иллюстрации, фотодокументы.


IV четверть - 16ч


52.

53.


Реформы М.С.Горбачева.

2

2.04

5.04

Фермер, альтернативные выборы.

Иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.

54.

К/р. Алтайский край в годы кардинальных перемен

1

9.04



55.

56.

Распад СССР.

2

12.04

16.04


Карта «Союз Советских социалистических республик», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.

57.

Обобщение по теме: «Советский Союз в 1945 – 1991 годах».

1

19.04


Карта «Союз Советских социалистических республик», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.


Раздел VI. Новая Россия в 1991 – 2003 годах.

10ч




58.


Экономические реформы Б.Н.Ельцина.

1

23.04

Приватизация, ваучер.

Карта «Союз Советских социалистических республик»,

59.

К/р. Политическая жизнь Алтайского края в 90-е годы.

1

26.04



60.

61.

Реформы государственного управления.

2

30.04

3.05

Предприниматель или бизнесмен.

Таблица «Политическое устройство страны».

62.


Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века.

1

7.05

Интернет.

Карта «Российская Федерация».

63.

К/р. Культура Алтайского края в 90-е годы XX века.

1

10.05



64.

65.

Продолжение реформ в России.

2

14.05

17.05

Округ.

Карта «Российская Федерация».

66.

67.

Обобщение по теме: «Новая Россия в 1991 – 2003 годах».

2

21.05

24.05



«Политическая карта мира», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.









































КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.



Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в изложении учебного материала и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки при работе с текстом, которые исправляет при помощи учителя.



Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно привести примеры и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.



Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке учебного материала, искажающие его смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

















Литература :


  1. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.


  1. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.


  1. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.





































Лист внесения изменений