СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «Основы компьютерной грамотности»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам компьютерной грамотности составлена  на основе  авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «Основы компьютерной грамотности»»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА «Основы компьютерной грамотности»

Предметная область: Математика и информатика.

5 класс

основное общее образование

уровень - базовый

Рабочая программа по основам компьютерной грамотности составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014» и утверждена в соответствии с Положением о рабочей программе.


Сроки реализации 2017 – 2018 учебный год






Составитель: Малеева Татьяна Николаевна,

учитель физики и информатики














Заринск

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике разработана в соответствии:

  • в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 15 с углублённым изучением отдельных предметов на 2017-2018 учебный год;

  • в соответствии с Положением о Рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, (модулей) МБОУ СОШ №15 г. Заринска;

  • в соответствии с авторской программой А.Ю. Босова, Л.Л.Босова. «Информатика. 5 класс.» — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.

Цели и задачи обучения предмету

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Количество часов

Авторская программа рассчитана на 35 часов. С учетом календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год рабочая составлена в 5б,в – 33ч. Выполнение авторской программы в полном объеме предусмотрено сокращением часов итогового повторения на 2 часов.

МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане основной школы информатика представлена как расширенный курс в 5 – 9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов). В 5 классе всего часов 35.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

-владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

-владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

-широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

-опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

-владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и метода-ми освоения новых инструментальных средств;

-владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

-умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

-умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

-умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

-умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

-умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

-умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

-умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

-умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

-навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Содержание учебного предмета, курса.

1. Информация вокруг нас - 13 часов

Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его структура. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

2. Информационные технологии - 13 часов

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

3. Информационное моделирование – 3 часа

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

4. Элементы Понятие исполнителя – 4 часа

Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, алгоритмизации Черепаха и др.

5.Резерв – 2 часа

Дистанционно изучаются:

Урок 2 - Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

Урок 7 - Электронная почта.

Урок 19 - Компьютерная графика. Инструменты графического редактора.

Урок 29 - Табличная форма записи плана действий.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


урока

Тема урока

Количество часов

Дата

Из них контрольных работ

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация. Информация вокруг нас.

1

1 неделя


2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

2 неделя


3

Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру.

1

3 неделя


4

Управление компьютером. вспоминаем приемы управлением компьютером.

1

4 неделя


5

Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы.

1

5 неделя


6

Передача информации.

1

6 неделя


7

Электронная почта. Работаем с электронной почтой.

1

7 неделя


8

В мире кодов. Способы кодирования информации.

1

8 неделя


9

Метод координат.

1

9 неделя


10



Текст как форма представления информации.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

1

10 неделя


11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Вводим текст.

1

11 неделя


12

Редактирование текста. Редактируем текст.

1

12 неделя


13

Работа с фрагментами текста.

1

13 неделя


14

Форматирование текста. Форматируем текст.

1

14 неделя


15

Структура таблицы. Создаем таблицы.

1

15 неделя


16

Табличное решение логических задач.

1

16 неделя


17

Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

1

17 неделя


18

Диаграммы. Строим диаграммы.

1



19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора

1

19 неделя


20

Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами.

1

20 неделя


21

Планируем работу в графическом редакторе.

1

21 неделя


22

Разнообразие задач обработки информации.

1

22 неделя


23

Кодирование как изменение формы представления информации.

1

23 неделя


24

Систематизация информации. Создаем списки.

1

24 неделя


25

Поиск информации. Ищем информацию в сети интернет.

1

25 неделя


26

Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор.

1

26 неделя


27

Преобразование информации путем рассуждений.

1

27 неделя


28

Разработка плана действий и его запись.

1

28 неделя


29

Запись плана действий в табличной форме.

1

29 неделя


30

Создание движущихся изображений

1

30 неделя


31

Создание анимации по собственному замыслу.

1

31 неделя


Итоговое повторение

32-33

Создание слайд-шоу (выполнение и защита итогового проекта)

1

32-33 неделя


34-35

Резерв учебного времени.

1

34 – 35 неделя




5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности

  1. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика программа для основной школы 5 – 6 классы. 7 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие 5 – 6 классы.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


Перечень оборудования и приборов

Экран.

Проектор.

Системный блок.

Монитор.

Колонки «Genius».

Клавиатура «Kraftway».

Принтер.

WEB-камера.

Перечень цифровых образовательных ресурсов

  1. Пакет офисных приложений OpenOffice.

  2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  3. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/



Цифровые образовательные ресурсы
  1. Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. http://school-collection.edu.ru

  2. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM. http://fcior.edu.ru/

  3. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

Интернет - ресурсы
  1. Виртуальный компьютерный музей. http://katalog.iot.ru/?cat=28

  2. Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» - http://inf.1september.ru 


Литература, рекомендованная для учащихся

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008



Литература, использованная при подготовки программы

  1. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика программа для основной школы 5 – 6 классы. 7 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Лист дополнений и изменений


Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись
























































































































































Приложение 1

Критерии оценивания

Критерии составлены на основе методических рекомендаций Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с. 335) и утверждены на заседании МО учителей математики, информатики и физики. Протокол №1 от 29.08.17.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования эта форма контроля не вызывает у школьников особых затруднений.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!