МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.
Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы
_______________
СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова
Зам. директора по ВР «___» ___ 20 ___ г.
__________________
Н.А. Гвозденкова
«___» ___ 20 ___ г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Учись учиться»
(общеинтеллектуальное направление)
4 класс
на 2018 - 2019 учебный год
Руководитель : Громова С.А.
учитель начальных классов,
высшая кв. категория
Перенка,2018
Пояснительная записка
Актуальность – на основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна курса заключается в использовании современных технологий, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Цель программы – развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно- развивающих занятий.
Задачи программы:
Развивать познавательные способности младших школьников;
Развивать творческие способности младших школьников;
Расширять кругозор учащихся;
Развивать эмоционально -волевую сферу детей;
Формировать стремление учащихся к личностному росту.
Форма внеурочной деятельности: кружок
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 10 лет
Сроки реализации
2015-2016 - 1 класс
2016-2017 – 2 класс
2017-2018 – 3 класс
2018-2019- 4 класс
Краткое обоснование ценностных ориентиров способствуют:
умственному развитию – обучающиеся учатся логически мыслить, обобщать, анализировать, исключать лишнее, классифицировать, устанавливать логические связи, а также развивается способность к конструированию.
нравственному воспитанию – на занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье.
эстетическому воспитанию – обучающиеся получают возможность участвовать в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом.
Общая характеристика курса
№ п/п | Перечень разделов, тем программы | Общее количество часов | в том числе |
теории | практики |
1. | Правила поведения в школе. | 1 | - | 1 |
2. | Правила дорожного движения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Природа вокруг нас. | 3 | - | 3 |
4. | Логика, задания на внимание. | 3 | - | 3 |
5. | Познавательные игры. | 3 | - | 3 |
6. | Интеллектуальные игры. | 3 | - | 3 |
7. | Занимательная математика и геометрия. | 5 | - | 5 |
8. | Литературные конкурсы и викторины. | 4 | - | 4 |
9. | Занимательная грамматика. | 7 | 0,5 | 6,5 |
10. | Проектная деятельность | 3 | - | 3 |
11 | Итоговое занятие. Диагностика . | 1 | - | 1 |
| Итого | 34 | 1 | 33 |
Перечень нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 24.11.2015 года №81);
Режим занятий – 1час в неделю
Формы: беседы, познавательные викторины, интеллектуальная и деловая игры, практическая работа, наблюдение, учебный проект, исследовательские проекты, тематические праздники.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1 уровень приобретение ребенком знаний о методах и приёмах развития логического мышления, памяти, внимания.
2 уровень получение ребенком опыта позитивного отношения к необходимости развития логического мышления, памяти, внимания.
3 уровень получение детьми опыта самостоятельно логически мыслить, обобщать, анализировать, исключать лишнее, классифицировать, устанавливать логические связи, а также передавать полученные знания младшим ребятам, родителям и другим участникам образовательного процесса, участвовать в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Познавательные УУД
• реализовать основы проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Мониторинговая карта
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения |
Личностные результаты (блок, формируемая ценность): Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Воспитательные результаты 1 уровня знают о методах и приёмах развития логического мышления, памяти, внимания. | Методика Э. Ф. Замбицявичене | май |
Воспитательные результаты 2 уровня позитивное отношение к необходимости развития логического мышления, памяти, внимания. | Анкетирование | май |
Воспитательные результаты 3 уровня самостоятельно логически мыслят, обобщают, анализируют, исключают лишнее,классифицируют, устанавливают логические связи, а также передают полученные знания младшим ребятам, родителям и другим участникам образовательного процесса, участвуют в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях. | Наблюдение | В течение года |
Воспитательный эффект | Развитие логического мышления, памяти, внимания. | | |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). Выделение существенных признаков (2 класс). Логические закономерности (3 класс). Исследование словесно - логического мышления (4 класс). | май |
Прогнозируемый эффект | Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания. | | |
| Регулятивные УУД: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем. | Методика «Лесенка» 1-4 класс (В.Г.Щур) «Рисование по точкам (1 класс) Корректурная проба (2- 4 класс) | май |
Прогнозируемый эффект | Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия. | | |
| Коммуникативные УУД: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации. | Методика «Рукавичка» (1 класс) «Дорога к дому» (2-3класс) Методика «Кто прав?» (4 класс) | май |
Прогнозируемый эффект | Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | |
Содержание изучаемого курса
1занятие. Организационное занятие. Ситуационные упражнения «Я в школе». План работы на год. Цели и задачи программы на год. Веселая игра на закрепление знаний о правилах поведения в школе. |
2занятие. Игра «Внимание: дорога!». Интеллектуальная игра на закрепление знаний о ПДД. |
3занятие. Игра «Продолжи логическую цепочку». Задания в стихах. |
4занятие. «Забытые профессии». Познавательная игра. Просмотр презентации. Обсуждение. Викторина. |
5занятие. Словесные раскопки. История возникновения слов. |
6занятие. «Занимательная геометрия». Интеллектуальная игра. Загадки. Ребусы. Конструирование из геометрических фигур. |
7занятие. В гостях у любимой книги. Экскурсия в библиотеку. Викторина по знаниям детской литературы. |
8занятие. Конкурс рисунков «Моя планета». Рисунки на экологическую тематику. |
9занятие. Шарады. Ребусы. Составление анаграмм. |
10занятие. Турнир смекалистых. Интеллектуальная игра на знание математики, русского языка. |
11занятие. Как они пишутся? Знакомство и работа с орфографическими словарями. |
12занятие. Шкатулка с богатствами русского языка. Познавательная игра. |
13занятие. Литературный кроссворд. Разгадывание и составление кроссворда с использованием дополнительных источников информации. |
14занятие. Математические головоломки. Интеллектуальная игра. |
15занятие. «Сочини математическую сказку». Творческий конкурс. |
16занятие. Эти забавные животные. Познавательная игра. Конкурсы. |
17занятие. Игра на внимание «Вставь нужное слово». Задания на внимание. |
18занятие. Литературная игра «Путешествие в мир детской литературы». Игра по станциям. Загадки, задания, рисунки, кроссворд, музыкальные задания. |
19занятие. Можно ли сломать язык? Знакомство и работа со словарем С.И.Ожегова. |
20занятие. «В космическом пространстве». Просмотр видеоматериалов. Обсуждение. Викторина. |
21занятие. Весёлая геометрия. Задания в стихах. |
22занятие. Загадки природы. Викторина. |
23занятие. Потерянное слово. Игра на внимание. |
24занятие. Веселый диктант на внимание. |
25занятие. Математические загадки. Задачи в стихах, задачи-шутки. |
26занятие. «По следам событий». Сочинения-миниатюры |
27занятие. «Моя родословная». Мини-проект. |
28занятие. «Космос сегодня». Мини-проект. |
29занятие. «Мир вокруг нас». Викторина на знание окружающего мира. |
30занятие. «Кто лучше знает падежи?». Интеллектуальная игра. |
31занятие. «Рождается внезапная строка». Речетворческий тренинг. |
32занятие. «Мои знаменитые земляки». Мини-проект. |
33занятие. «Умники и умницы». Интеллектуальная игра. Тема «Великая Отечественная война» 34занятие. Итоговое занятие кружка. Диагностика познавательных процессов младших школьников. Награждение детей за участие в интеллектуальных конкурсах, проектной деятельности. |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Учись учиться»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1. | Организационное занятие. Ситуационные упражнения в стихах «Я в школе». | 1 | 06.09 | |
2. | Игра «Внимание: дорога!». | 1 | 13.09 | |
3. | Игра «Продолжи логическую цепочку» | 1 | 20.09 | |
4. | «Забытые профессии». Познавательная игра. | 1 | 27.09 | |
5. | Словесные раскопки. История возникновения слов. | 1 | 04.10 | |
6. | «Занимательная геометрия». Интеллектуальная игра. | 1 | 11.10 | |
7. | В гостях у любимой книги. Экскурсия в библиотеку. | 1 | 18.10 | |
8. | Конкурс рисунков «Моя планета». | 1 | 25.10 | |
9. | Шарады. Ребусы. Составление анаграмм. | 1 | 01.11 | |
10. | Турнир смекалистых. | 1 | 15.11 | |
11. | Как они пишутся? Знакомство с орфографическими словарями. | 1 | 22.11 | |
12. | Шкатулка с богатствами русского языка. Познавательная игра. | 1 | 29.11 | |
13. | Литературный кроссворд. | 1 | 06.12 | |
14. | Математические головоломки. | 1 | 13.12 | |
15. | «Сочини математическую сказку». Творческий конкурс. | 1 | 20.12 | |
16. | Эти забавные животные. Познавательная игра. | 1 | 27.12 | |
17. | Игра на внимание «Вставь нужное слово». | 1 | 17.01 | |
18. | Литературная игра «Путешествие в мир детской литературы». | 1 | 24.01 | |
19. | Можно ли сломать язык? Знакомство со словарем С.И.Ожегова | 1 | 31.01 | |
20. | «В космическом пространстве». Просмотр видеоматериалов. | 1 | 07.02 | |
21. | Весёлая геометрия. Задания в стихах. | 1 | 14.02 | |
22. | Загадки природы. Викторина. | 1 | 21.02 | |
23. | Потерянное слово. Игра. | 1 | 28.02 | |
24. | Веселый диктант на внимание. | 1 | 07.03 | |
25. | Математические загадки. | 1 | 14.03 | |
26. | «По следам событий». Сочинения-миниатюры | 1 | 21.03 | |
27. | Моя родословная. Мини-проект. | 1 | 04.04 | |
28. | Конкурс рисунков «Космос сегодня». | 1 | 11.04 | |
29. | «Мир вокруг нас». Викторина. | 1 | 18.04 | |
30. | «Кто лучше знает падежи?». Интеллектуальная игра. | 1 | 25.04 | |
31. | «Рождается внезапная строка». Речетворческий тренинг. | 1 | 02.05 | |
32. | «Мои знаменитые земляки». Мини-проект. | 1 | 16.05 | |
33. | «Умники и умницы». Интеллектуальная игра | 1 | 23.05 | |
34. | Итоговое занятие кружка «Учись учиться». Диагностика познавательных процессов младших школьников | 1 | 30.05 | |
| Итого | 34ч | | |
Методическое обеспечение
Информационное обеспечение:
1. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)/ Методическое пособие, 1-4классы.- М.: Издательство РОСТ.
2. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1-4 классы / сост. Е.В. Языканова .- М.: Издательство «Экзамен»,2012.
Алгоритмы деятельности: практические задания, демонстрационный и раздаточный материал.
Контрольно-измерительные материалы: тесты, анкетирование, наблюдение
Список учащихся
1_________________________________________________________
2_________________________________________________________
3_________________________________________________________
4_________________________________________________________
5_________________________________________________________
6_________________________________________________________
7_________________________________________________________
8 ________________________________________________________
9_________________________________________________________
10________________________________________________________
11________________________________________________________