СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ географии Штин А.М. "Полярная звезда" 2021-2022год 5-9класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5-9классов

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ географии Штин А.М. "Полярная звезда" 2021-2022год 5-9класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Мценска «Средняя школа №9»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ



Штин Аллы Марленовны

высшая квалификационная категория


по предмету «География» 5-9 класс линия «Полярная звезда» базовый уровень










Мценск 2021год










Пояснительная записка


Рабочая программа по географии составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

- примерной программы по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.


В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

География в основной школе - предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как, о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,

о проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.


Целями изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

-формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях;

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование опята ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях.



Место курса географии в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. по 35ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов (2 часа в неделю) в 7,8 и 9 классах.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»


Личностными результатами изучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:


5–6 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Коммуникативные УУД:

5–6 классы

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7–9 классы

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:


5–6 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.


Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.


Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются:

5 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

6 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

7 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

  • использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

  • понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

8 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

9 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.



Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»


Источники географической информации

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; 

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

  • проводить расчеты демографических показателей;

  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата.

Население России

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.













СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПРОГРАММЫ)


5 КЛАСС



Развитие географических знаний о Земле (7часа)

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Земля – планета Солнечной системы (5часа)

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

План и карта (11 часов)

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.



Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.


их свойств.


(5класс, 35часов, 1час в неделю)




Календарно - тематическое планирование 5класс по учебнику «География 5-6 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2019г.Серия»Полярная звезда», 8- издание.

(35часов, 1час в неделю) Учителя географии высшей квалификационной категории Штин А.М.




п\п

Тема урока

Дата

По плану

По факту

1.

Зачем нам география и как мы будем её изучать.п.1



2.

Как люди открывал Землю (1) п.2



3.

Как люди открывали Землю (2) п.3



4.

Практическая работа №1. «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды».



5

Российские путешественники.п4.



6.

География сегодня п.5 \Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни»\



7.

Контрольная работа№1 по теме

« Развитие географических знаний о Земле»



8.

Мы во Вселенной 1\2 п.6



9.

Как устроена наша планета. 1\2 п.6 \Обозначение на контурной карте материков и океанов \



10.

Движение Земли п7.



11.

Солнечный свет на Земле п8. \Составление схемы "Тепловые пояса Земли"\



12.

Контрольная работа №2 по теме

«Земля – планета Солнечной системы»



13.

Ориентирование на местности

П9.



14.

Земная поверхность на плане и карте (1 ) п 10



15.

Практическая работа №2 Определение направлений расстояний на карте с помощью масштаба



16.

Земная поверхность на плане и карте (2)

П11 \Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности\




17.

Учимся с "Полярной звездой" (1) п1\2



18.

Географическая карта п13



19.

Градусная сетка п 14.



20.

Географические координаты(1) Географическая широта п15



21.

Географические координаты(2) Географическая долгота п16





22.

Учимся с "Полярной звездой" (2) п.17.




23.


Практическая работа №3 Определение по карте и глобусу географической долготы и широты




24.

Земная кора –верхняя часть литосферы


П18



25.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

П 19






26.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые Орловской области



27.

Движение земной коры (1)


П 20






28.

Движение земной коры (2)


П 21



29.

Рельеф Земли. Равнины


П 22.



30.

Рельеф Земли. Горы



П 23.



31

Практическая работа №4 Определение по карте г.п. и высоты гор и равнин..Описание по карте гор и равнин по плану



32.

Учимся с "Полярной звездой" (3).п.24




33.

Человек и литосфера


П 25



34.

Обобщающий урок по теме "Литосфера"





35.

Резервный урок.





6 КЛАСС

Гидросфера — водная оболочка Земли. (12 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.


Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (11 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Р.С. № 4. Атмосфера и человек (на примере своей местности).

Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.


Географическая оболочка Земли (5часов)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.


Обобщение знаний по изученному курсу (2часа)



(6 класс, 34часа, 1час в неделю)



Календарно - тематическое планирование по географии в 6 классе

по учебнику «География 5-6 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2019г.Серия»Полярная звезда»

(34часа, 1час в неделю) Учителя географии высшей квалификационной категории Штин А.М.


Дата

Тема урока

Основное

содержание урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Практическая работа

По плану

По факту


Гидросфера - водная оболочка Земли - 12 ч

1.



Состав и строение гидросферы п.26

Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. свойства воды. Мировой круговорот в природе

Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме "Круговорот воды в природе"


2.



Мировой океан (1) п.27

Мировой океан, его части. Единство вод мирового океана. Моря, заливы, проливы.

Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы.


3.



Мировой океан (2)п.28

Типы островов полуострова. Жизнь в океане. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов

Наносить на контурную карту острова, полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте


4.



Учимся с "Полярной звездой" (4) п. 29

Выполнение проектного задания

Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы


5.



Практическая работа № 1 «Решение практических задач по карте заполнить: Круизный маршрутный лист путешественника.



Практическая работа № 1 «Решение практических задач по карте заполнить: Круизный маршрутный лист путешественника

6.



Воды океана


П.30

Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености воды в Океане. Определять по карте крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице


7.



Реки - артерии Земли (1)


П.31

Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки России и мира

Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану.


8.



Реки - артерии Земли (2)


П.32

Режим рек, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек

Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста

Практическая работа № 2 Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира Описание реки по плану.

9.



Озера и болота

П.33.

Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды, водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира и России. Составлять описание озер по плану на основе анализа карт. Описывать по карте районы распространения ледников


10.



Подземные воды и ледники


П.34

Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники



11.



Гидросфера и человек


П. 35

Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросфера

Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека


12.



Контрольная работа №1 по теме "Гидросфера"




Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 11ч

13.



Состав и строение атмосферы \дать календарь погоды\


П.36

Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, ее границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды

Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды»


14.



Тепло в атмосфере (1)


П.37

Нагревание воздуха тропосферы.
Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, ее определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой.


15.



Тепло в атмосфере (2)


П.38.

Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам


Выявлять зависимость температур от угла падения лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам


16.



Атмосферное давление


П.39

Зависимость атмосферного давления, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой

Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере

Определять по карте направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдения погоды


17.



Ветер


П.40

Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон и др.



18.



Влага в атмосфере (1)


П.41

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и ее влияние на погоду. Облака и их виды

Решать задачи по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику


19.



Влага в атмосфере (2)


П.42

Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли



20.



Погода и климат



П.43

Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличия климата от погоды. Климатообразующие факторы

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами


21.



Учимся с "Полярной звездой" 5



П.44

Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды


Практическая работа № 3 Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды Построение и анализ розы ветров. Определение среднесуточной температуры воздуха.

22.



Атмосфера и человек


П.45

Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере , их характеристика и правила обеспечения личной безопасности

Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений


23



Контрольная работа№2 по теме "Атмосфера"




Биосфера - живая оболочка Земли - 4 часа





Биосфера - живая оболочка Земли

24.



Биосфера - земная оболочка Земли


П.46

Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания.

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания.


25.



Биосфера- сфера жизни.

П.47

Круговорот веществ в биосфере

Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота


26.



Почвы


П.48

Почва особый природный слой. Плодородие- важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев - основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв

Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв


27.



Биосфера и человек.


П.49.

Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек - часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу

Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги. Высказывать мнения о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды


Географическая оболочка Земли – 7часов

28.



Географическая оболочка Земли


П.50.

Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между ее составными частями. Понятие природный комплекс. Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы

Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт.


29.



Природные зоны Земли


П.51

Понятие природная зона. Природные зоны - зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам. Природные зоны Земли. Карта природных зон

Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособленности животных и растений к среде обитания. Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе различных источников географической информации.


30.



Практическая работа№4

«Описание одной из природных зонах"



Практическая работа № 4 «Описание одной из природных зонах"

31.



Культурные ландшафты

П.52

Понятие культурный ландшафт. Основные виды культурных ландшафтов

Составлять схему основных видов культурных ландшафтов


32.



Природное и культурное наследие.


П.53

Обсуждение положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Приготавливать и обсуждать сообщения по проблемам антропогенного воздействия на природу


33-34.



Резервный урок.





7 класс



Раздел: Источники географической информации (3 часа)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Окружающая среда. Географические карты. Картографические проекции. Способы отображения информации на картах.


Раздел: Население Земли (4 часа )

Народы. Языки. Религии. Отличительные признаки народов мира. Города и сельские поселения. Страны мира. Республики и монархии. Самые развитые страны. Зависимость стран друг от друга.


Раздел: Материки, океаны, страны (59 часов)

Природа Земли (14 часов)

Развитие земной коры. Платформы и складчатые области. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые. Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Климатообразующие факторы. Океанические течения. Причины образования океанических течений и их виды. Реки и озёра Земли. Растительный и животный мир Земли. Почвы.

.

Природные комплексы и регионы (5 часов)

Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности географического положения и природы океанов. Экологические проблемы океанов. Материки, их сходства и различия. Как делят Землю и мир. Части света.


Материки и страны (40 часа)

Африка: образ материка. Африка в мире. Население материка. Занятия населения. Страны Африки. Египет. Австралия: образ материка. Австралийский Союз. Антарктида. Южная Америка: образ материка. Латинская Америка в мире. Страны Южной Америки. Бразилия. Северная Америка: образ материка. Англо – Саксонская Америка. Страны Северной Америки. США. Евразия: образ материка. Европа в мире. Страны Европы. Германия. Франция. Великобритания. Азия в мире. Страны Азии. Китай. Индия. Россия в мире. Природные ресурсы России. Россия – многонациональное государство.

Обобщение (2часа)





(7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)


Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе

по учебнику «География 7 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2018г.Серия»Полярная звезда»

(2 часа в неделю) Учителя географии высшей квалификационной категории Штин А.М.



№ урока

Тема урока

Дата урока

по плану

по факту






Введение 3часа.





1.

Как мы будем изучать географию.п.1





2.

Географические карты.п.3





3.

Учимся с »Полярной звездой»(1).п.2






Тема 1. Население Земли (4 часов).





4.

Народы, языки и религии.п.4.





5.

Города и сель­ские поселения.п.5.





6.

Учимся с «Полярной звездой»(2) Изучение на­селения по картам и диа­граммам: чис­ленность, размещение и средняя плот­ность. П.6.





7.

Страны мира.п.7.






Тема 2. Природа Земли (14 часов).





8.

Развитие земной коры.п.8





9.

Земная кора на карте. П.9





10.

Природные ресурсы зем­ной коры.п.10





11.

Температура воздуха на разных широтах.п.11





12

Давление воздуха и осадки на разных широтах. П.12





13.

Общая цирку­ляция атмо­сферы. П.13.





14.

Климатические пояса Земли. П.14






15.

«Определить климатический пояс по климатической диаграмме и по описанию»П\работа№1






16.

Океанические течения.п.15





17.

Реки и озера Земли.п.16





18.

Учимся с "Полярной звездой"(3). Сравниваем и анализируем информацию из разных источников. П.17





19.

Растительный и животный мир Земли. П.18





20.

Почвы. П.19.





21.

Контрольная работа №1 по теме "Природа земли"






Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч).





22.

Природные зоны Земли.п.20.





23.

Океаны(1) п.21.





24.

Океаны(2)п.22





25.

Материки.п.23





26.

Как мир делится на части и как объединяется. П.24.






Тема 4. Материки и страны (44часа)






Африка (9 часов)





27.

Географиче­ское положе­ние, размеры и очертания Африки. Африка: образ материка. Обучение определению географического положения материка. п.25.





28.

Африка: образ материка Особенности земной коры и рельефа мате­рика. Полез­ные ископае­мые. «Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.»П\работа№2 п.25.





29.

Африка: образ материка Особенности климата и внутренних вод Африки. п 25





30.

Африка в мире.п 26 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых, рек и озёр»П\работа№3.





31.

Африка: путешествие (1)п.27





32.

Африка: путешествие (2) п.28





33.

Египет п.29.





34.

Учимся с "Полярной звездой"(4). Разрабатываем проект.п.30.





35.

Африка обобщающее повторение. Контрольная работа №2 по теме "Африка"






Австралия (4 часов).





36.

Особенности географического положения, рельефа. П.31.





37.

Климат. Внутренние воды. Природные зоны.п.31





38.

Австралийский Союз.п.31.





39.

Путешествие по Австралии. п32






Антарктида (2 часа)





40.

Г.П. Рельеф.п33





41.

Особенности природы.п.33






Южная Америка (7 часов).





42.

Южная Америка образ материка(1) «Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа.». П\р№4 п.34





43.

Южная Америка образ материка(2) п.35





44.

. «Латинская Америка в мире п. 36 «Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей их хозяйственного освоения.

» П\работа№5





45.

Южная Америка: путешествие(1).п37.





46.

Южная Америка: путешествие(2).п.38





47.

Бразилия. .п 39





48.

Контрольная работа №3 по теме "Южные материки"






Северная Америка (5 часов).





49.

Северная Америка : образ материка. П.40





50.

Англо-Саксонская Америка. П.41. «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения». П\работа№6.





51.

Северная Америка: путешествие(1). П42





52.

Северная Америка: путешествие(2). П.43





53.

С.Ш.А. п.44






Евразия (16часов).





54.

Евразия: образ материка(1).






55.

Евразия: образ материка(2). П.46. «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата по климатограммам».

П\работа№7.





56.

Европа в мире. П.47«Сравнение природных зон по 40* параллели в Евразии и С. Америке». П\работа№8





57.

Европа: путешествие(1).п.48





58.

Европа: путешествие(2).п.49





59.

Германия. П.50.





60.

Франция. П.51





61.

Великобритания.п.52. Контрольная работа №4 по теме " Европа".





62.

Азия в мире.п.53





63.

Азия: путешествие(1).п.54.





64.

Азия: путешествие(2).п.55





65.

Китай. П56





66.

Индия. П.57.





67-68.

Обобщающее повторение по 7 классу







8 КЛАСС

География России



Раздел: Особенности географического положения России

Россия в мире (9 часов)

Где располагается Россия. Часовые пояса. Ориентирование по карте России. Природные объекты России. Географические районы. Административно-территориальное деление. Формирование территории России.

.


Раздел:

Россияне (9 часов)

Воспроизводство населения. Численность населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Россияне на рынке труда. Трудовые ресурсы. Этнос. Этническая структура населения. Религии. Размещение населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения.


Раздел:

Природа России (18 + 2 на повторения 20 часов)

Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Климатические пояса. Комфортность климата. Моря. Наши реки. Почва и её значение.


Природно-хозяйственные зоны (8 часов)

Зональность в природе. Природные зоны. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в горах.


Раздел: Хозяйство России (21 час)

Развитие хозяйства. Отрасль. Особенности экономики России. Типы предприятий. Приватизация. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация. Кооперирование. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.

Обобщение за курс 8 класса (2 часа.)

Анализ физической карты России, решение задач по физической карте России. Особенности экономики страны, отрасли хозяйства.



(8 класс, 70часов, 2 часа в неделю)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по географии в 8 классе. по учебнику «География 8класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2017г.Серия»Полярная звезда», 5- издание(70часов, 2часа в неделю).

Учителя географии высшей квалификационной категории Штин А.М.

№ урока

Тема урока

Дата урока

по плану

по факту

1

Мы и наша страна на карте мира. П.1



2.

Наши границы и наши соседи. П.1



3.

Учимся с «Полярной звездой»\1\.п.2 проанализировать задания №1-2 ВПР.



4.

Пр. р. №1

Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств.



5

Наша страна на карте часовых поясов.п.3 проанализировать задания №6.2ВПР.



6

Как ориентироваться по карте России.п.4



7

«Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон.» П\работа№2



8

Формирование территории России. П.5




9

Наше национальное богатство и наследие.п.6



10

Численность населения.п.7



11

Воспроизводство населения.п.8



12

Наш “демографический “ портрет.п.9



13

Учимся с «Полярной звездой»\2\п.10



14

Мозаика народов.п.11



15

Размещение населения.п.12.



16

Города и сельские поселения. Урбанизация.п.13.



17

Миграции населения



П.14.



18

Россияне на рынке труда.п.15



19

История развития земной коры.п.16



20

Рельеф: тектоническая основа.п.17



21

Рельеф: скульптура поверхности. Определять и объяснять особенности рельефа Орловской области.п.18



22.

Ресурсы земной коры.п.19



23.

Учимся с «Полярной звездой»\3\. Практическая работа №3«Рельеф, геологическое строение и полезные России» Нанести на К/К месторождения полезных ископаемых, пользуясь таблицей на стр. 81 по выполненной карт» п.20



24

Солнечная радиация.п.21



25

Атмосферная циркуляция.п.22



26

Зима и лето в нашей северной стране.п.23



27

Учимся с «Полярной звездой»\4\ П\работа№4. «Выявлять закономерности распределения климатических показателей в зависимости от климатических поясов. Определять по карте районы распространения разных типов климата». П24



28

Как мы живем и работаем в нашем климате. п 25



29.

Контрольная работа №1по теме «Климат».



30

Наши моря. п 26



32

Наши реки. П27



33

Где спрятана вода.п28



34

Водные дороги и перекрестки.п29



35.

Учимся с “ Полярной звездой''(5). П.30



36

П\ работа №5 «Выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа. Определить падение и уклон реки.»



37.

Почва - особое природное тело. П.31



38

Северные безлесные зоны.п.32



39

Лесные зоны. п. 33



40

Степи и лесостепи. П. 34



41

«Сравнительная характеристика двух природных зон». П\р№6



42

Южные безлесные зоны.п.35



43

Субтропики. Высотная поясность в горах.п.36



44

Учимся с «Полярной звездой»\6\.п.37



45

Контрольная работа № 2 по теме: «Природно-хозяйственные зоны»



46

Обобщающее повторение по теме»Природа».Подготовка к ВПР 2022г.



47

Обобщающее повторение по теме»Природа».Подготовка к ВПР 2022г.



48.

Развитие хозяйства.п38



49.

Особенности экономики России. П39



50

Учимся с «Полярной звездой»\7\.п.40



51

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.п.41



52.

Нефтяная промышленность.п.42



53

Газовая промышленность.п.43



54.

Электроэнергетика.п.44



55.

Чёрная металлургия.п.45



56.

Цветная металлургия.п46.



57.

Машиностроение.п47 практическая№7 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»



58.

Химическая промышленность.п.48



59.

Лесопромышленный комплекс. П49



60.

Сельское хозяйство. Растениеводство.п50



61.

Сельское хозяйство . Животноводство.п.51



62

Учимся с “Полярной звездой “(8).п.52



63

Транспортная инфраструктура\1\. П53



64

Транспортная инфраструктура\2\. 1\2 п54



65.

Транспортные узлы. п541\2 Практическая№8 «Составление характеристики одного из видов транспорта» (по выбору).



66.

Социальная инфраструктура.п.55



67

Учимся с “Полярной звездой “(9)п.56



68

Информационная инфраструктура.п.57



Резерв 2часа.



9 КЛАСС

География России



Регионы России (15часов)

Подходы к районированию. Административно-территориальное деление России как один из видов районирования. Соотношение районов по территории, населению, объему промышленного и сельскохозяйственного производства. Крупные природные регионы России. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России.

.

Европейская Россия (32 часов):

Центральная Россия (10часов)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Восточно-Европейская равнина – особенности природы. Освоение территории и степень заселённости. Специфика населения. Занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Проблемы сельской местности.

Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

Центрально-Чернозёмный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Северо-Запад (5 часов)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада.

Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.



Европейский Север (4 часа)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.


Европейский Юг (4 часа)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развития хозяйства. Высотная поясность. Особенности природы Северного Кавказа. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населённость района. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города района. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Поволжье (4часа)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района. Население. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.


Урал (5 часов)

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль района в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Особенности природы Урала. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население, национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала. Специализация района. Современное хозяйство района. Урал - экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.


Азиатская Россия (12 ч):

Сибирь (8 ч)

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Особенности природы Западно-Сибирский равнины. Горы Южной Сибири: особенности природы. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь - главная топливная база России. Восточная и Северо-Восточная Сибирь – особенности природы. Проблемы и перспективы развития районов.

Пр.р. № 4. «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири»

Дальний Восток (5 ч)

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая "молодость" района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Главные особенности природы Дальнего Востока.

Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Основные отрасли специализации района. Дальний Восток - далёкая периферия или "тихоокеанский фасад" России? Внешние связи региона.



Раздел:

Россия в мире (5 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Обобщение за курс 9 класса (2часа)

Готовимся к экзамену \ работа с КИМ по географии/


(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе

по учебнику «География 9класс», авторы А. И. Алексеев , В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 4-е изд. М. «Просвещение» 2017г. Серия »Полярная звезда»(70часов, 2часа в неделю) Учителя географии высшей квалификационной категории Штин А.М.


Тема урока

Дата проведения

По плану

По факту

Регионы России. 15 часов.

1.

Учимся с «Полярной звездой» (1) п1.



2.

Районирование России п2



3

Административно- территориальное устройство России. П.2



4

Учимся с «Полярной звездой»(2)..п3 Практическая работа №1 «Характеристика географического района». Стр10-11. /Шаг за шагом/.



5.

Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно - Сибирская . Сравнение рельефа Восточно-европейской и Западно - Сибирской равнины. П.1\2 4.



6.

Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно - Сибирская .Особенности климата равнин. Природные зоны. п4.



7.

Горный каркас России— Урал и горы Южной Сибири. Сравнение геологического строения и рельефа Полезные ископаемые и экологические проблемы, связанные с их добычей..П5



8.

Горный каркас России— Урал и горы Южной Сибири. Отличие климата Урала от климата Южной Сибири. Высотная поясность. П.5.



9.

Мерзлотная Россия— Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Сравнение рельефа. П.6



10.

Мерзлотная Россия— Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Особенности климата. Оймякон – полюс холода России. П.6



11.

Экзотика России— Северный Кавказ , Крым и Дальний Восток. Сравнение рельефа. Эльбрус- высочайшая точка России П.7.



12

Экзотика России— Северный Кавказ , Крым и Дальний Восток. Главные особенности природы: климат, растительный и животный мир. П.7.



13.

Экологическая ситуация в России. П8.



14.

Экологическая безопасность России.п.9



15.

Учимся с «Полярной звездой»(3). Исследовательская практика «Как обеспечить экологическую безопасность России» п. 10. ». экспресс-контроль



Европейская Россия. 32 часа. Центральная Россия.

16.

Пространство центральной России. \Создание образа Центральной России на основе текста и тематических карт атласа , работа в к\к. \ п 1\2 11



17.

Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России. п1\2 11 Практическая работа №2 « Характеристика ЭГП района». стр. 55. /Шаг за шагом/.



18.

Центральная Россия: освоение территорий и население. П.12



19.

Центральный район. П.13



20.

Волго-Вятский район. П.14



21.

Центрально - Черноземный район. П.15



22.

Учимся с «Полярной звездой» (4). Практическая работа №3 «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство». П.16.



23.

Москва и Подмосковье. П.17



24.

Учимся с «Полярной звездой» (5). П18.



25

Урок обобщения по теме «Центральная Россия». Тест. Контрольная работа№1.



Северо - Запад.

26.

Пространство Северо-Запада. П.19



27.

Северо-Запад : «окно в Европу» п.20



28.

Северо-Запад : хозяйство п.21



29.

Санкт-Петербург—вторая столица России. П22.



30.

Учимся с «Полярной звездой»(6). Практическая работа № 4 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга» п.23



Европейский Север.

31

Пространство Европейского Севера. П.24



32

Европейский Север: освоение территории и население. П 25



33.

Европейский Север: хозяйство и проблемы. п. 26



34.

Учимся с «Поляной звездой» (7) п. 27.



Европейский Юг.

35.

Пространство Европейского Юга. П.28



36.

Европейский Юг: население. П.29



37.

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство . п.30 \ дать задание разработать проект. По п.31\



38.

Учимся с «Полярной звездой»(8)( Защита \ презентация \ проекта. П.31.



Поволжье.

39.

Пространство Поволжья. П.32



40

Поволжье: освоение территории и население. П. 33



41.

Поволжье: хозяйство и проблемы. П.34



42.

Практическая работка № 5 «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»



43.

Учимся с «Полярной звездой»(9). П.35.



Урал.

44.

Урал. Пространство Урала. П. 36.



45.

Урал: освоение территории и хозяйство П.37.



46.

Урал: население и города. П.38



47.

Учимся с «Полярной звездой»(10). Анализ ситуации "Специфика проблем Урала"



48.

Готовимся к экзамену: экспресс-контроль. Стр. 162. Урок обобщения по теме «Урал». Тест



Азиатская Россия. 12 часов. Сибирь.

49.

Пространство Сибири. П. 40



50.

Сибирь: освоение территории и населения п.41



51.

Практическая работа № 6 по теме: «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства.



52.

Сибирь: хозяйство. П. 42



53.

Западная Сибирь. П.43.



54.

Западная Сибирь. Практическая работа №7 «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам». \ дать задание разработать проект. «Путешествие по Транссибирской железной дороге». По п.45 \



55.

Восточная Сибирь. П. 44.



56.

Учимся с «Полярной звездой»(11). Защита проекта презентация «Путешествие по Транссибирской железной дороге». П.45



Дальний Восток.

57.

Дальний Восток. Пространство Дальнего Востока. П. 46



58.

Дальний Восток: освоение территорий и население (1). П.47



59.

Дальний Восток: освоение территорий и население (2). П.48



60.

Дальний Восток: хозяйство. П.49.



61.

Учимся с «Полярной звездой»(12). Практическая работа № 8 «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона» . п.50




Россия в мире. 5часов.

62

Соседи России. П 51.



63.

Сфера влияния России. П. 52



64.

Учимся с «Полярной звездой»(13). Подготовка реферата «Географическая характеристика природы, населения, хозяйства своего края» п. 53.



65.

Учимся с «Полярной звездой»(14). Защита реферата «Географическая характеристика природы, населения, хозяйства своего края». П 54.



66.

Готовимся к экзамену: экспресс-контроль. Стр 218-220.



67

Готовимся к экзамену. \ работаем с КИМ по географии .\



68.

Готовимся к экзамену. \ работаем с КИМ по географии. \



Резерв 2часа.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса пред­усматривает использование УМК (учебно-методических комп­лектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:

5-6 класс

  1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 клас­сы (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 5-6 класс

7 класс

  1. География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2017. – (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс (рабо­чая тетрадь)

  3. В.В. Николина. География. Поурочные разра­ботки. 7 класс (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 7 класс

8 класс

  1. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2018. – (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс (рабо­чая тетрадь)

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 8 класс

9 класс

  1. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабо­чая тетрадь)

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 9 класс

  6. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5—11 классы. / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019.

Материально-техническое обеспечение:


- Компьютер.

-Мультимедиа - проектор.

- Комплект карт.

- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.

- Медиатека.

- Географическая литература.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей