СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя. Литература. 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя. Литература. 7 класс»


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»



РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения учителей
общественно-гуманитарных дисциплин
Протокол

от « 28 » августа 2020 № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора


______________Сырцова Н.В.
(подпись)


«____» _____________ 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор


__________Корчаченко К.В.
(подпись)


«____» ____________ 2020 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
7-А КЛАСС

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД





Составитель рабочей программы:

Дышлевая Светлана Владимировна

учитель русского языка и литературы






Макеевка

2020 год


\


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя по предмету литература для 7 класса составлена в соответствии с Рабочей образовательной программой по учебному предмету литература основного общего образования, Учебным планом МОУ «СШ № 15», Календарным учебным графиком, принятыми педсоветом МОУ «СШ № 15», протокол от 31.08.2020 № 10.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г.).

2. Примерная программа по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.

  1. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»

  2. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 2020 г. №1182 "Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  3. Приказа МОН ДНР от 25.08.2020 № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году».

  4. Приложениями 1,2,3 «Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы» к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020 года № 1237 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».

5. Концепции «Филологическое образование: Русистика», утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от «16» февраля 2016 г. №143

6.Учебника:

Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2016.

7. Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году.

Программа детализирует и раскрывает содержание ГОС, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета «Литература» в соответствии с целями изучения, которые определены стандартом.




Общая характеристика предмета

Литература занимает особое место в системе общего образования. Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов, она содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литературное образование как результат можно представить в виде единства трёх компонентов:

 становление способности к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество);

 усвоение необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений;

 литературно-художественное и литературно-критическое творчество.


Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс).

Так, для обучающихся 5-6 классов свойственны эмоциональная активность, сильно развитое воображение, предметное восприятие, которым характеризуется «наивный реализм». Главная цель изучения курса в этих классах – научиться читать художественное произведение, использовать элементы анализа художественного текста. Работа над отобранными для этих классов произведениями дает возможность расширить и углубить жизненный опыт школьников, закладывает и формирует их художественный вкус и читательские интересы. Построение курса в 5-6 классах осуществляется на основе проблемно-тематического подхода с учетом хронологического порядка подачи материала, что позволяет готовить обучающихся к восприятию литературы в ее историческом развитии.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

Основу содержания учебного материала составляют как литературные тексты, проверенные временем, хорошо зарекомендовавшие себя в школьной практике преподавания литературы, так и художественные произведения, отражающие современные тенденции историко-литературного процесса. Включение в примерные программы всех классов художественных текстов современной русской и мировой словесности обусловлено такими факторами, как:

 возможность представить литературу как «живой организм», который не стоит на месте, а постоянно развивается, реагирует на процессы, которые происходят в обществе;

 потребность приблизить преподавание литературы в школе к реалиям и проблемам современного мира и человека;

 необходимость учитывать читательские приоритеты сегодняшних школьников, связанные с интересом к фантастике, фэнтези и другим произведениям современной литературы.

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Принцип вариативности, заложенный в примерной программе, дает учителю право:

а) из обязательного перечня текстов, предложенных в одном тематическом блоке, по своему усмотрению выбирать конкретное произведение для его изучения в классе;

б) варьировать методы изучения этого произведения;

в) в значительных по объёму текстах самостоятельно отбирать главы для обязательного прочтения;

г) избирательно подходить к выбору произведений в разделе «Для домашнего и семейного чтения»;

д) определять место произведений мировой литературы, предусмотренных для обязательного изучения.


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Цели и задачи литературного образования

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

‒ на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

‒ на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

‒ на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

‒ на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

‒ на формирование потребности и способности выражения себя в слове.


В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.





МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа рассчитана на этапе основного общего образования в следующем объеме:70 часов 34 недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Средняя школа № 15 города Макеевки».

Настоящая программа предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики и составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Программа рассчитана на 34 рабочие недели, 2 часа в неделю, 68 часов

Всего — 68 часов

Развитие речи — 4

Внеклассное чтение — 3

Контрольная тестовая работа — 4

Контрольное сочинение — 2

Литература родного края — 2

Текстуальное изучение произведений — 53


№ п/п


Тема раздела

Кол-во часов



Контрольное сочинение


Развитие

речи


Внеклассное чтения

Литература родного края


Контрольная тестовая

работа


1.

ВВЕДЕНИЕ

1 час






2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


4 часа






3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 час






4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


23 часа

1

2

1

1

2

5.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА


16 часов


1

1

1

2

6

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


8 часов

1

1

1



7

Итого

53

2

4

3

2

4



ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(оценки качества освоения обучающимися Рабочей образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта)

Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся проводится как в процессе изучения всей темы (текущий контроль), так и после изучения раздела или темы в целом периодический (периодический контроль). Для проведения текущего и периодического контроля учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оцениваются процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств. Педагог наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённых тем. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебных тем.

С целью систематизации и упорядочения нагрузки, учащихся в течение учебного года рекомендуем следующее количество видов контроля в процессе изучения литературы в каждом классе.

Возможные виды контрольных работ

  • тест;

  • литературный диктант;

  • развернутый ответ на вопрос;

  • комбинированная контрольная работа;

  • разноуровневые тестовые задания;


Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся: планы статей учебников, сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы и т.д.

По литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во часов на изучение темы,

урока

Дата

Примечание

план

факт


план

факт




ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1 ч.




1


Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

1

03.09





УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4часа)

4




2


Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

1

07.09



3


Русские былины

Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. Главные герои русских былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Бескорыстное служение героев родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства.

«Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине. Эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Роль детальных описаний, постоянных эпитетов и гипербол в былине.

1

10.09



4


Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины. Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Гиперболизм в изображении героев и событий, роль повторов и постоянных эпитетов, особенности языка былины.

1

14.09



5


Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.

Тема торговли и социального устройства новгородского общества в былине. Конфликт между бедным гусляром Садко и богатыми новгородскими купцами. Историческое прошлое и вымысел в былине. Поэтичность былины.

1

17.09





ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 1 час)

1




6


Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы.

Гуманистический пафос повести, назидательный и религиозный смысл произведения.

Своеобразие сюжета повести, переплетение традиций фольклора (мотивы змееборчества, «мудрой девы») и литературы о святых. Особенности языка произведения.

1

21.09





ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (23 часа)

23




7


А.С.Пушкин (6 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Авторское отношение к героям.

1

24.09



8


А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения.

1

28.09



9,10


«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

2

01.10,

05.10



11,12


«Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении А.С. Пушкина. Гуманизм повести.

2

08.10

12.10



13


Контрольная тестовая работа № 1 по теме «УНТ. Из русской литературы XVIII века. А.С.Пушкин» (разноуровневые задания)

1

15.10



14


ВЧ 1. А.С.Пушкин.

«Обвал», «Редеет облаков летучая гряда», «Бесы»

1

19.10



15


М.Ю.Лермонтов (3 часа).

Краткий рассказ о писателе. «Песня про … удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

ТЛ. Понятие о лирическом герое. Развитие понятий о композиции произведения, художественных средствах. Фольклоризм литературы. Поэма.

1

22.10



16


М.Ю.Лермонтов. «Песня про … удалого купца Калашникова». Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до кон-ца. Особенности сюжета поэмы.

1

02.11



17


М.Ю.Лермонтов. «Молитва» («В минуту жизни трудную..») – готовность ринуться навстречу гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

«Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы.

1

05.11



18


Н.В.Гоголь (4 часов).

Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба» (главы из повести). Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести. Связь повести с фольклорным эпосом.

ТЛ. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос. Литературный герой.

1

09.11



19


Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Героический характер Тараса Бульбы.

1

12.11



20


Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Противопоставление жизненного выбора в судьбах сыновей Тараса Бульбы. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земли. Трагедия Андрия: конфликт и чувства долга.

1

16.11



21


РР 1. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

1

19.11



22


Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Массовые сцены и их значение. Картины природы. Особенности гоголевской прозы.

1

23.11



23


РР 2. Контрольное сочинение 1 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

26.11



24,25


И.С.Тургенев (3 часа).

Краткий рассказ о писателе.

«Ася». Образ «тургеневской девушки». Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

2

30.11

03.12



26


Стихотворения в прозе: «Русский язык».

Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в

прозе».

1

07.12



27


Н.А.Некрасов (2 часа).

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.

ТЛ. Поэма (развитие понятия). Трех

сложные размеры стиха (развитие понятия).

1

10.12



28


Н.В.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

1

14.12



29


Контрольная тестовая работа № 2 по теме «Из русской литературы XIХ века. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Го-голь, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев» (разноуровневые задания)

1

17.12



30


ЛРК 1. Донетчина в народных думах. «Дума о побеге трех братьев с Азова», «Вдова Сирка Ивана».

1

21.12



31


Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать...»

А.А. Фет «Как беден наш язык! Хочу и не могу...»

Философские размышления в поэзии второй половины XIX века.

1

24.12



32


М.Е.Салтыков-Щедрин (1 час). Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве».

ТЛ. Гротеск (начальные представле-ния).


1

11.01



33


Л.Н.Толстой (2 часа).

Краткий рассказ о писателе. «Детс-тво» (главы из повести: «Классы»). Взаимоотношения детей и взрослых. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

ТЛ. Автобиографическое художествен-ное произведение. Герой-повествователь. Сюжет и композиция. Портрет в художественном произведении.

1

14.01



34


Л.Н.Толстой. «Детство» (главы из повести: «Наталья Савишна»). Вза-имоотношения детей и взрослых. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

1

18.01



35


А.П.Чехов (2 часа).

Краткие сведения об авторе. «Хамелон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоунижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе. Диалог и художественная деталь как приемы создания характеров персонажей.

ТЛ. Понятие об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе.

1

21.01



36


А.П.Чехов. «Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества,

отсталости российского крестьянина

конца XIX – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева.

Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе.

1

25.01





ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (15 часов)

15




37


М.Горький (4 часов).

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.

ТЛ. Понятие о теме и идее произведения. Портрет.

1

28.01



38


М.Горький. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров.

1

01.02



39


М.Горький. «Детство». Дед Каширин

1

04.02



40


М.Горький. «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Вера в творческие силы народа.

1

08.02



41


ВЧ 2. М.Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

1

11.02



42


Л.Н.Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к

братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

1

15.02



43


РР 3. Продолжение рассказа «Кусака»

1

15.02



44


В.В.Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

1

18.02



45


В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

1

22.02



46


Контрольная тестовая работа № 3 по теме «Из русской литературы XХ века» (разноуровневые задания)

1

25.02



47


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

ЛРК 2. Поэты и писатели Донбасса о родной природе.

1

01.03



48,49


А.П.Платонов (Климентов) (3 часа). Краткие сведения о писателе. «Юшка». «Величие простых сердец» в рассказе. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя.

ТЛ. Развитие понятия о рассказе. Портрет героя (развитие представлений).

2

04.03

11.03



50


А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи

доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А.Платонова.

1

15.03



51


Час мужества (1 час).

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, трудности и радости грозных лет войны в стихотворенииях поэтов – участников войны: А.А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др.

ТЛ. Публицистика. Интервью как жанр публицистики.

1

18.03



52


Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

1

29.03



53


«ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ»

Михаил ЗОЩЕНКО

(1895-1958)

Слово о писателе. Рассказы: «Аристократка», «Баня».

Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

01.04



54


Василий Макарович ШУКШИН

Слово о писателе.

Рассказ В.М. Шукшина «Срезал». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

«Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку.

1

05.04



55,56


Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов.

("Книгуру", премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, "Лучшая детская книга издательства "РОСМЭН" и др., например:

Н. Назаркин, А. Гиваргизов, Ю. Кузнецова, Д. Сабитова, Е. Мурашова, А. Петрова, С. Седов, С. Востоков, Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн, Д. Вильке и др.) (1-2 произведения по выбору).

2

08.04

12.04



57


Контрольная тестовая работа № 4 по теме «Из русской литературы XХ века (разноуровневые задания)

1

15.04





ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 часов)

7




58


«Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

1

19.04



59


Мигель де СЕРВАНТЕС Сааведра

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (отдельные главы — по выбору учителя).

Краткие сведения о жизни писателя.

Время и место действия романа Сервантеса. Самоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвиги. Верность идеалам справедливости, гуманности.

Теория литературы. Начальное понятие о романе.

1

22.04



60


Проспер Мериме. «Маттео Фальконе»

Краткий рассказ о писателе. Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной жизнью с её порочными нравами. Понятие о новелле.

Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Образ Маттео Фальконе и его сына. Драматический пафос новеллы.

Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея».

О. Уайльд – писатель английского раннего модернизма. Эстетизм Уайльда, импрессионистичность стиля.

«Портрет Дориана Грея» как средоточие творчества писателя, философско-эстетические и моральные проблемы произведения. Черты интеллектуального романа.

1

26.04



61


Э. По. «Золотой жук» (в сокращении).

А. Конан Дойл. «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.

«Горбун». Герой и второй герой в детективе.

Э. По. «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.

Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.

1

29.04



62


О’Генри «Дары волхвов». Рассказ о любви и взаимном самопожертвовании ради неё. Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа.

«Последний лист». Герои О’Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

1

06.05



63


Кейт ДиКамилло. «Спасибо Уинн-Дикси». Темы одиночества и обретения друзей, потери и понимания чужого горя.

1

13.05



64


Давид Гроссман. "Книга внутренней грамматики»". Тема духовного созревания, противопоставления правды детства и лживости взрослых.

1

17.05



65


РР 4. Контрольное сочинение 2


20.05



66


ВЧ № 3 В.М. Шукшин. Рассказы «Чудик», «Мастер»


24.05



67


Обобщающий урок


27.05











Для заучивания наизусть

Отрывок из былины (по выбору учителя и обучающихся).

Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).

Лермонтов М.Ю. Одно стихотворение (по выбору обучающихся). «Песня про… удалого купца Калашникова» (отрывок).

Гоголь Н.В. «Тарас Бульба». Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), или описание гибели Тараса Бульбы (глава XIII).

Тургенев И.С. Стихотворения в прозе «Русский язык».

Некрасов Н.А. «Вчерашний день часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)

Толстой Л.Н. «Детство» (отрывок по выбору учителя).

Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).

Одно стихотворение поэта-современника о родном крае.

Основные виды устной и письменной речи обучающихся 7 класса

 осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

 выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;

 различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с творческим заданием);

 устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

 устные монологические высказывания и участие в диалоге в ходе изучения художественного произведения;

 устное словесное рисование;

 составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;

 составление индивидуальной и сравнительной характеристики героев;

 устный и письменный отзыв о художественном произведении, кинофильме, актерском исполнении;

 устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Сайты электронных библиотек:

http://booksshare.net/


http://www.big-library.info/


http://www.many-books.org/


http://www.shpl.ru

Государственная Публичная Историческая Библиотека России

http://www.rsl.ru

Российская Государственная Библиотека

http://www.klassika.ru

Библиотека русской литературы «Классика.ру»

http://www.ayguo.com

Классика русской литературы в аудиозаписи

http://www.countries.ru/library.htm

Библиотека по культурологии

http://www.rvb.ru/index.html

«Детская электронная библиотека»

http://www.deti-book.info

«Детская электронная библиотека»

http://www.stihi-rus.ru/page3.htm

«Антология русской поэзии»

http://www.e-kniga.ru

«Электронная библиотека художественной литературы»

http://www.klassika.ru

«Библиотека классической литературы»

http://stroki.net

Электронная библиотека «Стихи классических и современных авторов»

http://school-collection.edu.ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://znanium.com/bookread.php

История русского и зарубежного литературоведения

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0

Классический словарь литературоведческих терминов

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3391.htm

Литературная энциклопедия



РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005.

  2. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.

  5. Грушко Б.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 672 с.

  6. Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 334 с.

  7. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.

  8. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. М. Просвещение 2012.

  9. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.

  10. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.

  11. Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.


Периодические издания для учителя

- «Русская словесность»

- «Русский язык, литература, культура в школе и вузе»

- «Литература»

- «Литература в школе»




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!