СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

на основании которых разработана рабочая программа

 

   Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
  2. Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  4. Авторская программа для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М. : Русское слово, 2009.
  5.   УМК Литература. 7 класс в 2 Ч. : учебник для общеобразоват. учреждений \Г.С. Меркин – М.: Русское слово, 2009 год.
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  7.   Приказ  МО  и науки РФ №38 от 26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253"
  8.  Учебный план МБОУ «СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска» на 2016 - 2017 учебный год.
  9. Положение о  рабочей программе учителя МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска»
  10. Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2016-2017 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ№1

Приказ от 01.09.2016 № 371

Подпись руководителя_______________

Ф.И.О. Ганеев И.И.

М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе


Уровень общего образования (класс): 7 «А», 7 «Б»,7 «В»


Количество часов: 68


Учитель: Козлова Светлана Николаевна

Программа разработана на о




г.Семикаракорск

2016 – 2017 учебный год



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

раздела

Раздел

Страница

1

Пояснительная записка



Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

3

2

Место учебного предмета в учебном плане

5


Обоснованность отклонения рабочей программы


3

Содержание учебного предмета.

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы, курса

5


Характеристика форм организации учебных занятий и основные виды деятельности ученика

12

4

Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета

13

5

Календарно-тематическое планирование

17




























Раздел 1. «Пояснительная записка»

    1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

на основании которых разработана рабочая программа


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  2. Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  4. Авторская программа для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М. : Русское слово, 2009.

  5. УМК Литература. 7 класс в 2 Ч. : учебник для общеобразоват. учреждений \Г.С. Меркин – М.: Русское слово, 2009 год.

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  7. Приказ  МО  и науки РФ №38 от 26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253"

  8. Учебный план МБОУ «СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова г.Семикаракорска» на 2016 - 2017 учебный год.

  9. Положение о рабочей программе учителя МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска»

  10. Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2016-2017 учебный год.



    1. Общие цели задачи образования с учетом специфики учебного предмета


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.


Раздел 2. «Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане

Место предмета в учебном плане


В учебном плане МОУ СОШ №1 г Семикаракорска на изучение предмет «Литература» в 7 классе выделено 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Изменения, внесенные в программу, обоснования.

По календарному графику школы отводится 70 часов, в неделю - 2. Рабочая программа скорректирована на 2 часа в соответствии с постановлением правительства РФ о праздничных и выходных днях от 24.09.2015 N 1017. Уроки, выпавшие на 22.02, 8.03 будут проведены 1.03, 9.03 за счет уплотнения материала.



Раздел 3 «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

3.1 Наименование разделов, характеристика основных содержательных линий, тем, основное содержания по темам

Основное содержание (70 часов)


Введение.

Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Литературные роды (лирика, эпос, драма), жанровое образование. Движение жанров.

Теория литературы: литературные роды.


Русский фольклор.

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности ( сила и доброта, ум и мудрость).

Героический эпос в мировой культуре

Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (1 час). Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Древнерусская литература.

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.


Литература европейского Возрождения

М. Сервантес (2 часа)

Слово о писателе.

Роман Дон Кихот (фрагменты).

Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.


Литература XVIII века.

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа».


М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «О вы, которых ожидает... » (из оды «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Властителям и судиям». Отра­жение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти­хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо­творении.

Д.И. ФОНВИЗИН

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Литература XIX века

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького человека». Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

А.С. ПУШКИН

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «К Ча­адаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...», «Туча», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава».

Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. Тема Родины в лирике Пушкина.


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом произведении. Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, её связь с устным народным творчеством.


Н.В. ГОГОЛЬ

Слово о писателе.

Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образ Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.


И.С. ТУРГЕНЕВ

Слово о писателе.

Общая характери­стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож­ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева.

Рассказы: «Хорь и Калиныч» и «Певцы». Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

Стихотворение в прозе «Нищий». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.


Н.А. НЕКРАСОВ

Слово о поэте.

Стихотворения: «Вчерашний день, часу 6 шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Слово о писателе.

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

Особенности сюжетов и проблематики «сказ­ок для детей изрядного возраста». Обличие нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Слово о писателе.

Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от­ношение к героям.


Н.С. ЛЕСКОВ

Слово о писателе.

Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.


А.А. ФЕТ

Стихотворения: «Вечер», «Зреет рожь над маркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.


А.П. ЧЕХОВ

Слово о писателе.

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, её связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...».

Н.М. Языков. «Песня».

И.С. Никитин. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»


Литература XX века

Обращение писателей XX века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии XX века. Художественные искания русских писателей XX века. Человек и история в литературе XX века: проблема выбора пути. русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев


М. ГОРЬКИЙ

Слово о писателе.

Повесть «Детство» (главы по выбору). Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергилъ»). Романтизм раннего творчества М. Горького. Приём контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.


И.А. БУНИН

Слово о писателе.

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о свое­образии поэзии.

Статья «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Нравственный смысл произведения. Доброта, милосердие, справедливость, покорность, сми­рение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понима­ния художественной идеи рассказа. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.


А.И. КУПРИН

Слово о писателе.

Рассказы «Куст сирени», «Аlles!». Взаимопонимание, взаимо­выручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основ­ная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.


В.В. МАЯКОВСКИЙ

Слово о поэте.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.


С.А. ЕСЕНИН

Слово о поэте.

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я поки­нул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство ро­дины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотво­рениях поэта.


И.С. ШМЕЛЕВ

Слово о писателе.

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас­сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.


М.М. ПРИШВИН

Слово о писателе.

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.


К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Слово о писателе.

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе­мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие»). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ­чика в произведении. Лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.


Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Слово о поэте.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду­ховный труд — основное нравственное достоинство человека. Выразительно-художественные сред­ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи­ческие средства (роль глаголов и местоимений).


А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы, её читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Тёркина. Тема родины и её воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».


Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны

Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М.Джалиль. «Последняя песня»;

Вс. Н. Л о б о д а. «Начало». Особенности восприятия жиз­ни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.


Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Слово о писателе.

Рассказы: «Летят мои кони» (Отрывок), «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен­ной убогости, лицемерия. Рассказчик и его роль в повествовании.


В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе.

«Чудаки» и «чудики» в рас­сказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.

Рассказ «Микро­скоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя. Способы создания характера.


Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...» М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» Я.В. С м е л я к о в. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА


У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе.

Сонеты: «Когда на суд безмол­вных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Лю­блю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные » темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. Твёрдая форма (сонет), строфа (углуб­ление и расширение представлений).

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе.

Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народ­ное представление о добре и силе. Лиро-эпическая песня, баллада, алле­гория.


Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе.

Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привле­кательные качества героя. Приключенческая литература.


МАЦУО БАСЕ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знаком­ство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэ­тических образов. Хокку (хайку).


А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе.

Повесть «Планета людей». Добро, справедливость, мужество, порядоч­ность, честь в понимании писателя и его героев. Основные со­бытия и позиция автора. Лирическая проза (развитие представ­лений), правда и вымысел.


Я. КУПАЛА

Основные биографические сведения.

Отражение судьбы бело­русского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет? », «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. Сопоставительная характеристика оригина­ла и переводов.


3.2 Характеристика форм организации учебных занятий и основные виды деятельности ученика

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Раздел 4. «Планируемые предметные результаты освоения учебного курса «Литература»


Устное народное творчество


Учащийся научится

Учащийся получит

возможность научиться:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;



• сравнивая былины, народные песни, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).


Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература


Учащийся научится

Учащийся получит

возможность научиться:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;



• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Познавательные универсальные учебные действия


Учащийся научится

Учащийся получит

возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, библиотеках и Интернет ресурсах;

  • основам реализации проектно - исследовательской деятельности;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • понимать модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).



  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • умению смыслового восприятия текста;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия



Учащийся научится

Учащийся получит

возможность научиться:



  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстовое высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;


  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации

совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений;



Регулятивные универсальные учебные действия


Учащийся научится

Учащийся получит

возможность научиться:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • удерживать цель деятельности до получения её результата;

  • анализу достижения цели;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


  • самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.


Личностные универсальные учебные действия


Учащийся научится

Учащийся получит

возможность научиться:

- уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;

-различать основные нравственно-эстетические понятия;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- понимать значение литературы в процессе

получения школьного образования.



- понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых ценностей;

- оценивать свои и чужие поступки.


Раздел 5. «Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классах»







п./п

Дата

7 А

Дата

7 Б

Дата

7 В

Основное содержание

программного материала

Кол-во

часов

1

1.09

2.09

2.09

Любите читать!

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма)

1

Из устного народного творчества – 4 часа


2



7.09

6.09

7.09

Эпические жанры в фольклоре. Блина. Поэтическая речь былины.

2

3

8.09

9.09

9.09

Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость Конфликт)


4

14.09

13.09

14.09

Былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник» Анализ былины.

1

5

15.09

16.09

16.09

Русская народная песня. Многообразие жанра обрядовой поэзии.


1

Из древнерусской литературы – 2 часа


6



21.09

20.09

21.09

Поучительный характер древнерусской литературы.

1

7

22.09

23.09

23.09

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.


1

Из литературы VIII века– 7 часов


8



28.09

27.09

28.09

М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного.



1

9

29.09

30.09

30.09

М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист Теория о трёх штилях.


1

10




5.10

4.10

5.10

Г.Р.Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»

«Властителям и судиям» Тема поэта и власти


1

11,



6.10

7.10

7.10

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» Своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика,

3

12



12.10

11.10

12.10

Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык);

13



13.10

14.10

14.10

Образование и образованность; воспитание и семья

14


19.10

18.10

19.10

Р.Р. Инсценировка пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1


Из литературы XIX века– 25 часов


15-

20.10

21.10

21.10

А.С.Пушкин.

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. Дружба и тема долга

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина;


1









16

26.10

25.10

26.10

«Потава»: образ Петра и тема России в поэме.Изображение «массы» и персоналий поэмы.

17



27.10

28.10

28.10

Р.Р. Сочинение на тему «Пётр I

и КарлXII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»


1

18

2

ч

9.11

8.11

9.11

В.Ч. «Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»


1

19

10.11

11.11

11.11

М.Ю.Лермонтов.

Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика, основные мотивы «Песни…».

2

20

16.11

15.11

16.11

Центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания.

21

17.11

18.11

18.11

В.Ч. «Москва Ивана Грозного» . Заочная экскурсия в историко-литературный музей

1

22-

23.11

22.11

23.11

Н.В.Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

2

23

24.11

25.11

25.11

«Шинель».:основной конфликт; трагическое и комическое.

Образ Акакия Акакиевича

24

30.11

29.11

30.11

Р.Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

1



25

1.12

2.12

2.12

В.Ч. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино)

1

26-

7.12

6.12

7.12

И.С.Тургенев.

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника»

Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант.


2

27

8.12

9.12

9.12

«Певцы»:основная тема рассказа, талант

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха.

28-

14.12

13.12

14.12

Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта.

Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга;

2

29

15.12

16.12

16.12

Верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие.




30

21.12

20.12

21.12

В.Ч. «По сибирским дорогам декабристок» . Литературно-краеведческая экскурсия.

1

31-



22.12



23.12



23.12



М.Е.Салтыков - Щедрин.«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

2

32

28.12

27.12

28.12

«Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.

33


34

11.01


12.01

10.01


13.01

11.01


13.01

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

2

3

Ч





«Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа.


35

18.01

17.10

18.10

А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой».

Общечеловеческое в лирике.


1

36

19.01

20.01

20.01


Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века

1

37

25.01

24.01

25.01

Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести.

1

38

26.01

27.01

27.01

Антон Павлович Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.


1

39

1.02

31.01

1.02

В.Ч. «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков.

1


Из литературы XX века – 22 часа


40

2.02

3.02

3.02

М.Горький. «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической повести и рассказе; становление характера мальчика.

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»: контраст как основной приём раскрытия замысла.

1

41

8.02

7.02

8.02

В.Ч. Конференция « М.Горький и русские писатели ( Л.Толстой, А.Чехов)»



1

42-43

9.02

15.02

10.02

14.02

10.02

15.02

И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы.

«Кукушка».Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа.


2



44

16.02

17.02

17.02

А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в пони

мании автора и его героя.


1

45

22.02

21.02

22.02

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия.

1

46-47

1.03

2.03

28.02

3.03

1.03

3.03

С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая» , «Я покинул родимый дом». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.


2






48

9.03

7.03

10.03

В.Ч. Литературный вечер «Мой Сергей Есенин»

1

49


15.03

10.3

15.3

И.С.Шмелёв «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа.

Проблематика и художественная идея.

1

50

16.03

14.03

17.03

М.М.Пришвин. «Москва-река» Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе.

1

51

22.03

17.03

22.03

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» Мир человека и природы; малая родина; образ рассказчика в произведении

1

52

23.03

21.03

24.03

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу М.М.Пришвина «Мещерская сторона»

1

53-54

5.04

6.04

24.03

4.04

5.04

7.04

Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться»

Тема стихотворения и его художественная идея.

2

55-56


12.04

13.04

7.04

11.04

12.04

14.04

А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин»

2





1

57

19.04

14.04

19.04

Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.



58-59

20.04

26.4

18.04

21.04

21.04

26.04

Б.Л.Васильев. «Экспонат №…»

Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия

2

60

27.04

25.04

28.04

В.Ч. В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум»

Внутренняя простота и нравственная высота героев.

1

61

3.05

28.04

3.05

«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов ХХ века.

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века.

1

Из зарубежной литературы – 7 часов


62

4.05

2.05

5.05

У.Шекпир. Темы и мотивы сонетов.

1

63

10.05

5.05

10.05

Р.Бёрнс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору)

Осиновые мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

1

64

11.05

12.05

12.05

Ш.Петёфи. «В деревне»

Тема стихотворения и позиция поэта.

1

65

17.05

16.05

17.05

Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя

1

66

18.05

19.05

19.05

А.Конан Дойл

«Записки о Шерлоке Холмсе»

1

67

24.05

23.05

24.05

А.Сент-Экзюпери «Планета людей»

Основные события и позиция автора

1

68

25.05

26.05

26.05

Подведение итогов года.

Литература на лето.

1

















































СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

Казаринова Т.А..

_______________ подпись

«29» августа 2016 года




СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ№1

От 29.08.2016 года № 1

_____________ Казаринова Т.А

Подпись руководителя МС












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!