МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ГОРОДА МАКЕЕВКИ"
Герасимова Лилия Рустановна
Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) № 665 от 25 июля 2018 года, на основании Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Физическая культура. 1-4 кл.» / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Гречановская В.О. и др. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 125 с.
вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки).
достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности обучающихся;
соблюдения дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
усиления оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно – оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Поэтому рабочая программа состоит из двух частей (базовая и вариативная), которая состоит из спортивных дисциплин и учитывает местные условия, интересы и желания детей, материально-техническую базу учебного заведения.
Вариативная часть «Народные и подвижные игры» Игра с давних времён составляет неотъемлемую часть здорового образа жизни человека. Подвижные игры – это гармония развития внутреннего и внешнего мира ребёнка, воспитание личности, один из способов физического развития детей. Они позволяют снять усталость, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. В игре не только развиваются способности ребёнка, но и формируется его будущее. Характер игр у младших школьников(1-4 класс) разнообразен, но преобладают коллективные игра, командные игры без соприкосновения с соперником. Главное содержание игр – обогащение двигательного опыта.
По программе в 3 классе на изучение предмета «Физическая культура» отводится 99 часов (Базовая часть – 66 часов + Вариативная часть (факультатив) – 33 часа) (3 часа в неделю).
Согласно Календарному учебному графику на 2019 – 2020 учебный год на изучение данного предмете в 3 классе отводится 64 часа на Базовую часть и 35 часов на Вариативную часть (факультатив). С целью соблюдения Календарного учебного графика в Базовой части в теме «Туризм» сделано уплотнение на 2 часа, а в Вариативную часть (факультатив) добавлено 4 часа.
№ п./п. | № урока в теме | Наименование раздела, тем урока | Кол-во часов на изучение темы | Дата | Прим. |
| |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ I четверть |
| | Т.1 Основы знаний о физической культуре и развитии организма. | 4 ч. | | | |
| 1. | Правила БЖ на уроках физической культуре. Комплекс Общеразвивающих упражнений (ОРУ). Определение уровня физической нагрузки по показателю частоты пульса. | | | | |
| 2. | Комплекс ОРУ. Упражнения для формирования правильной осанки. Понятие двигательных способностей человека: силовых, скоростных, ловкости, гибкости, выносливости. | | | | |
| 3. | Комплекс ОРУ. Вредные привычки и их влияние на здоровье школьника. Двигательный режим третьеклассника в различные времена года. | | | | |
| 4. | Комплекс ОРУ. Степень гармоничности физического развития и телосложения. Масса - ростовой индекс Кётле. Определение координационной функции нервной системы. Индекс Ромберга. | | | | |
| | Т.2 Гимнастика. | 16 ч. | | | |
| 1. | БЖ на уроках гимнастики. Комплекс ОРУ. Значение гимнастики в развитии физических качеств. Гимнастика как олимпийский вид спорта. Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки. | | | | |
| 2. | Комплекс ОРУ. Ходьба: спортивная, на носках, пятках, спиной вперёд, боком, с различным положением рук, с высоким подниманием бедра, в приседе. | | | | |
| 3. | Комплекс ОРУ. Бег: спиной вперёд, «змейкой», «по кочкам», по кругу, «по восьмёрке», оббегая препятствия | | | | |
| 4. | Комплекс ОРУ. Упражнения для формирования правильной осанки. | | | | |
| 5. | Комплекс ОРУ с использованием гимнастических скамеек. | | | | |
| 6. | Комплекс ОРУ. Разнообразные комплексы упражнений с гимнастическими предметами: с обручем, мячом, скакалкой. | | | | |
| 7. | Комплекс ОРУ. Упражнения с набивным мячом (1 кг). Приседания с мячом в руках. | | | | |
| 8. | Комплекс ОРУ. Упражнения на развитие координационных способностей. | | | | |
| 9. | Комплекс ОРУ. Перекат вправо (влево) из стойки на правом (левом) колене, левая (правая) нога в сторону на носок, руки в стороны. | | | | |
| 10. | Комплекс ОРУ. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. | | | | |
| 11. | Комплекс ОРУ. Безопасность выполнения кувырков. Кувырок вперед в группировке. | | | | |
| 12. | Комплекс ОРУ. Кувырок назад в группировке. | | | | |
II четверть |
| 13. | Комплекс ОРУ. По рейке перевёрнутой гимн. скамейки: ходьба; ходьба на носках, приставным шагом в правую и левую стороны, соскок прогнувшись из упора присев. | | | | |
| 14. | Комплекс ОРУ. Комплексы ритмической гимнастики. | | | | |
| 15. | Комплекс ОРУ. Упражнения на освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. | | | | |
| 16. | Комплекс ОРУ. Прыжки через скакалку. | | | | |
| | Т.3 Легкая атлетика. | 14 ч. | | | |
| 1. | БЖ во время уроков лёгкой атлетики. Комплекс ОРУ. Виды лёгкой атлетики. | | | | |
| 2. | Комплекс ОРУ. Разновидности ходьбы. | | | | |
| 3. | Комплекс ОРУ. Разновидности ходьбы. | | | | |
| 4. | Комплекс ОРУ. Разновидности бега. | | | | |
| 5. | Комплекс ОРУ. Разновидности бега. | | | | |
| 6. | Комплекс ОРУ. Разновидности бега: бег с высокого старта 30 метров, челночный бег 4х9 метров, бег на заданное расстояние и время. | | | | |
| 7. | Комплекс ОРУ. Безопасность выполнения прыжков. Прыжки в длину с места и с разбега. | | | | |
| 8. | Комплекс ОРУ. Разновидности прыжков: прыжки на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево) на двух ногах, с поворотом на 180º. | | | | |
| 9. | Комплекс ОРУ. Разновидности прыжков: с продвижением вперёд, назад, левым и правым боком, в длину. | | | | |
| 10. | Комплекс ОРУ. Метание: техника метания малого мяча с места из исходного положения стоя лицом в сторону, метания на дальность, в цель. | | | | |
| 11. | Комплекс ОРУ. Метание: на заданное расстояние, в горизонтальную (5-6 м.) и вертикальную цель(1-2 м.). | | | | |
III четверть |
| 12. | Комплекс ОРУ. Метание: метания различных по весу и размеру мячей. | | | | |
| 13. | Комплекс ОРУ. Метания в горизонтальную и вертикальную цель (гимнастический обруч) с расстояния 3-4 м. | | | | |
| 14. | Комплекс ОРУ. Броски набивного мяча двумя руками от груди и снизу. | | | | |
| | Т.4 Элементы спортивных игр. | 15 ч. | | | |
| 1. | БЖ во время проведения спортивных игр. Комплекс ОРУ. Общие сведения и основные понятия спортивных игр. | | | | |
| 2. | Комплекс ОРУ. Волейбол. БЖ во время игры в волейбол. Броски волейбольного мяча одной и двумя руками друг другу с ловлей двумя руками. | | | | |
| 3. | Комплекс ОРУ. Подбрасывание волейбольного мяча и ловля двумя руками с двумя - тремя хлопками, с отскоком от пола, с одним-двумя шагами в правую и левую стороны, с поворотом на 180 и 360. | | | | |
| 4. | Комплекс ОРУ. Перебрасывание мяча в парах через сетку двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от плеча с ловлей двумя руками. | | | | |
| 5. | Комплекс ОРУ. Броски мяча одной и двумя руками в вертикальную цель (гимнастический обруч, нижний край которого находится на высоте 1,5-2 метра от пола). | | | | |
| 6. | Комплекс ОРУ. Футбол. БЖ во время игры в футбол. Передача и остановка мяча в парах. | | | | |
| 7. | Комплекс ОРУ. Удар ногой с места по неподвижному мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м на расстояние до 7-8 м) мишень. | | | | |
| 8. | Комплекс ОРУ. Удар ногой с места по неподвижному мячу в вертикальную (полоса шириной 2 м на расстояние 7-8 м) мишень. | | | | |
| 9. | Комплекс ОРУ. Игра по упрощённым правилам. | | | | |
| 10. | Комплекс ОРУ. Баскетбол. БЖ во время игры в баскетбол. Приём и передача мяча в парах двумя руками от груди. | | | | |
| 11. | Комплекс ОРУ. Приём и передача мяча в парах двумя руками от груди. | | | | |
| 12. | Комплекс ОРУ. Приём и передача мяча правой, левой руками от плеча. | | | | |
| 13. | Комплекс ОРУ. Ведение баскетбольного мяча на месте | | | | |
| 14. | Комплекс ОРУ. Ведение баскетбольного мяча в движении. | | | | |
| 15. | Комплекс ОРУ. Ведение баскетбольного мяча на месте и в движении. | | | | |
IV четверть |
| | Т.5 Туризм. | 8 ч. | | | |
| 1. | Комплекс ОРУ. Правила БЖ на уроках физической культуры. Туризм как вид спорта и активного отдыха. | | | | |
| 2. | Комплекс ОРУ. Упражнения для развития скорости, силы, выносливости. | | | | |
| 3. | Комплекс ОРУ. Туристические походы - необходимый компонент укрепления и сохранения здоровья. | | | | |
| 4. | Комплекс ОРУ. Морально-волевая и психологическая подготовка. Режим дня при занятиях физической культурой и спортом. | | | | |
| 5. | Комплекс ОРУ. Виды природных препятствий и их преодоление. | | | | |
| 6. | Комплекс ОРУ. Личная гигиена. Процедуры закаливания. | | | | |
| 7. | Комплекс ОРУ. Бег в чередовании с ходьбой по пересечённой местности до 800м. Подвижные игры и эстафеты с элементами туризма. | | | | |
| 8. | Комплекс ОРУ. Туристское снаряжение, его применение и уход. Ориентирование на местности по солнцу и местным признакам. | | | | |
| | Т.6 Комплексный тест – оценивание физической подготовленности. | 7 ч. | | | |
| 1. | Комплекс ОРУ. Бег 30 м | | | | |
| 2. | Комплекс ОРУ. Подтягивание или сгибание и разгибание рук. | | | | |
| 3. | Комплекс ОРУ. Наклон вперед. | | | | |
| 4. | Комплекс ОРУ. Прыжок в длину с места. | | | | |
| 5. | Комплекс ОРУ. Челночный бег 4х9 м. | | | | |
| 6. | Комплекс ОРУ. Поднимание туловища. | | | | |
| 7. | Комплекс ОРУ. Бег 300м; смешанное передвижение 600м. Подведение итогов. | | | | |
№ п./п. | № урока в теме | Наименование раздела, тем урока | Кол-во часов на изучение темы | Дата | Прим. |
| |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ I четверть |
| | Т.1 Подвижные игры. | 16 ч. | | | |
| 1. | БЖ во время проведения подвижных игр. Роль подвижных игр в укреплении и сохранении здоровья, в развитии двигательных способностей. | | | | |
| 2. | Игры и игровые задания с выполнением строевых команд. «Быстро в круг», «Слушай команду», «Музыкальная затейка». | | | | |
| 3. | «Точный поворот», «Запомни свой цвет», «Плетень». | | | | |
| 4. | «Шишки, жёлуди, орехи», «Перемена мест». | | | | |
| 5. | Игры и игровые задания для развития координационных способностей. «Карусель», «Запрещённое движение». | | | | |
| 6. | «Орешек», «Светофор», «Фигуры», «Пастух и волк». | | | | |
| 7. | «Ловкий воробей», «Метка», «Щука», «Веревка-змейка», «Парашютисты». | | | | |
| 8. | «Лиса и куры», «Плеточка», «Занимай свои места». | | | | |
II четверть |
| 9. | «Через кочки и пенёчки», «Салки», «Вьюны». | | | | |
| 10. | Двигательный режим как основа сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности и самоконтроль во время проведения подвижных игр. | | | | |
| 11. | Бег по разметкам с высокого старта на заданное время. | | | | |
| 12. | Прыжки в длину с места и с разбега, на двух ногах, на одной ноге по квадратам. | | | | |
| 13. | Броски набивного мяча весом 0.5 кг снизу вперёд, вверх от груди. | | | | |
| 14. | Метание мяча с места на дальность в горизонтальную и вертикальную цель. | | | | |
| 15. | Обучение бегу широким шагом, на носках, с сохранением осанки. | | | | |
| 16. | Обучение бегу широким шагом, на носках, с сохранением осанки, с высокого старта по разметкам на заданное время в подвижной игре: "Бег с форой". | | | | |
III четверть |
| | Т.2 Народные и подвижные игры. | 19 ч. | | | |
| 1. | Обучение бегу широким шагом, на носках, с сохранением осанки, с высокого старта по разметкам на заданное время в подвижной игре: "Кто быстрее". | | | | |
| 2. | Закрепление - прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами, прыжок в длину из полуприседа. | | | | |
| 3. | «Зайцы в огороде», «Успей перескочить», «Воробьи и ворона». | | | | |
| 4. | «Зайцы в огороде», «Успей перескочить», «Воробьи и ворона». | | | | |
| 5. | Игры и игровые задания с элементами бега. «Попробуй догони», «Бег тройками», «Поезд». | | | | |
| 6. | «Посадка овощей», «День-ночь», «Команда быстроногих», «Птицы в гнёздах», «Круговая эстафета». | | | | |
| 7. | «Посадка овощей», «День-ночь», «Команда быстроногих», «Птицы в гнёздах», «Круговая эстафета». | | | | |
| 8. | Игры и игровые задания с элементами прыжков. «Прыжки по полоскам», «Кто выше?», «С кочки на кочку». | | | | |
| 9. | «Зайцы в огороде», «Лиса и куры» | | | | |
| 10. | «Салки на одной ноге», «Салки в приседе», «Эстафеты с прыжками». | | | | |
| 11. | Игры и игровые задания с элементами метания. «Попробуй отбери!», «Передал - садись». | | | | |
| 12. | Игры и игровые задания с элементами метания. «Попробуй отбери!», «Передал - садись». | | | | |
| 13. | «Переброска мячей», «Мяч - капитану», «Гонка мячей по кругу». | | | | |
| 14. | «Переброска мячей», «Мяч - капитану», «Гонка мячей по кругу». | | | | |
| 15. | «Эстафета с мячом», «Земля, вода, воздух». | | | | |
| 16. | «Эстафета с мячом», «Земля, вода, воздух». | | | | |
| 17. | Игры с выполнением тестовых упражнений. «Выполняй без ошибок». | | | | |
| 18. | Игры с выполнением тестовых упражнений. «Выполняй без ошибок». | | | | |
| 19. | Подведение итогов. | | | | |
1. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура. 1-4 кл.» / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Гречановская В.О. и др. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 125 с.
2. Поурочные разработки по физической культуре. 3 класс. – 2.е изд. – М.:ВАКО, 2016. – 256 с.
3. Спортивный инвентарь для занятий физической культурой в спортивном зале.