Герасимова Лилия Рустановна
Рабочая программа по Музыкальному искусству составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) № 665 от 25 июля 2018 года, на основании Примерной основной образовательной программе по учебному предмету «Музыкальное искусство. 1 – 4 кл.» /Марунич М.Ю. – 3 – е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 50 с.
При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в учебную программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки проведения контрольных работ. В этом случае учителем будут сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом планировании с указанием дат, причин, по которым были внесены изменения.
По программе в 3 классе на изучение предмета «Музыкальное искусство» отводится 33 часа (1 час в неделю).
Согласно Календарному учебному графику на 2019 – 2020 учебный год на изучение данного предмете в 3 классе отводится 34 часа.
С целью соблюдения Календарного учебного графика в тему «Эта удивительная природа» был добавлен 1 час.
№ п./п. | № урока в теме | Наименование раздела, тем урока | Кол-во часов на изучение темы | Дата | Прим. |
По плану | По факту |
I четверть |
| | Т.1 Приёмы развития в музыке. | 8 ч. | | | |
| 1. | Здравствуй, школа! М. Хохлова. Гимн ДНР, Я. Дубравина «Добрый день!» | | | | |
| 2. | Развитие в музыке – преобразование музыкальных интонаций, тем, образов. Главная мелодия 2-й части Симфонии № 4 П. Чайковского, Я. Дубравин. «Добрый день!» | | | | |
| 3. | Развитие в музыке – сопоставление музыкальных интонаций, тем, образов. Главная мелодия 2-й части Симфонии № 4 П. Чайковского, И. Коломойцев. «Песенка о солнышке, радуге и радости». | | | | |
| 4. | Развитие в музыке – столкновение музыкальных интонаций, тем, образов. Л. Бетховен. Симфония № 5 (3 ч). И. Коломойцев. «Песенка о солнышке, радуге и радости». | | | | |
| 5. | Контраст как основной принцип развития в музыке. Л. Бетховен. Симфония № 5(3 ч). Ю. Чичков. «Здравствуй, Родина моя!». | | | | |
| 6. | Соотношение контрастных музыкальных тем в симфонической сюите. К. Дебюсси. «Кукольный кэк уок» из сюиты «Детский уголок». Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!». | | | | |
| 7. | Соотношение контрастных музыкальных тем в кантате. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» («Русь под игом монгольским», Песня об Александре Невском) Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!». | | | | |
| 8. | Родство и контраст образов. К. Дебисси. «Кукольный кэк уок» из сюиты «Детский уголок», С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Исполнение песен по желанию. | | | | |
II четверть |
| | Т.2 Крупные жанры в музыке. | 8 ч. | | | |
| 1. | Крупные музыкальные жанры. Симфония. В.А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагменты) Русская народная песня «Как у наших у ворот». | | | | |
| 2. | Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. В.А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагменты) Русская народная песня «Как у наших у ворот». | | | | |
| 3. | Крупные музыкальные жанры. Опера.М.Глинка. "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (хор из пролога оперы - "Родина моя!") Русская народная песня "Славны были наши деды". | | | | |
| 4. | Крупные музыкальные жанры. Опера. М.Глинка. "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (хор - "Слався!") Русская народная песня "Славны были наши деды". | | | | |
| 5. | Дирижер и симфонический оркестр. М. Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила" А. Филиппенко «Веселый музыкант». | | | | |
| 6. | Группы симфонического оркестра. Тембровые особенности. Э. Григ. "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт" В.А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагменты 1 части). | | | | |
| 7. | Тембровые особенности звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. Р. Щедрин. Балет "Конек-Горбунок" (фрагменты) В. Компанеец «Что такое лужа?». | | | | |
| 8. | Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах. Слушание и исполнение музыки по желанию учащихся и на выбор учителя. | | | | |
III четверть |
| | Т.3 Музыкальный мир оперы и балета. | 10 ч. | | | |
| 1. | Тема-образ в опере и балете. С. Прокофьев. Балет «Золушка» (фрагменты): «Вальс», «Полночь». Л. Книппер. «Почему медведь зимой спит». | | | | |
| 2. | Многоплановость образных характеристик. А. Бородин опера «Князь Игорь» (третье действие «Окраина половецкого стана», «Плач Ярославны»). Л. Книппер. «Почему медведь зимой спит». | | | | |
| 3. | Контраст образов и эмоциональных характеристик. М. Глинка опера «Руслан и Людмила» (образы Руслана, Людмилы, Черномора, Фарлафа, Наины). И. Арсеев «Игра в слова». | | | | |
| 4. | Контраст образов и эмоциональных характеристик. Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (образ Снегурочки, царя Берендея; танцы и песни в запов. лесу) И. Арсеев «Игра в слова». | | | | |
| 5. | Типы хоров (мужской, женский, смешанный). А. Бородин. Опера «Князь Игорь» (хор пленниц). В. Гаврилина «Мама». | | | | |
| 6. | Музыкальный язык хора, связь с народной песней. Н.Римский-Корсаков опера «Снегурочка» (хоры). А.Бородин опера «Князь Игорь» (хоры). В. Гаврилина «Мама». | | | | |
| 7. | Изобразительность и выразительность. Музыкальные средства. С. Прокофьев. Балет «Золушка» (фрагменты): «Галоп», «Вальс». А. Гречанинов и Р. Глиэр на слова А. Блока «Вербочки». | | | | |
| 8. | Изобразительность и выразительность. Музыкальные средства. П. Чайковский балет «Спящая красавица» (образы добра и зла) А. Гречанинов и Р. Глиэр на слова А. Блока «Вербочки». | | | | |
| 9. | Особенности музыкальной речи. П. Чайковский балет «Спящая красавица» (фрагменты). С. Прокофьев. Балет «Золушка» (фрагменты) Русская народная шуточная песня «Как у наших у ворот». | | | | |
| 10. | Обобщение. «Знатоки музыкального искусства» Музыкальная викторина. | | | | |
IV четверть |
| | Т.4 Музыкальный мир фортепианной и симфонической музыки. | 8 ч. | | | |
| 1. | Родство контрастных образов в симфоническом произведении. М.И. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская» В. Шаинский «Мир похож на цветной луг». | | | | |
| 2. | Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. М. Мусоргский «Богатырские ворота» А.Бородин Симфония № 2 «Богатырская» В. Шаинский «Мир похож на цветной луг». | | | | |
| 3. | Жанры фортепианной музыки. П. Чайковский . Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1 часть) С. Прокофьев. «Утро» из фортепианного альбома «Детская музыка» В. Шаинский «Мир похож на цветной луг». | | | | |
| 4. | Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории» в фортепианных произведениях. П. Чайковский . Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1 часть) П. Чайковский «Мелодия» (для скрипки с оркестром) Е. Адлер (слова В.Семернина) «Наш оркестр». | | | | |
| 5. | Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории» в симфонической музыке. В-А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагменты). Е. Адлер (слова В.Семернина) «Наш оркестр». | | | | |
| 6. | Единство и контраст тем в симфонической фантазии, их соотношение как отражение многогранной жизни человека. М.И. Глинка симфоническая фантазия «Камаринская» М.И. Глинка «Жаворонок». | | | | |
| 7. | Симфоническая фантазия – отражение многогранной жизни человека» И.-С. Бах «Шутка» А. Лядов «Кикимора». М.И. Глинка «Жаворонок». | | | | |
| 8. | Подведение итогов. | | | | |
Для реализации основных задач Рабочей программы по предмету «Музыкальное искусство» в 3 классе используются следующие компоненты: