СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя по окружающему миру. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя по окружающему миру. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя по окружающему миру. 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

городского округа Реутов

Московской области



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №5»

____________И.К. Евдокимова

«_____» ________2018 г.













Рабочая программа учителя _Стемиковской И.П._

(ФИО)

по окружающему миру,


____4 «Б» класс

(предмет)


(базовый уровень)




















    1. учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса составлена учителем начальных классов Стемиковской Ириной Петровной на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Устав МБОУ СОШ № 5 г. Реутов

  2. Основная образовательная программа НОО МБОУ СОШ №5

  3. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровень начального общего образования МБОУ СОШ №5 г. Реутова

  4. Календарный учебный график школы на 2018/ 2019 учебный год


Цель программы:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Задачи:

  1. развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  2. формирование информационной культуры;

  3. формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  4. осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  5. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  6. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. А также помогает обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.


Описание места предмета в учебном плане


В 4 классе на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).


Характеристика класса.


В 4 классе «Б» на начало года 30 человек. 14 мальчиков и 16 девочек. Мотивация в классе достаточно высокая. На начало года качество знаний по предмету 97%. Есть 3 человека с низкой мотивацией. поэтому эти дети часто испытывают трудности, особенно при выполнении домашнего задания. Дети на уроке активны, внимательно слушают учителя. Умеют выполнять требования учителя. Любят говорить вслух и работать у доски.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты изучения учебного предмета


У обучающегося будут сформированы:



-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

осознание смысла и нравственного содержа­ния собственных поступков и поступков других людей;

-основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

-этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

принятие установки на здоровый образ жизни;

-принятие ценности природного мира, готов­ность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значи­мую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане

Обучающийся получит возможность научиться:


- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир - государства - Россия - республика, область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

- описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществлять классификацию изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам;

- основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

- использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные изда­ния по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в т.ч. (при возможности) и медиаресурсы;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения не­обходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и ук­репления своего здоровья;

- сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

- сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем, болото) как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);

- различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве;

- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края.

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;

-культуры России;

-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможнос­ти компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

-осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством (на уровне представления).

Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; -оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство истори­ческой перспективы;

-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятель­ности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и по­ведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать

- об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период;

- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в изучаемый период;

- имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков, Ю.А. Гагарин, СП. Королев;

- об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края.

3. Содержание учебного предмета


Земля и человечество 9

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.


Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России10

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон,

охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны 15

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.


Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и

способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей

среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая

Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия (9)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры.



4. Тематическое планирование


Наименование разделов

Количество часов

1

Земля и человечество

9

2

Природа России

10

3

Родной край – часть большой страны

15

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная Россия

9


ИТОГО

68































Приложение №1. Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Примечание

1

Мир глазами астронома.

3.09-7.09



2

Планеты Солнечной системы




3

Звёздное небо – Великая книга Природы Практическая работа: знакомство с картой звёздного неба. Пров. работа.

10.09-14.09



4

Мир глазами географа Практическая работа: показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.




5

Мир глазами историка Практическая работа: знакомство с историческими картами.

17.09-21.09



6

Когда и где?




7

Мир глазами эколога. Игра. Планета – это мы.

24.09-28.09



8

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.




9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. Земля и человечество.

1.10-5.10



10

Равнины и горы России Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.




11

Моря, озёра и реки России Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

15.10-19.10



12

Природные зоны России.




13

Зона арктических пустынь. Практическая работа: поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон.

22.10-26.10



14

Тундра. Практическая работа: поиск и показ зоны тундры на физической карте и карте природных зон




15

Леса России Практическая работа: поиск и показ зоны лесов на физической карте и карте природных зон. Лес и человек.

29.10-2.11



16

Зона степей. Практическая работа: поиск и показ зоны степей на физической карте и карте природных зон.




17

Пустыни Практическая работа: поиск и показ зон полупустынь и пустынь на физической карте и карте природных зон.

6.11-9.11



18

У Чёрного моря. Практическая работа: поиск и показ зоны субтропиков на физической карте и карте природных зон.




19

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. Природа России.

12.11-16.11



20

Наш край. Проверочная работа.




21

Поверхность нашего края. Экскурсия.

26.11-30.11



22

Водные богатства нашего края.




23

Наши подземные богатства Практическая работа: свойства полезных ископаемых.

3.12-7.12



24

Земля-кормилица




25

Жизнь леса. Экскурсия

10.12-14.12



26

Жизнь леса. Практическая работа: работа с гербарием растений леса




27

Жизнь луга Практическая работа: работа с гербарием растений луга.

17.12-21.12



28

Жизнь пресного водоёма




29

Жизнь пресного водоёма. Практическая работа: работа с гербарием растений пресного водоёма

24.12-29.12



30

Растениеводство в нашем крае Практическая работа: работа с гербарием полевых культур.




31

Животноводство в нашем крае




32

Животноводство в нашем крае



Объединение 32 и 33 урока

33

Презентация проектов

9.01-11.01



34

Обобщающий урок-игра. Я знаю родной край




35

Начало истории человечества

14.01-18.01



36

Мир древности: далёкий и близкий




37

Средние века: время рыцарей и замков

21.01-25.01



38

Новое время: встреча Европы и Америки




39

Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по теме «Страницы всемирной истории». Проверочная работа.

28.01-1.02



40

Жизнь древних славян Работа с картой.




41

Во времена Древней Руси (столица Древний Киев). Работа с картой.

4.02-8.02



42

Страна городов Работа с картой и схемами




43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

11.02-15.02



44

Трудные времена на Русской земле Работа с картой.




45

Русь расправляет крылья. Работа с картой.

25.02-1.03



46

Куликовская битва Работа с картой.




47

Иван Третий

4.03-7.03



48

Мастера печатных дел




49

Патриоты России

11.03-15.03



50

Пётр Великий Работа с картой.




51

Михаил Васильевич Ломоносов

18.03-22.03



52

Екатерина Великая




53

Отечественная война 1812 года Работа с картой.

25.03-29.03



54

Страницы истории ХIХ века. Работа с картой




55

Россия вступает в ХХ век

1.04-5.04



56

Страницы истории 20 - 30-х годов Работа с картой.




57

Великая война и Великая Победа

15.04-19.04



58

Великая война и Великая Победа Работа с картой.




59

Страна, открывшая путь в космос

22.04-26.04



60

Обобщение по теме «Страницы истории Отечества». Основной закон России и права человека. Работа с картой современной России.




61

Мы – граждане России

29.04-30.04



62

Славные символы Росси

6.05-8.05



63

Такие разные праздники

13.05-17.05



64

Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговый тест




65

Путешествие по России

20.05-24.05



66

Путешествие по России. Работа с картой.




67

Презентация проектов

27.05-31.05



68

Обобщение по теме «Современная Россия».







13