УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна
Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
Хорошая звуковая работа приведет к пониманию многих закономерностей, например – использование приставок о-, об-; зачем используется разделительные ъ, ь.
Именно во 2 классе необходимо дать основные представления о слове. Изменение слова является одним из способов проверки базовых орфограмм: безударной гласной в корне слова и парных звонких – глухих согласных в корне слова.
Комплекс проблем, которые можно решить во 2 классе, касается изменения слова по числам и по команде вопросов. Четко различаются только три формы: начальная форма, первое изменение слова и форма множественного числа.
б) с решением задач развития речи.
г) устные ответы на вопросы по произведению живописи.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучении е русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Во втором классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет в год 170 часов (5 часов в неделю). Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма.
Арбуз, береза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык. (55 слов) .
№ п\п | Дата | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Домашнее задание |
предметные | метапредметные | личностные |
| Повторение материала 1 класса. Главное сокровище Анишит – Йокоповны (11 часов) | |
1 | | Толковый словарь | 1 | Комбинированный | Использование толковых словарей русского языка | Понимать структуру учебника. Ориентироваться в содержании. Использовать словари в практической работе. Формировать потребность в систематическом пользовании словарями с целью обогащения и расширения словарного запаса. | Использовать словари с целью поиска информации. Ориентироваться на мнение товарища. Учиться участвовать в диалоге. Стремиться к точному выражению собственных мыслей. | Осознавать значимость словарей с целью изучения родного языка. Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Фронтальный опрос | (т) упр.3 |
2 | | Обратный словарь | 1 | Комбинированный | Использование обратного словаря русского языка | Работа в парах | (т) упр.7 |
3 | | Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно» | 1 | Комбинированный | Использование орфографического и орфоэпического словарей русского языка | Фронтальный опрос | (т) упр. 6 |
4 | | Словарь «Происхождение слов» | 1 | Комбинированный | Использование этимологического словаря русского языка | Фронтальный опрос | (т) упр. 8 |
5 | | Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка | 1 | Комбинированный | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Восприятие на слух и правильное произношение слов | Понимать структуру учебника. Ориентироваться в содержании. Использовать словари в практической работе. Формировать потребность в систематическом пользовании словарями с целью обогащения и расширения словарного запаса. | Использовать словари с целью поиска информации. Ориентироваться на мнение товарища. Учиться участвовать в диалоге. Стремиться к точному выражению собственных мыслей. | Осознавать значимость словарей для изучения родного языка. Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Работа в парах | (т) упр. 9 |
6 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Какие бывают предложения. | 1 | Практическая работа | Разновидности предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске | Классифицировать гласные, согласные звуки и буквы, их обозначающие. Правильно их произносить с целью овладения нормами русского языка. | Находить и использовать информацию о звуках и буквах. Формировать простейшие выводы на основе информации. Описывать события и явления с использованием звуков и букв. | Осознавать необходимость в изучении звуков и букв с целью формирования чистоты и грамотности собственной речи и речи собеседника. | Практическая работа | (т) упр.70 |
7 | | Главные и неглавные слова в предложении | 1 | Комбинированный | Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминов) | Исследовать особенности предложений, находить основу, определять главные и зависимые слова. Описывать свойства слов и предложений | Ориентироваться в пространстве. Находить и использовать информацию. Стремиться к точному выражению собственных мыслей Учиться участвовать в диалоге. | Понимать необходимость в изучении предложений как единицы речи с целью более глубокого знания своего родного языка. Формировать потребность в систематическом общении. | Самостоятельная работа | (т) упр.10 |
8 | | Главные и неглавные слова в предложении | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | (т) упр.12 |
9 | | Главные и неглавные слова в предложении | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | (уч) с.24 |
10 | | Главные и неглавные слова в предложении | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (т) упр.11 |
11 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст | 1 | Практическая работа | Предложения в тексте на одну тему связаны между собой по смыслу | Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | (т) упр.71 |
| Морфология и словообразование (30 часов) |
12 | | Окончания слов – названий предметов | 1 | Комбинированный | Выделение и определение значимых частей слова. Окончание | Осмысливать и определять роль окончаний в словах. Исследовать и изменять формы слова. | Ориентироваться в пространстве. Использовать учебник и другие источники для поиска информации. | Производить самопроверку. Осмысливать полученную информацию о словах и предложениях. | Фронтальный опрос | (т) упр.14 |
13 | | Что такое словосочетание | 1 | Комбинированный | Различение слова, словосочетания и предложения | Различать слова, словосочетания и предложения. Использовать при письме разнообразные способы и приёмы проверки. | Работать с информацией. Исследовать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении объектов письма (слов, словосочетаний). Овладевать навыками сотрудничества при работе в парах. | Осмысливать полученную информацию о словах и предложениях. | Работа в парах | (т) упр.15 |
14 | | Что такое словосочетание | 1 | Комбинированный | Различение слова, словосочетания и предложения | Фронтальный опрос | (т) упр.17 |
15 | | Основа слова и его окончание | 1 | Комбинированный | Выделение и определение значимых частей слова. Окончание | Работа в парах | (уч) с.39 |
16 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст | 1 | Практическая работа | Определение темы и основной мысли текста | Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | (т) упр.72 |
17 | | Основа слова и его окончание. Нулевое окончание | 1 | Комбинированный | Выделение и определение значимых частей слова. Окончание | Исследовать объекты письма, сравнивать их между собой. Выделять части из целого объекта наблюдения. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе взаимоконтроля. | Понимать важность своего участия в изучении особенностей речи родного языка. | Взаимоконтроль | (т) упр.18 |
18 | | Слова – названия предметов, у которых нет окончаний | 1 | Комбинированный | Выделение и определение значимых частей слова. Окончание | Осмысливать и определять роль окончаний в словах. Исследовать и изменять формы слова. Производить самопроверку. | Ориентироваться в пространстве. Использовать учебник и другие источники для поиска информации. | Производить самопроверку. Осознавать роль окончания в речи, в системе русского языка. | Нахождение окончания и основы слова | (уч) с.43 |
19 | | Слова – названия предметов, у которых нет окончаний | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | (уч) с. 44 |
20 | | Слова – названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов - предметов | 1 | Комбинированный | Выделение и определение значимых частей слова. Окончание. Слова, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода | Исследовать объекты письма, сравнивать их между собой. Выделять части из целого объекта наблюдения. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. Работать с информацией. | Понимать важность своего участия в изучении особенностей речи родного языка. | Работа в парах | (т) упр.19 |
21 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст | 1 | Практическая работа | Умение подбирать окончание к данному тексту | Исследовать объекты письма с целью определения темы, основной мысли текста. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | (т) упр.74 |
22 | | Слова – названия предметов, у которых нет окончаний | 1 | Комбинированный | Выделение и определение значимых частей слова. Окончание. Единственное и множественное число слов – предметов | Описывать, сравнивать и различать значимые части слова. Систематизировать полученную информацию об объектах письма. | Осуществлять способ сотрудничества. Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осмысливать полученную информацию о словах с окончанием и без окончания. | Работа в группах | (уч) с.49 |
23 | | Слова – названия предметов, у которых нет окончаний | 1 | Комбинированный | Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Описывать, сравнивать и различать род слов-названий предметов. Моделировать разнообразные ситуации определения рода слов-названий предметов. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе взаимоконтроля. Исследовать предметы письма и осмысливать полученную информацию. Ориентироваться в объектах письма. | Осмысливать полученную информацию о словах в разных формах письма. Понимать важность своего участия в изучении особенностей речи родного языка | Фронтальный опрос | (уч) с.51 |
24 | | Слова – названия предметов разного рода | 1 | Комбинированный | Мужской, женский и средний род слов – предметов | Фронтальный опрос | (уч) с.53 |
25 | | Слова – названия предметов разного рода | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (уч) с.56 |
26 | | Слова – названия предметов разного рода | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | (уч) с.59 |
27 | | Слова – названия предметов разного рода | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (уч) с. 62 |
28 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки не окне» | 1 | Практическая работа | Умение работать с репродукцией | Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | (т) упр 79 |
29 | | Слова – названия предметов разного рода | 1 | Комбинированный | Мужской, женский и средний род слов – предметов Единственное и множественное число слов – предметов | Исследовать предметы письма. Анализировать родовые окончания слов-названий предметов. Систематизировать объекты письма. | Осмысливать полученную информацию. Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Понимать важность своего участия в изучении особенностей речи родного языка. | Работа в парах | (уч) с. 65 |
30 | | Слова – названия предметов разного рода | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | (уч) с. 68 |
31 | | Начальная форма слова | 1 | Комбинированный | Начальная форма слов – названий предметов. Различие имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? | Выделять из целого объекта наблюдения части. Анализировать, сравнивать формы слов. Описывать свойства слов, определять их начальную форму. | Исследовать предметы письма и осмысливать полученную информацию. | Понимать важность своего участия в изучении особенностей речи родного языка. | Фронтальный опрос | (т) упр 27 |
32 | | Начальная форма слова | 1 | Комбинированный | Начальная форма слов – названий признаков. Мужской род, единственное число имен прилагательных | | | Работа в парах | (уч) с.75 |
33 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо | 1 | Практическая работа | Умение писать письма с соблюдением норм речевого этикета | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | (т) упр 80 |
34 | | Начальная форма слова | | Комбинированный | Начальная форма слова названия действий | Понимать, осмысливать и обобщать изучаемые объекты письма. Находить, выделять и определять родственные слова. | Осуществлять самопроверку. Осуществлять и использовать полученные знания в процессе взаимоконтроля. | Осмысливать полученную информацию о словах в разных формах. | С\ р по образцу | (т) упр 20 |
35 | | Это слово и другое слово | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова (окончание, основа) | Моделировать разнообразные ситуации расположения слов в пространстве. Разграничивать разные слова и формы одного слова. | Осмысливать полученную информацию. | Формировать потребность в систематическом общении. | Фронтальный опрос | (уч) с. 84 |
36 | | Это слово и другое слово | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (т) упр 35 |
37 | | Это слово и другое слово | 1 | Комбинированный | Работа с текстом в парах | (уч) с.88 |
38 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение «Утята» | 1 | Практическая работа | Умение устно пересказывать текст | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | Пересказ текста |
39 | | Слово и формы этого слова. Родственные слова | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова (окончание, основа) | Выделять значимые части слова. Различать слова с разными основами. Исследовать и определять корень в словах. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника | С\р | (уч) с. 92 |
40 | | Слово и формы этого слова. Родственные слова | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | (т) упр 36 |
41 | | Слово и формы этого слова. Родственные слова | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (т) упр 34 |
42 | | Слова, у которых несколько значений | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Наблюдать, сравнивать слова, у которых несколько значений. Исследовать предметы письма. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Осмысливать полученную информацию. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Фронтальный опрос | (т) упр 38 |
43 | | Слова, у которых несколько значений | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (уч) с. 107 |
44 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста | 1 | Практическая работа | Понятия «тема» и «основная мысль» | Исследовать объекты письма с целью определения темы, основной мысли текста. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | (т) упр 82 |
45 | | Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Понимать, осмысливать и обобщать изучаемые объекты письма. Находить, выделять и определять многозначные слова. | Осуществлять самопроверку. Использовать учебник и другие источники информации. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | С\р | (т) упр 43 |
46 | | Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся | 1 | Комбинированный | Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Различать разные формы слов – предметов, признаков, действий. Соблюдать правила письма. | Исследовать предметы письма и осмысливать полученную информацию. Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. | Фронтальный опрос | (т) упр 44 |
47 | | Слова со сходным значением, которые по – разному звучат и пишутся | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Понимать, осмысливать и обобщать изучаемые объекты письма. Исследовать слова-синонимы, использовать их в речи. | Использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Осознавать необходимость в изучении слов- синонимов с целью формирования грамотности собственной речи и речи собеседника. | Работа в парах | (т) упр 42 |
48 | | Слова и их дальние родственники | 1 | Комбинированный | Понимать, осмысливать и обобщать изучаемые объекты письма. | Осуществлять самопроверку. Находить и использовать информацию в словарях. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | С\р | (уч) с.121 |
49 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста | 1 | Практическая работа | Понятия «тема» и «основная мысль» | Исследовать объекты письма с целью определения темы, основной мысли текста. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | (т) упр 83 |
50 | | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 | Комбинированный | Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова ( на конце слова, перед глухим звуком) | Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Слышать и выделять чередующиеся звуки в корнях слов. | Исследовать предметы письма и осмысливать полученную информацию. Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. | Взаимоконтроль | (т) упр 47 |
51 | | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 | Комбинированный | | | | Фронтальный опрос | (уч) с 128, 129 |
52 | | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 | Комбинированный | Отрабатывать правило проверки парных согласных перед глухим звуком. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Фронтальный опрос | (т) упр 53 |
53 | | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (т) упр 54 |
54 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костер во дворе» | 1 | Практическая работа | Работа с репродукцией; чувства и переживания художника | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | (т) упр 85 |
55 | | Составь свой диктант. Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 | Комбинированный | Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова ( на конце слова, перед глухим звуком) | Овладевать нормами письма, осуществлять проверку по алгоритму. Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. | Исследовать предметы письма и осмысливать полученную информацию. Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Формировать потребность в систематическом общении. | Фронтальный опрос | (т) упр 56 |
56 | | Работа над ошибками. Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 | Комбинированный | Исследовать предметы письма и осмысливать полученную информацию. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Работа в парах | (уч) с 141 |
57 | | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 | Комбинированный | Наблюдать, анализировать и выделять нужные объекты письма. Овладевать нормами письма по алгоритму. | Осуществлять самопроверку. | Исследовать предметы письма и осмысливать полученную информацию. | Фронтальный опрос | (т) упр 62 |
58 | | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 | Комбинированный | Формировать потребность в систематическом пользовании словарями с цель обогащения и расширения словарного запаса. | Использовать словари с целью поиска информации. Ориентироваться на мнение товарища. Учиться участвовать в диалоге. Стремиться к точному выражению собственных мыслей. | Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. | Работа в парах | (т) упр 63 |
59 | | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 | Комбинированный | Взаимопроверка | (т) упр 89 |
60 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста | 1 | Практическая работа | Чувства и переживания художника | Планировать свои действия. Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | (т) упр 50 |
61 | | Тайна написаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | 1 | Комбинированный | Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу | Исследовать, анализировать, осознавать позицию гласных в словах. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. Осмысливать полученную информацию. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Фронтальный опрос | (уч) с.151 |
62 | | Тайна написаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | 1 | Комбинированный | Осуществлять проверку гласных по алгоритму. | Исследовать предметы письма и осмысливать полученную информацию. | Формировать потребность в систематическом общении. | Работа в парах | (уч) с. 151 |
63 | | Написание слов названий – предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук | 1 | Комбинированный | Употребление «ь» после шипящих на конце существительных | Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Осуществлять и использовать полученные знания в процессе письма. | Работать с информацией. | Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. | Фронтальный опрос | (уч) с. 154 |
64 | | Написание слов названий – предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (уч) 155 |
65 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка» | 1 | Практическая работа | Чувства и переживания художника | Планировать свои действия. Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | Работа с картиной |
66 | | Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Выделение значимых частей слова ( окончание, основа) | Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Овладевать приемами сотрудничества. | Работать с информацией. Овладевать приемами сотрудничества. | Формировать потребность в систематическом общении. | Фронтальный опрос | |
67 | | Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Работа в парах | |
68 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо | 1 | Практическая работа | Нормы речевого этикета | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | |
69 | | Повторение по теме «Лексика» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать. Формировать потребность в систематическом пользовании словарем с цель обогащения и расширения словарного запаса. | Осмысливать полученную информацию. Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Фронтальный опрос | |
70 | | Повторение по теме «Лексика» | 1 | Работа в парах | |
71 | | Контрольное списывание | 1 | Урок контроля | Применение изученных орфограмм | Понимать, осмысливать и обобщать изучаемые объекты письма. | Работать с информацией. Осуществлять самопроверку. | Формировать потребность в систематическом общении. | Контрольное списывание | |
72 | | Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Работа со словарем | Выполнять инструкции. Следовать образцу. | Овладевать приемами сотрудничества. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Работа в парах | |
73 | | Повторение по теме: «Орфография» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Работа с орфографическим словарем | Овладевать написанием словарных слов в соответствии с алгоритмом. | Овладевать приемами сотрудничества. Осмысливать полученную информацию. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Фронтальный опрос | |
74 | | Повторение по теме: «Синтаксис» | 1 | Различение слова, словосочетания, предложения | Выполнять инструкции. Следовать образцу. | Овладевать приемами сотрудничества. Осмысливать полученную информацию. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Работа в парах | |
75 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение | 1 | Практическая работа | Деление текста на части. Пересказ текста устно | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | |
76 | | Контрольный диктант « Снежные загадки» с грамматическим заданием по теме: «Фонетика и орфография» | 1 | Урок контроля | Проверка знаний, умений, навыков | Понимать, осмысливать и обобщать изучаемые объекты письма. | Осуществлять самопроверку. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Урок контроля | |
77 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Написание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий | 1 | Комбинированный | Выполнение работы над ошибками. Умение пользоваться словарями русского языка | Выполнять инструкции. Следовать образцу. | Овладевать приемами сотрудничества. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Работа в парах | |
78 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Как написать поздравление | 1 | Практическая работа | Приобретение знаний и умений в написании поздравительной открытки с соблюдением речевого этикета | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | |
79 | | Повторение по теме: «Орфография» | 1 | Комбинированный | Правописание слов. Работа с орфографическим словарем | Овладевать нормами письма. Систематизировать полученные знания. | Овладевать приемами сотрудничества. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Фронтальная проверка | |
80 | | Повторение по теме: «Орфография» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Овладевать нормами письма. Систематизировать полученные знания. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать. | Обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Фронтальный опрос | |
81 | | Задание для членов клуба «Ключ и заря» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Умение самостоятельно выполнять задания и пользоваться обратным словарем | Письмо в клуб «Ключ и заря» | |
82 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Весенний звон» | 1 | Практическая работа | Умение письменно пересказывать текст | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | |
| Морфология (11 часов) |
83 | | Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы | 1 | Комбинированный | Умение задавать вопросы главным членам предложения | Овладевать нормами письма. Систематизировать полученные знания. | Обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Звукобуквенная зарядка. Анализ слов « выдра» и «вёдра» | |
84 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте (хокку) | 1 | Практическая работа | Понимание, что японские трехстишия (хокку) являются текстами благодаря их емкости | Планировать свои действия. Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | |
85 | | Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы | 1 | Комбинированный | Умение задавать вопросы главным членам предложения, подчеркивать основу предложения | Наблюдать, исследовать, задавать вопросы. Понимать и осмысливать изучаемые объекты. | Обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Работа в парах | |
86 | | Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа | 1 | Комбинированный | Начальная форма имен существительных и глаголов | Понимать, осмысливать и обобщать изучаемые объекты письма. | Работать с информацией. Осуществлять самопроверку. | Формировать потребность в систематическом общении. | Самоконтроль по орфографическому словарю | |
87 | | Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа | 1 | Комбинированный | Моделировать объекты письма. Планировать свои действия. | Овладевать приемами сотрудничества. | Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. | Фронтальный опрос | |
88 | | Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа | 1 | Комбинированный | Начальная форма имен прилагательных | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Работать с информацией, представлять данные. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Работа в парах | |
89 | | Учимся определять начальную форму слов. Словарная работа | 1 | Комбинированный | С\р по образцу | |
90 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте | 1 | Практическая работа | Понимание, что японские трехстишия (хокку) являются текстами благодаря их емкости | Планировать свои действия. Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Формировать потребность в систематическом общении. | Практическая работа | |
91 | | Написание Ы после Ц в окончаниях слов – названий предметов | 1 | Комбинированный | Разные способы проверки и правописания слов | Наблюдать, участвовать в диалоге, анализировать свойства изучаемых объектов. Овладевать нормами письма. Выполнять инструкции. Следовать образцу. | Овладевать приемами сотрудничества. Работать с информацией, представлять данные. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Работа в группах | |
92 | | Написание Ы после Ц в окончаниях слов – названий предметов | 1 | Комбинированный | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать. Моделировать разнообразные ситуации расположения слов в пространстве. Формировать потребность в пользовании словарями. | Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. Работать с информацией, представлять данные. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Фронтальный опрос | |
93 | | Написание Ы после Ц в окончаниях слов – названий предметов | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
| Морфемика и словообразование (48 часов) |
94 | | Как делаются слова. Что такое суффикс ( суффикс слов, называющих предметы) | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Суффикс. Значение суффиксов | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. | Обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Фронтальный опрос | |
95 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части | 1 | Практическая работа | Умение продолжать предложения | Планировать свои действия. Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Формировать потребность в систематическом общении. | Практическая работа | |
96 | | Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы | 1 | Комбинированный | Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова | Овладевать нормами письма. Планировать свои действия. Осуществлять самопроверку. Наблюдать, анализировать объекты письма, составлять новые слова в соответствии с темой и графическими моделями. Понимать, осмысливать и обобщать изучаемые объекты письма. Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. | Овладевать приемами сотрудничества. Работать с информацией, представлять данные. Обобщать, работать с информацией, представлять данные. Осуществлять самопроверку. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | С\р по таблице | |
97 | | Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
98 | | Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
99 | | Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧК,ЧН | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
100 | | Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
101 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части | 1 | Практическая работа | Деление текста на части | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Формировать потребность в систематическом общении. | Практическая работа | |
102 | | Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. | 1 | Комбинированный | Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать, работать с информацией, представлять данные. Моделировать схемы слов. Выполнять инструкции. Следовать образцу. Планировать свои действия. Овладевать нормами письма по алгоритму. | Работать с информацией, представлять данные. Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | С\р по образцу | |
103 | | Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
104 | | Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
105 | | Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки | 1 | Обобщение | С\р по образцу | |
106 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части. Работа над картиной А. Матисса «Разговор» | 1 | Практическая работа | Понятие «тема картины» | Планировать свои действия. Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов письма (текстов), выделять их существенные признаки. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Формировать потребность в систематическом общении. | Практическая работа | |
107 | | Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы | 1 | Комбинированный | Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова | Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Овладевать нормами письма, осуществлять проверку по алгоритму. Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма | Работать с информацией. Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Фронтальный опрос | |
108 | | Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
109 | | Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
110 | | Как делаются слова. Снова суффикс слов, называющих предметы | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
111 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа над картиной К. Петрова – Водкина «Утренний натюрморт» | | Практическая работа | Понятие «натюрморт» | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Формировать потребность в систематическом общении. | Практическая работа | |
112 | | Что такое обращение | 1 | Комбинированный | Знаки препинания в конце предложения | Понимать, осмысливать и обобщать изучаемые объекты письма. Осуществлять самопроверку. Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. | Взаимопроверка | |
113 | | Что такое обращение | 1 | Комбинированный | Знаки препинания в конце предложения | С\р по образцу | |
114 | | Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки | 1 | Комбинированный | Образование новых слов с помощью приставки. Выделение значимых частей слова | Исследовать предметы письма и осмысливать полученную информацию. Наблюдать, исследовать. Моделировать изучаемые объекты письма. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Работа в парах | |
115 | | Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
116 | | Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
117 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 Марта | 1 | Практическая работа | Написание поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Практическая работа | |
118 | | Написание частицы НЕ со словами, называющими действия | 1 | Комбинированный | Раздельное написание частицы НЕ с глаголами | Овладевать нормами письма, осуществлять проверку по алгоритму. Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | Фронтальная проверка | |
119 | | Написание частицы НЕ со словами, называющими действия | 1 | Комбинированный | С\р по образцу | |
120 | | Написание частицы НЕ со словами, называющими действия | 1 | Комбинированный | Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Обобщать, работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. | Фронтальный опрос | |
121 | | Написание частицы НЕ со словами, называющими действия | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
122 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Как написать изложение | 1 | Практическая работа | Составление и использование его при пересказе и письменном изложении | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. | Обобщать, работать с информацией, представлять данные. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Практическая работа | |
123 | | Написание частицы НЕ со словами, называющими действия | 1 | Комбинированный | Раздельное написание частицы НЕ с глаголами | Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. | Работать с информацией. Овладевать приемами сотрудничества. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Фронтальный опрос | |
124 | | Состав слова | 1 | Комбинированный | Разбор слова по составу | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. | Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. | Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. | Работа в парах | |
125 | | Состав слова | 1 | Комбинированный | Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма по алгоритму. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Фронтальный опрос | |
126 | | Состав слова | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
127 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование | 1 | Практическая работа | Типы текстов. Описание и повествование | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | |
128 | | Состав слова | 1 | Комбинированный | Разбор слов по составу | Овладевать нормами письма. Планировать свои действия. Осуществлять самопроверку. | Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. | Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. | С\ р | |
129 | | Образование слов с помощью приставки и суффикса | 1 | Комбинированный | Образование с помощью приставки и суффикса. Значение суффиксов и приставок | Наблюдать, осмысливать, понимать изучаемые объекты письма. Использовать приемы графического моделирования. | Работать с информацией. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Осознавать роль слов в речи, в системе русского языка. | С\ р подбор к схемам слов | |
130 | | Образование слов с помощью приставки и суффикса | 1 | Комбинированный | Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма. Планировать свои действия. | Работать с информацией. Использовать полученную информацию в процессе сотрудничества. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Фронтальный опрос | |
131 | | Образование слов с помощью приставки и суффикса | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
132 | | Правильное употребление приставок НА-, О - в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать» | 1 | Комбинированный | Лексическое значение приставок. Правило употребления приставок | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать. | Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Работа в парах | |
133 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование | 1 | Практическая работа | Типы текстов | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Практическая работа | |
134 | | Правильное употребление приставок НА-, О - в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать» | 1 | Комбинированный | Роль приставок. Лексическое значение приставок. Правило употребления приставок | Наблюдать. Осмысливать, понимать изучаемые объекты письма. Использовать приемы графического моделирования. Работать с информацией. | Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Проверка по цепочке | |
135 | | Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Слово и его значение | Овладевать нормами письма, осуществлять проверку по алгоритму. Наблюдать, сравнивать и выделять признаки изучаемых объектов письма. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать. | Работать с информацией. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. | Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Фронтальная проверка | |
136 | | Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
137 | | Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
138 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Научный и художественный текст | 1 | Практическая работа | Типы текстов | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Практическая работа | |
139 | | Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Слово и его значение | Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма по алгоритму. | Осуществлять и использовать полученные знания в процессе сотрудничества. | Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. | Фронтальный опрос | |
140 | | Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
141 | | Диктант «Птичьи хлопоты» с грамматическим заданием | 1 | Контрольный урок | Проверка знаний, умений, навыков | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать. | Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Контрольный урок | |
| Фонетика и орфография (30 часов) |
143 | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Разделительный Ь знак | 1 | Комбинированный | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | Анализировать объекты письма. Осуществлять работу над исправлением ошибок. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Фронтальный опрос | |
144 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Научный и художественный текст | 1 | Практическая работа | Научный и художественный текст | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Практическая работа | |
145 | | Разделительный Ъ знак | 1 | Комбинированный | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма по алгоритму. | Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. | Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. | С \р | |
146 | | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | 1 | Комбинированный | Понятие «родственные слова» | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать. | Планировать свои действия по алгоритму в процессе сотрудничества. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Фронтальный опрос | |
147 | | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
148 | | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | 1 | Комбинированный | С \р | |
149 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа над картиной Н. Рериха «Стражи ночи» | 1 | Практическая работа | Работа с картиной | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. | Практическая работа | |
150 | | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | 1 | Комбинированный | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | Планировать свои действия по алгоритму. | Работать с информацией. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Работа в парах | |
151 | | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | 1 | Комбинированный | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать. Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма по алгоритму. | Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. Планировать свои действия по алгоритму в процессе сотрудничества. | Фронтальный опрос | |
152 | | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
153 | | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
154 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Работа над картиной Ван Гога «Подсолнухи» | 1 | Практическая работа | Различение художественного и научного текста. Работа с картиной | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. | Практическая работа | |
155 | | Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | 1 | Комбинированный | Непроизносимый согласный в корне слова. Выделение значимых частей слова ( корня, при ставки, суффикса, окончания) | Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма по алгоритму. | Работать с информацией. Планировать свои действия по алгоритму в процессе сотрудничества. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | Работа в группах по образцу | |
156 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
157 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
158 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
159 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение. Работа над картиной Ван Гога «Церковь в Овере» | 1 | Практическая работа | Работа с репродукцией. План текста – использование его при изложении (устном и письменном) | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. | Практическая работа | |
160 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | 1 | Комбинированный | Непроизносимые и парные согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова ( корня, суффикса, приставки, окончания) | Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Работать по алгоритму. Наблюдать, исследовать объекты письма. Выделять их существенные признаки. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать. | Работать с информацией. Планировать свои действия по алгоритму. Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Планировать свои действия по алгоритму в процессе сотрудничества. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | С \ р | |
161 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
162 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
163 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. Проверочная работа | 1 | Комбинированный | Работа в парах. Проверочная работа | |
164 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Ступеньки» | 1 | Практическая работа | Умение составлять план и использовать его при изложении | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. | Практическая работа | |
165 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. | 1 | Комбинированный | Непроизносимые и парные согласные в корне слова. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения, обобщать. | Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Фронтальный опрос | |
166 | | Итоговая контрольная работа за 2 полугодие | 1 | Контрольный урок | Проверка знаний, умений, навыков | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. | Контрольный урок | |
167 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Непроизносимые и парные согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова ( корня, суффикса, приставки, окончания) | Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма по алгоритму. | Планировать свои действия по алгоритму в процессе сотрудничества. | Выражать личное отношение к изучаемым объектам письма. | | |
168 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. | 1 | Комбинированный | Работать по алгоритму. Осмысливать, определять, различать и правильно употреблять слова с парными и непроизносимыми согласными. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Работать со словарями как источником познания окружающей действительности. Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Фронтальный опрос | |
169 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
170 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. | 1 | Комбинированный | | Фронтальный опрос | |
171 | | Лексикография. Текст | 1 | Контрольный урок | Текст | Моделировать объекты письма. Исследовать их свойства. Овладевать нормами письма по алгоритму. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека. | С \р | |
172 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. | 1 | Комбинированный | Непроизносимые и парные согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова ( корня, суффикса, приставки, окончания | Осмысливать, определять, различать и правильно употреблять слова с парными и непроизносимыми согласными. | Выражать свои мысли с использованием дополнительной информации. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | Фронтальный опрос | |
173 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. | 1 | Комбинированный | Наблюдать, исследовать объекты письма. Выделять их существенные признаки. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. | Работа в парах | |
174 | | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. | 1 | Комбинированный | Работа в парах | |
175 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Задание для членов клуба «Ключ и заря» | | Систематизация и обобщении знаний | Написание и оформление письма элементарного содержания | Овладевать нормами речевого этикета. Описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи. Планировать свои действия. | Работать с информацией, представлять данные. Овладевать приемами сотрудничества. | Понимать важность своего участия в изучении родного языка. | С \р с конвертами. Практическая работа | |