УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна
Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучении е русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Во втором классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет в год 170 часов (5 часов в неделю). Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма.
Планируемые результаты освоения учебой программы по предмету «Русский язык» к концу 3 – го года обучения
Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка , топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь. ( 75 слов)
№ п\п | Дата | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Домашнее задание |
предметные | метапредметные | личностные |
1 | | Для чего нужна речь? Что такое орфограмма? | 1 | Комбинированный | Правописание б\уд гласных, парных согласных. Правописание сочетаний жи – ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Повторять изученные орфограммы | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный опрос | (уч) с 10, упр 4 |
2 | | Что такое орфограмма | 1 | Комбинированный | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | (уч) с 12, упр 7, (т) с 8-9, упр 4 |
3 | | Что такое орфограмма | 1 | Комбинированный | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Фронтальный опрос | |
4 | | Что такое орфограмма | 1 | Комбинированный | Знать разделительные ъ и ь; правописание суффиксов -ЧИК- и -ОК- | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Фронтальный опрос | уч) с 16, упр 12, (т) с 12-13, упр 8 |
5 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Какие бывают предложения | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. | Определять виды предложений по цели высказывания и интонации | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Уметь определять свое отношение к миру | Работа в парах | (уч) 2 часть, с 12, упр 3 |
6 | | Какие бывают предложения | 1 | Практическая работа | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Фронтальный опрос, индивидуальный | (уч) 2 часть, с 11, упр 2 |
7 | | Что такое орфограмма | 1 | Практическая работа | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Повторять изученные орфограммы. Сложные слова. | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в парах, индивидуальный | (т),с 10, упр 7 |
8 | | Звуко-буквенный разбор слова | 1 | Практическая работа | Звуки буквы. Различение звуков. Деление слов на слоги. Восприятие на слух и правильное произношение | Выполнять звуко-буквенный разбор слова | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный опрос, индивидуальный | (уч) с 20, упр 15, (т) с 13, упр 9 |
9 | | Входной диктант № 1 по теме «Повторение» | 1 | Урок-контроль | Написание под диктовку текста (75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы самостоятельно | Урок-контроль | |
10 | | Анализ контрольной работы. работа над ошибками. | 1 | Комбинированный | Выполнение работы над ошибками | | | (т) с 17, упр 11 |
11 | | Части речи. Имя существительное | 1 | Изучение нового | Имя существительное, значение, употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?» | Определять части речи. Имя существительное. Род существительных, изменение по числам | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Фронтальный опрос | (уч) с 25, упр 17 |
12 | | Имя существительное | 1 | Комбинированный | Знать условные сокращения в словарной статье толкового словаря с заголовочным словом существительным | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Уметь определять свое отношение к миру | Фронтальный опрос | (уч) с 29, упр 21, правило с 30 |
13 | | Имя существительное | 1 | Комбинированный | Определять одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах, индивидуальный | (уч) с 30, упр 22 |
14 | | Имя существительное. | 1 | Комбинированный | Имя существительное, значение, употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные женского, мужского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам | Знать словообразование имени существительного. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех | Работа в парах | (т) с 18-19, упр 12 |
15 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | Текст, тема текста и основная мысль | Работа в парах, индивидуальный | (уч) 2 часть, с 14, упр 4 |
16 | | Имя прилагательное | 1 | Изучение нового | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам и по числам. Согласование с именами существительными | Определять имя прилагательное как часть речи. Изменение прилагательного в зависимости от существительного | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный опрос | (т) с 21- 23, упр 15, 16 |
17 | | Имя прилагательное | 1 | Комбинированный | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный опрос | (уч) с 36, упр 28, (т) с 24, упр 17 |
18 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Последовательность предложений в тексте. Работа с картиной. Устное сочинение | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | Определять основную мысль текста. Составлять план и устный рассказ по картине К.Моне «Прогулка» | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в парах, индивидуальный | (уч0 2 часть, с 17, упр 5 |
19 | | Глагол | 1 | Изучение нового | Глагол, значение, употребление | Выделять глагол как часть речи. Начальная форма глагола. Состав слова | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Фронтальный опрос | (уч)с 38. Упр 32, (т) с 25, упр 18 |
20 | | Глагол | 1 | Комбинированный | Выполнять словообразование существительного от глаголов и прилагательных | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Уметь определять свое отношение к миру | Фронтальный опрос, индивидуальный | (уч) с 42, упр 36, (т) с 26, 27, упр 20 |
21 | | Глагол | 1 | Комбинированный | Знать правописание ъ в глаголах с приставкой | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах, индивидуальный | (уч) с 43, упр 37, (т) с 28, упр 21 |
22 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Главное переживание автора, выражен-ное в тексте. Работа с картиной. Сравнительный анализ | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью | Различать тему и основную мысль текста. Выполнять сравнительный анализ двух живописных произведений с разными темами, но сходными переживаниями | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Фронтальный опрос | |
23 | | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов | 1 | Изучение нового | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Знать многозначность слова. Работать с Толковым словарем. Прямое и переносное значения слов | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Нахождение основы и окончания слова | (уч) с 48, упр 41, (т) с 30-31, упр 24 |
24 | | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов | 1 | Комбинированный | Определять значение многозначных слов с помощью Толкового словаря | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный опрос | (уч) с 49, упр 44 (т) с 32, упр 26 |
25 | | Части речи. Местоимение | 1 | Изучение нового | Местоимение, его значение и употребление | Знать значение личных местоимений | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный опрос | (уч) с 50, упр 45, (т) с 32 – 34, упр 27, 28 |
26 | | Части речи. Местоимение | 1 | Комбинированный | Различать личные местоимения в тексте | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в парах | (т) с35, 36, упр 30, 31 |
27 | | Предлоги и приставки | 1 | Изучение нового | Различение предлогов и приставок | Определять предлог как служебную часть речи. Предлог часть формы существительного | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Уметь определять свое отношение к миру | Фронтальный опрос | (т) с 39, 40, упр 34, 35 |
26 | | Научное название главных членов предложения | 1 | Изучение нового | Главные и второстепенные члены предложения | Различать части речи и члены предложения. Второстепенные члены предложения | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Фронтальный опрос | (уч0 с 63-64, упр 53 |
27 | | Синонимы | 1 | Изучение нового | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Определять понятие «синонимы». Сочетаемость синонимов с другими словами | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в группах | (уч) с 66, упр 55 |
28 | | Изменение существительного по числам | 1 | Комбинированный | Имена существительные женского, мужского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам | | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) с 68, упр 57 |
29 | | Самостоятельная работа по теме «Изменение имени существительного по числам» | 1 | Урок – контроль | Имена существительные женского, мужского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам | | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Индивидуальный | |
30 | | Развитие речи с элементами культуры речи. План текста. Изменение имен существительных по падежам | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Делить текст на части, составлять план. Знать названия падежей, падежные вопросы, способы определения падежей | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Фронтальный опрос | (уч) 2 часть, с 24, упр 9 |
31 | | Диктант № 2, по теме «Правописание безударных гласных» с грамматическим заданием | 1 | Урок – контроль | Написание под диктовку текста (75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы самостоятельно | Урок-контроль | |
32 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | | Работа в парах | (уч) с 68, упр 57 |
33 | | Изменение имен существительных по падежам | 1 | Комбинированный | Имена существительные женского, мужского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам | Изменять имена существительные по падежам | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Уметь определять свое отношение к миру | Работа в парах | 9т) с 44 – 45, упр 41 |
34 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Порядок абзацев в тексте | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Определять понятие «абзац». Порядок абзацев в тексте | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Работа в парах | (уч) 2 часть с 28, упр 11 |
35 | | Изменение имен существительных по падежам | 1 | Изучение нового | Изменение имен существительных по падежам | Изменять имена существительные по падежам | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Уметь определять свое отношение к миру | Фронтальный опрос | (т) с 45 – 46, упр 42 |
36 | | Падежи имен существительных. Именительный падеж | 1 | Изучение нового | Изменение имен существительных по падежам | Знать основные отличия именительного падежа | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (т) с 45 – 46, упр 43 |
37 | | Падежи имен существительных. Родительный падеж | 1 | Изучение нового | Изменение имен существительных по падежам | Распознавать существительное в форме родительного падежа с предлогом и без него | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный опрос, индивидуальный | (уч) с 78, упр 64,(т) с 49, упр 47 |
38 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Выполнять письменный пересказ текста. Определять тему и основную мысль каждой части текста | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Индивидуальный | |
39 | | Падежи имен существительных. Дательный падеж | 1 | Комбинированный | Изменение имен существительных по падежам | Распознавать существительное в форме дательного падежа | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | (т) с 52, упр 20 |
40 | | Диктант №3 «Лесной конек» по теме «Правописание орфограмм»с грамматическим заданием | 1 | Урок – контроль | Написание под диктовку текста (75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы самостоятельно | Урок-контроль | |
41 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | | | |
42 | | Развитие речи с элементами культуры речи Азбука вежливости. Как писать письмо | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Знать, как писать письмо: Главный Закон Общения | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Уметь определять свое отношение к миру | Фронтальный опрос | уч) 2 часть, с 34, упр 14 |
43 | | Падежи имен существительных. Винительный падеж | 1 | Комбинированный | Изменение имен существительных по падежам | Определять винительный падеж. Проверка с помощью приема подстановки | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (уч) с 81, упр 66, (т) с 53, упр 51 |
44 | | Винительный падеж | 1 | Комбинированный | Определять винительный падеж | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | (уч) с 85, упр 70 |
45 | | Винительный падеж | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (уч) с 86, упр 71 |
46 | | Творительный падеж | 1 | Комбинированный | Определять творительный падеж | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Индивидуальный | (уч) с 89,упр 74,(т) упр 58 |
47 | | Творительный падеж | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | (уч) с 90, упр 76 |
48 | | К\р №4 Списывание «Тайга», с грамматическим заданием | 1 | Урок – контроль | Списывание текста с грамматическим заданием | | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Индивидуальный | |
49 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Развитие речи с элементами культуры речи Описание и повествование | 1 | Комбинированный | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Знать особенности построения текста-повествования и текста-описания | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в группах | (уч) 2 часть с 41, упр 18 |
50 | | Предложный падеж | 1 | Комбинированный | Изменение имен существительных по падежам | Определять предложный падеж | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в группах | (уч) с 90 упр 76 |
51 | | Предложный падеж | 1 | Комбинированный | Работа в группах | (уч) с 92, упр 76 |
52 | | Развитие речи с элементами культуры речи Описание и повествование | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Знать особенности построения текста-повествования и текста-описания | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный опрос | (уч) 2 часть, с 45, упр 20 |
53 | | Антонимы | 1 | Изучение нового | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Распознавать антонимы в тексте | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Фронтальный опрос | (уч) с 96, упр 83, 85 |
54 | | Антонимы | 1 | Комбинированный | Работа в группах | (уч) с 101, упр 90, (т) с 65, упр 68 |
55 | | Различение падежей | 1 | Обобщение изученного | Изменение имен существительных по падежам | Формировать навык определения и различения падежных форм существительных | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Уметь определять свое отношение к миру | Работа в группах | (уч) с 102, упр 91, 94; (т) с 69, упр 74 |
56 | | Контрольная работа №5 по теме «Различение падежей» | 1 | Урок – контроль | Изменение имен существительных по падежам | Формировать навык определения и различения падежных форм существительных | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
57 | | Анализ к\р. Работа над ошибками. Развитие речи с элементами культуры речи Устойчивые выражения | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Работать со Словарем устойчивых выражений | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный опрос | (уч) с 106, упр 97; (т) с 71, упр 76 |
58 | | Склонение имен существительных. Развитие речи с элементами культуры речи Работа с картиной | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Определять понятие «склонение» имен существительных. Знать логику построения устного описания живописного портрета | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в группах | (т) с 72, упр 77 |
59 | | Развитие речи с элементами культуры речи Типы текстов: описание и повествование | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Выполнять устное составление портретного описания | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный опрос | (уч) 2 часть, с 49, упр 22 |
60 | | Склонение имен существительных | 1 | Изучение нового | Различение 1, 2, 3-его склонения существительных | Распределять существительные по трем типам склонения | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в группах | (уч) с 117, упр 108; (т) с 74, упр 80 |
61 | | Имена существительные 1 склонения | 1 | Изучение нового | Существительные 1 –го склонения | Знать безударные падежные окончания имен существительных 1 склонения | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при общении | Работа в группах | (уч) с 121, упр 108, (т) с 74, упр 80 |
62 | | Имена существительные 2 склонения | 1 | Изучение нового | Существительные 2 –го склонения | Знать безударные падежные окончания имен существительных 2 склонения | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Уметь определять свое отношение к миру | Фронтальный, индивидуальный | (уч) с 124, упр 116,(т) с 79, упр 87, 88 |
63 | | Имена существительные 3 склонения | 1 | Изучение нового | Существительные 3 –го склонения | Знать безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Фронтальный, индивидуальный | (уч) с 128, упр 120, (т) с 82, упр 91, 92 |
64 | | Диктант № 6, с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | 1 | Урок – контроль | Написание под диктовку текста (75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы самостоятельно | Урок-контроль | |
65 | | Анализ к\р. Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный | Различение 1, 2, 3-его склонения существительных | | Работа в парах, индивидуальный | (т) с 81, упр 89 |
66 | | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | Изучение нового | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова. Выделение значимых частей слова. | Писать удвоенные буквы согласного на границе частей слова | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) с 130, упр 123, (т) с 74, упр 83 |
67 | | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | 1 | Комбинированный | Писать удвоенные буквы согласного на границе частей слова и в суффиксе -енн- | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный опрос | (т) с85, упр 95 |
68 | | Обобщение по теме «Склонение имен существительных» | 1 | Обобщение знаний | Различение 1, 2, 3-его склонения существительных | | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Фронтальный опрос | (уч) с 131, упр 125, (т) с 86, упр 96 |
69 | | Различение склонений имён существительных | 1 | Комбинированный | | Знать правописание падежных окончаний имен существительных | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | Работа в группах | (уч) с 136, упр 133, (т) с 88, упр 99 |
70 | | Диктант №7,за 1 полугодие, с грамматическим заданием по линии ОУ | 1 | Урок – контроль | Написание под диктовку текста (75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Составлять план решения проблемы самостоятельно | Индивидуальный | |
71 | | Анализ к\р. Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный | Работа в группах | |
72 | | Развитие речи с элементами культуры речи Типы текстов: описание и повествование | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Составлять план для пересказа | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | |
73 | | Различение склонений имён существительных | 1 | Комбинированный | Различение 1, 2, 3-его склонения существительных. Правописание падежных окончаний. | Различать склоняемые существительные и несклоняемые | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех | Работа в группах | (уч) с 138, упр 137, (т) упр 101 |
74 | | Различение склонений имён существительных | 1 | Комбинированный | Различение 1, 2, 3-его склонения существительных. Правописание падежных окончаний. | Знать правописание падежных окончаний имен существительных | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) с 144, упр 144, 147 |
75 | | Различение склонений имён существительных | 1 | Комбинированный | Знать правописание падежных окончаний имен существительных | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный, индивидуальный | (т) с 90, упр 102 |
76 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной. Письменное сочинение. | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Учиться писать сочинение | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Индивидуальный | |
77 | | Анализ работ. Работа над ошибками. Различение склонений имён существительных | 1 | Комбинированный | Различение 1, 2, 3-его склонения существительных. Правописание падежных окончаний. | Знать правописание падежных окончаний имен существительных | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) с 146, упр 148 |
78 | | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1 | Изучение нового | Главные и второстепенные члены предложения | Определять понятие «обстоятельство». Роль обстоятельств в предложении | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный опрос | (уч) с 149, упр 151, (т) с 91, упр 104 |
79 | | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Комбинированный | Определять понятие «дополнение». Роль дополнений в предложении | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный опрос | (уч0, с 152 – 153, упр 155 |
80 | | Второстепенные члены предложения. Дополнения. Развитие речи с элементами культуры речи. Составление рассказа по рисунку | 1 | Практическая работа | Главные и второстепенные члены предложения. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Составлять устное сочинение в жанре повествования | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в группах | (уч) с 158, упр 161 |
81 | | Второстепенные члены предложения. Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости | 1 | Практическая работа | Знать второстепенные члены предложения. Правила поведения в магазине | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Фронтальный опрос | (т) с 96, упр 110 |
82 | | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Изучение нового | Правописание б\у окончаний существительных в единственном числе | Знать правописание безударных окончаний существительных в единственном числе (общий алгоритм работы над безударным окончанием существительного любого склонения) | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Уметь определять свое отношение к миру | Фронтальный опрос | 9уч) с 10,упр 6 |
83 | | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Комбинированный | Формировать умение правильно писать безударные окончания существительных | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (уч) с 13, упр 4 |
84 | | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Комбинированный | Правописание б\у окончаний существительных в единственном числе | Работа в группах | (уч) с 13, упр 5, (т) с 5, упр 4 |
85 | | Заседание клуба «Как пишутся приставки» | 1 | Комбинированный | Правописание приставок. Различение предлогов и приставок. | Формировать умение правильно писать слова с приставками на з- и с- | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный опрос | 9т) с 8, упр 8, 12 |
86 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Научный текст | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Различать научный и художественный тексты | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Индивидуальный, работа в парах | 9уч) 2 часть, с 76, упр 32 |
87 | | Правописание приставок | 1 | Изучение нового | Правописание приставок. Различение предлогов и приставок. | Формировать умение правильно писать слова с приставками на з- и с- | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Фронтальный опрос | (уч) с 22, упр 16 |
88 | | Правописание приставок | 1 | Комбинированный | | Знать общее правило написания приставок, оканчивающихся на З-/С- | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | Работа в парах | (т) с 13, упр 14 |
89 | | Правописание приставок | 1 | Комбинированный | | Знать правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Уметь определять свое отношение к миру | Работа в группах | (уч) с 25, упр 9, (т) с 15, упр 15 |
90 | | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Комбинированный | Правописание б\у окончаний существительных в единственном числе | Актуализировать знание алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Фронтальный опрос | (т) с 27, упр 23 |
91 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Научный текст | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Составлять план научного сообщения и словарной статьи | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в парах | |
92 | | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Комбинированный | Правописание б\у окончаний существительных в единственном числе | Отрабатывать алгоритм по определению безударных падежных окончаний существительных | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный, индивидуальный | (уч) с 32, упр 30, (т) с 20, упр 19 |
93 | | Диктант №8, с грамматическим заданием, по теме «Правописание б\у окончаний существительных» | 1 | Урок – контроль | Написание под диктовку текста (75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Актуализировать знание алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Индивидуальный | |
94 | | Анализ к\р. Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный | | | | | Фронтальный опрос | (уч) с 35, упр 33, 34 |
95 | | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Комбинированный | Правописание б\у окончаний существительных в единственном числе | Закреплять умение различать склонение, число и падеж имен существительных | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в группах | (уч) с43, упр 44, (т) с 25, упр 26 |
96 | | Значения слов | 1 | Изучение нового | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Омонимы, синонимы, антонимы | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Фронтальный опрос | (уч) с 41, упр 40, 42 |
96 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Научный текст | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Уметь подбирать и составлять научно-популярное сообщение на заданную тему | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Уметь определять свое отношение к миру | Индивидуальный | (т) с 22, упр 21, 22, 23 |
97 | | Безударные окончания существительных в единственном числе | 1 | Комбинированный | Правописание б\у окончаний существительных в единственном числе | Знать правописание безударных окончаний существительных | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (уч) с 43, упр 44, (т) с 25, упр 26 |
98 | | Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе | 1 | Комбинированный | Работа в группах | (уч) с 47, упр 48, (т) с 28, упр 28 |
99 | | Окончания существительных 1 и 2 склонения | 1 | Комбинированный | Правописание б\у окончаний существительных в единственном числе | Знать правописание слов с удвоенной буквой согласного в середине слова | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный опрос | (уч) с 48, упр 50 |
100 | | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | 1 | Комбинированный | Работа в парах, индивидуальный | (т) с 28, упр 29 |
101 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Работать с живописным произведением, в котором талант живописца сочетается с научными знаниями о природе | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в парах | |
102 | | Окончания существительных 3 склонения | 1 | Комбинированный | Правописание б\у окончаний существительных в единственном числе | Знать правописание безударных окончаний существительных | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | Индивидуальный | (уч) с 55, упр 57 |
103 | | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | 1 | Комбинированный | Правописание слов с удвоенной согласной | Знать правописание слов с удвоенной буквой согласного в середине слова | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (т) с 31, упр 32 |
104 | | Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | Изучение нового | Правописание б\у окончаний имен существительных | Применять орфограммы на письме | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | В диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный опрос | (уч) с 58, упр 62, 64, (т) 34, упр 35 |
105 | | Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | Комбинированный | Правописание б\у окончаний имен существительных | Знать правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) с 61, упр 68 |
106 | | Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | Комбинированный | Работа в группах | (уч) с 65, упр 73, (т) с 36, упр 37, 38 |
107 | | Заседание клуба «Жизнь корня в составе разных частей речи» | 1 | Практическая работа | Выделение значимых частей слова | Знать родственные слова разных частей речи | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Фронтальный опрос | (уч) с 65, упр 73, ( т ) с 36, упр 37, 38 |
108 | | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение | 1 | Комбинированный | Правописание слов с удвоенной согласной | Делать пересказ с опорой на план | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | Индивидуальный | (с) 67, упр 77 |
109 | | Окончания существительных во множественном числе в И.п. | 1 | Изучение нового | Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам | Распознавать в тексте существительные в форме мн.ч. в И.п. Определять понятие «глагол настоящего времени» | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Уметь определять свое отношение к миру | Фронтальный опрос | (уч) с 72, упр 81 |
110 | | Окончания существительных во множественном числе в И.п. | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам | Употреблять в речи существительные в форме мн.ч. в И.п. | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (т) с 38, упр 39 |
111 | | Окончания существительных во мн. числе в Р.п. | 1 | Комбинированный | Употреблять в речи существительные в форме мн.ч. в Р.п. | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех | Работа в группах | 9т) с 39, упр 41, 42 |
112 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Перестраивать текст с заменой первого лица на третье | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Индивидуальный | |
113 | | Анализ работ. Работа над ошибками. Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | 9уч) с 78, упр 88, (т) с 42, упр 43, 44 |
114 | | Окончания существительных во мн. числе в Р.п. | 1 | Изучение нового | Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам | Образовывать существительные в форме мн. ч. Р. п. | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | |
115 | | Диктант №9, с грамматическим заданием, по теме «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц» | 1 | Урок – контроль | Написание под диктовку текста (75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Индивидуальный | |
116 | | Анализ к\р. Работа над ошибками. Написание существительных с суффиксом -ИЩ- | 1 | Комбинированный | | Определять падеж существительных в форме мн. ч. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
117 | | Написание существительных с суффиксом -ИЩ- | 1 | Изучение нового | Выделение значимых частей слова. Правописание суффиксов | Знать написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения | Фронтальный опрос | (уч) с 82, упр 92 |
118 | | Написание существительных с суффиксом -ИЩ- | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и падежам | Знать написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | Индивидуальный | (уч) с 85, упр 95, (т) с 44, упр 46 |
119 | | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и падежам | Определять падеж существительных в форме мн. ч. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Фронтальный опрос | (уч) с 90, упр 101, (т) с 48, упр 50 |
120 | | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. | 1 | Комбинированный | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работа в парах | (уч) с 94, упр 105, (т) с 49, упр 53 |
121 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Описание и повествование | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Знать различение разных типов письменной речи | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) с 78, упр 88 |
122 | | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | 1 | Обобщение изученного | Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и падежам | Актуализировать знание правописания окончаний существительных | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный опрос, индивидуальный | (уч) с 94, упр 105,(т) с 49, упр 53 |
123 | | Контрольная работа №10, по теме « Правописание окончаний имен существительных» | 1 | Урок – контроль | Написание под диктовку текста (75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Актуализировать знание правописания окончаний существительных | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения | Индивидуальный | |
124 | | Анализ к\р. Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (т) с 50, упр 54, 56 |
125 | | Существительные с суффиксом -ОК- | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Правописание суффиксов | Знать написание суффикса -ОК- после шипящих | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | Фронтальный опрос | (уч) с 98,упр 110 |
126 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
127 | | Изменение прилагательных по родам и числам | 1 | Изучение нового | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение прилагательных по родам и числам. | Изменять прилагательные по родам и числам | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный опрос | (уч) с 103, упр 115 |
128 | | Изменение прилагательных по падежам | 1 | Комбинированный | Работа в парах | 9уч) с 106, упр 117 |
129 | | Окончания прилагательных мужского и среднего ро-да в И.п. и В.п. | 1 | Комбинированный | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение прилагательных по родам и числам. | Знать окончания прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в группах | 9т) с 56, упр 61, 62 |
130 | | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п. | 1 | Комбинированный | Распознавать в тексте прилагательные в Р.п. и В.п. | Работа в парах | (уч) с 110, упр 124 |
131 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Сочиняем басню по картине | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Уметь определять свое отношение к миру | Фронтальный опрос | (уч0 с 112, упр 127 |
132 | | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 1 | Комбинированный | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение прилагательных по родам и числам. | Формировать умение правильно писать падежные формы прилагательных м.р., ср.р. и ж.р. | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (уч) с 118, упр 135 |
133 | | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | 1 | Комбинированный | Работа в группах | (уч) с 123, упр 141 |
134 | | Самостоятельная работа по теме « Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | Урок – контроль | Актуализировать знание алгоритма по определению падежных окончаний прилагательных | Индивидуальная | Актуализировать знание алгоритма по определению падежных окончаний прилагательных | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Индивидуальный | |
135 | | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | Изучение нового | Выделение значимых частей слова. Правописание корней | Чередовать звуки в корне слова, видимые на письме. Е и О – беглые гласные звуки | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный опрос | (уч) с 128, упр 145 |
136 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Развивать устную речь | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | (т) с 66, упр 71, 73 |
137 | | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Правописание корней | Чередовать в суффиксах слов звуки, видимые на письме. Е и О – беглые гласные звуки | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в группах, индивидуальный | (уч) с 133, упр 153 |
138 | | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | (уч) с 133, упр 153 |
139 | | Склонение прилагательных во множественном числе | 1 | Изучение нового | Склонение прилагательных во множественном числе | Знать падежные окончания прилагательных в форме мн. ч. | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Индивидуальный, работа в парах | (уч) с 153, упр 154 |
140 | | Окончания прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п. | 1 | Изучение нового | Выделение значимых частей слова. Окончания прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах | Знать окончания прилагательных в форме множественного числа в И.п. и В.п. | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Уметь определять свое отношение к миру | Работа в парах | (т) с 75, упр 82 |
141 | | Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Окончания прилагательных во множественном числе в родительном, винительном и предложном падежах. | Определять словосочетания прилагательных в форме разных падежей, различение этих форм | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в группах | (уч) с 141, упр 161, (т) с 79, упр 86 |
142 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Устный рассказ по рисунку | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Развивать устную речь | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный опрос | |
143 | | Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Окончания имен прилагательных во множественном числе в дательном и творительном падежах | Знать окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) с 149, упр 169 |
144 | | Контрольная работа №11, по теме «Окончания имен прилагательных во множественном числе» | 1 | Урок – контроль | Актуализировать знание алгоритма по определению падежных окончаний прилагательных | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Индивидуальный | |
145 | | Анализ к\р. Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный | Работа в парах | (т) с 80, упр 87 |
146 | | Второстепенные члены предложения. Определения | 1 | Изучение нового | Главные и второстепенные члены предложения | Определять роль прилагательных в предложении | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работа в группах | (уч) с 149 – 150, упр 170 |
147 | | Слова с удвоенной буквой согласного | 1 | Комбинированный | Правописание словарных слов | Знать слова с удвоенной буквой согласного | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | Индивидуальный | (т) с 81, упр 89, 90 |
148 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Работать над основной мыслью текста | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Уметь определять свое отношение к миру | Индивидуальный | (уч) с 132, упр 151 |
149 | | Глагол. Начальная форма глагола | 1 | Изучение нового | Глагол, значение и употребление. Начальная форма глагола. Выделение значимых частей слова | Знать суффиксы начальной формы глаголов -ть-, -ти-, -чь- | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Фронтальный опрос | (уч) с 153, упр 175 |
150 | | Написание частицы -ся | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова | Определять значение и происхождение частицы -ся (-сь) | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в группах | (уч) с 160, упр 183 |
151 | | Написание Ь перед частицей -ся | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова | Формировать умение писать Ь в начальной форме глаголов с частицей -ся. | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в парах | (уч) 162, упр 186, (т) с 84, упр 92 |
152 | | Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова | Определять глагольные суффиксы | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Индивидуальный | (уч) с 164, упр 189, (т) с 84, упр 93 |
153 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Индивидуальный | (уч) с 183, упр 209 |
154 | | Времена глагола. Прошедшее время глагола | 1 | Изучение нового | Изменение глагола по временам. Изменение глагола по родам и числам в прошедшем времени | Формировать умение определять времена глаголов | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Фронтальный опрос | (уч) с 166, упр 192 |
155 | | Настоящее время глагола | 1 | Комбинированный | Изменение глагола по лицам и числам в настоящем времени | Изменять глаголы наст. вр. по числам | Познавательные: формировать умение пользоваться инструкциями | Уметь определять свое отношение к миру | Работа в парах | (уч) с 194 |
156 | | Будущее время глагола | 1 | Комбинированный | Изменение глагола по лицам и числа в будущем времени | Определять формы буд. вр. глагола | Познавательные: получать, искать и фиксировать информацию | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в парах | (уч) с 172, упр 198 |
157 | | Будущее время глагола | 1 | Комбинированный | Индивидуальный | (т) с 98, упр 99 |
158 | | Обобщение: времена глагола; изменение по лицам и родам | 1 | Обобщение изученного | Изменение глагола по временам | Актуализировать знания по правописанию глагола | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальный опрос | (уч) с 178, упр 203 |
159 | | Самостоятельная работа , тест «Времена глагола» | 1 | Урок – контроль | | Актуализировать знания по правописанию глагола | Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Индивидуальный | |
160 | | Написание Ь после шипящих во всех формах глагола | 1 | Комбинированный | Употребление «ь»после шипящих на конце глагола | Знать правописание Ь после шипящих во всех формах глагола. Глаголы в форме повелительного наклонения | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный опрос | (уч) с 185, упр 210 |
161 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной | 1 | Практическая работа | Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью. | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Индивидуальный | (уч) с 188, упр 212 |
162 | | Повторение пройденного по теме «Фонетика и орфография» | 1 | Обобщение изученного | Звуки и буквы, их обозначающие. Правописание изученных орфограмм | Повторять пройденное | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | |
163 | | Контрольный диктант №12, с грамматическим заданием | 1 | Урок – контроль | Написание под диктовку текста (75 – 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Актуализировать знание правописания окончаний существительных | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения | Индивидуальный | |
164 | | Анализ к\р. Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |
165 | | Повторение пройденного по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Значение суффиксов и приставок. Различение приставок и предлогов. | Повторять пройденное | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | |
166 | | Задание для членов клуба «Ключ и заря» | 1 | Практическая работа | | Повторять пройденное | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | Работа в группах | |
167 | | Итоговая комплексная работа №13 | 1 | Урок – контроль | Выполнение тестовой работы в объеме пройденного за учебный год 3-го класса | | Познавательные: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения | Индивидуальный | |
168 | | Анализ к\р. Работа над ошибками | 1 | | Фронтальный опрос | |
169 | | Повторение пройденного по теме «Лексика» | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Повторять пройденное | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | Работа в парах | |
170 | | Повторение пройденного по теме «Синтаксис» | 1 | Комбинированный | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | Работа в группах | |