СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа уроков технологии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа уроков технологии 5 класс»

Рабочая программа уроков технологии в 5 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала В.Д.Симоненко (вариант для мальчиков) и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования.

Цель программы:

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности

Задачи программы:

- прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;

-  развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

- воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

-воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.


Содержание учебного предмета:

Содержание и задачи раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины» Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.

Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве» Строение древесины,  Породы древесины. Виды пороков древесины и.их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пило-' материалов.

Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали; призматической формы. Нанесение размеров. Правила чтения-чертежа детали.

Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов.        

Столярный или комбинированный верстак, его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.

Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.

Поперечные и продольные пилы. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.

Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении.

Приемы строгания, поперечного и продольного пиления. Правила безопасности труда при выполнении этих операций.

Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже» Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели» Закрепление сверла. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.

Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия.

Приемы зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости поверхностей сравнением с образцами или эталонами. Правила безопасности труда при выполнении отделочных операций.

Способы соединения деталей из древесины (на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.

Украшение изделия выжиганием. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании.

Подготовка поверхностей под окраску. Окраска изделия. Правила безопасности труда при работе с лакокрасочными материалами. Профессии специалистов по обработке древесины.

Подготовка к работе: подбор и проверка заготовок, инструментов и приспособлений в соответствии с инструкционно-технологической картой. Организация рабочего места и создание безопасных условий труда.

Машина и ее роль в техническом прогрессе. Технические достижения древнего мира, осуществленные с помощью машин (египетские пирамиды, дворцы Вавилона и т. д.). Великие изобретения (паровая машина, электрический генератор, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, самолет, металлообрабатывающие и другие станки, радио, телевидение, вычислительная машина и др.) и технический прогресс.

Понятие о машине. Классификация устройства машин по выполняемым ими функциям: энергетические, технологические, транспортные, математические и кибернетические. Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины.

Типовые детали машин (валы, оси, крепежные детали и др.). Винтовой механизм, его устройство и назначение. Конструктивные элементы деталей (отверстия, фаски, вырезы и др.).

Общее устройство и принцип действия сверлильного станка. Кинематическая схема станка; органы управления станком. Правила безопасности при подготовке и во время работы на сверлильном станке.

Рабочее место (слесарный и комбинированный верстаки), его организация и уход за ним. Правила безопасности труда. Экономия материальных и трудовых затрат. Бережное отношение к оборудованию,

Чтение чертежа: определение по чертежу формы элементов, их размеров и местоположения на детали.

Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесть,

Инструменты, применяемые для правки, гибки и резки тонколистового металла. Конструкция, принцип действия ручных слесарных ножниц и приемы работы ими. Назначение и устройство приспособлений для гибки (оправки, шаблона, универсального гибочного приспособления). Особенности технологии гибки тонколистового металла. Правила безопасной работы при резке и гибке металла.

Последовательность сверления отверстий на сверлильном станке и соединения деталей на заклепках. Инструменты, применяемые для клепки. Устройство и применение натяжки, поддержки и обжимки; приемы клепки.

Подготовка поверхностей к окраске. Назначение и способы окраски, художественное оформление изделий из металла. Контроль качества изделий.

Составление технического рисунка или эскиза детали из тонколистового металла (с одним-двумя элементами). Чтение чертежа и инструкционно-технологической карты изготавливаемой детали.

Проволока и ее промышленное получение. Виды проволоки, ее применение. Конструктивные элементы деталей из проволоки (фаска, округление, ушко и др.) и их назначение. Анализ 'геометрических форм деталей. Круглогубцы, плоскогубцы и кусачки, их, назначение и основные части.

Способы правки, резания и гибки тонколистовой стали и проволоки. Правка проволоки c помощью приспособлений. Приемы гибки проволоки на оправке. Приемы зачистки деталей. Правила безопасности труда при работе с тонколистовым металлом, и проволокой.  

Чтение чертежа и технологических карт. Выбор заготовок и планирование работы. Правка проволоки с помощью приспособлений. Откусывание проволоки. Гибка проволоки.

Зачистка торцов напильниками' и шлифовальной шкуркой. Подготовка изделий к окраске и окраска. Контроль качества изделия по чертежу с"помощью измерительных инструментов- и шаблонов»

Содержание чертежей изделий из тонколистового металла и проволоки. Правила выполнения надписей на чертежах;

Способы соединения деталей из тонколистовой стали и проволоки. Понятие о фальцевом шве соединение проволоки расклепыванием.

Понятие о проекте. Виды проектов. Тема проекта: разработка и изготовление одного из приспособлений, применяемых в домашнем хозяйстве (укладки для аудио- или видеокассет, разделочные доски и т. д.). Основные этапы проектирования. Виды приспособлений, используемых в быту для хранения аудио- и видеокассет, мелких игрушек и игр и т. д. Их назначение, требования к конструкции, возможные варианты применяемых материалов, конструкций и т. д.

Этапы выполнения проекта:

выявление потребности семьи или потребительского спроса;

выбор объекта проектирования;

оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;

разработка эскизного варианта изделия;

изготовление образца, изготовление чертежей (или эскизов) изделия в целом и его деталей;

определение его примерной «цены»;

реализация продукции (дарение, использование в личных целях, продажа и т. п.).



Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные:

-проявление познавательных интересов и активности в данной области;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметные:

-алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
-овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

-умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;    

-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
-объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

Предметные:

в познавательной сфере:

-рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

-распознавание  видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».

-владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в мотивационной сфере:

-оценивание своей способности и готовности к труду;

-осознание ответственности за качество результатов труда;

-наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;

-стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;

в трудовой сфере: 

-планирование технологического процесса;

-подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;

-соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;

-контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;

в физиолого-психологической сфере:

-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
-достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
-соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

-сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

в эстетической сфере: 

-дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

-моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»; -эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; 

-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

-формирование рабочей группы для выполнения проекта;

 -публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;

 -разработка вариантов рекламных образцов.



Учащиеся должны знать:

-основные требования к техническому рисунку, эскизу и чертежу;

-основные параметры качества детали: форма, шероховатость, размеры каждой элемент­ной поверхности и их взаимное расположение; способы осуществления их контроля;

-пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на

ок­ружающую среду и собственное здоровье;

-что представляет собой текстовая и графическая информация;

- требования к материалам, которые необходимо учитывать при их обработке;

-общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении сто­лярных операций;

-назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла), способы

поль­зования ими при выполнения соответствующих операций;

-основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

-виды пиломатериалов;

-возможности использования микрокалькулятора и в процессе работы для вы­полнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обра­ботки деталей и сборки изделий;

-источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации.

Учащиеся должны уметь:

-рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

-выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инст­рументами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

-читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических дета­лей и деталей типа тел вращения;

-понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при вы­полнении работ;

-графически изображать основные виды механизмов передач;

-находить необходимую техническую информацию;

-осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

-читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъ­являемые к детали;

-выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

-соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

-владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шли­фовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

-применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

-набирать и редактировать текст;

-работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.























Тематическое планирование уроков технологии

Кол-во часов в год- 70ч.

В неделю- 2ч.

Класс- 5

Учитель: Антонов В.М.


урока


Тема раздела, урока

Количество часов

Вводная часть (3часа)

1.

Ознакомление с предметом «Технология». Школьные учебные мастерские и их оборудование

1

2.

Правила поведения и техники безопасности в учебных мастерских

1

3.

Рабочее место и инструменты для обработки древесины


1


Материалы, применяемые при столярных работах (3часа)


4.

Дерево и древесина

1

5.

Пиломатериалы

1

6.

Древесные материалы

1

Конструкторская и технологическая документация (4часа)

7.

Графическая документация

1

8.

Линии чертежа и масштаб

1

9.

Последовательность изготовления деталей из древесины

1

10.

Технологическая карта

1

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (10часов)

11.

Разметка заготовок из древесины и древесных материалов

2

12.

13.

Пиление заготовок из древесины и древесных материалов

2

14.

15.

Строгание заготовок из древесины и древесных материалов

2

16.

17.

Сверление отверстий в деталях из древесины и древесных материалов

2

18.

19.

Зачистка и отделка поверхностей деталей из древесины и древесных материалов

2

20.

Технологии сборочных работ деталей из древесины и древесных материалов (6часов)

21.

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей

2

22.

23.

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами

2

24.

25.

Соединение деталей из древесины клеем

2

26.

Технологии художественно- прикладной обработки материалов (3часа)

27.

Выпиливание лобзиком

2

28.



29.

Выжигание по дереву

1

Творческий проект (7часов)

30.

Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта

1

31.

Поисковый этап

1

32.

Технологический этап

3

33.

34.

35.

Заключительный этап

2

36.



Вводная часть (2часа)

37.

Рабочее место и инструменты для обработки металлов и пластмасс

1

38.

Правила техники безопасности при обработке металлов и пластмасс

1

Материаловедение и машиноведение (4часа)

39.

Тонколистовой металл и проволока

1

40.

Основные виды пластмасс

1

41.

Машины и механизмы

2

42.

Конструкторская и технологическая документация (2часа)

43.

Графическое изображение деталей из металлов и искусственных материалов

1

44.

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов

1

Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (12часов)

45.

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки

2

46.

47.

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс

2

48.

49.

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс

2

50.

51.

Зачистка заготовок и отделка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмасс

2

52.

53.

Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки

2

54.

55.

Получение отверстий в заготовках из тонколистового металла и пластмасс

1

56.

Устройство настольного сверлильного станка

1

Технологии сборочных работ изготовления изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов (4часа)

57.

Соединение заклёпками

2

58.

59.

Соединение фальцевым швом

2

60.

Творческий проект (6часов)

61.

Поисковый этап

1

62.

Технологический этап

3

63.

64.

65.

Заключительный этап

2

66.

Технологии домашнего хозяйства (4часа)

67.

Интерьер, эстетика и экология жилища

2

68.

69.

Технологии ухода за напольными покрытиями, кухней и мебелью

1

70.

Технологии ухода за одеждой и обувью

1