Рабочая программа уроков технологии в 5 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала В.Д.Симоненко (вариант для мальчиков) и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования.
Цель программы:
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности
Задачи программы:
- прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
- развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
- воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;
-воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.
Содержание учебного предмета:
Содержание и задачи раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины» Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве» Строение древесины, Породы древесины. Виды пороков древесины и.их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пило-' материалов.
Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали; призматической формы. Нанесение размеров. Правила чтения-чертежа детали.
Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов.
Столярный или комбинированный верстак, его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.
Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.
Поперечные и продольные пилы. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.
Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении.
Приемы строгания, поперечного и продольного пиления. Правила безопасности труда при выполнении этих операций.
Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже» Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели» Закрепление сверла. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.
Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия.
Приемы зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости поверхностей сравнением с образцами или эталонами. Правила безопасности труда при выполнении отделочных операций.
Способы соединения деталей из древесины (на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.
Украшение изделия выжиганием. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании.
Подготовка поверхностей под окраску. Окраска изделия. Правила безопасности труда при работе с лакокрасочными материалами. Профессии специалистов по обработке древесины.
Подготовка к работе: подбор и проверка заготовок, инструментов и приспособлений в соответствии с инструкционно-технологической картой. Организация рабочего места и создание безопасных условий труда.
Машина и ее роль в техническом прогрессе. Технические достижения древнего мира, осуществленные с помощью машин (египетские пирамиды, дворцы Вавилона и т. д.). Великие изобретения (паровая машина, электрический генератор, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, самолет, металлообрабатывающие и другие станки, радио, телевидение, вычислительная машина и др.) и технический прогресс.
Понятие о машине. Классификация устройства машин по выполняемым ими функциям: энергетические, технологические, транспортные, математические и кибернетические. Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины.
Типовые детали машин (валы, оси, крепежные детали и др.). Винтовой механизм, его устройство и назначение. Конструктивные элементы деталей (отверстия, фаски, вырезы и др.).
Общее устройство и принцип действия сверлильного станка. Кинематическая схема станка; органы управления станком. Правила безопасности при подготовке и во время работы на сверлильном станке.
Рабочее место (слесарный и комбинированный верстаки), его организация и уход за ним. Правила безопасности труда. Экономия материальных и трудовых затрат. Бережное отношение к оборудованию,
Чтение чертежа: определение по чертежу формы элементов, их размеров и местоположения на детали.
Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесть,
Инструменты, применяемые для правки, гибки и резки тонколистового металла. Конструкция, принцип действия ручных слесарных ножниц и приемы работы ими. Назначение и устройство приспособлений для гибки (оправки, шаблона, универсального гибочного приспособления). Особенности технологии гибки тонколистового металла. Правила безопасной работы при резке и гибке металла.
Последовательность сверления отверстий на сверлильном станке и соединения деталей на заклепках. Инструменты, применяемые для клепки. Устройство и применение натяжки, поддержки и обжимки; приемы клепки.
Подготовка поверхностей к окраске. Назначение и способы окраски, художественное оформление изделий из металла. Контроль качества изделий.
Составление технического рисунка или эскиза детали из тонколистового металла (с одним-двумя элементами). Чтение чертежа и инструкционно-технологической карты изготавливаемой детали.
Проволока и ее промышленное получение. Виды проволоки, ее применение. Конструктивные элементы деталей из проволоки (фаска, округление, ушко и др.) и их назначение. Анализ 'геометрических форм деталей. Круглогубцы, плоскогубцы и кусачки, их, назначение и основные части.
Способы правки, резания и гибки тонколистовой стали и проволоки. Правка проволоки c помощью приспособлений. Приемы гибки проволоки на оправке. Приемы зачистки деталей. Правила безопасности труда при работе с тонколистовым металлом, и проволокой.
Чтение чертежа и технологических карт. Выбор заготовок и планирование работы. Правка проволоки с помощью приспособлений. Откусывание проволоки. Гибка проволоки.
Зачистка торцов напильниками' и шлифовальной шкуркой. Подготовка изделий к окраске и окраска. Контроль качества изделия по чертежу с"помощью измерительных инструментов- и шаблонов»
Содержание чертежей изделий из тонколистового металла и проволоки. Правила выполнения надписей на чертежах;
Способы соединения деталей из тонколистовой стали и проволоки. Понятие о фальцевом шве соединение проволоки расклепыванием.
Понятие о проекте. Виды проектов. Тема проекта: разработка и изготовление одного из приспособлений, применяемых в домашнем хозяйстве (укладки для аудио- или видеокассет, разделочные доски и т. д.). Основные этапы проектирования. Виды приспособлений, используемых в быту для хранения аудио- и видеокассет, мелких игрушек и игр и т. д. Их назначение, требования к конструкции, возможные варианты применяемых материалов, конструкций и т. д.
Этапы выполнения проекта:
выявление потребности семьи или потребительского спроса;
выбор объекта проектирования;
оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;
разработка эскизного варианта изделия;
изготовление образца, изготовление чертежей (или эскизов) изделия в целом и его деталей;
определение его примерной «цены»;
реализация продукции (дарение, использование в личных целях, продажа и т. п.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметные:
-алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
-овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
-умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;
-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
-объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Предметные:
в познавательной сфере:
-рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
-распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
-владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в мотивационной сфере:
-оценивание своей способности и готовности к труду;
-осознание ответственности за качество результатов труда;
-наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
-стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;
в трудовой сфере:
-планирование технологического процесса;
-подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
-соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
-контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;
в физиолого-психологической сфере:
-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
-достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
-соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
-сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;
в эстетической сфере:
-дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
-моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»; -эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
-формирование рабочей группы для выполнения проекта;
-публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;
-разработка вариантов рекламных образцов.
Учащиеся должны знать:
-основные требования к техническому рисунку, эскизу и чертежу;
-основные параметры качества детали: форма, шероховатость, размеры каждой элементной поверхности и их взаимное расположение; способы осуществления их контроля;
-пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на
окружающую среду и собственное здоровье;
-что представляет собой текстовая и графическая информация;
- требования к материалам, которые необходимо учитывать при их обработке;
-общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
-назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла), способы
пользования ими при выполнения соответствующих операций;
-основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
-виды пиломатериалов;
-возможности использования микрокалькулятора и в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
-источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации.
Учащиеся должны уметь:
-рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
-выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
-читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
-понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
-графически изображать основные виды механизмов передач;
-находить необходимую техническую информацию;
-осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
-читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
-выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
-соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
-владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
-применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
-набирать и редактировать текст;
-работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
Тематическое планирование уроков технологии
Кол-во часов в год- 70ч.
В неделю- 2ч.
Класс- 5
Учитель: Антонов В.М.
№ урока | Тема раздела, урока | Количество часов |
Вводная часть (3часа) |
1. | Ознакомление с предметом «Технология». Школьные учебные мастерские и их оборудование | 1 |
2. | Правила поведения и техники безопасности в учебных мастерских | 1 |
3. | Рабочее место и инструменты для обработки древесины | 1 |
Материалы, применяемые при столярных работах (3часа) | |
4. | Дерево и древесина | 1 |
5. | Пиломатериалы | 1 |
6. | Древесные материалы | 1 |
Конструкторская и технологическая документация (4часа) |
7. | Графическая документация | 1 |
8. | Линии чертежа и масштаб | 1 |
9. | Последовательность изготовления деталей из древесины | 1 |
10. | Технологическая карта | 1 |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (10часов) |
11. | Разметка заготовок из древесины и древесных материалов | 2 |
12. |
13. | Пиление заготовок из древесины и древесных материалов | 2 |
14. |
15. | Строгание заготовок из древесины и древесных материалов | 2 |
16. |
17. | Сверление отверстий в деталях из древесины и древесных материалов | 2 |
18. |
19. | Зачистка и отделка поверхностей деталей из древесины и древесных материалов | 2 |
20. |
Технологии сборочных работ деталей из древесины и древесных материалов (6часов) |
21. | Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей | 2 |
22. |
23. | Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами | 2 |
24. |
25. | Соединение деталей из древесины клеем | 2 |
26. |
Технологии художественно- прикладной обработки материалов (3часа) |
27. | Выпиливание лобзиком | 2 |
28. | | |
29. | Выжигание по дереву | 1 |
Творческий проект (7часов) |
30. | Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта | 1 |
31. | Поисковый этап | 1 |
32. | Технологический этап | 3 |
33. |
34. |
35. | Заключительный этап | 2 |
36. | | |
Вводная часть (2часа) |
37. | Рабочее место и инструменты для обработки металлов и пластмасс | 1 |
38. | Правила техники безопасности при обработке металлов и пластмасс | 1 |
Материаловедение и машиноведение (4часа) |
39. | Тонколистовой металл и проволока | 1 |
40. | Основные виды пластмасс | 1 |
41. | Машины и механизмы | 2 |
42. |
Конструкторская и технологическая документация (2часа) |
43. | Графическое изображение деталей из металлов и искусственных материалов | 1 |
44. | Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов | 1 |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (12часов) |
45. | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 |
46. |
47. | Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс | 2 |
48. |
49. | Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс | 2 |
50. |
51. | Зачистка заготовок и отделка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмасс | 2 |
52. |
53. | Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки | 2 |
54. |
55. | Получение отверстий в заготовках из тонколистового металла и пластмасс | 1 |
56. | Устройство настольного сверлильного станка | 1 |
Технологии сборочных работ изготовления изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов (4часа) |
57. | Соединение заклёпками | 2 |
58. |
59. | Соединение фальцевым швом | 2 |
60. |
Творческий проект (6часов) |
61. | Поисковый этап | 1 |
62. | Технологический этап | 3 |
63. |
64. |
65. | Заключительный этап | 2 |
66. |
Технологии домашнего хозяйства (4часа) |
67. | Интерьер, эстетика и экология жилища | 2 |
68. |
69. | Технологии ухода за напольными покрытиями, кухней и мебелью | 1 |
70. | Технологии ухода за одеждой и обувью | 1 |