СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "В мире профессий"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочного курса "В мире профессий" (для 5 - 7 классов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "В мире профессий"»





Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«В мире профессий»

6 -7 класс
на 2020 – 2021 учебный год

Разработана Вагановой Ж.В.




2020 год



Пояснительная записка

Программа составлена на основе


  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ

2. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2010г. № 16/44.

3. СанПин для общеобразовательных учреждений, 2010 г.

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Письма Министерства образования Р.Ф. от 12.05.2011г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС."


Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.


Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося.


Задачи:

- расширить представление обучающихся о мире профессий;

- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать речевую деятельность;

- приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.


Принципы:

-доступность, познавательность и наглядность;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- усиление прикладной направленности обучения;

- психологическая комфортность.


Основной метод

Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а так же исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.


Формы и объем занятий:

- игровая деятельность (игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);

- совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа);

- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);

- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде).


Структура занятий

  1. Анкетирование.

  2. Знакомство с профессией которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

- что я знаю об этой профессии; что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;

- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач, экскурсий.

3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).



Общая характеристика курса


Программа «В мире профессий» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время.

Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает одно занятие в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.

Режим занятий: 1 раз в неделю.



Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В мире профессий».


Личностные результаты:

- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

- формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);

- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.


Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД

- Постановка вопросов.

- Умение выражать свои мысли полно и точно.

- Управление действиями партнера (оценка, коррекция).


Регулятивные УУД

- Целеполагание.

- Волевая саморегуляция.

- Оценка.

- Коррекция.


Познавательные УУД

- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

- Выделение познавательной цели.

- Выбор наиболее эффективного способа решения.

- Смысловое чтение.

- Анализ объектов.

- Доказательства.

- Установление причинно-следственных связей.

- Построение логической цепи рассуждения.


Формы учета знаний, умений

Тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, презентации, проектные работы " Профессии в моей семье".





Содержание программы.

Введение

  1. Вводное занятие. Труд: обязанность или радость?

  2. Выбор жизненного пути. Диагностика «Моя будущая профессия». Самоопределение и самооценка. Тест «Интерес к профессии». Опросник профессиональных склонностей.

  3. Многообразие мира профессий: загадки о профессиях. Викторина: «Все профессии нужны – все профессии важны».

Характеристика профессий.

4. Способность и талант. Профессиональные качества человека. Мыслительные, творческие и коммуникативные способности.

5. Как здоровье может влиять на выбор профессии. Профессиональная пригодность.

6. Мой психологический портрет. Кем я хочу стать: интересы и склонности, темперамент.

7. Предмет, цели и средства труда. Условия и характер труда.

8. Профессия, специальность, должность.

9. Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Ошибки при выборе профессионального пути.

Атлас профессий: знакомство с классификацией профессий.

10. Экскурс в мир профессий. «Все работы хороши, выбирай на вкус».

11. Профессии типа «Человек – человек». Профессия «Медик (врач)». Клятва Гиппократа.

12. Профессия «Педагог / учитель / воспитатель».

13. Профессия «Продавец». Игра «Магазин».

14. Опасные профессии: «полицейский / спасатель / пожарный / военный».

15. Профессии сферы услуг: «Парикмахер». Моделирование причёски.

16. Профессия «Повар / кулинар». Правила этикета. Сюжетная игра «Накрываем на стол». Проект: книга рецептов.

17. Профессия «Швея». Моделируем одежду из бумаги.

18. Профессия «Почтальон». Проект: письмо «Деду морозу».

19. Профессии типа «Человек – техника». Профессия «Водитель».

20. Профессии «Слесарь-сборщик. Токарь. Столяр. Плотник. Инженер».

21. Профессия «Строитель». Проектировщик инфраструктуры «Умного дома». Конструирование «Дом моей мечты».

22. Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, кассир).

23. Профессии типа «Человек – природа». Озеленитель / цветовод-декоратор / агроном / селекционер.

24. Профессии «Животновод / зоотехник / зоолог / ученый-биолог».

25. «Человек – знаковая система»: профессии «Бухгалтер / экономист / библиотекарь».

26. Профессии типа «Человек – художественный образ». Актер / режиссер / музыкант. Художник / дизайнер / фотограф: профессия или призвание?

27. Юридические профессии: судья, прокурор, адвокат, нотариус, следователь.

28. Профессия археолог. История профессии, её особенности. Ученый-историк.

29. Самые востребованные профессии на современном рынке труда. Рекламный бизнес.

30. Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Программист.

Итоговые занятия.

31. Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию».

32. Профессии моих родителей. Творческая работа «Древо профессий моей семьи».

33. Проект: «Профессии нашего региона и родного села». Нефтяник.

34. Обобщающее занятие «Моя будущая профессия». Стратегии выбора профессий. Пути получения профессии.



Учебно – тематический план.

п/п

Тема

Кол. часов

1

В ведение.

3

2

Характеристика профессий.

6

3

Атлас профессий: знакомство с различными профессиями.

21

4

Итоговые занятия

4

Итого


34














Учебно-методическое обеспечение.

  1. Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.

  2. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.

  3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.

  4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.

  5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.

  6. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.

  7. Журкова А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.

  8. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.

  9. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994

  10. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  11. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.

  12. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.

  13. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.










Приложение.



Календарно-тематическое планирование.

«В мире профессий» (6 класс)

п/п

Тема

Дата

планируемая

фактическая

Введение

1.

Вводное занятие. Труд: обязанность или радость?

3.09


2.

Выбор жизненного пути. Диагностика «Моя будущая профессия». Самоопределение.

10.09


3.

Многообразие мира профессий. «Все профессии нужны – все профессии важны».

17.09


Характеристика профессий.

4.

Способность и талант. Профессиональные качества человека.

24.09


5.

Как здоровье может влиять на выбор профессии. Профессиональная пригодность.

1.10


6.

Мой психологический портрет. Кем я хочу стать: интересы, склонности, темперамент.

8.10


7.

Предмет, цели и средства труда. Условия и характер труда.

15.10


8.

Профессия, специальность, должность.

22.10


9.

Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Ошибки при выборе профессионального пути.

5.11


Знакомство с различными профессиями.

10.

Экскурс в мир профессий. «Все работы хороши, выбирай на вкус».

12.11


11.

Профессии типа «Человек – человек». Профессия «Медик (врач)».

19.11


12.

Профессия «Педагог / учитель / воспитатель».

26.11


13.

Профессия «Продавец». Игра «Магазин».

3.12


14.

Опасные профессии: «полицейский / спасатель / пожарный / военный».

10.12


15.

Профессии сферы услуг: «Парикмахер». Моделирование причёски.

17.12


16.

Профессия «Почтальон». Проект: письмо «Деду морозу».

24.12


17.

Профессия «Повар / кулинар». Правила этикета. Игра «Накрываем на стол».

14.01


18.

Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги.

21.01


19.

Профессии типа «Человек – техника». Профессия «Водитель».

28.01


20.

Профессии «Слесарь-сборщик. Токарь. Столяр. Плотник. Инженер».

4.02


21.

Профессии «Строитель / архитектор». Проектировщик инфраструктуры «Умного дома». Конструирование «Дом моей мечты».

11.02


22.

Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, кассир).

18.02


23.

Профессии типа «Человек – природа». Озеленитель / цветовод-декоратор / агроном / селекционер.

25.02


24.

Профессии «Животновод / зоотехник / зоолог / ученый-биолог».

3.03


25.

«Человек – знаковая система»: профессии «Бухгалтер / экономист / библиотекарь».

10.03


26.

Профессии типа «Человек – художественный образ». Актер / режиссер / музыкант. Художник / дизайнер / фотограф: профессия или призвание?

17.03


27.

Юридические профессии: судья, прокурор, адвокат, нотариус, следователь.

7.04


28.

Профессия археолог. История профессии, её особенности. Ученый-историк.

14.04


29.

Самые востребованные профессии на современном рынке труда. Рекламный бизнес.

21.04


30.

Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Программист.

28.04


Итоговые занятия.

31.

Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию».

5.05


32.

Профессии моих родителей. Творческая работа «Древо профессий моей семьи».

12.05


33.

Проект: «Профессии нашего региона и родного села». Нефтяник.

19.05


34.

Обобщающее занятие «Моя будущая профессия». Стратегии выбора и пути получения профессии.

26.05



Итого: 34 часа





19