Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
имени Героя России А.И. Алексеева»
(МОУ «СОШ №3»)
ПРИНЯТА: педагогическим советом МОУ «СОШ №3» протокол №1 от «29» августа 2025 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ №3» _____________В.В. Шмыговатый «29» августа 2025г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Патриот»
для обучающихся 6 класса
на 2025-2026 учебный год
(34 часа – 1 час в неделю)
Составитель:
Беликова Е.Л.
учитель физики
г.Ухта, 2025г.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 6 классов «Патриот» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требования к основной образовательной программе основного общего образования и на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы»
Программа «Патриот» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника.
Целью программы «Патриот» в 6 классе является создание условий для формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, изучение истории родного края, развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков направленных на воспитание гражданско-патриотических качеств личности.
Программа курса внеурочной деятельности «Патриот» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 1 года (6 класс)
Основные виды деятельности:
решение ситуационных и практико-ориентированных заданий;
выполнение практических заданий;
поиск и преобразование информации;
демонстрация опытов и экспериментов, объяснение;
участие в научно-исследовательских дискуссиях, конкурсах;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию;
мотивировать к учению и познанию;
повышать организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим;
формировать организаторские, лидерские и коммуникативные способности через участие в мероприятиях патриотического направления.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
выявлять особенности естественнонаучного исследования.
делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.
уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.
понимать методы научных исследований.
выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
перечислять явления, факты, события.
сравнивать объекты, события, факты.
объяснять явления, события, факты.
характеризовать объекты, события, факты.
анализировать события, явления и т.д.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель или наставники -старшеклассники учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий экспериментального содержания, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- творческие работы учащихся, выставки, конкурсы чтецов.
Содержание программы
6 класс – 34 ч
«Я и мои друзья» (4 ч)
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Для чего я рожден? Быть человеком. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. Конкурс на лучшее письмо. Диагностика
«Моя семья» (6 ч)
В гостях у предков. Откуда я родом. Моя семья – моя радость. Мои семейные обязанности. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Бабушкины советы. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. День пожилого человека. Фотовыставка «Я и моя семья». Оформление фотовыставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Мини – проект.
«Природа нашей Родины» (5ч)
Осень в родном городе. Красота зимней природы. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Волшебный мир руками детей. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из подручного материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
«Наша школа» (7ч)
Мой класс – моя семья. Я и мой класс. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Ты и твои друзья. Мой лучший школьный друг. Каков я в школе? По каким правилам мы живем. Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений, рисунков. Трудовой десант. Озеленение школы. Озеленение класса. Школьный двор. Диагностика.
«Моё Отечество» (12 ч)
Символы Российского государства. Наша страна – Россия. Геральдика – наука о гербах. Флаг России. Символы Республики Коми, в котором я живу. Наша Республика. История страны в названиях улиц. Мы – россияне. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка. Наше право и наш интерес. Из истории появления законов. Конституция – основной закон жизни страны. Я – гражданин России. И помнить страшно, и забыть нельзя! Есть такая профессия – Родину защищать. Вам, защитники Отечества! Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. О подвигах детей в военное время. О подвигах женщин в военное время. Победа прадеда – моя победа. Бессмертный полк. Они защищают нас на СВО. Честь имею. Вам, защитники Отечества! Герои России. Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Экскурсии. Подготовка и отправка праздничных открыток.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения |
Теория | Практика | Планир. | Факт. |
| Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Для чего я рожден? Быть человеком. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Тест «Познай себя». | 1 | 0 | 1 | | |
| Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. Диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| В гостях у предков. Откуда я родом. Моя семья – моя радость. Мои семейные обязанности Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Панорама добрых дел. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Золотые бабушкины руки. Бабушкины советы. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. День пожилого человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Фотовыставка «Я и моя семья». Оформление фотовыставки | 1 | 0 | 1 | | |
| Конкурсы рисунков, сочинений. Конкурсы рисунков, сочинений. | 1 | 0 | 1 | | |
| Акции. Мини – проект. | 1 | 0 | 1 | | |
| Осень в родном городе. Красота зимней природы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Волшебный мир руками детей | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Изготовление кормушек, поделок из подручного материала. | 1 | 0 | 1 | | |
| Конкурс экологических сказок, стихов. | 1 | 0 | 1 | | |
| Мой класс – моя семья. Я и мой класс. Мои права и обязанности. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Школьный Устав. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Ты и твои друзья. Мой лучший школьный друг. Каков я в школе? По каким правилам мы живем? Сценки из школьной жизни. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Наша школа в будущем. Конкурсы рисунков, сочинений. | 1 | 0 | 1 | | |
| Озеленение школы. Озеленение класса. | 1 | 0 | 1 | | |
| Трудовой десант. Школьный двор. | 1 | 0 | 1 | | |
| Диагностика. | 1 | 0 | 1 | | |
| Символы Российского государства. Наша страна – Россия. Геральдика – наука о гербах. Флаг России. | 1 | 1 | 0 | | |
| Символы Республики Коми, в котором я живу. Наша Республика. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| История страны в названиях улиц. Экскурсия по Ухте. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Мы – россияне. Государственный праздник – День Согласия и примирения. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Права ребенка. Наше право и наш интерес. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Из истории появления законов. Конституция – основной закон жизни страны. Я – гражданин России. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| И помнить страшно, и забыть нельзя! Есть такая профессия – Родину защищать. Вам, защитники Отечества! Герои Великой Отечественной войны. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Память. Города – герои. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| О подвигах детей в военное время. О подвигах женщин в военное время. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Победа прадеда – моя победа! Бессмертный полк. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Они защищают нас на СВО. Честь имею. Вам, защитники Отечества! Герои России. | 1 | 0, 5 | 0,5 | | |
| Подготовка и отправка праздничных открыток. | 1 | 0 | 1 | | |
| Итого: | 34 | 12 | 22 | | |
Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана - Граф, 2012.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы".
Сайты:
http://interneturok.ru/ru/school
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru
http://www.lesson-history.narod.ru
http://www.pish.ru
http://www.prosv.ru
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.pravmedia.com
www.rushill07.narod.ru/