Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горицкая основная общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Утверждено»
Руководитель МО Директор МБОУ
______ Кучменок Л.И. Горицкая ООШ
Протокол №____ от _____ Снежков В.А.
«____»_______2018г Приказ №_____ от
«_____»_______2018г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Давай общаться» 8 класс
Составитель:
классный руководитель
Кучменок Л.И.
2018-2019 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Давай общаться» разработана на базе Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы внеурочных занятий, разработанной Стерниным И.А. и следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.13. 2012 года № 273 – ФЗ);
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы курсы,- восьмой класс. Программа внеурочных занятий «Давай общаться» разработана с учетом особенностей 8 класса МБОУ «Горицкая ООШ».
Объем часов, отпущенных календарным учебным графиком на 2018-2019учебный год МБОУ «Горицкая ООШ» на данные внеурочные занятия, 17 часов (0,5 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
На современном этапе общественного развития повышения культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Курс внеурочной деятельности «Давай общаться» формирует у учащихся, прежде всего, культуру устного общения.
Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).
Цель – формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения учащихся.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у обучающихся:
- устойчивых риторических навыков;
- устойчивых навыков культуры устной речи;
- навыков эффективного общения.
Задачи курса:
1.Сформировать коммуникативную грамотность обучающихся.
2.Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации.
3.Вооружить обучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуре речи.
4.Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
• личностные:
овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• метапредметные:
логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
• предметные:
учащиеся должны знать:
Понятие этикет, этикет поведения, этикет внешнего вида, речевой этикет, этикетная ситуация, культурный человек, вежливость, коммуникативная роль, социальная роль, имидж, стиль одежды, языковой паспорт, адресат, адресант, жаргон, инвективная лексика, спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения, диспут;
учащиеся должны уметь:
- соблюдать общие нормы этикета: демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику; изменять свое поведение в зависимости от ситуации;
- знать свой фактический имидж; знать, как тебя воспринимают окружающие по твоей внешности, манере одеваться, поведению, речи;
- производить положительное впечатление на собеседника своим внешним, коммуникативным и поведенческим имиджем;
- проанализировать стиль одежды и внешность другого человека, оценить его с точки зрения соответствия требованиям моды и индивидуального стиля;
- сформировать свой внешний стиль с учетом индивидуальных особенностей личности, типа внешности, требований этикета и моды и материальных возможностей;
- анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта;
- поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт;
- находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения;
- выявлять жаргонизмы и инвектив в речи собеседника;
- обходиться без жаргонизмов и инвектив в собственной речевой практике;
- участвовать в дебатах по принятым правилам.
Содержание учебного предмета, курса
1.Понятие «этикет» Зарождение этикета в древности.
Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива.
2.История этикета Семейный этикет в первобытные временна. Неравенство в семье, определяемое полом и возрастом ее членов.
Этикетные обязанности древних людей по отношению к почитаемым ими богам, правителям.
Этикет в античном обществе.
3.Виды и принципы современного этикета Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета.
Принципы этикета как основа общих норм этикета
4.Понятие имиджа Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни.
Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование имиджа
5. Этикет внешнего вида Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды.
Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве.
Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п.
6. Речевой этикет Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей.
Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека.
Структура положительного речевого паспорта: соблюдение норм культуры речи, правильная дикция, соблюдение норм общения и требований речевого этикета. Жаргон как особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей. Причины употребления жаргона. Правила речевого этикета относительно употребления жаргона и инвектив. Ругательства как «гигиенические» слова, как слова для личного употребления. Недопустимость общественного сквернословия.
Тематическое планирование
Учебник: «Культура общения.» Книга для учащихся. 8 класс, авторы Н.В.Журавлёва, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин, Воронеж, 2009;
Методическое пособие для учителя: «Культура общения» 8 класс. Книга для учителя. Авторы Н.В.Журавлёва, Е.Ю.Лазуренко, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин. Воронеж, 2004.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата |
по плану | фактически |
1. | Что такое этикет? Функции и значение этикета | 2 | | |
2. | История этикета. Зарождение этикета в древности. Этикет античности Этикет поведения в общественных местах | 4 | | |
3. | Виды и принципы современного этикета Восточный и западный этикет: сходства и различия. | 4 | | |
4. | Понятие имиджа. Формирование имиджа. Имидж современного школьника | 2 | | |
5. | Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений. Этикет письменного общения. Культурный человек – это… | 3 | | |
6. | Этикет внешнего вида. Речевой этикет. Подготовка и проведение дебатов. | 2 | | |
7. | Итоговый урок | 1 | | |