Рабочая программа
Внеурочная деятельность
Юные краеведы
(социальное направление)
4 КЛАСС
Составитель программы:
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 54» г. Курска
Гребенькова Л.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Юные краеведы» для 4 класса н составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.
Содержание программы:
Внеурочная деятельность «Юные краеведы» имеет патриотическую направленность. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции. Все это относится и к нашим родным местам - к Курской земле. В процессе изучения истории Курского края у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях - курянах, ключевых событиях прошлого Курского края.
Цели:
Основной целью программы «Юные краеведы» является:
- воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии;
- формирование у обучающихся целостных представлений о судьбе Курского края начиная с древнейших времен до настоящего времени.
-обогащение духовного мира детей;
-содействовать развитию детей, достижению ими определенного уровня образованности;
-формирование нравственных и патриотических чувств, гордость за свой край, уважение к предшествующим поколениям;
-развитие эстетических чувств и художественного вкуса, на основе знакомства с культурно - историческими ценностями города Курска и области.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, как опорного края России;
- формирование представления о различных сторонах жизни своего края, его населения;
Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- наличие богатых возможностей для большего количества обучающихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни Курского края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр видеофильмов;
- развитие ответственного отношения в деле охраны и восстановления памятников истории и культуры;
- формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям;
- практическое участие в жизни ветеранов ВОВ;
- научить учащихся 4 класса писать сообщения, проводить заочные экскурсии с использованием мультимедийного метода, фотографий с изображением курского края;
- оформлять проекты.
Развивающие:
- развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.
Формы организации внеурочной деятельности
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) краеведческая деятельность;
4) проектная деятельность.
Ценностные установки:
1) формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ;
2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
3) развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- формирования эстетических чувств чувства прекрасного через знакомство краеведческой художественной культурой.
Планируемые результаты:
Личностные:
- ценить в героях произведений доброту, честность, верность;
- испытывать чувство гордости за свою Родину;
-испытывать гордость за подвиг курян во время Великой Отечественной войны.
-положительное отношение к истории своей страны и родного края;
-чувство гордости за свою Родину, проявление чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к наследию малой родины;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-чувство ответственности за выполнение своей работы при работе в группе.
Метапредметные:
- учить работать в группе;
- сравнивать героев произведений;
- планировать проектную деятельность;
- находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать её в презентацию;
- оформлять проект.
-научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
-находить необходимую информацию в различных источниках (книги, интернет);
-выделять и анализировать информацию их учебных и научно-популярных и художественных текстов;
-сравнивать исторические события, делать обобщения;
-собирать краеведческий материал, описывать его.
Предметные:
-познакомятся с символами Курского края.
- расширить кругозор об основных достопримечательностях своего края
- узнают, почему многие объекты природы и рукотворные объекты охраняет;
-показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;
-формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние культурного наследия и природной среды.
-находить необходимую информацию в тексте;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения, подтверждать своё мнение;
- работать с научно-популярной статьёй;
- определять цель и содержание проектной деятельности;
- иметь представления о мерах по охране окружающей среды, исторических памятников;
-читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, один час в неделю.
Занятия можно проводить в виде игр, викторин, путешествий, экскурсий, защиты проектов. Экскурсия пробуждает интерес к изучению природы, истории, города, края. Для младших школьников можно организовать экскурсии в музеи г. Курска: краеведческий, археологический, «Юных защитников Родины», Курской битвы», в планетарий, картинную галерею, по улицам города.
Содержание программы (34 ч)
Введение (1ч.)
Просмотр видео "Город мой, ты песня и легенда!"
Символика Курского края (7ч)
История символики края в дореволюционный период.
Современная символика города.
Современная символика области.
Города Курской области.
Достопримечательности Железногорска, Фатежа, Дмитриева.
Достопримечательности Суджи, Щигров, Обояни.
Викторина «Город древний город славный».
Культура нашего края (9ч)
Художники — куряне XX — начала XXI вв.
Выдающиеся музыканты курского края.
Курского театрального искусства.
Курские народные промыслы
Костюмы народов России
Сохранение и продолжение народных традиций.
Народное музыкальное творчество
Фетовская вселенная красоты
Конкурс чтецов «Курские писатели и поэты о родной земле.
Историко-культурные памятники области (7 ч)
Экскурсия «Коренная пустынь - духовный символ России»
Свято-Троицкого женский монастырь.
Михайловская церковь.
Моква. Белый Колодезь.
Воробьевка - усадьба А.А. Фета.
Марьино.
Проект «Курск - город православной культуры» .
Курский край и город Курск в годы Великой Отечественной войны (8 ч).
Оборона города Курска.
Освобождение города Курска и края от немецко – фашистских захватчиков.
Курское подполье и партизанское движение.
Курская битва.
Куряне-герои Курской битвы.
Куряне герои Советского Союза.
Встреча с ветеранами ВОВ.
Экскурсия.
Топонимика Курской области (2 ч)
Названия рек, населенных пунктов.
Именные и фамильные топонимы.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Элементарные социальные знания ученики 4 класса получает уже тогда, когда только начинает осваивать краеведческую деятельность: он знакомится с правилами поведения человека в лесу, на реке, постигает этику поведения в музее, расширяет представление о себе как о жителе Курского края.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
При посещении монастырей, храмов, старинных дворянских усадеб, во время экскурсий в музеи города Курска начинают понимать ценности общества.
Третий уровень результатов - школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/п | № | Тема | План. дата | Факт. дата |
| | Введение (1ч.) | | |
1. | 1. | Просмотр видео "Город мой, ты песня и легенда!" | | |
| | Символика Курского края (7ч) | | |
2. | 1. | История символики края в дореволюционный период. | | |
3. | 2. | Современная символика города. | | |
4. | 3. | Современная символика области. | | |
5. | 4. | Города Курской области. | | |
6. | 5. | Достопримечательности Железногорска, Фатежа, Дмитриева. | | |
7. | 6. | Достопримечательности Суджи, Щигров, Обояни. | | |
8. | 7. | Викторина «Город древний город славный». | | |
| | Культура нашего края (9ч) | | |
9. | 1. | Художники — куряне XX — начала XXI вв | | |
10. | 2. | Выдающиеся музыканты курского края. | | |
11. | 3. | Курского театрального искусства. | | |
12. | 4. | Курские народные промыслы | | |
13. | 5. | Костюмы народов России | | |
14. | 6. | Сохранение и продолжение народных традиций. | | |
15. | 7. | Народное музыкальное творчество | | |
16. | 8. | Фетовская вселенная красоты | | |
17. | 9. | Конкурс чтецов «Курские писатели и поэты о родной земле. | | |
| | Историко-культурные памятники области (7 ч) | | |
18. | 1. | Экскурсия «Коренная пустынь - духовный символ России» | | |
19. | 2. | Свято-Троицкого женский монастырь. | | |
20. | 3. | Михайловская церковь. | | |
21. | 4. | Моква. Белый Колодезь. | | |
22. | 5. | Воробьевка - усадьба А.А. Фета. | | |
23. | 6. | Марьино. | | |
24. | 7. | Проект «Курск - город православной культуры» . | | |
| | Курский край и город Курск в годы Великой Отечественной войны (8 ч). | | |
25. | 1. | Оборона города Курска. Освобождение города Курска и края от немецко – фашистских захватчиков. | | |
26. | 2. | Курское подполье и партизанское движение. | | |
27. | 3. | Курская битва. | | |
28. | 4. | Прохоровка-третье ратное поле. | | |
29. | 5. | Куряне - герои Курской битвы. | | |
30. | 6. | Куряне герои Советского Союза. | | |
31. | 7. | Встреча с ветеранами ВОВ. | | |
32. | 8. | Экскурсия в краеведческий музей. | | |
| | Топонимика Курской области (2 ч) | | |
33. | 1. | Названия рек, населенных пунктов. | | |
34. | 2. | Именные и фамильные топонимы. | | |
Источники информации
-
Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. / Историческое краеведение/ М., Просвещение, 1989
-
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие /Из истории Курского края/ сборник документов и материалов, ЦЧКИ, Воронеж,1965
-
Болотов И.А., Белянский Ю.В. и др, под редакцией Королева Б.Н. / Курский край: история и современность/ Курск, 1995
-
Королев Б.Н. / История и современность Курского края/ региональное учебное пособие, Курск, 2008
-
Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. / География Курской области/ учебное пособие, Курск, 1997
-
Тюрина Е.В./ Уроки краеведения как средство патриотического воспитания учащихся/ Курск,2002
-
Чертова А.А., Шевердина Л.В. /Путешествия по Курскому краю/ Курск, 2004
-
Шитиков Л.Ф. /Душа земли/ сборник стихов, ЦЧКИ, Воронеж, 1992
-
Мошенский А.И. / По памятным местам на Курской дуге/ путеводитель, Курск, 1973
-
Буклет /Памятные места на Курской дуге/
-
Буклет / Гербы Курского края/