СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Внеурочная деятельность Юные краеведы (социальное направление) 4 КЛАСС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности  «Юные краеведы»  для 4  класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Внеурочная деятельность Юные краеведы (социальное направление) 4 КЛАСС»







Рабочая программа

Внеурочная деятельность

Юные краеведы

(социальное направление)

4 КЛАСС








Составитель программы:

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 54» г. Курска

Гребенькова Л.С.



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа внеурочной деятельности «Юные краеведы» для 4 класса н составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.

Содержание программы:

Внеурочная деятельность «Юные краеведы» имеет патриотическую направленность. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции. Все это относится и к нашим родным местам - к Курской земле. В процессе изучения истории Курского края у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях - курянах, ключевых событиях прошлого Курского края.

Цели:

Основной целью программы «Юные краеведы» является:

- воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии;

- формирование у обучающихся целостных представлений о судьбе Курского края начиная с древнейших времен до настоящего времени.

-обогащение духовного мира детей;

-содействовать развитию детей, достижению ими определенного уровня образованности;

-формирование нравственных и патриотических чувств, гордость за свой край, уважение к предшествующим поколениям;

-развитие эстетических чувств и художественного вкуса, на основе знакомства с культурно - историческими ценностями города Курска и области.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, как опорного края России;

- формирование представления о различных сторонах жизни своего края, его населения;

Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- наличие богатых возможностей для большего количества обучающихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

- изучение жизни Курского края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр видеофильмов;

- развитие ответственного отношения в деле охраны и восстановления памятников истории и культуры;

- формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям;

- практическое участие в жизни ветеранов ВОВ;

- научить учащихся 4 класса писать сообщения, проводить заочные экскурсии с использованием мультимедийного метода, фотографий с изображением курского края;

- оформлять проекты.

Развивающие:

- развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.

Формы организации внеурочной деятельности

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) краеведческая деятельность;

4) проектная деятельность.

Ценностные установки:

1) формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ;

2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

3) развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- формирования эстетических чувств чувства прекрасного через знакомство краеведческой художественной культурой.

Планируемые результаты:

Личностные:

- ценить в героях произведений доброту, честность, верность;

- испытывать чувство гордости за свою Родину;

-испытывать гордость за подвиг курян во время Великой Отечественной войны.

-положительное отношение к истории своей страны и родного края;

-чувство гордости за свою Родину, проявление чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к наследию малой родины;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-чувство ответственности за выполнение своей работы при работе в группе.

Метапредметные:

- учить работать в группе;

- сравнивать героев произведений;

- планировать проектную деятельность;

- находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать её в презентацию;

- оформлять проект.

-научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-находить необходимую информацию в различных источниках (книги, интернет);

-выделять и анализировать информацию их учебных и научно-популярных и художественных текстов;

-сравнивать исторические события, делать обобщения;

-собирать краеведческий материал, описывать его.

Предметные:

-познакомятся с символами Курского края.

- расширить кругозор об основных достопримечательностях своего края

- узнают, почему многие объекты природы и рукотворные объекты охраняет;

-показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;

-формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние культурного наследия и природной среды.

-находить необходимую информацию в тексте;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения, подтверждать своё мнение;

- работать с научно-популярной статьёй;

- определять цель и содержание проектной деятельности;

- иметь представления о мерах по охране окружающей среды, исторических памятников;

-читать осо­знанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целы­ми словами, соблю­дая орфоэпические нормы русского ли­тературного языка.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, один час в неделю.

Занятия можно проводить в виде игр, викторин, путешествий, экскурсий, защиты проектов. Экскурсия пробуждает интерес к изучению природы, истории, города, края. Для младших школьников можно организовать экскурсии в музеи г. Курска: краеведческий, археологический, «Юных защитников Родины», Курской битвы», в планетарий, картинную галерею, по улицам города.

Содержание программы (34 ч)

Введение (1ч.)

Просмотр видео "Город мой, ты песня и легенда!"

Символика Курского края (7ч)

История символики края в дореволюционный период.

Современная символика города.

Современная символика области.

Города Курской области.

Достопримечательности Железногорска, Фатежа, Дмитриева.

Достопримечательности Суджи, Щигров, Обояни.

Викторина «Город древний город славный».

Культура нашего края (9ч)

Художники — куряне XX — начала XXI вв.

Выдающиеся музыканты курского края.

Курского театрального искусства.

Курские народные промыслы

Костюмы народов России

Сохранение и продолжение народных традиций.

Народное музыкальное творчество

Фетовская вселенная красоты

Конкурс чтецов «Курские писатели и поэты о родной земле.

Историко-культурные памятники области (7 ч)

Экскурсия «Коренная пустынь - духовный символ России»

Свято-Троицкого женский монастырь.

Михайловская церковь.

Моква. Белый Колодезь.

Воробьевка - усадьба А.А. Фета.

Марьино.

Проект «Курск - город православной культуры» .

Курский край и город Курск в годы Великой Отечественной войны (8 ч).

Оборона города Курска.

Освобождение города Курска и края от немецко – фашистских захватчиков.

Курское подполье и партизанское движение.

Курская битва.

Куряне-герои Курской битвы.

Куряне герои Советского Союза.

Встреча с ветеранами ВОВ.

Экскурсия.

Топонимика Курской области (2 ч)

Названия рек, населенных пунктов.

Именные и фамильные топонимы.


Предполагаемые результаты реализации программы:

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Элементарные социальные знания ученики 4 класса получает уже тогда, когда только начинает осваивать краеведческую деятельность: он знакомится с правилами поведения человека в лесу, на реке, постигает этику поведения в музее, расширяет представление о себе как о жителе Курского края.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

При посещении монастырей, храмов, старинных дворянских усадеб, во время экскурсий в музеи города Курска начинают понимать ценности общества.

Третий уровень результатов - школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


4 класс

п/п

Тема

План.

дата

Факт.

дата



Введение (1ч.)



1.

1.

Просмотр видео "Город мой, ты песня и легенда!"





Символика Курского края (7ч)



2.

1.

История символики края в дореволюционный период.



3.

2.

Современная символика города.



4.

3.

Современная символика области.



5.

4.

Города Курской области.



6.

5.

Достопримечательности Железногорска, Фатежа, Дмитриева.



7.

6.

Достопримечательности Суджи, Щигров, Обояни.



8.

7.

Викторина «Город древний город славный».





Культура нашего края (9ч)



9.

1.

Художники — куряне XX — начала XXI вв



10.

2.

Выдающиеся музыканты курского края.



11.

3.

Курского театрального искусства.



12.

4.

Курские народные промыслы



13.

5.

Костюмы народов России



14.

6.

Сохранение и продолжение народных традиций.



15.

7.

Народное музыкальное творчество



16.

8.

Фетовская вселенная красоты



17.

9.

Конкурс чтецов «Курские писатели и поэты о родной земле.





Историко-культурные памятники области (7 ч)



18.

1.

Экскурсия «Коренная пустынь - духовный символ России»



19.

2.

Свято-Троицкого женский монастырь.



20.

3.

Михайловская церковь.



21.

4.

Моква. Белый Колодезь.



22.

5.

Воробьевка - усадьба А.А. Фета.



23.

6.

Марьино.



24.

7.

Проект «Курск - город православной культуры» .





Курский край и город Курск в годы Великой Отечественной войны (8 ч).



25.

1.

Оборона города Курска. Освобождение города Курска и края от немецко – фашистских захватчиков.



26.

2.

Курское подполье и партизанское движение.



27.

3.

Курская битва.



28.

4.

Прохоровка-третье ратное поле.



29.

5.

Куряне - герои Курской битвы.



30.

6.

Куряне герои Советского Союза.



31.

7.

Встреча с ветеранами ВОВ.



32.

8.

Экскурсия в краеведческий музей.





Топонимика Курской области (2 ч)



33.

1.

Названия рек, населенных пунктов.



34.

2.

Именные и фамильные топонимы.





















Источники информации

  1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. / Историческое краеведение/ М., Просвещение, 1989

  2. Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие /Из истории Курского края/ сборник документов и материалов, ЦЧКИ, Воронеж,1965

  3. Болотов И.А., Белянский Ю.В. и др, под редакцией Королева Б.Н. / Курский край: история и современность/ Курск, 1995

  4. Королев Б.Н. / История и современность Курского края/ региональное учебное пособие, Курск, 2008

  5. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. / География Курской области/ учебное пособие, Курск, 1997

  6. Тюрина Е.В./ Уроки краеведения как средство патриотического воспитания учащихся/ Курск,2002

  7. Чертова А.А., Шевердина Л.В. /Путешествия по Курскому краю/ Курск, 2004

  8. Шитиков Л.Ф. /Душа земли/ сборник стихов, ЦЧКИ, Воронеж, 1992

  9. Мошенский А.И. / По памятным местам на Курской дуге/ путеводитель, Курск, 1973

  10. Буклет /Памятные места на Курской дуге/

  11. Буклет / Гербы Курского края/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!