СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности (Социальное направление) Юные краеведы 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  внеурочной деятельности  «Юные краеведы»  для 3  класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности (Социальное направление) Юные краеведы 3 класс»












Рабочая программа

внеурочной деятельности

Юные краеведы

(социальное направление)

3 класс





Составитель программы:

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 54» г. Курска

Гребенькова Л.С.
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа внеурочной деятельности «Юные краеведы» для 3 класса составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.

Содержание программы:

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях возрос интерес к изучению родного края. Для этого есть ряд причин: желание познать мир, в котором живешь; новый подход к процессу обучения, гуманизация образования, ориентация на развитие личности; осознание эффективности краеведческого принципа обучения.

Психологи считают, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленно воздействовать на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с познания родного края, земли, на которой родился и рос. Любовь к Родине неотделима от любви к своему городу, области, району, к тем местам, где проходят детские и юношеские годы, а порой и вся жизнь.

Надо любить и знать свой край. Уровень краеведческих знаний у учеников начальных классов низкий. Занятия в творческом объединении ориентирует детей на осознание ценностей, значимости своего края в отечественной культуре и истории.

В раннем возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, микрорайона, природы окружающей ребенка, традиций Курска и области, создаются условия для формирования нравственных и патриотических чувств, этики поведения.

Развивается интерес к изучению истории, литературы, географии родного края, любознательность, стремление познать новое, расширить кругозор.

Воспитывается любовь к малой родине, прививается чувство гордости за свой край и людей, прославивших его, уважение предшествующим поколениям.

Программа творческого объединения «Юные краеведы» представляет собой взаимосвязь с другими предметами: окружающим миром, литературным чтением, русским языком, музыкой, изобразительным искусством.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, один час в неделю.

Занятия можно проводить в виде игр, викторин, путешествий, экскурсий, защиты проектов. Экскурсия пробуждает интерес к изучению природы, истории, города, края. Для младших школьников можно организовать экскурсии в музеи г. Курска: краеведческий, археологический, «Юных защитников Родины», Курской битвы», в планетарий, картинную галерею, по улицам города.

Цели:

-обогащение духовного мира детей;

-создать условия для духовно - целостной и практической ориентации учеников в окружающем микромире (городе, области);

-содействовать развитию детей, достижению ими определенного уровня образованности;

-формирование нравственных и патриотических чувств, гордость за свой край, уважение к предшествующим поколениям;

-развитие эстетических чувств и художественного вкуса, на основе знакомства с культурно - историческими ценностями города Курска и области.

Задачи:

- научить учащихся 3 класса писать сообщения, проводить заочные экскурсии с использованием мультимедийного метода, фотографий с изображением курского края;

-составлять викторины, выступать перед обучающими начальных классов;

- оформлять проекты.

Формы организации внеурочной деятельности

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) краеведческая деятельность;

4) проектная деятельность.

Ценностные установки:

1) формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ;

2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

3) развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- формирования эстетических чувств чувства прекрасного через знакомство краеведческой художественной культурой.



Планируемые результаты:

Личностные:

- ценить в героях произведений доброту, честность, верность;

- испытывать чувство гордости за свою Родину;

-испытывать гордость за подвиг курян во время Великой Отечественной войны.
Метапредметные:

- учить работать в группе;

- сравнивать героев произведений;

- планировать проектную деятельность;

- находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать её в презентацию;

- оформлять проект.

Предметные:

-находить необходимую информацию в тексте;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения, подтверждать своё мнение;

- работать с научно-популярной статьёй;

- определять цель и содержание проектной деятельности;

- иметь представления о мерах по охране окружающей среды.


Содержание программы (34 ч)

Введение(1ч)

Соловьиный край России. Чтение стихотворений, посвященных городу Курску.

Курские писатели – детям (7 ч)

Знакомство с творчеством Е.И. Носова, Н.В. Зыбина, К.Д. Воробьева, Е.А. Благининой, А.П. Гайдара, А.А. Фета. Чтение рассказов и стихотворений курских писателей и поэтов.

Природа Курской области (7 ч)

Знакомство с географическим положением Курской области, поверхностью, водоемами, растительным и животным миром родного края.

Памятники природы (4 ч)

Рассказать о красивых уголках нашего края, которые охраняются государством.

Защитники Отечества (4 ч)

Рассказать о подвигах курян в годы Великой Отечественной войны и Русско-японской войны.

Чудеса Курской земли (3 ч)

Подготовить лекции для учащихся 1-3 классах о курском соловье, курской антоновке, познакомить с творчеством Н. Плевицкой, И. Суржикова.

Памятники воинской славы (8 ч)

Рассказать о памятниках, поставленных нашим землякам, которым присвоено звание Героя Советского Союза.


Тематическое планирование


п/п

Тема

Дата по плану

Фактическая

дата



Введение (1ч.)



1.

1.

Соловьиный край России. Чтение стихотворений курских поэтов, посвященных родному городу.







Курские писатели – детям (7 ч.)



2.

1.

Знакомство с творчеством Е.И. Носова. Чтение рассказа «Хитрюга».





3.

2.

Викторина «Мой любимый город Курск»



4.

3.

Знакомство с творчеством Н.В. Зыбина. Чтение рассказа «Синичья карусель».





5.

4.

Знакомство с творчеством К.Д. Воробьева. Чтение рассказа «У кого поселяются аисты».



6.

5.

Чтение стихотворений Е.А. Благининой.



7.

6.

Дом - музей А.А. Фета. Чтение стихотворений поэта.



8.

7.

Экскурсия в литературный музей г. Курска. Знакомство с биографией и творчеством А.П. Гайдара.







Природа Курской области (7 ч.)



9.

1.

История Курской области (древние века).



10.

2.

География области. Поверхность нашего края. Экскурсия в Крутой лог.





11.

3.

Водоемы. Реки и озера нашей области.



12.

4.

Важнейшие экологические проблемы области.



13.

5.

Редкие и охраняемые растения.



14.

6.

Краеведческий музей «Путешествие в сказочный мир растений». Занятие в школе.



15.

7.

Экскурсия в краеведческий музей. «Лесные жители». Животные курских лесов.





Памятники природы(4 ч.)



16.

1.

Знаменская роща. Лесопарк «Соловьиная роща». Детский парк г. Курска. Дуб пирамидальный.



17.

2.

Парк «Моква». Усадьба курского губернатора А.И. Нелидова.



18.

3.

Центрально – черноземный государственный биосферный заповедник им. В.В. Алехина.





19.

4.

Викторина по теме «Природа Курской области».







Защитники Отечества (4ч.)



20.

1.

День освобождения г. Курска.

Лекция для учащихся 2-х классов.





21.

2.

Детство, опаленное войной.



22.

3.

Экскурсия в музей «Юные защитники Родины».



23.

4.

Подвиг миноносца «Стерегущий».





Чудеса Курской земли (3 ч.)



24.

1.

Живой символ Курского края - соловей. Лекция для учащихся 1-х классов.



25.


2.


Курские соловьи – Надежда Плевицкая и Иван Суржиков . Лекция для учащихся 3-х классов.





26.

3.

Символ плодородия земли курской – антоновка.





Памятники воинской славы (8 ч.)



27.

1.

Стелла «Героям-курянам».

Памятник погибшим в Афганистане.





28.

2.

Памятный знак Герою Советского Союза Е.И. Зеленко. Просмотр фильма, посвященного Кати Зеленко.





29.

3.

Памятный знак Герою Советского Союза К.М. Блинову.



30.

4.

Бюст дважды Героя Советского Союза А.Е. Боровых.



31.


5.

Бюст дважды Героя Советского Союза Г.М. Мыльникова.



32.

6.

Мемориальный комплекс «Жертвам фашизма». Парк «Соловьиная роща».





33.

7.

Мемориальные комплексы героям – курянам и «Курская дуга».



34.

8.

Проект «Соловьиный край»







Источники информации

  1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. / Историческое краеведение/ М., Просвещение, 1989

  2. Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие /Из истории Курского края/ сборник документов и материалов, ЦЧКИ, Воронеж,1965

  3. Болотов И.А., Белянский Ю.В. и др, под редакцией Королева Б.Н. / Курский край: история и современность/ Курск, 1995

  4. Королев Б.Н. / История и современность Курского края/ региональное учебное пособие, Курск, 2008

  5. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. / География Курской области/ учебное пособие, Курск, 1997

  6. Тюрина Е.В./ Уроки краеведения как средство патриотического воспитания учащихся/ Курск,2002

  7. Чертова А.А., Шевердина Л.В. /Путешествия по Курскому краю/ Курск, 2004

  8. Шитиков Л.Ф. /Душа земли/ сборник стихов, ЦЧКИ, Воронеж, 1992

  9. Мошенский А.И. / По памятным местам на Курской дуге/ путеводитель, Курск, 1973

  10. Буклет /Памятные места на Курской дуге/

  11. Буклет / Гербы Курского края/
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!