Рабочая программа
внеурочной деятельности
Юные краеведы
(социальное направление)
3 класс
Составитель программы:
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 54» г. Курска
Гребенькова Л.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Юные краеведы» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.
Содержание программы:
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях возрос интерес к изучению родного края. Для этого есть ряд причин: желание познать мир, в котором живешь; новый подход к процессу обучения, гуманизация образования, ориентация на развитие личности; осознание эффективности краеведческого принципа обучения.
Психологи считают, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленно воздействовать на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с познания родного края, земли, на которой родился и рос. Любовь к Родине неотделима от любви к своему городу, области, району, к тем местам, где проходят детские и юношеские годы, а порой и вся жизнь.
Надо любить и знать свой край. Уровень краеведческих знаний у учеников начальных классов низкий. Занятия в творческом объединении ориентирует детей на осознание ценностей, значимости своего края в отечественной культуре и истории.
В раннем возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, микрорайона, природы окружающей ребенка, традиций Курска и области, создаются условия для формирования нравственных и патриотических чувств, этики поведения.
Развивается интерес к изучению истории, литературы, географии родного края, любознательность, стремление познать новое, расширить кругозор.
Воспитывается любовь к малой родине, прививается чувство гордости за свой край и людей, прославивших его, уважение предшествующим поколениям.
Программа творческого объединения «Юные краеведы» представляет собой взаимосвязь с другими предметами: окружающим миром, литературным чтением, русским языком, музыкой, изобразительным искусством.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, один час в неделю.
Занятия можно проводить в виде игр, викторин, путешествий, экскурсий, защиты проектов. Экскурсия пробуждает интерес к изучению природы, истории, города, края. Для младших школьников можно организовать экскурсии в музеи г. Курска: краеведческий, археологический, «Юных защитников Родины», Курской битвы», в планетарий, картинную галерею, по улицам города.
Цели:
-обогащение духовного мира детей;
-создать условия для духовно - целостной и практической ориентации учеников в окружающем микромире (городе, области);
-содействовать развитию детей, достижению ими определенного уровня образованности;
-формирование нравственных и патриотических чувств, гордость за свой край, уважение к предшествующим поколениям;
-развитие эстетических чувств и художественного вкуса, на основе знакомства с культурно - историческими ценностями города Курска и области.
Задачи:
- научить учащихся 3 класса писать сообщения, проводить заочные экскурсии с использованием мультимедийного метода, фотографий с изображением курского края;
-составлять викторины, выступать перед обучающими начальных классов;
- оформлять проекты.
Формы организации внеурочной деятельности
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) краеведческая деятельность;
4) проектная деятельность.
Ценностные установки:
1) формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ;
2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
3) развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- формирования эстетических чувств чувства прекрасного через знакомство краеведческой художественной культурой.
Планируемые результаты:
Личностные:
- ценить в героях произведений доброту, честность, верность;
- испытывать чувство гордости за свою Родину;
-испытывать гордость за подвиг курян во время Великой Отечественной войны.
Метапредметные:
- учить работать в группе;
- сравнивать героев произведений;
- планировать проектную деятельность;
- находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать её в презентацию;
- оформлять проект.
Предметные:
-находить необходимую информацию в тексте;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения, подтверждать своё мнение;
- работать с научно-популярной статьёй;
- определять цель и содержание проектной деятельности;
- иметь представления о мерах по охране окружающей среды.
Содержание программы (34 ч)
Введение(1ч)
Соловьиный край России. Чтение стихотворений, посвященных городу Курску.
Курские писатели – детям (7 ч)
Знакомство с творчеством Е.И. Носова, Н.В. Зыбина, К.Д. Воробьева, Е.А. Благининой, А.П. Гайдара, А.А. Фета. Чтение рассказов и стихотворений курских писателей и поэтов.
Природа Курской области (7 ч)
Знакомство с географическим положением Курской области, поверхностью, водоемами, растительным и животным миром родного края.
Памятники природы (4 ч)
Рассказать о красивых уголках нашего края, которые охраняются государством.
Защитники Отечества (4 ч)
Рассказать о подвигах курян в годы Великой Отечественной войны и Русско-японской войны.
Чудеса Курской земли (3 ч)
Подготовить лекции для учащихся 1-3 классах о курском соловье, курской антоновке, познакомить с творчеством Н. Плевицкой, И. Суржикова.
Памятники воинской славы (8 ч)
Рассказать о памятниках, поставленных нашим землякам, которым присвоено звание Героя Советского Союза.
Тематическое планирование
№ п/п | № | Тема | Дата по плану | Фактическая дата |
| | Введение (1ч.) | | |
1. | 1. | Соловьиный край России. Чтение стихотворений курских поэтов, посвященных родному городу. | | |
| | Курские писатели – детям (7 ч.) | | |
2. | 1. | Знакомство с творчеством Е.И. Носова. Чтение рассказа «Хитрюга». | | |
3. | 2. | Викторина «Мой любимый город Курск» | | |
4. | 3. | Знакомство с творчеством Н.В. Зыбина. Чтение рассказа «Синичья карусель». | | |
5. | 4. | Знакомство с творчеством К.Д. Воробьева. Чтение рассказа «У кого поселяются аисты». | | |
6. | 5. | Чтение стихотворений Е.А. Благининой. | | |
7. | 6. | Дом - музей А.А. Фета. Чтение стихотворений поэта. | | |
8. | 7. | Экскурсия в литературный музей г. Курска. Знакомство с биографией и творчеством А.П. Гайдара. | | |
| | Природа Курской области (7 ч.) | | |
9. | 1. | История Курской области (древние века). | | |
10. | 2. | География области. Поверхность нашего края. Экскурсия в Крутой лог. | | |
11. | 3. | Водоемы. Реки и озера нашей области. | | |
12. | 4. | Важнейшие экологические проблемы области. | | |
13. | 5. | Редкие и охраняемые растения. | | |
14. | 6. | Краеведческий музей «Путешествие в сказочный мир растений». Занятие в школе. | | |
15. | 7. | Экскурсия в краеведческий музей. «Лесные жители». Животные курских лесов. | | |
| | Памятники природы(4 ч.) | | |
16. | 1. | Знаменская роща. Лесопарк «Соловьиная роща». Детский парк г. Курска. Дуб пирамидальный. | | |
17. | 2. | Парк «Моква». Усадьба курского губернатора А.И. Нелидова. | | |
18. | 3. | Центрально – черноземный государственный биосферный заповедник им. В.В. Алехина. | | |
19. | 4. | Викторина по теме «Природа Курской области». | | |
| | Защитники Отечества (4ч.) | | |
20. | 1. | День освобождения г. Курска. Лекция для учащихся 2-х классов. | | |
21. | 2. | Детство, опаленное войной. | | |
22. | 3. | Экскурсия в музей «Юные защитники Родины». | | |
23. | 4. | Подвиг миноносца «Стерегущий». | | |
| | Чудеса Курской земли (3 ч.) | | |
24. | 1. | Живой символ Курского края - соловей. Лекция для учащихся 1-х классов. | | |
25. | 2. | Курские соловьи – Надежда Плевицкая и Иван Суржиков . Лекция для учащихся 3-х классов. | | |
26. | 3. | Символ плодородия земли курской – антоновка. | | |
| | Памятники воинской славы (8 ч.) | | |
27. | 1. | Стелла «Героям-курянам». Памятник погибшим в Афганистане. | | |
28. | 2. | Памятный знак Герою Советского Союза Е.И. Зеленко. Просмотр фильма, посвященного Кати Зеленко. | | |
29. | 3. | Памятный знак Герою Советского Союза К.М. Блинову. | | |
30. | 4. | Бюст дважды Героя Советского Союза А.Е. Боровых. | | |
31. | 5. | Бюст дважды Героя Советского Союза Г.М. Мыльникова. | | |
32. | 6. | Мемориальный комплекс «Жертвам фашизма». Парк «Соловьиная роща». | | |
33. | 7. | Мемориальные комплексы героям – курянам и «Курская дуга». | | |
34. | 8. | Проект «Соловьиный край» | | |
Источники информации
Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. / Историческое краеведение/ М., Просвещение, 1989
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие /Из истории Курского края/ сборник документов и материалов, ЦЧКИ, Воронеж,1965
Болотов И.А., Белянский Ю.В. и др, под редакцией Королева Б.Н. / Курский край: история и современность/ Курск, 1995
Королев Б.Н. / История и современность Курского края/ региональное учебное пособие, Курск, 2008
Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. / География Курской области/ учебное пособие, Курск, 1997
Тюрина Е.В./ Уроки краеведения как средство патриотического воспитания учащихся/ Курск,2002
Чертова А.А., Шевердина Л.В. /Путешествия по Курскому краю/ Курск, 2004
Шитиков Л.Ф. /Душа земли/ сборник стихов, ЦЧКИ, Воронеж, 1992
Мошенский А.И. / По памятным местам на Курской дуге/ путеводитель, Курск, 1973
Буклет /Памятные места на Курской дуге/
Буклет / Гербы Курского края/