СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного курса по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса, направленного на подготовку учащихся к ОГЭ по истории, рассчитан на 2 года

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса по истории»



Муниципальное общеобразовательное учреждение Некоузская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель ШМО

Заместитель директора

Директор


_________/Тарасова Т.Б.


___________ /Бесперстова В.А.

Протокол № 4 от 23 августа 2022 г.

___________ /Сахарова О.В.

Приказ №286 от 30 августа 2022 г.



Рабочая программа

внеурочного курса

«За страницами учебника истории»

для 8 а,б,в класса



Составитель: Рыбина О.Н.

учитель истории и обществознания





с. Новый Некоуз, 2022

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника истории» разработана на основе следующих документов:

-Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)

- Концепция учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные образовательные программы, Историко-культурный стандарт по отечественной истории (23.10.2020);

-ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (ред. от 04.02.2020).

-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ред. 01.01.2021

- Приказ Минпросвещения России от №254 от 20.05.2020с изменениями на 23 декабря 2020 года «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

-Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Некоузская СОШ.

- Требования к содержанию единого государственного экзамена по обществознанию, документы определяющего структуру и содержание КИМ «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена по истории» и «Спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена» 2023.


Общая характеристика


Рабочая программа по курсу «За страницами учебника истории» предназначена для подготовки учащихся к сдаче экзамена в формате ОГЭ по курсу Всеобщая история. История России (являющихся составной частью предмета ИСТОРИЯ) в соответствие с задачами модернизации содержания образования, со­временных изменений в текущем законодательстве, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы и специфики подготовки учащихся к ОГЭ.

Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса. Программа призвана помочь ученикам преодолеть затруднения в выполнении тестовых заданий благодаря практической направленности курса. Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности. В соответствии с содержанием настоящей Программы, предполагается совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных, с кратким ответом и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся, по указанным темам. Также в 9 классе при повторении теоретического материала, будет выявлен круг вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении.  Помимо этого, курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования.

Цель курса: организовать систематическую качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ.

Задачи курса:

- повторение и закрепление системы научных знаний и представлений о событиях, явлениях и процессах отечественной зарубежной истории с древнейших времён до конца XIX века;

-повышение предметной компетентности учеников;

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ОГЭ по истории;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету.


Место курса в учебном плане


Рабочая программа для подготовки учащихся 8 класса к сдаче ОГЭ рассчитана на 34 часов из расчёта 1 час в неделю и охватывает период с древнейших времен до к.XVIII в. В 9 классе курс будет продолжен и будет включать в себя период XIX в. Программа курса опирается на   документы определяющего структуру и содержание КИМ «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена по истории» и «Спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена».


Содержание курса

От Древней Руси к Российскому государству. Заселение территории нашей страны человеком.

Каменный век. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Великое переселение народов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви: восточных, западных и южных. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Образование государства Русь.

Русь в конце X – начале XII в. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Общественный строй Руси. Древнерусское право: Русская Правда.

Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIIIXIV в. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей.

Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика, царский титул и регалии. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: её состав и значение. Появление Земских соборов. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления. Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое и второе ополчения. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654–1667 гг. Андрусовское Перемирие.

Культурное пространство (с древнейших времён до конца XVII в.) Древнерусская культура. Письменность. Распространение грамотности.Появление древнерусской литературы. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Ремесло. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Памятники. Куликовского цикла. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Летописание и начало книгопечатания.

Россия в конце XVIIXVIII в: от царства к империи. Российская империя в XIX – начале XX в.

Россия в эпоху преобразований Петра I. Причины и предпосылки преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Экономическая политика. Социальная политика. Реформы управления. Церковная реформа. Оппозиция реформам Петра I.Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские

наборы. Северная война.

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Кондиции верховников и приход к власти Анны Иоанновны. Россия при Елизавете Петровне. Россия в международных конфликтах 1740–1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Россия в 1760–1790-х гг. Правление Екатерины II и Павла I. Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещённый абсолютизм»,его особенности в России. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство - «первенствующее сословие» империи. Обострение социальных противоречий. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Внешняя политика России во второй половине XVIII в., её основные задачи. Борьба России за выход к Чёрному морю. Войны с Османской империей. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья.

Культурное пространство. Российской Империи в XVIII в. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Российская наука в XVIII веке. Образование в России в XVIII в. М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Русская архитектура XVIII в.

Требования к результатам освоения курса


Предметные результаты освоения курса:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, и современности;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания.

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события, основные этапы отечественной и всеобщей истории; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории с древнейших времён до конца XIX века;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, об основных процессах

социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран; б) эволюции политического строя; в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

Коммуникативные УУД

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Познавательные УУД

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

Личностные УУД:

• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России

• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.


УМК:

В.А. Клоков ОГЭ 2023 История. Тренировочные варианты. Издательство «Эксмо», М., 2022г.

А. П. Барабанова, А.А. Кошелева. История. Алгоритмы выполнения типовых заданий. Издательство «Эксмо», М., 2022г.

А.Э. Безносов, О.А. Кирьянова-Греф, Т.С. Орлова, А.А. Ручкин История. Основной Государственный Экзамен. Издательство «Интеллект-Центр», М., 2022г.

П.А. Баранов История. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Издательство «Аст», М., 2022г.


Сайты для подготовки к ГИА

  1. fipi.ru

  2. https://oge.sdamgia.ru/

  3. https://neznaika.info/oge/hist_oge/

  4. foxford.ru›courses/1293/landing

  5. 4ege.ru›ОГЭ по истории›…oge-2020-po-istorii.html


Тематическое планирование.

Воспитательная функция истории на исторических примерах способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей. Функция социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают основой идентификации и ориентации общества и личности. Прошлое оказывает фундаментальное влияние на жизнь людей, снабжая их материальными и духовными ценностями, представляет набор поведенческих альтернатив, в котором каждый индивид или весь народ делает свой выбор. Этот выбор зависит от тех мировоззренческо-ценностных оснований, которыми руководствуется человек и общество. Формирование социальной (исторической, культурной, политической) памяти поколений является приоритетной задачей школьного исторического образования, выступает обязательным условием передачи из поколения в поколение базовых национальных ценностей, существующих в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа России.

Тематическое планирование по истории составлено с учетом рабочей программы воспитания школы. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

- Развитие ценностного отношения:

- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. Воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции народов России.

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. Элементы воспитательного компонента будут использоваться на каждом уроке в соответствии с темой и целью урока.











Тематическое планирование


Тема

Комбинированные уроки

Практические работы

Контрольные работы

Всего часов

ЦОР

  1. Введение.

1



1

https://4ege.ru/gia-po-istorii/65748-demoversija-oge-2023-po-istorii.html

  1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

1


2

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge

https://oge.sdamgia.ru/

  1. Русь в IX – начале XII в.

2

1

1

4

https://vpr.sdamgia.ru/


  1. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

3

2

1

6

https://examer.ru/

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge https://oge.sdamgia.ru/ https://neznaika.info/oge/ https://examer.ru/

  1. Российское государство во второй половине XV – XVII в.

5

5

1

11

https://oge.sdamgia.ru/

https://neznaika.info/oge/

https://examer.ru/

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/login

  1. Культура народов нашей страны с древнейших времён до конца XVII в.

1

1


2

https://examer.ru/


https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge


  1. Россия в XVIII в.

3

2

1

6

https://oge.sdamgia.ru/

https://neznaika.info/oge/

https://examer.ru/

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/login

  1. Итоговое повторение и обобщение

2


1

3

https://examer.ru/

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge

Всего часов:




34

























Учебно-тематический план. 8 класс, 34 часа.

п/п

Наименование тем курса

Часы

ПООП ООО

Форма занятия

Форма контроля

1.

Введение.

1

Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ОГЭ.

Комбинированный урок. Разбор демоверсии 2023 г.

Разбор демоверсии 2023 г.

Народы и государства на территории нашей страны в древности, 2 ч.

Народы на территории России до середины

I тысячелетия до н.э.

1

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Великое переселение народов

Практическая работа

Работа с картой

Восточные славяне: расселение, соседи,

занятия, общественный строй. Язычество

1

Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви: восточные, западные и южные. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти.

Традиционные верования

Комбинированный урок

Задания на выбор и запись одного

или нескольких правильных

ответов из предложенного

перечня ответов

Русь в IX – начале XII в., 4 ч.

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства

1

Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь

Комбинированный урок

Задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов

Владимир I. Крещение Руси

1

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси

Практическая работа

Задания на установление

соответствия элементов, данных

в нескольких информационных

рядах

Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах.

1

Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Общественный строй Руси. Древнерусское право: Русская Правда

Комбинированный урок

Работа с

Историческим источником

Повторительно-обобщающий урок и тест по теме «Древнерусское государство».



Контрольная работа

Тематическая контрольная работа в формате ОГЭ

Русские земли и княжества в XII – середине XV в., 6ч.

Политическая раздробленность Руси

1

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей.

Комбинированный урок

Работа с исторической картой

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский.

1

Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой.

Практическая работа

Задания на определение по

указанным признакам и запись в

виде слова (словосочетания)

термина, названия, имени, века,

года и т.п

Начало объединения русских земель. Иван Калита

1

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление

Московского княжества

Комбинированный урок

Задания на решении различных

учебных задач;

сравнение

свидетельств разных

источников

Дмитрий Донской. Куликовская битва

1

Дмитрий Донской. Куликовская битва

Практическая работа

Работа с

исторической картой

материала, решение заданий на поиск и исправление фактических ошибок

Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский

1

Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский

Комбинированный урок

Определение причин

и следствия

важнейших

исторических

событий

Повторительно-обобщающий урок и тестирование по теме «Русские земли и княжества в XII – середине XV в.»



Контрольная работа

Тематическая контрольная работа в формате ОГЭ

Российское государство во второй половине XV – XVII в., 11 ч.

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель

1

Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель.

Комбинированный урок

Соотнесение общих

исторических

процессов и

отдельных фактов

(анализ

исторической

ситуации)

Становление органов власти Российского

государства. Судебник 1497 г.

1

Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора

великого князя: новая государственная символика, царский титул и регалии

Комбинированный урок

Задание на соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина

1

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада: её состав и значение. Появление земских соборов. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов

местного самоуправления. Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова

Комбинированный урок

Задание на умение

группировать

исторические

явления и события по

заданному признаку.

Расширение территории государства

(присоединение Казанского и

Астраханского ханств, Западной Сибири)

1

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало

присоединения к России Западной Сибири

Практическая работа

Работа с исторической картой

Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин, Д. Пожарский

1

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Подъём национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое и Второе ополчения. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Комбинированный урок

Знание основных

дат, этапов и

ключевых событий,

выдающихся

деятелей

отечественной и

всеобщей истории,

(множественный

выбор)

Россия при первых Романовых

1

Россия при первых Романовых

Комбинированный урок

Задание на соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов

Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права

1

Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения

Практическая работа

Выявление общности

и различия

сравниваемых

исторических

событий и явлений. Определение причин

и следствия

важнейших

исторических

событий

Церковный раскол. Никон и Аввакум

1

Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества

Практическая работа

Работа с историческим источником

Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин

1

Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина

Практическая работа

Работа с исторической картой

Внешняя политика России в XVII в.

Вхождение Левобережной Украины в состав России

1

Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие

Практическая работа

Работа с

исторической картой

материала. Определение причин

и следствия

важнейших

исторических

событий.

Повторительно-обобщающий урок и тестирование по теме «Российское государство во второй половине XV – XVII в.»

1


Контрольная работа

Тематическая контрольная работа в формате ОГЭ

Культура народов нашей страны с древнейших времён до конца XVII в., 2 ч.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество

1

Древнерусская культура. Письменность. Распространение грамотности. Появление древнерусской литературы. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Ремесло

Комбинированный урок

Задания на проверку знания фактов истории культуры

Формирование культуры Российского

государства. Летописание. Андрей

Рублёв. Книгопечатание. Иван Фёдоров

1

Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Памятники Куликовского цикла. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек.

Андрей Рублёв. Летописание и начало книгопечатания

Практическая работа

Задания на проверку знания фактов истории культуры

Россия в XVIII в., 6 ч.

Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I. Абсолютизм

1

Причины и предпосылки преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Экономическая политика. Социальная политика. Реформы управления. Церковная реформа.

Оппозиция реформам Петра I

Комбинированный урок

Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов

Создание регулярной армии и флота. Северная война

1

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Северная война

Практическая работа

Работа с исторической картой

Дворцовые перевороты. Расширение прав

и привилегий дворянства

1

Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Кондиции верховников и приход к власти Анны Иоанновны. Россия при Елизавете Петровне. Россия в международных конфликтах 1740–1750-х гг. Участие в Семилетней войне

Комбинированный урок

Задание на умение группировать исторические явления и события по заданному признаку

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачёв

1

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. Просвещённый абсолютизм», его особенности в России. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» Империи. Обострение социальных противоречий. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева

Комбинированный урок

Задание на определение причин и следствий важнейших исторических событий

Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков

1

Внешняя политика России во второй половине XVIII в., её основные задачи. Борьба России за выход к Чёрному морю. Войны с Османской империей. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья

Практическая работа

Работа с исторической картой

Повторительно-обобщающий урок и тестирование по теме «Россия в XVIII в.»

1


Контрольная работа

Тематическая контрольная работа в формате ОГЭ

Итоговое повторение и обобщение, 3 ч.

Повторение и обобщение изученного в курсе

1


Комбинированный урок

Задания, нацеленные на проверку знаний по одному из трёх периодов истории: 1) с древнейших времён до конца XV в.; 2) XVI–XVII вв.; 3) XVIII

Итоговая контрольная работа по курсу

1


Контрольная работа

Контрольная работа по курсу в формате ОГЭ

Итоговое повторение и анализ контрольной работы

1


Комбинированный урок

Работа над ошибками





24