СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного курса "Журналистика для начинающих" 8 класс (34 ч.) 2019-2020 уч. г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление:общеинтеллекуальное (1-ый год обучения)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса "Журналистика для начинающих" 8 класс (34 ч.) 2019-2020 уч. г.»

Аннотация


Рабочая программа внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» представляет собою описание внеурочных занятий для учащихся 8-ых классов основной школы. Это специально организованная деятельность обучающихся второго уровня общего образования.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» содержит общую характеристику курса, планируемые результаты освоения курса , содержание курса и тематический план внеурочной деятельности, рассчитанный на 1 год обучения с выбранным курсом изучения: 35 часов ,1 час в неделю.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы курсов внеурочной деятельности основного общего образования (Уровень II, 5-9 классы) «Журналистика для начинающих» /Автор-составитель Т.В. Ковган, (Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2020.).

Рабочая программа адресована учителям русского языка и литературы основой школы общеобразовательных организаций Российской Федерации.

Целью рабочей программы внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» является организация и проведение занятий, направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Организация и проведение занятий, направленных на социализацию обучения, развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.


Раздел 1. Пояснительная записка.

Курс «Журналистика для начинающих» предназначен для организации занятий по практическому ознакомлению обучающихся 8-9 классов с принципами журналистской деятельности и особенностями некоторых жанров журналистики в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Тот факт, что средства массовой информации формируют общественное мнение, давно уже не подлежит сомнению. Следовательно, мы должны принять как реальность и тот факт, что массмедиа значительно влияют на формирование личности подростка. Мы не можем оградить подростка от ежедневного влияния информации, которую он получает из радио — телепередач, прессы и Интернета, но мы можем научить его способам критического осмысления, поиска и отбора информации, пониманию структуры информационного журналистского текста и законов медийной коммуникации. Актуальность содержания данного курса определяется тем, что современный человек — человек медийный, следовательно, понимание алгоритмов, по которым живёт современное информационное общество, является важным фактором социализации в современном мире, помогающим молодому человеку грамотно выстраивать коммуникацию и самостоятельно вырабатывать правила личной информационно безопасности.

Программа курса отвечает задачам общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности и составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре Основной образовательной программы основного общего образования в части, касающейся внеурочной деятельности, а также с чётом содержания и планируемых результатов, предусмотренных в примерных программах по русскому языку и литературе для 8-9 классов.

Цель курса: развивать и совершенствовать метапредметные умения, связанные с поиском, получением, анализом, обработкой и передачей информации, способствовать формированию деятельностной потребности в творческой и социальной активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида социальной деятельности- журналистики.

Основные задачи курса:

-сформировать у учащихся представление о том, что такое журналистика как профессия, показать конкретные приёмы работы с информацией на конкретных примерах из разных видов СМИ,научить ориентироваться в современном информационном пространстве;

-учить оценивать информацию с точки зрения законности и морали, достоверности и недостоверности;

-способствовать развитию медийной грамотности, навыков выстраивания продуктивных виртуальных и реальных коммуникаций;

- способствовать формированию у учащихся качеств грамотного получателя информации, критичности, устойчивости к восприятию манипулятивных технологий, навязываемых современными массмедиа;

-помочь определить в выборе: является ли журналистика той областью деятельности, которой учащиеся хотели бы заниматься в дальнейшем.



Раздел 2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности«Журналистика для начинающих»

Учебное пособие «Журналистика для начинающих» (автор Т.В. Ковган), обеспечивающее содержательную часть курса, состоит из двух разделов: 1) «Основные принципы журналистской деятельности» и 2) «Журналистский текст».

В первом разделе учебного пособия рассматриваются основные способы работы с информацией, которые в целом определяют специфику современного информационного общества: получение, передача, трансформация, интерпретация информации. Особое внимание уделяется следующим вопросам: как влияет информация на общественное мнение и на сознание отдельных людей, как отличить полную информацию от неполной, достоверную информацию от недостоверной, как проверить источники информации. Также здесь подробно рассматривается работа с интернет-источниками: сайтами информационных агентств и российских телеканалов, электронной базой «КонсультантПлюс» и сайтами ведущих исследовательских компаний, представляющих качественную статистическую информацию.

Второй раздел курса посвящён особенностям журналистского текста, способам его создания и взаимодействия с аудиторией, подробно рассматривается его специфика во всех видах СМИ: в прессе, на радио, на телевидении и в Интернете. Большое значение для понимания выбора того или иного публицистического жанра имеет целеполагание, поэтому при изучении каждого конкретного жанра анализируется связь между целью журналиста и выбранной формой её воплощения (жанром). В качестве образцов, с которыми предлагается работать учащимся, используются материалы ведущих российских информационных агентств, интернет-клонов ведущих печатных изданий, радио- и телекомпаний. Из всего многообразия публицистических жанров в данном курсе особенно подробно изучается информационная заметка — мягкая и жёсткая новость. Именно с жанром новости приходится ежедневно сталкиваться любому потребителю средств массовой информации, именно этот жанр в первую очередь формирует общественное мнение по ому или иному вопросу.

На примере интервью в курсе рассматривается , как развиваются жанры, какие факторы социальной жизни способствуют появлению новых жанровых форм. Это необходимо для формирования представлений о современном медийном мире как о постоянно меняющейся информационной системе, в которой на каждом этапе необходимо отслеживать причинно-следственные связи. В рамках курса не случайно уделяется внимание даже таким жанрам современного телевидения, как ток-шоу и реалити-шоу, которые вызывают неоднозначную реакцию в обществе. На занятиях учащимся предлагается найти образцы познавательных, образовательных, просветительских телепроектов, существующих в данных жанрах, с целью показать, что жанр — это форма, и только от конкретного человека зависит,

в каких целях её использовать и каким содержанием наполнить.

Большинство публицистических жанров в курсе даются обзорно, но в объёме достаточно для того, чтобы учащийся мог попробовать совершить первые творческие пробы в том или ином жанре

Логику разворачивания материала учебных занятий определяет проблемно-деятельностный подход к обучению, продиктованный как к требованиями к современному учебному занятию, так и самой спецификой профессиональной журналистской деятельности.

В ходе занятий учащиеся осваивают виды деятельности, которые с одной стороны , относятся к профессиональной сфере журналиста, с другой стороны, выступают как универсальные, метапредметные, применяемые в научной , исследовательской, учебной работе, а также в повседневных бытовых ситуациях. К таким видам деятельности относятся поиск источников информации, использование интервью как одного из способов получения информации, проверка достоверности полученной информации, умение критично и объективно её оценивать и т. д. Многие занятия курса имеют исследовательский характер: учащимся предлагается самостоятельно проанализировать конкретную ситуацию или определённые публицистические материалы, сделать выводы, а затем сопоставить их с преложенным образцом. Не менее 60% учебных занятий отводится на практическую деятельность учащихся, направленную на совершенствование умений анализа и структурирования информации, развитие навыков устной и письменной речи, выбор и использование выразительных средств языка, поиск причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, самоконтроль и оценку своей деятельности

Форма организации обучения: проблемная беседа, практическая работа в группах, творческая работа, деловая игра,

конференция, презентация проектная деятельность, индивидуальные задания. Поскольку журналистика — это публичная профессия, в основе которой постоянное ежедневное выстраивание коммуникативных взаимодействий, часть учебных занятий проходит в форме публичных выступлений -открытых презентаций, конференций, публичной защиты коллективных учебных проектов, в рамках которых у учащихся появляются дополнительные возможности совершенствования навыков донесения своей мысли до аудитории, отстаивания и аргументации своей позиции.

Форма контроля. Поскольку журналистика — это публичная профессия, ориентированная на взаимодействие с широкой аудиторией, то главное условие предъявления образовательного результата по курсу «Журналистика для начинающих» - это публичность. Данный курс предполагает, что все творческие работы, подготовленные учащимися в рамках изучения тем и разделов увидят своего читателя, слушателя, зрителя. Конкретная форма предъявления результата зависит от выбора учащихся и педагога, возможностей образовательного учреждения: публикации в школьной газете на сайте школы, в социальных сетях, видеосюжет для школьного телевидения, размещённый в сети Интернет, выход в эфир на школьном радио.

По результатам изучения каждого раздела предусмотрена творческая работа В качестве итоговой работы по результатам прохождения курса предусматривается один или несколько коллективных проектов. Кроме того, курс предусматривает публичную презентацию ученических проектов, рассчитанную на аудиторию образовательного учреждения (школьники, педагоги, родители).

Рекомендуется зачётная система оценивания работы учащихся. Как вариант возможна зачётно-рейтинговая (накопительная) система, учитывающая не только выполнение творческих работ по изученным темам, но также активность и продуктивность работы учащихся на каждом занятии.


Раздел 3. Место курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» в учебном плане

Примерное тематическое планирование предусматривает два варианта распределения времени по разделам и темам программы. Курс рассчитан на 34 часа или 68 часов. ( Можно планировать работу с материалом курса на 2 учебных года (в 8 и 9 классах) или на 1 учебный год (в 8-м или 9-м классе ).

Для данной рабочей программы выбран курс, на который отводится 1 час в неделю (35 часов в течение 2019-2020 учебного года)


Раздел 4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих»

Результаты освоения курса.

В области предметных результатов учащийся научится:

-создавать публицистические тексты различных жанров, определять и анализировать необходимые источники информации в соответствии с поставленными задачами;

-писать информационные публицистические тексты в жанре жёсткой и мягкой новости в зависимости от характера фактов и требований предъявляемых к новости в разных средствах массовой информации;

-работать с заголовком и заголовочным комплексам, понимать функцию заголовка;

-анализировать публицистический текст с точки зрения его жанровой специфики;

-выстраивать диалог в рамках делового общения;

-оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в практике работы журналиста, с точки зрения морали и законности того или иного действия;

-использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

-выявлять в публицистических текстах тему и проблему и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

проводить смысловой анализ текста на основе понимания принципиальных отличий публицистического текста от литературного, художественного, научного и т. п.

В области метапредметных результатов учащийся научится:

-понимать структуру информационного сообщения, критично воспринимать информацию со страниц печатных СМИ, радио и телевидения, информацию, полученную из сети Интернет;

-различать качественную (верифицированную) и некачественную информацию;

-определять достоверность информации, используя проверенные источники;

-выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в ситуациях делового и неформального межличностного общения;

-использовать коммуникативные возможности языка, умение грамотно формулировать вопросы с целью наиболее полного ответа (соответствующего поставленным задачам коммуникации);

-понимать логику взаимодействия средств массовой информации и общественного мнения, механизмы влияния, которое публичная информация оказывается на сознание человека;

-создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно планировать свою учебную деятельность;

-аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях как квалифицированный читатель/зритель со сформированными морально-нравственными ценностями.

В области личностных результатов учащийся научится:

-работать над расширением и систематизацией знаний о современном мире как об информационном обществе;

-понимать взаимосвязи происходящих в мире информационных процессов;

-понимать значимость образования и самообразования как средств своего дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования в современном информационном обществе;

-сознательно планировать свою деятельность используя навыки целеполагания, самоанализа и самооценки;

самостоятельно вырабатывать нравственные критерии выбора в конкретных жизненных ситуациях, понимать происходящие в обществе процессы и оценивать их точки зрения этих критериев;

-проявлять творческую и социальную активность.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).





Раздел 5.Содержание курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих», 8 кл (35ч)

№ п/п

Название

раздела

Кол-во

часов


(35 ч)


Содержание раздела, тем

Формы организации

обучения

Виды деятельности

1

Раздел 1.

Основные принципы журналистской деятельности (14 ч)

14


Тема1. Роль журналистики в обществе. Функции и виды СМИ (1ч)

Самоопределение, формулирование индивидуальных ожиданий от изучения курса. Постановка образовательных целей и задач. Структуирование и систематизация информации, известной ранее учащимся на бытовом уровне. Понятия: информационная эпоха, СМИ, массмедиа (mass media). Журналистика как определённый социальный институт, имеющий в обществе свои функции и задачи. Виды СМИ: пресса, радио, телевидение, Интернет-СМИ,.Журналистика в сети интернет: клоны, гибриды, оригинальные сетевые издания. Роль журналистики в обществе. Функции СМИ: информационная, аналитическая, образовательно-просветительская, развлекательная.

Тема 2. Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ (1ч)

Влияние публицистического материала на действия и поступки людей. Ответственность журналиста и развлекательное телевидение. Зачем нужны рейтинг СМИ. Журналистика как бизнес. Как формируются рейтинги СМИ. как они влияют на эфирную сетку телеканалов. СМИ и аудитория: взаимообратная связь. Обобщённый портрет российского телезрителя.

Тема 3.Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять? (1ч)

Понятие миссии журналиста в обществе. Почему журналистов часто обвиняют во лжи. Ответственность журналиста перед аудиторией за достоверность информации. Интерпретация информации и дезинформации, полученной из СМИ. Понятие «позиция ноль». Зачем журналисту при анализе сложных конфликтных ситуаций придерживаться «позиции ноль». Соотношение фактической информации и эмоций в журналистском сообщении.

Тема 4. Источники информации. Узнать, поверить, уточнить. (1ч)

Интервью как источник информации. О чём могут рассказать люди — очевидцы, участники событий, виновники, пострадавшие, специалисты. Источники объективной информации: прямое наблюдение, работа с документами, государственные учреждения. Особенность информации в сети Интернет. Каким интернет-источникам можно доверять. Насколько важно в обычных жизненных ситуациях правильно выбирать источники информации. Недостаточность информации как способ искажения реальной картины действительности.

Тема 5. Поиск новостей. Работа с источниками информации (1ч).

Трансформация информации. Повторение: как недостаточность информации может повлиять на её объективность. Абстрактные и конкретные вопросы.
























Тема 6. Деловая игра «Трансформация информации». Манипуляции информацией. «Утиные истории» (1ч)

Понятие манипуляции. Кто и зачем манипулирует информацией. Проведение пресс-конференции. Как рождаются «утки» и фейковые новости. Знаменитые розыгрыши в истории журналистики. «Большое лунное надувательство». Розыгрыши Эдгара По. Урожай спагетти в Швейцарии. «Мир Джимми». Вторжение с Марса история знаменитой радиотрансляции романа Г. Уэллса. Фейковые новости- феномен современного медиапространства.

Тема 7-8. Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество. Верификация информации. Проверка информации в сети Интернет (2ч)

Понятие информационного общества. Специфика распространения информации в сети Интернет. Понятие верификации информации, верифицированной информации.





Тема 9-10. СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста. Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации» (2ч)

Правовая ответственность журналиста. Нормы морали и требования закона в профессиональной деятельности журналиста. Основные законы, которые регулирует деятельность СМИ в России. Уголовный кодекс РФ. Конституция РФ. Закон РФ «О средствах массовой информации». Статус учредителя средства массовой информации». Недопустимость цензуры. Согласование интервью. Право на опровержение в СМИ, порядок опровержения. Регистрация СМИ. Права журналиста. Авторское право на журналистский текст. Конфиденциальная информация.

Тема 11-12. Нравственные нормы деятельности журналиста Профессиональная журналистская этика (2ч)

Журналист: профессия и призвание. Имидж известных журналистов. Профессиональная журналистская этика. Сложность нравственного выбора. Разница между нормами морали и законом. Кодекс профессиональной этики российского журналиста, Хартия телерадиовещателей России, Декларация принципов поведения журналист. Достойные и недостойные способы получения информации. Понятие «Защита интересов общества» в контексте журналистской деятельности.












Тема 13-14 Журналист: профессия и призвание. Какими качествами должен обладать журналист в современном обществе (2ч)

Контрольное занятие.




Проблемная беседа, практическая работа в группах, творческая работа, деловая игра, конференция, презентация, проектная деятельность, индивидуаль

ные задания (публичные выступления: открытые презентации, конференции, публичная защита коллективных учебных проектов),

К теме 1.Практическая групповая работа с сайтами ведущих российских телеканалов — выявление соответствия конкретных телепередач определенным функциям журналистики









К теме 2.Практическая работа в группах с материалами сайта исследовательской компании Mediascor.





К теме 3.Практическая работа в группах: определение недостающих источников информации. Как понять, является ли информация исчерпывающей. Критерии честности и объективности для журналиста.


К теме 4. Практическая работа в группах с выпуском программы «Специальный репортаж»

анализ источников информации и их роли в интерпретации фактов.






К теме 5. Моделирование рабочей ситуации — практическое задание в группах. «Разговор на автобусной остановке»:

разбор ситуации, анализ возможных источников информации, выстраивание алгоритма действий в работе с каждым источником. Прогнозирование рисков. Составление вопрос для интервью в зависимости от информации, которую необходимо получить.

Деловая игра, связанная с получением и передачей информации. Распределение ролей в игре, моделирование ситуации, передача информации. Просмотр видеозаписи игры, анализ диалогов. Отслеживание

изменений информации на каждом этапе игры. Анализ, самоанализ.

К теме 6. Деловая игра «Проведение пресс-конференции», «дискуссия «Может ли фейковая новость навредить людям», «Оправдывает ли цель средства»», «Какими целями руководствуется журналист при создании фейковой новости?»

(к) Тема 7,8. Просмотр обсуждение лекции

А.А. Венедиктова «Лекция об информационном сообществе». Контрольное занятие: большая командная игра по проверке информации на достоверность



К теме 9,10

Практическая работа в группах с открытыми источниками базы «КонсультантПлюс». Разбор конкретных ситуаций из практики журналистской деятельности.

Анализ отдельных статей

Закона РФ «О средствах массовой информации»




К темам 11и12. Практическое задание в группах: принятие ответственного решения (выпускать ли передачу в эфир). Практическая работа с официальным сайтом Общественной коллегии по жалобам на прессу. Обсуждение документов. Дискуссия «Зачем нужны кодексы профессиональной этики, если существует закон». Практическая работа в группах: каким нравственно-этическими, творческими, интеллектуальными качествами должен обладать журналист. Индивидуальная работа: самоанализ, рефлексия

К темам 13,14.

Индивидуальная творческая работа — написание эссе на дну из предложенных тем о журналистике и профессии журналист..

2

Раздел2.

Журналистский текст

21

Тема 1. Особенности журналистского текста (1ч).

Основные качества текста, ориентированного на читателя и зрителя. Средства, которые помогают привлечь внимание аудитории. Особенности работы с фактами, интересные подробности, использование ярких деталей. Способы вовлечения и погружения читателя в ситуацию. Роль заголовка в журналистском тексте.

Тема 2. Деловая игра «Редактирование текста для газеты»(2 ч)

Специфика текст для печатных СМИ. Работа с авторами, получение дополнительной информации.











Тема 3. Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём разница?» (1ч).

Общие законы и специфические требования к тексту в различных видах СМИ. Журналистский текст для печатного издания и для телевидения: различия между визуальным восприятием текста и восприятием на слух. Особенности звучащего текста: фонетика, синтаксис звучащего предложения, особенности использования лексики.


Тема 4. Новость на телевидении. Текст и видеоряд. (1ч)

Текст и видеоряд. Особенности журналистского текста на телевидении. Стендап. Взаимодействие закадрового текста и видеоряда. Понятие раскадровки. Текст как необходимая составляющая телевизионной новости.




Тема 5. Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире.(1ч)

Специфика разговорного стиля в радиоэфире. Дословная расшифровка радиоэфира. Особенности восприятия звучащего и печатного текста. Использование разговорного стиля в СМИ. Характеристики устной речи: избыточность, экономия речевых средств, эллипсисы, лексическая разнородность, особенности синтаксических конструкций, эмоционально-экспрессивная лексика. Сложности литературных обработки интервью.

Тема 6. Особенности журналистского текста в электронных СМИ. Пишем для сети Интернет (1ч)

Специфические требования к тексту в сети Интернет. Способы оформления текста и подачи материала на веб-странице. Блоки текста и подзаголовки. Особенности использования иллюстраций. Гиперссылки. Оформление цитат. Врез. Язык и стиль. Графическое оформление текста как необходимая составляющая существования текста на веб-странице. Особенности восприятия текста с монитора и экрана смартфона. Психология потребителя информации в Интернете.

Тема 7-8. Жанры журналистики. Цель и жанр (2ч )

Цель и жанр. Информационная заметка и репортаж: особенности работы с источниками информации. Целеполагание в журналистике. Цель как основная определяющая жанра и методов работы с источниками информации. Прямой репортаж — сложности и подводные камни жанра. Интервью и портретная зарисовка — особенности целеполагания. Интервью как жанр и как метод сбора информации. Обзорное ознакомление с жанрами: путевой очерк, обзор СМИ, обзор (книжных, музыкальных новинок, компьютерных игр и т. д.), анонс, новостная заметка, рецензия, аналитическая статья, дискуссия.

Журналистский жанр как постоянно развивающееся и взаимопроникающее явление. Причины появления новых жанровых форм. Развитие жанра интервью: пресс-конференция, брифинг, ток-шоу. Основные признаки жанров, различия жанровых форм. Изменение социальных реалий и развитие новых технологий как основные мотивы появления

новых жанровых форм в журналистике.

Тема 9. Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой (1ч)

Рождение жанра ток-шоу, Фил Донахье. Трансформация жанра ток-шоу. Лекция журналиста Владимира Познера о классическом понимании жанра и Филе Донахье. Ведущий ток-шоу как мост между гостем и публикой.

Темы 10-11. Моя публицистическая работа. В поисках темы и жанра. Презентация творческих наработок и планов (2 ч)

Индивидуально-коллективный характер творчества журналиста. Цель и тематика коллективных и индивидуальных проектов. Определение цели и жанра.

















Темы 12-15. Журналистика новостей. Жёсткая новость. Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Творческая работа «Жёсткая новость: законы жанра». Мягкая новость. Особенности формирования. Мягкий и жесткий лид. Выбор журналиста. (4ч).

Понятие жёсткого информирования; информационный лид. Структура жёсткой новости — перевёрнутая пирамида. Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Жёсткая новость на телевидении , универсальность законов жанра для разных видов СМИ. Особенности мягкого информирования. Виды мягкого лида, целесообразность их использования в конкретной ситуации. Задачи мягкого информирования. Основное различие мягкой и жёсткой новости.


























































Темы 16-18. Заголовок в публицистическом тексте. «Как

корабль назовёшь...» Творческая работа «Сочиняем заголовок». Делаем новость . Однажды в Дании(3ч).

Роль заголовка в публицистическом тексте. Виды заголовков. Функции и структура жёсткого заголовка. Специфика аудитории сайтов информационных агентств. Заголовок и подзаголовок : заголовочный комплекс. Заголовок в печатном издании и специфика аудитории печатных СМИ. Игровой заголовок. Специфика заголовка-цитаты: дословное цитирование, цитата без указания автор и замена слова в цитате. Заголовок-каламбур, заголовок-вопрос. Использование в заголовке таких языковых средств, как метафора, метонимия, аллитерация, смысловой контраст, окказионализмы и др.

Обсуждение.








Темы 19,20. Итоговая работа. Презентация творческого проекта. Заявите о себе ярко (2ч)

Контрольное занятие. Творческая работа по созданию новости для делового издания с имеющимися исходными данными — расшифровками интервью с различными собеседниками. Решение творческих задач: анализ и отбор фактов, использование прямого и косвенного цитирования. Обсуждение результатов, сопоставление результатов своей работы с образцом -новостным текстом на сайте информационного агентства ТАСС.

Открытая презентация творческого проекта на широкую аудиторию, выполненного в рамках курса итоговых проектов в любой из выбранных учащимися форм: выпуск теленовостей, ток-шоу, круглый стол и т.д.

Проблемная беседа, практическая работа в группах, творческая работа, деловая игра, конференция, презентация, проектная деятельность, индивидуаль

ные задания (публичные выступления: открытые презентации, конференции, публичная защита коллективных учебных проектов),

К теме 1. Практическая работа в группах: анализ публицистических материалов




К теме 2. Большая деловая игра: редакционная коллегия принимает решение, брать или нет в номер текст начинающего журналиста. Особенности работы с авторами. Почему текст на работает на читателя. Составление рекомендаций по доработке текст. Практическая работа по редактуре текста. Анализ допущенных ошибок.


К теме 4. Практическая работа: в группах: дикторское прочтение и анализ текста. Практическое задание по подготовке текста для телевидения.



К теме 4. Практическая работа с новостными сюжетами телеканала «Культура».Практическая работа по раскадровке новостного текста. Эксперимент: новость без

звука, закадровый текст без «картинки».

К теме 5. Деловая игра: проведение блиц-интервью, дословная расшифровка и литературная обработка полученного материала




К теме 6. Практическая работа: размещение текста в сети Интернет.









К темам 7,8. Практическая работа с текстами информационной заметки, репортажа портретной зарисовки и интервью.

Практическая работа с рейтингами СМИ исследовательской компании

Mediascope:сопоставление тематики телепередач и запросов аудитории. Дискуссия «Могут ли ток-шоу и реалити-шоу нести в себе образовательный и воспитательный смысл», «Новые жанры — новые цели и смыслы».



К теме 9. Анализ видеозаписи одной из передач Ф.Донахью в жанре ток-шоу.





К темам 10,11.Выбор итогового проекта по курсу «Журналистика для начинающих», постановка цели обучения. Работа в группах: определение коллективных и индивидуальных задач. Выбор теми жанров для индивидуальных творческих работ. Презентация готовых материалов, а также дальнейших творческих планов.

Контрольное занятие в форме публичных выступлений — презентации

уже сделанных и написанных материалов, а также дальнейших творческих планов. Анализ выступлений, обсуждение.

К темам 12-15. Практическая работа с образцами жёсткой новости

анализ заходов, поиск ответов на вопрос, чем руководствуется журналист, выбирая тот ил иной заход при создании жёсткой новости. Индивидуальная работа с учебным материалом «Делаем новость. Жёсткий лид». Обсуждение: сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с прочитанным учебным материалом.

Практическая работа: составление схемы перевёрнутой пирамиды для жёстких новостных материалов. Работа в группах с новостями школьной прессы на информационном портале

«Школьная пресса». Творческая игра «Репка» на обработку умения писать жёсткий лид. Обсуждение результатов: соответствует ли структура написанной жёсткой новости принципу перевёрнутой пирамиды.

Просмотр и обсуждение новостных телесюжетов.

Творческая работа

написание жесткой новости

на основе видеосюжета детского юмористического

киножурнала «Ералаш». Обсуждение

и анализ результатов, рефлексия.

Практическая работа с материалами СМИ печатные материалы и новостные выпуски телевидения. Работа с учебным материалом

« Мягкая новость»

Обсуждение: сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с прочитанным учебным материалом.

Практическая работа в группах с новостями школьной прессы на информационном портале.

«Школьная пресса»: поиск и анализ новостных заметок, написанных в логике мягкого информирования. Творческая

работа «Боевая ничья2 в жанре мягкой новости на основе видеосюжета детского юмористического киножурнала «Ералаш». Обсуждение результатов, рефлексия.

К темам 16-18. Практическая работа с заголовками новостной ленты информационного агентства ТАСС. Творческая работа: заголовок и подзаголовок в двух вариантах — для оперативного информирования на страницах новостного интернет-сайта (жёсткий заголовок и для печатного издания или его сетевого клона широкой направленности (креативный заголовок) . Обсуждение результатов. Анализ и самоанализ.




Раздел 6.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих»,

8 класс (35 часов)


п/п

Тема урока


Кол-во часов

Примечание

Основные принципы журналистской деятельности (14 ч)

1

Роль журналистики в обществе. Функции и виды СМИ

1


2

Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ

1


3

Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять?

1


4

Источники информации. Узнать, поверить, уточнить.

1


5

Поиск новостей. Работа с источниками информации

1


6

Деловая игра «Трансформация информации». Манипуляции информацией. «Утиные истории»

1


7,8

Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество. Верификация информации. Проверка информации в сети Интернет (2ч)

2


9,10

СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста. Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации»

2


11,12

Нравственные нормы деятельности журналиста Профессиональная журналистская этика

2


13,14

Журналист: профессия и призвание. Какими качествами должен обладать журналист в современном обществе

2

Творческая работа

Журналистский текст (21ч)

15

Особенности журналистского текста

1


16,17

Деловая игра «Редактирование текста для газеты»

2


18

Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём разница?»

1


19

Новость на телевидении. Текст и видеоряд.

1


20

Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире.

1


21

Особенности журналистского текста в электронных СМИ. Пишем для сети Интернет

1


22,23

Жанры журналистики. Цель и жанр

2


24

Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой

1


25,26

Моя публицистическая работа. В поисках темы и жанра. Презентация творческих наработок и планов

2


27-30

Журналистика новостей. Жёсткая новость. Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Творческая работа «Жёсткая новость: законы жанра». Мягкая новость. Особенности формирования. Мягкий и жесткий лид. Выбор журналиста.

4


31-33

Заголовок в публицистическом тексте. «Как корабль назовёшь...» Творческая работа «Сочиняем заголовок». Делаем новость . Однажды в Дании.

3



34,35

Итоговая работа. Презентация творческого проекта. Заявите о себе ярко !


2

Творческая работа



Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

I. Учебное пособие.

1.Учебное пособие «Журналистика для начинающих» (автор Т.В. Ковган), к которому имеется приложение для скачивания с сайта издательства «Учебная литература», с программой элективного курса, методическими рекомендациями для учителя.

II. Для учащихся:

1. Публицистическое тексты ведущих российских информационных агентств ТАСС и РИА Новости, примеры публицистических материалов ведущих изданий «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Русский репортер», « Esguire», «Российская газета», радио «Эхо Москвы», телеканалы «Культура», «Вести», НТВ, 5 Канал и др.

III. Список литературы и Интернет-ресурсов

1.Вакурова Н.В., Москвин Л.И., Типология жанров современной экранной продукции: Учебное пособие.-Москва, 1997. h

URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm

2.Васильева Л.А. Делаем новости!:Учебное пособие.-М.: Аспект Пресс, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm

3.Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. 2-е изд. - Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000

4.Гальперина. Е. Исповедь редактора // URL: http://millionsbooks.org/book_183_glava_22_Е._Galperina._Ispoved_redaktor.html

5.Жанра телевизионной журналистики // Телевизионная журналистика / ред. Г. В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А. Я. Юровский. – М. : Высшая школа, 2002. URL: http://evartist.narod.ru/text6/32/htm

6.Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text6/39/htm

7.Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – Спб., 2000. – URL: http://evartist.narod.ru/text5/62/htm

8.Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. В. И. Максимова. – М,: 2001. URL: http://www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/index.htm

9.Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm

10.Тертычный А. А. Жанры переодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2002. URL: http://www.evartist.narod.ru/text2/01/htm

11. Шорстак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2003. URL: http://www.evartist.narod.ru/text/08/htm

12.BBC Academy. Школа журналистики. URL: http://www.bbc.co.uk/acadamy/russian


Раздел 8. Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу внеурочной деятельности

по курсу «Журналистика для начинающих», 8-г класс, 2019-2020 учебный год


Реквизиты приказа директора школы

Заменяемая тема

Уплотняемая тема

Новая тема

Кол-во часов

Период корректировки (неделя, месяц, четверть)





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!