СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий внеурочной деятельности

общекультурного направления

 

«Тайны русского языка»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»




Ростовская область

Матвеево- Курганский район поселок Матвеев-Курган

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Матвеево- Курганская средняя общеобразовательная школа №2



Утверждаю

Зам. директора по УВР МБОУ

Матвеево- Курганской сош №2

___________________/Л.М. Лямцева/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий внеурочной деятельности

общекультурного направления


«Тайны русского языка»

5 класс "А" (ФГОС)







на 2017-2018 учебный год.

Количество часов – 34

Учитель Репринцева С.П.









2017 г.



Пояснительная записка


Внеурочная работа должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Русский язык в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.

В отличие от других учебных предметов, русский язык в школе выполняет две функции: во - первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.

Чтобы достичь высокого уровня преподавания, необходимо учитывать цели и задачи обучения русскому языку в современной школе.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Рабочая программа рассчитана на 35 часов, реализуется за 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и

семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

Выбранная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.


Цель программы:

-развить кругозор и мышление учащихся.


Задачи программы:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

Программа рассчитана на один год обучения из расчета 1 час в неделю, реализуется за 34 учебных часа.

Основные принципы содержания программы:

  • Принцип единства сознания и деятельности;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип личностной ориентации;

  • Принцип системности и целостности;

  • Принцип практической направленности.



Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты освоения программы:


Личностные УУД:

-совершенствование знаний в изучении курса русского языка;

-воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;

-уважительное отношение к родному языку и культурам других народов.

Регулятивные УУД:

-умение структурировать материал и подбирать аргументы;

 - выражать свое отношение к предмету речи;

Познавательные УУД:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменные высказывания разных типов речи;

- составлять план сочинения, изложения  и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объему тексты ( сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

Коммуникативные УУД:

- исправлять недочеты в содержании высказываний и их построения;

- приобретение навыков публичного выступления.


Содержание программы

1 год обучения (34ч)

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел 1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч)

Тема 2. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 3. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 4. Какова роль интонации в устной речи

Тема 5. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

Морфемика. Словообразование. Этимология (6 ч)

Тема 6. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 7. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 8. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 9. Этимология слов. Работа со словарями

Тема 10. Сказочные превращения.

Тема 11. Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): .

Раздел3.

Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация (5ч)

Тема 12. Зачем нужно знать алфавит

Тема 13. В чём секрет правописания морфем

Тема 14. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема 15. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема 16. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. Лексика. Фразеология (5 ч)

Тема 17. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 18. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 19. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 20. Фразеология в художественных произведениях.

21. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. Морфология. Синтаксис.(6ч)

Тема 22. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема 23. В чём секрет глагола и его форм.

Тема 24. Как отличать грамматические омонимы.

Тема 25. Какими бывают предложения.

Тема 26. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.(2 ч)

Тема 27 Правила речевого этикета.

Тема 28 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7. Секреты морфемики (5 ч)

Тема 29.

Тема 30.

Тема 31.

Тема 32.

Тема 33.

Раздел 8

Обобщающее занятие. (1ч)

Тема 34. Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятий, проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.


Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.


Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.


Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника


Результат внеурочной деятельности

Защита творческих работ.










Календарно-тематическое внеурочной деятельности 5 "А" класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Организационное занятие. Введение.

1

06.09

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч)

2

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова

1

13.09

3

Для чего используют звуковые повторы в речи

1

20.09

4

Какова роль интонации в устной речи

1

27.09

5

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

1

04.10

Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология (6ч)

6

О чем рассказывает словообразовательная модель слова.

1

11.10

7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1

18.10

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

25.10

9

Этимология слов. Работа со словарями.

1

08.11

10

Сказочные превращения

1

15.11

11

Презентация творческой работы.

1

22.11

Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация. (5ч)

12

Зачем нужно знать алфавит

1

29.11

13

В чем секрет правописаний морфем.

1

06.12

14

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

13.12

15

Не пером пишут- умом. Тайны письма. Бенефис знаний.

1

20.12

16

Бенефис знаний

1

27.12

Тайны русского языка. .Лексика. Фразеология. (5ч)

17

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

10.01

18

В чем особенность употребления слова в художественном тексте.

1

17.01

19

О чем рассказывают фразеологизмы.

1

24.01

20

Фразеология в художественных произведениях.

1

31.01

21

Лабораторная работа.

1

07.02

Секреты морфологии и синтаксиса. Морфология. Синтаксис (5ч)

22

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

1

14.02

23

В чем секрет глагола и его формы.

1

21.02

24

Как отличать грамматические омонимы.

1

28.02

25

Какими бывают предложения.

1

07.03

26

Грамматике учиться- всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний.

1

14.03

Речевой этикет (2ч)


27

Правила речевого этикета.

1

21.03

28

Формулы речевого этикета.

1

04.04

Секреты морфемики. (5ч)


29

«Смотри в корень». О чём рассказывает словообразователь-ная модель слова.

1

11.04

30

Строение слога.

1

18.04

31

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова .

1

25.04

32

«Чужие» слова .

1

16.05

33

Сказочные превращения.



1

23.05

Обобщающее занятие (1 час)

34

Аукцион знаний.

1

30.05

Итого 34 часа



















































Список литературы для педагога

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г

  • Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

  • Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

  • Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

  • Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г

  • Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

  • Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007




Список литературы для учащихся

  • Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

  • Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

  • Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!