В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного, трудового воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.
Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Умелые ручки» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Цель программы «Умелые ручки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Работа по программе «Умелые ручки» предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
К концу 2 года обучения учащиеся могут знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Следует помнить, что задача занятий— освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной взрослыми. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Планируемые результаты
Личностные:
1)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
2)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные:
Познавательные:
Общеучебные:
1)самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические :
1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Постановка и решение проблемы:
1) формулирование проблемы;
2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Регулятивные:
1)планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
2) коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
3)оценка результатов работы.
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные:
1)использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
2)приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
3)приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Основное содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Планируемые метапредметные и личностные результаты |
1-4 | Работа с природнм материалом (сухие листья и цветы) | Содержание и задачи курса. Правила техники безопасности при проведении занятий. История декоративно – прикладного творчества. Виды природных и растительных материалов, их происхождение. Разнообразие растений, правила сбора и засушивания осенних листьев и цветов, сроки и место их хранения. Дополнительные материалы, используемые при изготовлении поделок (картон, краски, клей и т. д.). Основные приёмы изготовления аппликаций из природного материала. Подбор фона. Комбинирование листьев и цветов разных растений для выделения цвета деталей. Эстетичность в оформлении работ (виды рамок). Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Технология приготовления цветов и листьев к работе, прикрепление рабочего материала к основе. Изготовление аппликаций по задумке детей. | Мотивация к деятельности. Формулирование проблемы. Экскурсия в парк – сбор природного материала. Высушивание собранного материала. Составление букета из кленовых листьев. Композиция «Букет в вазе». Аппликации: «Друзья», «Забавные животные», «Мудрая сова», «Яблоко», «Гриб», «Дерево», «Птица». Выставка работ «Золотая осень». Дети могут выполнить разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной Интернет-странички – на сайте «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru, посвящённом предметной области Технология. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей. Составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению; |
5-8 | Работа с пластилином | Знакомство с историей возникновения пластилина, его видами и свойствами, с основными видами лепки, со способами выполнения рисунков на пластилине, мозаики из пластилиновых жгутиков и шариков. Освоение приёмов надавливания и размазывания пластилина по картону, торцевания по пластилину (гофрированная бумага). Формировать умения следовать устным инструкциям. Формировать художественно - пластические умения и навыки работы с пластилином. Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина. Раскрыть содержание понятий «пластилин», «приемы работы», «эскиз», «сборка», «отделка», «разметка»; учить работать по плану. | Работа с пластилином Знание свойств пластилина; умение пользоваться терминами; умение работать по плану. Самостоятельная работа: -воспроизведение способа деятельности, выполнения упражнений по образцу; - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего самостоятельного поиска, познавательной активности. Выполнение рисунков из пластилина: «Мухомор», «Фрукты»; поделок: «Дары осени», «Мой любимый сказочный герой». | Формирование умений отбирать и анализировать информацию, преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале, вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи, выделить главное, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения, прогнозировать результат, осуществить синтез как составление целого из частей. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию, приходить к общему решению в совместной работе; испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов, уметь выполнять самооценку. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
9-18 | Секреты бумажного творчества (работа с бумагой и картоном) | История возникновения, виды бумаги, картона. Способы работы с бумагой и картоном. Техника безопасности. Способы экономного, симметричного вырезания деталей аппликации, разметка, шаблоны. Правила выполнения аппликаций, сочетания цветовой гаммы и композиции, способы оформления работ. Мозаика их обрывных кусочков бумаги. Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Знакомить детей с новым видом обработки бумаги – квиллингом и с историей возникновения этой техники. Показать готовые работы, необходимое оборудование. Научить вырезать полоски для квиллинга. Делать разметку. Знакомить с основными формами квиллинга. Элементы модульного оригами. Способы соединения элементов в композиции. | Работа с шаблонами, картоном, цветной бумагой, клеем; умение пользоваться ножницами. Выполнение индивидуальных творческих работ: живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги, аппликации с элементами квиллинга. Выполнение работ из гофрированной бумаги. Изготовление открыток, игрушек, кукол из бумаги и картона к Новому году. Выполнение основных форм в квиллинге: “капля”, “треугольник”, “глаз”, “стрела”, “полукруг”. Конструирование композиций из них. Самостоятельное изготовление поделок с элементами оригами, и в технике «Объемная аппликация». |
19-22 | Аппликация из ткани и нитей | Текстильные материалы. Виды аппликаций из нитей (аппликация из цельных нитей, из распущенных нитей, из крученых нитей) Обсуждение образцов, технология изготовления аппликаций из нитей. Изготовление аппликации из нитяной крошки, из скрученных и резаных нитей. Необходимые материалы и инструменты. Организация рабочего места. Лоскутная аппликация. История, приёмы безопасной работы, способы выполнения аппликации из кусочков ткани на картоне. | Работа с шаблонами, картоном, тканью, нитками, ножницами, клеем. Наложение шаблона на ткань, вырезание деталей аппликации. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей. Самостоятельное изготовление аппликации из ткани и нитей. Выполнение индивидуальных творческих работ. | - Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к мод-нию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); - развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; - развитие планирующей и регулирующей функции речи; развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности; развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности; - формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности; - ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению. Составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
23- 30 | Работа с тканью (шитьё) | История тряпичной куклы. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами. Способы выполнения ручных швов. Игровые и обереговые куклы. Оберег - как субъект культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты для изготовления куклы-оберега. Характер сказочного героя, его значение в народном быту. Обратить внимание на различное образное решение. Выбор образцов. Подбор ткани. Правила раскроя. | Выполнение игрушек из ткани. Закрепление навыков работы иглой, выполнение изученных швов. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце шва. Способы обмётки и заделки края ткани, соединения деталей. |
30-34 | Работа с разными материалами (крупа, ракушки, камешки) | Дать представление о мире природы и о предметном мире, созданном человеком; показать красоту окружающего мира; формировать представления о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества; способствовать открытиям красоты родной природы, воспитывать бережное отношение к ней; дать общие сведения о различных видах природного материала; учить детей работать с соблюдением последовательности технологических операций, использованием декоративного оформления и отделки изделия. | Знать о том, что создано природой, а что - руками человека; умение пользоваться терминами; представлять как человек взаимодействует с окружающим миром; умение работать самостоятельно. Применять свои знания и умения в работе над поделками. Изготовление поделок: «Морское дно» (из камешков и ракушек), «Совушка» (из круп и семян), объемная композиция с применением ракушек «Аквариум». |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата коррекция |
1 | Работа с природным материалом (сухие листья и цветы)- 4ч. Аппликация из листьев и цветов. Вводное занятие | 1 неделя 03.09-07.09 | |
2 | Аппликация из листьев и цветов. Композиция «Букет в вазе» | 2 неделя 10.09-14.09 | |
3 | Аппликация из листьев и цветов «Забавные животные», «Гриб» | 3 неделя 17.09-21.09 | |
4 | Аппликация из листьев и цветов. Выставка работ «Золотая осень» | 4 неделя 24.09-28.09 | |
5 | Работа с пластилином – 4ч. Рисование пластилином «Дары осени» | 5 неделя 01.10-05.10 | |
6 | Лепка «Мой любимый сказочный герой» | 6 неделя 15.10-19.10 | |
7 | Торцевание на пластилине «Наливное яблочко» | 7 неделя 22.10-26.10 | |
8 | Торцевание на пластилине «Розовое деревце» | 8 неделя 29.10-02.11 | |
9 | Секреты бумажного творчества (работа с бумагой и картоном)- 10ч. Мозаика их обрывных кусочков бумаги «Щенок» | 9 неделя 05.11-09.11 | |
10 | Мозаика их обрывных кусочков бумаги «Бабочка» | 10 неделя 12.11-16.11 | |
11 | Квиллинг. «Волшебные полоски», «Семейка улиток», «Цветы» | 11 неделя 26.11-30.11 | |
12 | Квиллинг. «Снежинки» - коллективная работа | 12 неделя 03.12-07.12 | |
13 | Поздравительная открытка в технике квиллинг | 13 неделя 10.12-14.12 | |
14 | Элементы модульного оригами. Треугольный модуль оригами | 14 неделя 17.12-21.12 | |
15 | Замыкание модулей в кольцо, объёмные фигуры | 15 неделя 24.12-28.12 | |
16 | Модульное оригами «Ёлочка» | 16 неделя 09.01 – 11.01 | |
17 | Модульное оригами (поделка на выбор) «Лебедь», «Зайчик» | 17 неделя 14.01-18.01 | |
18 | Модульное оригами – коллективная работа | 18 неделя 21.01-25.01 | |
19 | Аппликация из ткани и нитей - 4ч. Аппликация из нитяной крошки «Котёнок» | 19 неделя 28.01-01.02 | |
20 | Аппликация из цельных нитей «Лебедь» | 20 неделя 04.02-08.02 | |
21 | Лоскутная аппликация «Львёнок» | 21 неделя 11.02-15.02 | |
22 | Лоскутная аппликация из геометрических фигур « Родной город» | 22 неделя 25.02-01.03 | |
23 | Работа с тканью (шитьё) – 8ч. Ручные швы «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «строчка» | 23 неделя 04.03-08.03 | |
24 | Куклы из ткани. Раскрой | 24 неделя 11.03-15.03 | |
25 | Повторение ранее изученных способов и приёмов соединения деталей | 25 неделя 18.03-22.03 | |
26 | Мягкая игрушка «Котёнок» | 26 неделя 25.03-29.03 | |
27 | Мягкая игрушка «Котёнок» | 27 неделя 01.04-05.04 | |
28 | Куклы – обереги. История, способы изготовления, материалы. | 28 неделя 15.04-19.04 | |
29 | Изготовление куклы-оберега | 29 неделя 22.04-26.04 | |
30 | Изготовление куклы-оберега | 30 неделя 29.04-03.05 | |
31 | Работа с разными материалами (крупа, ракушки, камешки) – 5ч. Объемная композиция с применением ракушек и камешков «Аквариум», «Морское дно» | 31 неделя 06.05-10.05 | |
32 | Аппликация из крупы «Совушка» | 32 неделя 13.05-17.05 | |
33 | Работа с разными материалами (по выбору) | 33 неделя 20.05-24.05 | |
34 | Работа с разными материалами (по выбору) | 34 неделя 27.05-31.05 | |
ИТОГО 34 ЧАСА |
6