Краснодарский край станица Динская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР
_______________Л.И. Нереуцкая
от «_____» августа 2015 года
Рабочая программа внеурочной деятельности
Тип программы: тематическая
Наименование: Казачёк
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 10-13
Составитель программы: преподаватель ОБЖ Колбасин Владимир Владимирович
Программа разработана на основе учебных пособий: Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы, под общей редакцией И.А.Борщева. К,.2005г.
Уставы Вооруженных сил РФ.
Наставление по стрелковому делу.
Летопись Кубанского казачьего войска, проф. В.Н. Ратушняк. К.,2006г.
Традиции, обычаи, нравы казаков, П.З. Фролов. К., 2006г.
1.Пояснительная записка
В основе программы «Казачёк» лежат фундаментальные не устаревающие принципы образования и воспитания: гуманно – демографический, концептуально – методический, созидающе- деятельностный.
В структуре любой образовательной программы «Казачёк» может быть использован в качестве эффективной формы обучения. «Казачёк» помогает учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук .
«Казачёк» является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе подрастающего поколения.
Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания будущего поколения.
При определении эффективности данной программы учитываются, как количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание обучаемых. При этом отслеживается конечный результат воспитания, который может быть выражен в изменении статуса молодого человека в подростковом коллективе. В появлении бескорыстно помогать людям, в повышении интереса к военной службе, изучению славянской истории казачества.
Нигде верность русским началам не была так сильна, как в казачестве. В нем главное измерение--исключительная духовная активность и стойкость. Казаки прежде всего представители военно-духовных православных казачьих воиск.
В настоящее время мы должны изучать нашу славную историю, восстанавливать преемственность поколений, вернуть русскому народу утраченное чувство национального достоинства. Во главу угла необходимо поставить возрождение духовных ценностей. Сильный духом народ преодолеет все трудности и невзгоды, сумеет вывести Российскую Державу на передовые позиции в мире.
Современное казачество строит свою работу на традиционной концепции Русского национального движения, которое в отличии от разных экстримистов предполагает не изгнание или притеснение других наций, а духовное очищение и укрепление собственной, восстановление мощи Русского государства и вовлечение во все позитивные процессы наиболее здоровой и сознательной части других народов населяющих Россию.
Широкую признательность казачество заслужило особенно тем, что на протяжении всей своей истории оно было верным, умелым и мужественным защитником Отечества от посягательств чужеземных захватчиков и поработителей. Казаки самоотверженно и честно несли воинскую службу. Они стали общепризнанной частью русской армии. С лучшими военными традициями России связана история кубанского казачества.
Приобщение молодых поколений к основам казачьей культуры ставит вопрос об организации воспитательного процесса в рамках учебно-воспитательного процесса школы. Поиск культуросообразных казачьей культуре воспитательных форм приводит к необходимости структурирования воспитательного пространства на началах органичной казачьей культуре. Фундаментом ее нового наполнения должны стать общественные институты-среды, в данном случае учреждения дополнительного образования. Такие среды, объединяясь в традициях казачьего социума в единое воспитательное пространство, образуют культуросообразную форму совместной деятельности детей и взрослых.
Программа « казачёк», направлена на патриотическое, физическое и нравственное воспитание обучающихся. Занятия в нём способствуют улучшению работы по военно-патриотическому воспитанию в учреждении дополнительного образования, развивают физические способности, формируют правильную осанку. Курс охватывает историю кубанского казачества, включает его предысторию, затрагивает вопросы бытия кубанских казаков.
При составлении программы использовалось «Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы», под редакцией И.А. Борщева, 2005г., «Летопись Кубанского казачьего войска», профессор В.Н. Ратушняк, 2006г., программа министерства просвещения «Спортивная стрельба из пневматических винтовок», 1987г., «Страницы военной истории Кубанского казачества» О.В. Матвеев, Б.Е. Фролов, 2007г.
Основной целью программы является создание и совершенствование системы военно-патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, организация досуговой занятости обучающихся, отдаление их от вредного влияния улицы, создание единого дружного коллектива.
Для достижения этой цели в процессе обучения решаются следующие задачи:
- совершенствование знаний по истории Российского государства, казачества России и Кубани, их традиций, нравов и культурного наследия
- научить детей строевым движениям, ориентированию на местности, оказанию первой медицинской помощи, способам выживания в экстремальных ситуациях.
- развитие у обучающихся спортивной закалки, выдержки, силы воли, самостоятельности на основе игровой деятельности.
- укрепление глубокого уважения к бессмертным подвигам старших поколений, защитников Отечества. Воспитание национального самосознания духовной нравственности через православную церковь, гордости за Российское государство и его славную историю.
- укрепление связей с семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.
Данная программа рассчитана на один год обучения для учащихся 5,6,7 классов. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
При определении эффективности данной программы учитываются как количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание обучаемых. При этом отслеживается конечный результат воспитания, который может быть выражен в изменении статуса молодого человека в коллективе, в появлении стремления бескорыстно помогать людям, в повышении интереса к военной службе, изучению славной истории казачества.
Организация и проведение образовательного процесса предполагает использование целого комплекса соответствующих форм обучения и воспитания:
- теоретические занятия (лекции, беседы, тренинги и т.п.)
- практические занятия (отработка практических навыков, работа с приборами, с прицельными устройствами, военно-спортивные игры)
- комплексные комбинированные формы (учебно-полевые, спортивные мероприятия и т.п.)
Результатом работы творческого объединения можно считать: улучшение физических и спортивных показателей, приобретение навыков строевой подготовки, стрельбы из пневматической винтовки, медицинских знаний. Итоги подводятся в форме военно-спортивных соревнований, творческого отчёта.
Для воспитательного процесса характерно наличие определенных традиций, передаваемых новым поколениям казаков. Традиционными станут такие мероприятия как соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, участие в международной этнической игре «Пластуновская Казарла», посещение святых мест Краснодарского края.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Теория | Практика | Всего часов |
1 | История Российского государства | 1 | - | 1 |
2 | История Кубани | 2 | - | 2 |
3 | История православия | 2 | - | 2 |
4 | Обычаи, нравы казаков | 2 | - | 2 |
5 | Огневая подготовка | 1 | 7 | 8 |
6 | Строевая подготовка | - | 8 | 8 |
7 | Физическая подготовка | - | 7 | 7 |
8 | Основы выживания в экстремальных ситуациях | - | 1 | 1 |
9 | Правила оказания первой медицинской помощи | - | 1 | 1 |
10 | Основы ориентирования и топографии | - | 1 | 1 |
11 | Средства индивидуальной защиты | - | 1 | 1 |
| Итого часов: | | | 34 |
Тематическое планирование занятий кружка
| Наименование темы | занятие |
1 | История Российского государства. | 1. Нашествие Чингизхана и Батыя (1223;1237-1241г). |
2 | История Кубани. | 1. История Кубанского казачьего войска. 2. Кубанские казаки в войнах Российской империи. |
3 | История Православия. | 1.Святые иконы. Чудотворные иконы. 2.Поход в церковь |
4 | Обычаи, нравы казаков. | 1. Казаки и гости. 2. Слово казака. |
5 | Огневая подготовка. | 1. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства.. 2. Сборка-разборка макета учебного автомата ММГ. 3. Стрельба из пневматической винтовки. 4. Стрельба из пневматического пистолета. 5. Стрельба с арбалета. |
6. | Строевая подготовка. | 1. Походный строй. Движение строевым шагом. 2. Перестроение из 1-й шеренги в 2-е шеренги. 3. Перестроение из 1 колонны в 3 колонны. Ходьба строевым шагом на месте и в движении. |
7. | Физическая подготовка. | 1. Казачья полоса препятствий. 2. Элементы работы с шашкой. 3. Элементы метания ножа. 4. Рукопашный бой |
8. | Основы выживания в экстремальной ситуации. | 1.Автономное пребывание человека в природе. 2. Добывание огня, элементарные ловушки для добывания пищи. |
9. | Правила оказания 1й медицинской помощи. | 1. Первая помощь при остановке сердца. 2. Правила наложения жгута и повязок, правила наложения шины при переломе. |
10. | Основы ориентирования и топографии. | 1. Определение сторон горизонта по солнцу и часам, особенности ориентирования в лесу. |
11. | Средства индивидуальной защиты. | Химическое оружие. Надевание противогаза, индивидуальный противогаз ГП-5. |
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в классе общевойсковой подготовки, огневой подготовки, классе - музейном уголке, строевом плацу на базе военно-патриотического Центра, в стрелковом тире, спортплощадке на базе БОУ СОШ №2, согласно тематическому планированию. Строятся по обычной общепринятой схеме: организационная часть, основная часть, практическая и заключительная части, где подводятся итоги и даются рекомендации по совершенствованию знаний, практических умений. В процессе обучения используются различные формы занятий: лекция, беседа, экскурсия, игра, состязание, соревнование.
Постепенно от занятия к занятию, обучающиеся проходят все более сложный материал, что развивает мышление, способствует проявлению волевых качеств, помогает добиваться поставленной цели. Приобретенные знания, хорошая техническая и физическая подготовка поможет обучающимся принимать более правильные решения в повседневной жизни.
Инвентарь и оборудование
для проведения занятий
№ п/п | Наименование | Кол-во шт. | Место нахождения |
1 | Учебные автоматы ММГ | 7 | Школьный тир |
2 | Пневматические винтовки | 8 | Школьный тир |
3 | Пневматические пистолеты | 3 | Школьный тир |
4 | Противогазы | 20 | Учебный класс |
5 | Арбалет | 1 | Школьный тир |
6 | Метательные ножи | 3 | Школьный тир |
7 | Компасы | 12 | Учебный класс |
8 | Транспортиры, линейки, карандаши | 10 | Учебный класс |
Литература
Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы, под общей редакцией И.А.Борщева. К,.2005г.
Уставы Вооруженных сил РФ.
Наставление по стрелковому делу.
Летопись Кубанского казачьего войска, проф. В.Н. Ратушняк. К.,2006г.
Очерки истории Кубани, проф. В.Н. Ратушняк. К., 1996г.
Страницы военной истории Кубанского казачества, О.В. Матвеев, Б.Е.Фролов. К., 2007г.
Традиции, обычаи, нравы казаков, П.З. Фролов. К., 2006г.
Занимательно об ориентировании, Л.М. Куприн. М.,1980г.
Начальная военная подготовка. М., 1981г.
Русское оружие, Герман Нагаев. М., 1980г.
Журнал «Православный воин» - Молитвослов православного воина.
Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края, Н.В. Ситдикова. Ростов н/Д «Баро-Пресс», 2006г.
Литература для детей
Уставы Вооруженных сил РФ.
Хуторские сказы, В. Тарасенко, 2008г.
Кубанские исторические хроники, В.Н. Ратушняк, К., 2008г.
Литература Кубани. Хрестоматия для 10 кл., Ю.Г. Любимцев.К., 2008г.
Историко-краеведческий словарь школьника, Б.А. Трехбратов, К., 2007г.
Согласовано
заместитель директор по ВР
/Л.И.Нереуцкая/
«______» сентября 2015 года.
Краснодарский край, Динской район, ст. Динская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа №2»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Казачёк»
Класс 5- 6-7
Преподаватель В,В, Колбасин
Количество часов: всего 34 часов, в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы кружка «Стрелок»
Преподавателя Колбасина В.В. утверждённой решением педсовета,
Протокол №1 от 26 августа 2015 года.
№ п/п | Содержание программы (разделы, темы аудиторного и внеаудиторного занятий ) | Кол-во часов | Формы орг. внутр. деят. | Даты проведения | Оборудование занятия |
Аудиторные | Внеауд иторные | план | факт |
1 | История Российского государства. | 1 | | - | | | |
| 1. Нашествие Чингизхана и Батыя (1223;1237-1241г). | | 1 | - | 02.09 | | Книга «100 загадок Реферат |
2 | История Кубани. | 2 | | | | | |
| 1. История Кубанского казачьего войска. | | 1 | - | 09.09 | | Журнал «Казарла» |
2. Кубанские казаки в войнах Российской империи. | | 1 | 1 | 16.09 | | Журнал «Казарла» |
3 | История Православия. | 2 | | | | | |
| 1.Святые иконы. Чудотворные иконы. | | 1 | - | 23.09 | | Учебник «Православие» |
| 2.Поход в церковь. | | 1 | - | 30.09 | | |
4 | Обычаи, нравы казаков. | 2 | | | | | |
| 1. Казаки и гости. | | 1 | - | 07.10 | | Журнал «Казарла» |
2 . Слово казака. | | 1 | - | 14.10 | | |
5 | Огневая подготовка. | 8 | 1 | 7 | | | |
| 1. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства. | 1 | 1 | | 21.10 | | макет учебного автомата ММГ. |
2. Сборка-разборка макета учебного автомата ММГ. | 1 | | 1 | 28.10 | | Пневматическая винтовка с оптическим прицелом |
3. Стрельба из пневматической винтовки. | 2 | | 1 1 | 21.1014.10 | | Пневматическая винтовка |
4. Стрельба из пневматического пистолета. | 2 | | 1 1 | 28.10 04.11 | | Пневматический пистолет |
5. Стрельба с арбалета. | 2 | | 1 1 | 11.11 18.11 | | Арбалет |
6 | Строевая подготовка. | 8 | | | | | |
| 1. Походный строй. Движение строевым шагом. | 4 | | 1 1 1 1 | 25.11 02.12 09.12 16.12 | | Строевой плац В.П.Ц. |
2. Перестроение из 1-й шеренги в 2-е шеренги. | 2 | | 1 1 | 23.12 13.01 | | Строевой плац |
3. Перестроение из 1 колонны в 3 колонны. Ходьба строевым шагом на месте и в движении. | 2 | | 1 1 | 20.01 27.01 | | Строевой плац |
7 | Физическая подготовка. | 7 | | | | | |
| 1. Казачья полоса препятствий. | 1 | | 1 | 03.02 | | Школьная спортивная площадка |
2. Элементы работы с шашкой. | 2 | | 1 1 | 10.02 17.02 | | Спортивный зал |
3. Элементы метания ножа. | 2 | | 1 1 | 24.02 02.03 | | Тир |
4. Рукопашный бой | 2 | | 1 1 | 09.03 16.03 | | Спортивный зал |
8 | Основы выживания в экстремальной ситуации. | 1 | | | | | |
| 1. Автономное пребывание человека в природе. | 1 | | 1 | 30.03 | | Комсомольский парк |
9 | Правила оказания 1й медицинской помощи. | | | | | | |
| 1. Первая помощь при остановке сердца. | 1 | | 1 | 06.04 | | Учебный класс |
10 | Основы ориентирования и топографии. | 1 | | | | | |
| 1. Определение сторон горизонта по солнцу и часам, особенности ориентирования в лесу. | 1 | | 1 | 13.04 | | Комсомольский парк |
11 | Средства индивидуальной защиты. | 1 | | | | | |
| 1. Химическое оружие. Надевание противогаза, индивидуальный противогаз ГП-5. | | | 1 | 20.04 | | Учебный класс |
всего | 34часов |