СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе реализации программы внеурочной деятельности «Введение в химию» лежит деятельностный подход, который предполагает:

  •  воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
  •  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
  •  формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся;
  •  развитие познания обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;
  •  учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности  при реализации программы внеурочной деятельности;
  •  разнообразие видов деятельности и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа-гимназия № 39»

муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым



Рассмотрена

на заседании методического объединения учителей химии, биологии, ОБЖ

Руководитель МО

________________Е.А. Терещенко

Протокол №1

от «29» августа 2018 г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Школа-гимназия №39»

г. Симферополя

_________________ С.В. Гаврилюк


«03» сентября 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Школа-гимназия №39»

г. Симферополя


_________________ Н.В. Киричкова

Приказ№ 504

от «03» сентября 2018 г.




Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Введение в химию»

для 7 классов

на 2018-2019 учебный год


количество часов в неделю: 1

количество часов в год: 34


Составитель:

Терещенко Елена Александровна

учитель химии






г. Симферополь

2018 г.

Планируемые результаты


Цель программы


 формирование естественнонаучного мировоззрения школьников.

 ознакомление с объектами материального мира

 реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений и поиска, анализа и использования знаний).

 расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.

 создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».

Задачи программы


 познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами, химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.);

 формировать представления о качественной стороне химической реакции;

  • научить наблюдать и описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа)

 научить выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкции;

 привить элементарные навыки исследовательской деятельности;

 развить наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.

 сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

Методы и приёмы


  • химический эксперимент, начинающийся со знакомства с экспериментальной химией;

  • прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;

  • раскрытие места химии как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами;

  • занимательность;

  • раскрытие значения химии в обеспечении экологической безопасности;

Формы занятий


  • эксперимент,

  • защита проекта,

  • беседа,

  • соревнование,

  • активные и пассивные (настольные) химические игры.


В основе реализации программы внеурочной деятельности «Введение в химию» лежит деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

  • формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся;

  • развитие познания обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности при реализации программы внеурочной деятельности;

  • разнообразие видов деятельности и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к обучению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

3) целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

4); умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

6) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

7) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

8) креативность мышления, инициатива, находчивость;

метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4) составлять план и последовательность действий;

5) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

6) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

познавательные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

3) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

4) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;


предметными результатами освоения программы «Введение в химию» являются следующие знания и умения:

- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»

- знание химической посуды и простейшего химического оборудования

- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами

- умение определять признаки химических реакций

- умения и навыки при проведении химического эксперимента

- умение проводить наблюдение за химическим явлением

учащийся получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• пользоваться простыми навыками проведения химического эксперимента;

• использовать научные материалы, создавать творческую работу на основе собственного замысла.

Содержание программы

«Введение в химию»

Тема 1. Химия в центре естествознания (12 ч)

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.

Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрактная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).

Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и ин­формация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.

Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.

Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. Биологическое значение жиров, белков, эфир­ных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически: с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

Демонстрации. 1. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, лабораторная посуда из стекла). 2. Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». 3. Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. . 5. Географические модели (глобус, карта). 6. Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека).7. Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. 8. Объемные и шаростержневые модели молекул воды, углекислого и сернистого газов, метана. 9- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 10. Образцы твердых веществ кристаллического строения. 11. Модели кристаллических решеток. 12. Три агрегатных состояния воды. 13. Переливание углекислого газа в стакан, уравновешенный на весах. 14. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. 15. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). 16. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита - мел, мрамор, известняк). 17. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). 20. Качественная реакция на кислород. 21. Качественная реакция на углекислый газ. 22. Качественная ре­акция на известковую воду.

Лабораторные опыты. 1. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия. 2. Строение пламени свечи (спиртовки, сухого горючего). 3. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. 5. Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 6. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. 7. Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной муке. 8. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе с помощью известковой воды.

Домашний эксперимент. 1. Изготовление моделей молекул из пластилина. 2. Диффузия ионов перманганата калия в воде.3. Изучение скорости диффузии аэрозолей. 4. Диффузия сахара в воде. 5. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. 6. Количественное определение содержания воды в свежей зелени. 7. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом. 8. Изучение состава поливитаминов из домашней аптечки. 9- Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химическом кабинете Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами.

Тема 2. Математика в химии (8 ч). Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w) химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для 2-часового изучения курса).

Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.

Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.

Демонстрации. 1. Минералы куприт и малахит. 2. Коллекции различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. 3. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. 4. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 5. Коллекция бытовых смесей (кулинарные смеси, синтетические моющие средства, шампуни, напитки и др.). 6. Диаграмма объемного состава воздуха. 7 Диаграмма объемного состава природного газа. 8. Приготовление раствора с заданными массой и массовой долей растворенного вещества. 10. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.

Домашний эксперимент. 1. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам. 2. Приготовление раствора соли, расчет массовой доли растворенного вещества и опыты с полученным раствором. 3 Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.

Практическая работа 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.


Тема 3 Явления, происходящие с веществами (10 ч)

Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.

Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.

Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.

Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа.

Демонстрации. 1. Просеивание смеси муки и сахарного песка. 2. Разделение смеси порошков серы и железа. 3. Разделение смеси порошков серы и песка. 4. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. 5. Фильтрование.

6. Адсорбционные свойства активированного угля. 7. Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. 8. Противогаз и его устройство. 9. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. 10. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 11. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. 12. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). 13. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия. 14. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щело­чи кислотой. 15. Получение осадка гидроксида меди (П) или гидроксида железа(Ш) реакцией обмена. 16. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в кислоте. 17. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. 2. Изучение устройства зажигалки и ее пламени.

Домашний эксперимент. 1. Разделение смеси сухого молока и речного песка. 2. Изготовление марлевой повязки как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. 3. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.

4. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 5. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. 6. Изучение состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы. 7. Разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании. 8. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. 9. Приготовление известковой воды и опыты с ней. 10. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

Практическая работа 4 (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли.

Практическая работа 5. Очистка поваренной соли.

Практическая работа 6 (домашний эксперимент). Коррозия металлов.


Тема 4. Рассказы по химии (4 ч)

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество». Открытие, получение и значение выбранных учащимися веществ.

Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез, горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции, выбранные учащимися.

Итоговое занятие «Путешествие в мир химии»..















Календарно-тематическое планирование


занятия

Дата

Примечание

Тема занятия

по плану

фактически

Химия в центре естествознания (12 ч).

1

07.09


Химия как часть естествознания. Предмет химии.

2

14.09


Методы изучения естествознания.

3

21.09


Практическая работа №1 Знакомство с лабораторным оборудованием.

4

28.09


Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой.

5

05.10


Моделирование.

6

12.10


Химическая символика .

7

19.10


Химия и физика. Универсальный характер молекул – кинетической теории.

8

26.10


Химия и физика. Агрегатные состояния вещества.

9

09.11


Химия и география.

10

16.11


Химия и биология.

11

23.11


Качественные реакции в химии

12

30.11


Домашние опыты

Математика в химии (8 ч).

13

07.12


Относительные атомные и молекулярные массы.

14

14.12


Массовая доля химических элементов в сложном веществе..

15

21.12


Чистые вещества и смеси

16

28.12


Объемная доля компонента в газовой смеси.

17

11.01


Массовая доля растворенного вещества в растворе.

18

18.01


Практическая работа №3 Приготовление растворов с заданной массовой долей в- ва

19

25.01


Массовая доля примесей

20

01.02


Решение упражнений и задач по теме:» Математические расчеты в химии..»

Явления, происходящие с веществами (10 ч).

21

08.02


Разделение смесей.

22

15.02


Фильтрование.

23

22.02


Адсорбция.

24

01.03


Дистилляция, кристаллизация, выпаривание.

25

07.03


Практическая работа № 4 Выращивание кристаллов соли (домашний эксперемент) .

26

15.03


Практическая работа № 5 Очистка поваренной соли,.

27

05.04


Химические реакции.

28

12.04


Признаки химических реакций.

29

19.04


Практическая работа № 6 Коррозия металлов. (домашний эксперимент) .

30

26.04


Обобщение и систематизация знаний. Домашний эксперимент (анализ результатов)

Рассказы по химии (4 ч).

31

30.04


Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые химики»

32

07.05


Конкурс сообщений учащихся « Моё любимое вещество»

33

17.05


Конкурс ученических проектов.

34

24.05


Итоговое занятие «Путешествие в мир химии».

















Лист корректировки рабочей программы «Введение в химию» для 7-х классов

Учитель: Терещенко Е. А.


Дата проведения по плану

Причины корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

08.03.19

праздник

перенос урока

07.03.19

03.05.19

праздник

перенос урока

30.04.19

10.05.19

праздник

перенос урока

07.05.19