МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД №15»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол _______________ 2021г. Руководитель МО ______ Р.А. Новикова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР А.С. Клочкова _________________2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ - детский сад» №15 ___________ Н.Б.Климова _________________2021г. |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Физика в задачах»
для 11-А класса
на 2021/2022 учебный год
Срок реализации: с 01.09.2021г. до конца учебного год
Учитель: Ягьяева Эльвира Маримовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность регламентируется следующими документами:
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 18.08.2017 № 09-1672;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Рабочая программа внеурочной деятельности для 11-А класса «Физика в задачах» составлена на основе:
- Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / .В. Шаталина.- М.: Просвещение,2017.-81с.
- Программы воспитания СОО (ФГОС) МБОУ СОШ №15 на 2021-2022 учебный год
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Занятия проводятся 1 час в неделю.
Формы занятий:
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
Проектная деятельность;
Участие в научно-исследовательских конференциях;
Разработка проектов к урокам.
Лекции
Беседы
Дискуссии
3. Духовно-нравственное воспитание
4. Эстетическое воспитание
8. Ценности научного познания
1. Гражданское воспитание
4. Эстетическое воспитание
Основные виды деятельности:
Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различной сложности.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.
Решение олимпиадных задач.
Составление таблиц.
Взаимопроверка решенных задач.
Составление тестов для использования на уроках физики.
Составление проектов в электронном виде.
Экскурсии с целью отбора материала для составления задач.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности «Физика в задачах»
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования;
Личностные:
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
выбирать оптимальный путь достижения цели, с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
позитивная динамика личностного развития.
Метапредметные:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщенные способы решения задач;
приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем); формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные:
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических тем, владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергии, выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Содержание программы внеурочной деятельности «Физика в задачах»
1. Электродинамика - 6 ч.
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца.
Суперпозиция электрического и магнитного полей.
Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Энергии магнитного поля.
2.Колебания и волны - 10 ч.
Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы.
Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения
Энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.
Переменный ток. Резонанс напряжений и токов в цепях переменного тока. Векторные
диаграммы.
Механические и электромагнитные волны.
3.Оптика - 11 ч.
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений предметов в тонких линзах, плоских и сферических зеркалах. Прохождение света сквозь призму.
Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и
минимума. Дифракция света. Дифракционная решётка. Дисперсия света.
4.Квантовая физика -7 ч.
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Применение постулатов Бора для расчёта линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами. Волны де Бройля для классической и релятивистской частиц.
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях.
Тематический план с учетом программы воспитания
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Электродинамика | 6 | 8,7 |
2 | Колебания и волны | 10 | 6,8 |
3 | Оптика | 11 | 2,8 |
4 | Квантовая физика | 7 | 3,8 |
| Итого | 34 | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД №15»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол _______________ 2021г. Руководитель МО ______ Р.А. Новикова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР А.С. Клочкова _________________2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ - детский сад» №15 ___________ Н.Б.Климова _________________2021г. |
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности
««Физика в задачах»
для 11-А класса
на 2021/2022 учебный год
Срок реализации: с 01.09.2021г. до конца учебного года
Учитель: Ягьяева Эльвира Маримовна
Календарно-тематическое планирование
№ план | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Примечание |
| V. Электродинамика – 6 ч. Часть 2. | | | |
1 | Магнитное поле. | | | |
2 | Силы Ампера и Лоренца. Решение заданий ЕГЭ | | | |
3 | Суперпозиция электрического и магнитного полей. | | | |
4 | Электромагнитная индукция. | | | |
5 | Движение металлических перемычек в магнитном поле. Решение заданий ЕГЭ | | | |
6 | Самоиндукция. | | | |
| VI. Колебания и волны – 10 ч. | | | |
7 | Механические колебания и волны. | | | |
8 | Кинематика механических колебаний. Решение заданий ЕГЭ | | | |
9 | Динамика механических колебаний. | | | |
10 | Превращение энергии при механических колебаниях. Решение заданий ЕГЭ | | | |
11 | Электромагнитные колебания и волны. | | | |
12 | Превращение энергии в колебательном контуре. Решение заданий ЕГЭ | | | |
13 | Переменный ток. Резонанс напряжений и токов. | | | |
14 | Механические и электромагнитные волны. | | | |
15 | Решение заданий ЕГЭ. | | | |
16 | Решение заданий ЕГЭ. | | | |
| VII. Оптика – 11ч. | | | |
17 | Законы геометрической оптики. | | | |
18 | Законы преломления. Призма. Решение заданий ЕГЭ | | | |
19 | Построение изображений в плоских зеркалах. | | | |
20 | Построение изображений в тонких линзах и сферических зеркалах. Решение заданий ЕГЭ | | | |
21 | Формула тонкой линзы. Решение заданий ЕГЭ | | | |
22 | Волновая оптика. | | | |
23 | Расчёт интерференционной картинки. | | | |
24 | Дифракционная решётка. Решение заданий ЕГЭ | | | |
25 | Дисперсия света. | | | |
26 | Решение заданий ЕГЭ. | | | |
27 | Решение заданий ЕГЭ | | | |
| VIII. Квантовая физика – 7 ч. | | | |
28 | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. | | | |
29 | Применение постулатов Бора. | | | |
30 | Закон радиоактивного распада. Решение заданий ЕГЭ | | | |
31 | Применение законов распада в задачах о ядерных превращениях. | | | |
32 | Ядерные и термоядерные реакции. Решение заданий ЕГЭ | | | |
33 | Энергетический выход ядерных реакций. Решение заданий ЕГЭ | | | |
34 | Итоговое занятие. | | | |