| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Рабочая программа внеурочной деятельности
Направление: спортивно-оздоровительное
Кружок: «В здоровом теле здоровый дух»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Составила студентка Ш-31 группы
Кукса Галина
Ейск, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность. Программа кружка «В здоровом теле здоровый дух» реализует спортивно-оздоровительное направление развития личности младшего школьника во внеурочной деятельности и способствует формированию мотивации сохранение и укрепление здоровья.
Программа разработана на основе авторской программы «Быть здоровым – здорово!» Л. А. Ефросининой.
Актуальность. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Именно школа должна вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, защищать от негативного воздействия социального окружения. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2013 г.).
Цель программы
Формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством развития здоровье-сберегающей и здоровье-формирующей среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
Задачи:
формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровье-сбережения.
Принципы программы:
1. Принцип сознательности – нацеливает школьников на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
2. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умный и навыков.
3. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократный повторений вырабатывается динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения.
4. Принцип непрерывности выражает закономерности построения
педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
5. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-8 лет.
Срок её реализации (общая продолжительность, этапы): программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на 1 учебный год.
На изучение курса «В здоровом теле здоровый дух» во 2 классе – 34 часа.
Формы деятельности:
Викторины;
Конкурсы;
Беседы;
Тесты и анкетирование;
Конкурсы рисунков, плакатов, стен-газет;
Выполнение заданий соревновательного характера;
Круглые столы;
Экскурсии;
Театрализованные представления.
Прогнозируемые результаты
Ученик должен знать:
1. Как учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
2. Как планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
3. Как строить речевые высказывания в устной форме;
Ученик должен уметь:
1. Адекватно воспринимать оценку учителя;
2. Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
3. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
4. Составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
5. Выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
6. Различать «полезные» и «вредные» продукты;
7. Использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
8. Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
9. Заботиться о своем здоровье;
10. Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
11. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
12. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
13. Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты
1. Личностными результатами являются:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- оценивание жизненных ситуаций и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2. Познавательные результатами являются:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;
- выделение существенных признаков и их синтеза.
3. Коммуникативными результатами являются:
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
4. Регулятивными результатами являются:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителей;
- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Форма итогового занятия: Круглый стол «Наши успехи и достижения».
2. Учебно-методический план
№ | Раздел | Общее количество | Теоретический | Практический |
1 | Раздел 1. Тайны здоровья | 4 | 2 | |
| Тема 1.1 Дорога к доброму здоровью | 1 | 1 | |
| Тема 1.2 Азбука здоровья | 1 | 1 | |
| Тема 1.3 Мой внешний вид – залог здоровья. | 1 | 1 | |
| Тема 1.4 Путешествие в страну Зубной щетки. | 1 | 1 | |
2 | Раздел 2. Здоровье в твоих руках | 5 | 4 | 1 |
| Тема 2.1 Здоровая пища для всей семьи | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Тема 2.2 Ушки на макушке. Профилактика ушных болезней | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Тема 2.3 Дидактическая игра «Магазин полезных продуктов» | 1 | | 1 |
| Тема 2.4 Как и чем мы питаемся | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Тема 2.5 Посеешь привычку – пожнешь характер. Профилактика вредных привычек | 1 | 0.5 | 0.5 |
3 | Раздел 3. «Со спортом дружить – здоровым быть» | 5 | 3 | 2 |
| Тема 3.1 Чтоб болезней не бояться – надо спортом заниматься | 1 | | 1 |
| Тема 3.2 Веселые старты «Мама, папа, я – дружная семья» | 1 | | 1 |
| Тема 3.3 Путешествие в страну зимних видов спорта | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Тема 3.4 Мой любимый вид спорта | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Тема 3.5 Закаливание в домашних условиях | 1 | 0.5 | 0.5 |
4 | Раздел 4. Маленькие туристы | 7 | 4 | 3 |
| Тема 4.1 Правила безопасного поведения в походе. | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Тема 4.2 Первая помощь при травмах | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Тема 4.3 Лесная аптека на службе человека | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Тема 4.4 Первая помощь при укусах насекомых | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Тема 4.5 Веселые старты с применением туристского оборудования | 1 | | 1 |
| Тема 4.6 Спортивно-туристическая игра «Школа юного туриста» | 1 | | 1 |
| Тема 4.7 Чем и как можно отравиться. Кукольный театр А. Колобова «Красивые грибы» | 1 | | 1 |
5 | Раздел 5. Прикладные умения и навыки | 3 | 1 | 2 |
| Тема 5.1 Игротека «Я б в спасатели пошёл» | 1 | | 1 |
| Тема 5.2 Все на спорт! | 1 | | 1 |
| Тема 5.3 «Зима, зимушка» | 1 | 1 | |
6 | Раздел 6. Я в школе и дома | 6 | 2 | 4 |
| Тема 6.1 Двигательный режим дня | 1 | 1 | |
| Тема 6.2 Почему устают глаза? | 1 | | 1 |
| Тема 6.3Гигиена позвоночника | 1 | | 1 |
| Тема 6.4 «Я сажусь за уроки» (Переутомление и утомление) | 1 | 1 | |
| Тема 6.5 Умники и умницы Презентация «Как развивать память» | 1 | | 1 |
| Тема 6.7 Шалости и травмы | 1 | | 1 |
7 | Раздел 7. Вот и стали мы на год взрослей | 4 | 2 | 2 |
| Тема 7.1 Первая помощь при отравлении | 1 | 1 | |
| Тема 7.2 Спортивный праздник «Хочу стать здоровым» | 1 | | 1 |
| Тема 7.3 Комплексы физкультурных минуток во время выполнения домашнего задания | 1 | | 1 |
| Тема 7.4 Наши успехи и достижения | 1 | 1 | |
| Итого: | 34 | 15 | 19 |
3. Содержание программы
Раздел 1. «Тайны нашего здоровья» (4 ч)
Тема 1.1. Вводное занятие (1ч)
Знакомство с планом работы кружка «Мы за здоровый образ жизни». Проведение мониторинга «Что для меня значит здоровье».
Тема 1.2. Составляющие ЗОЖ (1ч)
Беседа об основных элементах составляющих ЗОЖ:
-двигательная активность
-рациональное питание
-отказ от вредных привычек
-умение управлять своим здоровьем.
Тема 1.3 Здоровье и здоровый образ жизни (1ч)
Практическая часть: проведение мониторинга «Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся», обработка результатов.
Тема 1.4 Правила личной гигиены (1ч)
Беседа о правилах личной гигиены. Просмотр ролика о гигиене.
Раздел 2. «Здоровье в твоих руках» (5 ч)
Тема 2.1 Спорт-это жизнь (1ч)
Дискуссия по теме «Спорт - это жизнь»
Тема 2.2 Физическая активность и здоровье (1ч)
Спортивная эстафета
Тема 2.3 Здоровье в порядке спасибо зарядке (1ч)
Беседа про полезные привычки в виде спорта. Просмотр презентации «Виды спортивных тренажеров»
Тема 2.4 Влияние неправильной осанки на здоровье (1ч)
Беседа. Просмотр видео.
Тема 2.5 Практическая работа «Определение правильности осанки, наличия плоскостопия» (1ч)
Беседа. Проведение опыта.
Раздел 3. «Со спортом дружить – здоровым быть» (5 ч)
Тема 3.1 Телевидение, видео, компьютерные игры (1ч)
Просмотр кинофильма. Дискуссия.
Тема 3.2 Как избежать зависимость от компьютерных игр? (1ч)
Беседа. Мониторинг «Зависимость от компьютера»
Тема 3.3 Сколько времени можно проводить у компьютера? (1ч)
Беседа. Игра «Да/Нет». Просмотр презентации.
Тема 3.4 Береги зрение смолоду (1ч)
Проведение эксперимента. Дискуссия.
Раздел 4. «Маленькие туристы» (7 ч)
Тема 4.1 Питание необходимое условие для жизни человека (1ч)
Просмотр презентации. Приготовление полезной пищи (салат).
Тема 4.2 Здоровая пища для всей семьи (1ч)
Просмотр ролика. Гость – врач диетолог.
Тема 4.3 Как питались в стародавние времена и питание нашего времени (1ч)
Дискуссия.
Тема 4.5 Секреты здорового питания. Рацион питания (1ч)
Просмотр ролика. Обсуждение.
Тема 4.5 «Витамины – помощники здоровья» (1ч)
Конкурс подделок «Фрукты и овощи – царство витамин»
Тема 4.7 «О чем расскажет упаковка» (1ч)
Беседа. Обсуждение, просмотр презентации.
Раздел 5. Прикладные умения и навыки (3 ч)
Тема 5.1 Режим дня (1ч)
Беседа. Разработка режима своего дня в виде таблицы и рисунков.
Тема 5.2 Правильный настрой на день (1ч)
Просмотр ролика о медитациях, о том, как правильно настроиться на новый день»
Тема 5.3 Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний (1ч)
Просмотр видео. Беседа.
Тема 5.4 Части тела, их функционирование и предназначение (1ч)
Проведение опыта. Презентация.
Тема 5.5 Конференция «Нет вредным привычкам!» (1ч)
Проведение конференции. Беседа.
Раздел 6. Я в школе и дома (6 ч)
Тема 6.1 Я - уникальный (1ч)
Беседа. Тестирование.
Тема 6.2 Выражение чувств (1ч)
Инсценировка сказки. Беседа.
Тема 6.3 Типы эмоций (1ч)
Тренировка мышц лица, беседа.
Тема 6.4 Как настроение? (1ч)
Беседа с психологом.
Раздел 7. Вот и стали мы на год взрослей (4 ч)
Тема 7.1 Зачем нужны друзья (1ч)
Беседа. Разбор ситуаций.
Тема 7.2 Взаимодействие людей (1ч)
Соревнования «Вместе - мы сила»
Тема 7.3 Правила поведения в школе (1ч)
Составление памятки «Правила поведения в школе». Беседа.
Тема 7.4 Правила взаимоотношения со взрослыми (1ч)
Беседа. Просмотр поучительного ролика.
Тема 7.5. Итоговое занятие «Наши успехи и достижения»
Круглый стол «Наши успехи и достижения». Подведение итогов.
Методическое обеспечение программы
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- колонки.
Спортивное оборудование:
- скакалки;
- мячи;
- скамейки;
- канат.
Дидактический материал:
- карточки с тестированием.
Список литературы
Литература для обучающихся:
1. В.И. Малов «Детская энциклопедия «Я познаю мир. Спорт»» ООО Фирма «Издательство АСТ» 2021 г.
2. Иллюстрированная Мировая История «Греки» Москва «Росмен» 2020 г.
3. Школьная энциклопедия «Древний мир» Смоленск «Русич» 2022 г.
4. «Здоровье народа - богатство страны» Москва «Советская Россия» 2020 г.
5 Г.П. Малахов «Основы здоровья» Ростов «Феникс» 2019 г.
6. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи» Москва «Физкультура и спорт» 2018 г.
7.А.Д. Степанов, Д.А. Изуткин «Критерии здорового образа жизни»
Литература для педагога:
1.«Руководство для среднего медицинского персонала школ», Москва, издательство «Медицина» 2022 г.
2.«Справочник практического врача», Москва, издательский дом «Рипол классик» 2020 г.
3.Справочник фельдшера, Москва, «Эксли пресс» 2020 г.
4.Расти здоровым; Москва Физкультура и спорт 2021 г.
5.Ю.П. Лисицын, И.В. Полунина «Здоровый образ жизни ребенка» Москва 2013 г.
6.Профилактика и лечение гриппа. Р.И. Карпухин, Ленинград, Медицина, Ленинградское отделение 2016 г.
7.Л.А. Лещинский «Берегите здоровье» Москва «Физкультура и спорт» 2019г.
8.Г.И.Куценко, Ю.В Новиков «Книга о здоровом образе жизни» – Санкт Петербург 2018 г.
9.«Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы» Кишинев 2020 г.
10.https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2018/11/18/rabochaya-programma-po-kursu-vneurochnoy-0