Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00793762;ОГРН 1159102010253; ИНН /КПП9109008822/910901001
ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571
тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН 9109008822
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начального образования Руководитель МО ____________ З.А. Ибраимова Протокол №____ от _____2018г. | | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР ____________А.К. Гафарова _________2018г. | | УТВЕРЖДЕНО приказом № ______-о от 31.08.2018г. Директор школы ___________Н.Б.Федорченко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
клуб «Здоровье»
для 1- 4 классов
Составил учитель: Кощиенко Анна Николаевна
с. Доброе 2018г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Здоровье» составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Положением об организации внеурочной деятельности МБОУ «Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского», примерной рабочей программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» автор-составитель :учитель начальных классов Простоквашина Е.Н. МОУ»Уметская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.С.Плешакова» 2011 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Формировать первоначальные представления о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
Овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье» состоит из 7 разделов:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье» состоит из четырёх частей:
1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
формы проведения занятия и виды деятельности | тематика |
игры | Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим “Я б в спасатели пошел” «Остров здоровья» «Состояние экологии и её влияние на организм человека» |
беседы | Полезные и вредные продукты Гигиена правильной осанки Мой внешний вид –залог здоровья Как питались в стародавние времена и питание нашего времени Мода и школьные будни Как защититься от простуды и гриппа |
круглые столы | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений |
просмотр тематических видеофильмов | «Как сохранить и укрепить зрение» «Быстрое развитие памяти» «Человек» «Мышление и мы» Клещевой энцефалит Вредные и полезные растения. |
экскурсии | «Сезонные изменения и как их принимает человек» «Природа – источник здоровья» «У природы нет плохой погоды» |
спортивные мероприятия | «Дальше, быстрее, выше» «Хочу остаться здоровым» «За здоровый образ жизни» |
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок | В здоровом теле здоровый дух «Моё настроение» Вредные и полезные растения. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка» «Продукты для здоровья» «Мы за здоровый образ жизни» «Нет курению!» Выпуск плакатов «Продукты для здоровья» |
решение ситуационных задач | Культура питания. Этикет. Лесная аптека на службе человека Вредные привычки |
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов 1 класс | Кол-во часов 2 класс | Кол-во часов 3 класс | Кол-во часов 4 класс |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 4 | 4 | 4 |
II | Питание и здоровье | 5 | 5 | 5 | 5 |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 7 | 7 | 7 |
IV | Я в школе и дома | 6 | 6 | 6 | 6 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 4 | 4 | 4 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | 4 | 4 | 4 |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 4 | 4 | 4 |
| Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 |
1 класс
«Первые шаги к здоровью»
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 |
1.1 | Дорога к доброму здоровью | 1 |
1.2 | Здоровье в порядке- спасибо зарядке | 1 |
1.3 | В гостях у Мойдодыра Мультипликационный фильм К. Чуковский «Мойдодыр» | 1 |
1.4 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | 1 |
II | Питание и здоровье | 5 |
2.1 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 1 |
2.2 | Культура питания Приглашаем к чаю | 1 |
2.3 | Ю.Тувим «Овощи» (умеем ли мы правильно питаться) | 1 |
2.4 | Как и чем мы питаемся | |
2.5 | Красный, жёлтый, зелёный | 1 |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 |
3.1 | Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим | 1 |
3.2 | Полезные и вредные продукты. | 1 |
3.3 | Подвижные игры на свежем воздухе | 1 |
3.4 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 1 |
3.5 | Как обезопасить свою жизнь | 1 |
3.6 | Эстафеты «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» | 1 |
3.7 | В здоровом теле здоровый дух | 1 |
IV | Я в школе и дома | 6 |
4.1 | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 |
4.2 | Зрение – это сила | 1 |
4.3 | Осанка – это красиво | 1 |
4.4 | Подвижные игры «Весёлые переменки» | 1 |
4.5 | Здоровье и домашние задания | 1 |
4.6 | Подвижные игры «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим» | 1 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 |
5.1 | “Хочу остаться здоровым”. | 1 |
5.2 | Вкусные и полезные вкусности | 1 |
5.3 | Спортивные игры «Как хорошо здоровым быть» | 1 |
5.4 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | 1 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 |
6.1 | Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» | 1 |
6.2 | Вредные и полезные привычки | 1 |
6.3 | “Я б в спасатели пошел” | 1 |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 |
7.1 | Опасности летом (просмотр видео фильма) | 1 |
7.2 | Первая доврачебная помощь | 1 |
7.3 | Вредные и полезные растения. | 1 |
7.4 | Чему мы научились за год. | 1 |
| Итого: | 33 |
2 класс
«Если хочешь быть здоров»
Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Категория слушателей: обучающиеся 2 класса
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю(34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 |
1.1 | Что мы знаем о ЗОЖ | 1 |
1.2 | По стране Здоровейке | 1 |
1.3 | В гостях у Мойдодыра | 1 |
1.4 | Я хозяин своего здоровья | 1 |
II | Питание и здоровье | 5 |
2.1 | Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. | 1 |
2.2 | Культура питания. Этикет. | 1 |
2.3 | Просмотр фильмов о правильном питании | 1 |
2.4 | «Что даёт нам море» | |
2.5 | Светофор здорового питания | 1 |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 |
3.1 | Сон и его значение для здоровья человека | 1 |
3.2 | Закаливание в домашних условиях | 1 |
3.3 | Подвижные игры «Будьте здоровы» | 1 |
3.4 | Иммунитет | 1 |
3.5 | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 |
3.6 | Спорт в жизни ребёнка. | 1 |
3.7 | Слагаемые здоровья | 1 |
IV | Я в школе и дома | 6 |
4.1 | Я и мои одноклассники | 1 |
4.2 | Почему устают глаза? | 1 |
4.3 | Гигиена позвоночника. Сколиоз | 1 |
4.4 | Шалости и травмы | 1 |
4.5 | «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление | 1 |
4.6 | Умники и умницы | 1 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 |
5.1 | С. Преображенский «Огородники» | 1 |
5.2 | Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков) | 1 |
5.3 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 |
6.1 | Мир эмоций и чувств. | 1 |
6.2 | Вредные привычки | 1 |
6.3 | Спортивные игры | 1 |
6.4 | В мире интересного | 1 |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 |
7.1 | Я и опасность. | 1 |
7.2 | Чем и как можно отравиться. | 1 |
7.3 | Первая помощь при отравлении | 1 |
7.4 | Наши успехи и достижения | 1 |
| Итого: | 34 |
3 класс
«По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
Категория слушателей: обучающиеся 3 классов(34 часа).
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 |
1.1 | «Здоровый образ жизни, что это?» | 1 |
1.2 | Личная гигиена | 1 |
1.3 | В гостях у Мойдодыра | 1 |
1.4 | «Остров здоровья» | 1 |
II | Питание и здоровье | 5 |
2.1 | Игра «Смак» | 1 |
2.2 | Правильное питание –залог физического и психологического здоровья | 1 |
2.3 | Вредные микробы | 1 |
2.4 | Что такое здоровая пища и как её приготовить | |
2.5 | «Чудесный сундучок» | 1 |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 |
3.1 | Труд и здоровье | 1 |
3.2 | Наш мозг и его волшебные действия | 1 |
3.3 | Подвижные игры «Хочу остаться здоровым» | 1 |
3.4 | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. | 1 |
3.5 | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 |
3.6 | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 1 |
3.7 | «Моё здоровье в моих руках» | 1 |
IV | Я в школе и дома | 6 |
4.1 | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 |
4.2 | Подвижные игры | 1 |
4.3 | Спортивные игры | 1 |
4.4 | «Бесценный дар- зрение». | 1 |
4.5 | Гигиена правильной осанки | 1 |
4.6 | «Спасатели , вперёд!» | 1 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 |
5.1 | Подвижные игры | 1 |
5.2 | Движение это жизнь | 1 |
5.3 | Эстафеты «Дальше, быстрее, выше» | 1 |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 |
6.1 | Мир моих увлечений | 1 |
6.2 | Вредные привычки и их профилактика | 1 |
6.3 | Добро лучше , чем зло, зависть, жадность. | 1 |
6.4 | В мире интересного. | 1 |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 |
7.1 | Я и опасность. | 1 |
7.2 | Лесная аптека на службе человека | 1 |
7.3 | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 |
7.4 | Чему мы научились и чего достигли | 1 |
| Итого: | 34 |
4 класс
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»
Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Категория слушателей: обучающиеся 4 класса
Срок обучения: 1год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 |
1.1 | Мир движений. «Игра белок», «Разведчики». ИТБ-083-2017 во время занятий подвижными играми. | 1 |
1.2 | Красивая осанка. «Хвостики». «Паровоз» | 1 |
1.3 | Учись быстроте и ловкости. «Прыжки», «Кто быстрее?». | 1 |
1.4 | Сила нужна каждому. «Кто сильнее?» . | 1 |
II | Питание и здоровье | 5 |
2.1 | Питание необходимое условие для жизни человека. Эстафеты . | 1 |
2.2 | Здоровая пища для всей семьи. «Весёлая скакалка» | 1 |
2.3 | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. Игра «Выбивало» | 1 |
2.4 | Секреты здорового питания. Рацион питания. Игра «Гуси и волки» | 1 |
2.5 | Веселые старты «Богатырская силушка» | 1 |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 |
3.1 | Домашняя аптечка | 1 |
3.2 | «Мы за здоровый образ жизни» | 1 |
3.3 | Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» | 1 |
3.4 | «Береги зрение с молоду». | 1 |
3.5 | Как избежать искривления позвоночника | 1 |
3.6 | Отдых для здоровья | 1 |
3.7 | Умеем ли мы отвечать за своё здоровье | 1 |
IV | Я в школе и дома | 6 |
4.1 | «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» | 1 |
4.2 | Спортивные игры | 1 |
4.3 | Подвижные игры | 1 |
4.4 | Что такое дружба? Как дружить в школе? | 1 |
4.5 | Мода и школьные будни | 1 |
4.6 | Делу время , потехе час. | 1 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 |
5.1 | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | 1 |
5.2 | Эстафеты «За здоровый образ жизни» | 1 |
5.3 | Подвижные игры | 1 |
5.4 | Спортивные игры | 1 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 |
6.1 | Размышление о жизненном опыте | 1 |
6.2 | Вредные привычки и их профилактика | 1 |
6.3 | Школа и моё настроение | 1 |
6.4 | В мире интересного. | 1 |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 |
7.1 | Я и опасность. | 1 |
7.2 | Игра «Мой горизонт» | 1 |
7.3 | Гордо реет флаг здоровья | 1 |
7.4 | «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» | 1 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
план | факт |
| Введение «Вот мы и в школе». | 4 |
-
| 07.09 | | Что мы знаем о ЗОЖ | 1 |
-
| 14.09 | | По стране Здоровейке | 1 |
-
| 21.09 | | В гостях у Мойдодыра | 1 |
-
| 28.09 | | Я хозяин своего здоровья | 1 |
| Питание и здоровье | 5 |
-
| 05.10 | | Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. | 1 |
-
| 12.10 | | Культура питания. Этикет. | 1 |
-
| 19.10 | | Просмотр фильмов о правильном питании | 1 |
-
| 26.10 | | «Что даёт нам море» | |
-
| 09.11 | | Светофор здорового питания | 1 |
| Моё здоровье в моих руках | 7 |
-
| 16.11 | | Сон и его значение для здоровья человека | 1 |
-
| 23.11 | | Закаливание в домашних условиях | 1 |
-
| 30.11 | | Подвижные игры «Будьте здоровы» | 1 |
-
| 07.12 | | Иммунитет | 1 |
-
| 14.12 | | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 |
-
| 21.12 | | Спорт в жизни ребёнка. | 1 |
-
| 28.12 | | Слагаемые здоровья | 1 |
| Я в школе и дома | 6 |
-
| 11.01 | | Я и мои одноклассники | 1 |
-
| 18.01 | | Почему устают глаза? | 1 |
-
| 25.01 | | Гигиена позвоночника. Сколиоз | 1 |
-
| 01.02 | | Шалости и травмы | 1 |
-
| 08.02 | | «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление | 1 |
-
| 15.02 | | Умники и умницы | 1 |
| Чтоб забыть про докторов | 4 |
-
| 22.02 | | С. Преображенский «Огородники» | 1 |
-
| 01.03 | | Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков) | 1 |
-
| 15.03 | | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 |
-
| 22.03 | | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 |
| Я и моё ближайшее окружение | 4 |
-
| 05.04 | | Мир эмоций и чувств. | 1 |
-
| 12.04 | | Вредные привычки | 1 |
-
| 19.04 | | Спортивные игры | 1 |
-
| 26.04 | | В мире интересного | 1 |
| «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 |
-
| 03.05 | | Я и опасность. | 1 |
-
| 10.05 | | Чем и как можно отравиться. | 1 |
-
| 17.05 | | Первая помощь при отравлении | 1 |
-
| 24.05 | | Наши успехи и достижения | 1 |
| | | | 34ч. |